Структура информационно-дидактической поддержки учебного модуля.
методическая разработка на тему

Огурцова Анна Львовна

Данный материал сопровождает презентацию "Модульная технология планирования учебной темы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура информационно-дидактической поддержки учебного модуля

Разделы

Содержание разделов

Планирование

Набор технологических карт темы с целеполаганиями для учителя и ученика. Набор информационных карт уроков.

Диагностика

Набор диагностических срезовых работ (входной уровень обученности и обучаемости, результативность обучения по теме, промежуточная диагностика, диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков обучающихся и др.)

Картотека заданий для ученика

Картотека форм и видов учебной работы по теме, систематизированная по параметрам учебного успеха ученика (для обеспечения возможности дифференциации и индивидуализации учебного процесса, построения программ развития ученика средствами учебного предмета)

Тексты и медиа-сопровождение темы

Учебники, научно-популярная литература, компьютерные презентации, учебные и познавательные компьютерные программы, сайты, видеофайлы, документальные и учебные фильмы и т. д.

Практикумы, проекты и внеурочная деятельность по предмету

Примерные темы учебных проектов с алгоритмами для разных уровней  обучения и списками литературы, сайтов.

Информационные карты практических, лабораторных работ.

Тематика и разработки экскурсионной поддержки темы.

Викторины, игры, задания для предметных декад по теме

Такая папка-модуль позволяет сохранять и накапливать материал, одновременно систематизируя его. Ежегодная работа по подготовке кабинета к новому учебному году будет проходить по единому алгоритму, ведь модульная организация информационно-методического материала будет "вести учителя" по управленческому циклу – просматривая свои модули, учитель еще раз оценит оснащение, отталкиваясь от поставленных целей.

В итоге алгоритм действий учителя при модульной технологии планирования учебной темы выглядит так:

  1. проектирование цели для учащихся исходя из стандартов и особенностей контингента;
  2. составление или подбор вариантов окончательной диагностики в соответствии с целями;
  3. проектирование своих целей как управленческих – в форме триединой цели исходя из структуры окончательной диагностики;
  4. создание (или отбор) и структурирование объема содержания, который обеспечит достижение целей ученика и учителя;
  5. выстраивание логики изучения темы, коррекция количества часов и определение места и времени промежуточной диагностики;
  6. поурочное планирование учебной деятельности обучающихся (информационная карта урока для ученика), планирование своей деятельности – как руководство учебной деятельностью обучающихся (информационная карта урока для учителя).

Формулировка целей для учащихся по уровням обучаемости на примере учебной темы "Клетка как система органоидов"

Целеполагание для ученика

Уровни обучаемости

 I (репродуктивный)

II (прикладной)

III (творческий)

Знать названия и функции органоидов клеток

Знать названия и функции 14 органоидов клеток

Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части

Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы

Уметь различать растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов

Уметь по составу органоидов отличить клетки разных типов

Уметь определить тип клетки по составу органоидов

Уметь "сконструировать" заданный тип клетки

Знать сущность клеточной теории

Перечислить положения клеточной теории, ее авторов

Уметь привести примеры к положениям клеточной теории

Уметь сделать выводы, обобщения из положений клеточной теории

Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики

Знать правила работы с мик роскопом, уметь приготовить и /или рассмотреть препарат

Знать области применения основных методов цитологии

Уметь построить алгоритм исследования клетки в соответствии с конкретной задачей

(данный пример взят из материалов издательского дома «1 сентября» в качестве образца)

Информационная карта урока для учителя

Модуль (тема):

Тема урока:

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, уметь после прохождения темы):

1.

2.

3.

Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т. д.):

1. Предметные цели.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Опорные понятия, термины:

Новые понятия, термины:

Домашнее задание:

Информационная карта урока для учителя
(на обороте)

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Дидактическое обеспечение

1. Организационный момент (тема, содержание урока, план).

2.

3.

4.

5. Подведение итогов урока

 

 

Когда учитель создаст набор технологических карт всех модулей своего курса и обеспечит каждый модуль информационными картами уроков, ему останется систематизировать весь свой дидактический материал – самостоятельные работы, практические работы, видеофрагменты, диагностические и развивающие задания и др. – в папки-модули. Практика показывает, что такая организация дидактического материала существенно экономит время на подготовку к урокам, обновление учебного процесса, анализ собственной деятельности. Структура информационно-дидактической поддержки учебного модуля представлена ниже.

ПРИМЕР

Учитель как субъект образовательной деятельности – управленец, поэтому формулировка собственных целей должна производиться в терминах управленческой деятельности, например:

  1. организовать обобщение знаний предыдущих курсов о разных типах клеток;
  2. научить учащихся различать клетки по их составу;
  3. организовать конкурс рефератов по теме "Значение цитологических исследований в науке и медицине";
  4. организовать работу учащихся по отработке навыков сравнения объектов при изучении органоидов разных типов клеток.

С позиции требований к управленческой деятельности эти цели поставлены операционно – учитель "видит", что надо сделать, чтобы реализовать такие цели, например:

  1. выбрать или создать заново тест, по результатам которого учитель узнает, что ученики помнят о клетке из предыдущих курсов биологии;
  2. подобрать формы заданий для самостоятельной работы на уроке и дома, требующих активного владения навыками сравнения объектов, и т. д.

Сформулированные выше цели диагностичны: успешность их достижения можно легко оценить по результатам тестирования, конкурса рефератов, специальной диагностической работы с вопросами "на сравнение".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура курса и планирование по модулям. 10 класс. Геометрия.

Структура курса и планирование по модулям....

Структура курса и планирование по модулям. 11 класс. Геометрия.

Структура курса и планирование по модулям....

Структура курса и планирование по модулям. 10 класс. Геометрия.

Структура курса и планирование по модулям....

Структура курса и планирование по модулям. Алгебра 7 класс.

Структура курса и планирование по модулям....

Структура курса и планирование по модулям. 8 класс. Геометрия.

Структура курса и планирование по модулям....