Программа воспитательной работы "Подросток"
материал по теме

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_podrostok.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       «Утверждаю»

                                                                     Директор школы:                       Фадеев А.И.

                                                                                   «___»  ________________  201  г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алферьевская основная общеобразовательная школа

Программа воспитательной работы

« ПОДРОСТОК»

(на 2010 – 2015 годы)

Программа воспитательной работы «Подросток»

Пояснительная записка:

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.

Школа - важнейший фактор воспитания, самый сензитивный. 

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны. Проблема, несомненно, заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли своей, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Поэтому приоритетным направлением программы «Подросток» является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Современная социально-экономическая реальность, связанная со сменой традиционных устоев в обществе, девальвация духовных ценностей, отсутствие единой государственной идеологии в рамках страны объективно ослабили связи между формирующейся личностью молодого человека и его Родиной,  способствовали возникновению негативных тенденций.

 Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё.

Еще одним из направлений программы является пропаганда здорового образа жизни. Очень важно донести до каждого учащегося последствия вредных привычек. Особое внимание уделяется профилактике правонарушений, наркомании, алкоголя и табакокурения, предупреждение экстремистских настроений среди молодёжи. Ни для кого не секрет, что в современном обществе всё острее встаёт вопрос межнациональных отношений. Особенно остро на него реагируют подростки в силу своих психологических особенностей, социальной и эмоциональной незрелости. Этим же объясняется и наибольшее вовлечение учащихся в неформальные движения и группировки. Детей привлекают, как правило, красивыми атрибутами, многообещающими лозунгами. В таких организациях происходит подмена истинной демократии анархическими идеями, которая очень по душе подросткам.  

Большое внимание уделяется работе с проблемными детьми:

«Самое главное – трезво оценивая факты, воспитатель должен уметь любого в любом случае целиком простить. Все понимать – это все прощать. Воспитатель, который вынужден брюзжать, ворчать, кричать, отчитывать, угрожать, карать, должен в душе, для самого себя, снисходительно отнестись к любому поступку, упущению и вине. Познать его, знать, и, несмотря на это, продолжать любить. Он – воспитатель.»

Я.Корчак.

1. Изучение проблемных детей:

- выявить всех проблемных детей, начиная с  1-го класса, и завести на них тетрадь;

- путем   систематических   наблюдений   за   детьми,   изучения результатов    их    деятельности    установить    характер    их педагогической запущенности;

- путем      наблюдения,      социометрических      измерений      и анкетирования  установить  положение  ученика  в   классном коллективе, характер взаимоотношений с ним, наметить пути и способы улучшений;

- изучить    интересы    и    склонности,    способности   ученика, возможные    включения    его    во    внеурочную    кружковую, общественно полезную деятельность;

- установить, входит ли «трудный» в другие группы, компании и объединения;

направленность этих групп, характер их влияния на ученика;

- изучение положения ребенка в семье.

2. Организация педагогической помощи:

- вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;

- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;

- установить и поддерживать систематические, доброжелательные  отношения   и   контакты   с   родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;

- вести  систематический учет особо  сложных и неблагополучных семей, учащихся школы, проводимой с ними работы и ее результатов.

3. Организация медицинской помощи:

- вести   индивидуальные   беседы   по   правилам   гигиены   с проблемными детьми;

- организация медицинской помощи.

4. Организация свободного времени проблемных детей.

- всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей вовлечь в работу кружков;

- привлекать проблемных детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней. Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам, развивать и стимулировать их;

- в начальных классах на уроках чтения проводить работу по правовому обучению;

- в 5 - 9-х классах правовое просвещение и воспитание проводить на уроках географии, литературы, обществоведения, истории, на классных часах;

- вести тесную взаимосвязь в работе с проблемными детьми РОВД;

- оставить на внутришкольном учете и вести индивидуальную работу с ребятами и их родителями;

- проводить беседы по классам по правовому воспитанию.

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Правовой базой для составления программы являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 30.06.2007 №120 – ФЗ);
  3. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» (в ред. ФЗ от 08.11.2007 №258 – ФЗ);
  4. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы”;
  5. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
  6. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
  7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13.01.2001г, 7.07.2003г, 29.06, 22.08, 29.12.2004г, 22.04.2005г, 5.01.2006г, 22.07, 1.12.2007г.)
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №148 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
  9. Закон Московской области «О профилактике наркомании и таксикомании на территории Московской области»

Цель программы: создание условий для воспитания настоящего, духовно-богатого, социально-активного гражданина своей Родины, формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам, формирование толерантного отношения к окружающим.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. расширение представлений об истории малой Родины, России;
  2. воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;
  3. развитие творческих способностей детей; создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  4. сохранение и укрепление здоровья школьников;
  5. вовлечение большого количества учащихся в спортивные кружки, секции, творческие объединения и клубы, общественную работу, благотворительность с целью отвлечения от неформальных объединений;
  6. объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  7. сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;
  8. Формирование представления об опасности наркотизации для физического и социального здоровья человека;
  9. Развивать у детей и подростков умение оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты, формировать представление о личной ответственности за своё поведение;
  10. Развитие у учащихся толерантного сознания, формирование спокойного отношения к людям другой национальности;
  11. Развитие способностей предупреждения конфликтов ненасильственными методами

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности.

Работа по программе строится в следующих направлениях:

  1. Патриотическое воспитание;
  2. Профилактика правонарушений, наркомании, алкоголя и табакокурения;
  3. Работа с проблемными детьми;
  4. Профилактика экстремистских настроений молодёжи;
  5. Профилактика предупреждения детского дорожно -  транспортного травматизма.

Условия реализации программы:

  1. создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и советом школы;
  2. совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и городским краеведческим музеями, органами внутренних дел, администрацией сельского округа, СДК, сельской библиотекой, органами здравоохранения. 

Пути реализации программы:

1. Семинары с классными руководителями.

2.Выявление и уточнение списков «трудных» учащихся.

3. Анкетирование и тестирование среди учащихся

4.Проведение бесед с учащимися. Проведение классных часов (на темы: ПДД, противопожарной безопасности, гражданско-патриотического воспитания, профилактике правонарушений, наркомании, алкоголя, табакокурения, толератности, профилактики экстремизма).

5.Конкурсы рисунков, плакатов

6. Привлечение уч-ся в кружки и секции.

7.Организация дежурства по школе.

8.Организация спортивных мероприятий.

9. Организация вечеров отдыха для детей в вечернее время.

10.Участие в районных соревнованиях.

11. Организация мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.

12. Проведение встреч с работниками ОВД, ГИБДД.

13. Посещение семей «трудных» учащихся.

14. Привлечение детей из группы «риска» и «трудных» детей в кружки и секции.

15. Организация     свободного     времени проблемных детей.

16. Индивидуальные беседы с учащимися.

17. Проведение тематических родительских собраний.

Прогнозируемые результаты :

  1. приобщение к истории своей семьи, школы, города;
  2. воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
  3. испытание чувства гордости за свою страну;
  4. знание экологических проблем города, области, способов выхода из них;
  5. приобщение к исследовательской деятельности;
  6. проявление уважительного отношения к страшим;
  7. способность воспринимать людей такими, какие они есть;
  8. недопустимость экстремистских настроений, так как они приведут к терроризму, локальным войнам и в результате к расколу общества, противостояние в котором может погубить всю цивилизацию в целом;
  9. понимание красоты и мудрости национальных обрядов, основанное на изучении культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов;
  10. приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
  11. формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  12. расширение кругозора;
  13. владение методами самовоспитания, самоконтроля;
  14. повышения интеллектуального уровня;
  15. проявление самостоятельной творческой активности;
  16. устойчивые положительные результаты обучения;
  17. повышение уровня социальной комфортности в коллективе;
  18. активное участие родителей в жизни класса, школы; 
  19. повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.            

                                       

                                          Принята

                         протокол  №                  от «___» ______________ 201  г.

                                                     

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

программа воспитательного процесса "Граф Этикет"

Этикет- это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания. Человек с хорошим вкусом всегда ст...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

Программа воспитательной деятельности "Росток"

Программа рссчитана на 3 года (7 - 9 классы)....

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...