Использование ИКТ в образовательном процессе.
план-конспект по теме

Бурдель Татьяна Михайловна

Материал для проведения семинаров, педсоветов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_obrazovatelnom_processe.docx305.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в образовательном процессе.

Выступление зам. директора по учебно- воспитательной работе МБОУ Красногорской СОШ №2 Бурдель Татьяны Михайловны на районном семинаре заместителей директоров  по УВР .(январь 2012г.)

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества- информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

В настоящее время существует два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть « интеллектуального багажа» современного человека.  При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые даёт школа подрастающему поколению.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

 В зависимости от дидактических целей и специфики учебного предмета можно выделить такие виды компьютерных программ.

Виды компьютерных программ.

  1. Учебные
  2. Тренажёры
  3. Контролирующие
  4. Демонстрационные
  5. Иммитационные
  6. Справочно-информационные
  7. Мультимедиа-учебники

Учебные программы – ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвлённой программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

Программы – тренажёры – предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков. А также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

Контролирующие программы- предназначенные для контроля определённого уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме.

Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных  наглядных пособий. Их разновидностью можно считать  географические  интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и накладывать друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые  для творческой работы учащихся.

Информационно – справочные  программы предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

Мультимедиа- учебники- комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов  перечисленных программ.

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

Какие  же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности  доступа  к большим массивам ранее недоступной современной свежей информации. При этом значительная часть значительная часть наглядных демонстрационных пособий можно хранить в цифровом варианте и при необходимости выводить на большой экран.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и др.

Среди сложностей применения компьютерных технологий можно выделить такие: диспропорции в соотношении объёма получаемой и усвояемой информации, трудности ориентирования в информационном потоке; необходимость индивидуализации и дифференциации обучения; несопоставимость человеческого и компьютерного мышления; определение путей сочетания с традиционными технологиями обучения и т.д.

Разнообразие функций мультимедиа – учебника  позволяет применять его в практике школы па разным направлениям. (см. схему)

Как видно из представленной схемы, возможности применения мультимедиа – учебников велики, но методика их использования пока недостаточно разработана.

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.  (Приложение. Презентация)

Список литературы

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  5. Полад Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Презентацию можно использовать для проведения педсовета....

«Использование ИКТ в образовательном процессе»

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет ин...

Выступление на тему: "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, ...

Использование ИКТ в образовательном процессе

Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ в образовательном процессе" содержит полезные для учителей советы и ссылки на Интернет-ресурсы....

Презентация : " Использование ЭОР в образовательном процессе"

Данная презентация  была подготовлена к выступлению на школьном семинаре....

Использование ЭОР в образовательном процессе

Выступление по теме "Использование ЭОР в образовательном процессе"...