Программа работы школьного самоуправления
материал по теме

Попова Людмила Викторовна

Программа школьного самоуправления рассчитана на 6 секторов по 5 человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoupravleniya.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Слободо – Туринский муниципальный отдел управления образованием

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ермаковская основная общеобразовательная школа

Составила:

Попова Л.В.

д. Ермакова, 2011

Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. Именно в таком контексте представляется возможность понять сущность самоуправления, в том числе как феномена школьной действительности.

В режиме самоуправления взаимодействует общность людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные событийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности.

Жизнь школы, развивающей собственную гуманистическую воспитательную систему, насыщена различного рода событиями. Однако часто в них не происходит событие детей друг с другом, детей и взрослых, либо взрослые привыкли руководить и управлять детьми, их деятельностью, устраивать для них с их участием «мероприятия».

Для того, чтобы в событии разворачивалось событие детей, их личностное развитие, мы представили детям возможность самоуправления собственной самостоятельной и совместной деятельностью.

Настоящий подход к проблеме школьного детского самоуправления предполагает принятие педагогическим сообществом следующих его оснований.

  1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
  2. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Общественная жизнь школы, но и разнообразная клубная, кружковая деятельность школьников, взаимодействие  детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.
  3. Школьное  самоуправление – не специальная детская деятельность «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков
  4. Детское самоуправление как сеть демократических, событийных отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных событий (КТД на уровне класса, временной творческой группы, школы).
  5. Возникновение системы внутришкольного самоуправления – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического  сообществ по определению элементов системы, связей между элементами, качеств системы как целого, ее взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему детского самоуправления, ее можно лишь «выращивать».
  6. В ситуациях самоуправления детей педагоги не могут регламентировать межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции, - профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

Самоуправление направлено на руководство: разработку, принятие и осуществление решений, их анализ. Это своего рода самодеятельность в осуществлении власти, руководства. Именно от этой деятельности хочется больше всего творчества, учета всех интересов детей, всевозможных факторов детей, влияющих на формирование личности.

Самоуправление выполняет определенные функции:

  1. обеспечение нормальной работы всех секторов, оптимальное решение задач с учетом интересов учащихся и учителей;
  2. подготовка к выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, то есть приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Ученическое самоуправление – это:

  1. форма организованной жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельность принятий и реализации решений для достижения общественно-значимых целей;
  2. организация деятельности школьного актива;
  3. управление, которое осуществляется группой лиц, выбранных учениками.
  4. группа детей, которые выполняют определенные обязанности по управлению ученическим коллективом. Эти обязанности определяются самими детьми при сотрудничестве с взрослыми.
  5. Способ организации жизнедеятельности детей и взрослых с максимальным учетом интересов учащихся и условий данного учреждения;
  6. Активный поиск проблем коллектива и их разрешение самими учащимися;
  7. Организация интересной школьной жизни при минимальном вмешательстве взрослых;
  8. Возможность для детей, применяя свои знания и умения, управлять собственной деятельностью самостоятельно;
  9. Хорошо спланированная организованная деятельность учащихся при помощи взрослого руководства;
  10. Подготовка ребенка к взрослой жизни;
  11. Коллективное решение тех или иных проблем совместно с администрацией школы;
  12. Способность и желание учеников выявлять проблемы ими и пытаться их решить.

Содержательное основание

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. Воспитательная система школы должна учитывать свою главную цель - идеал личности, способной принимают решения в ситуациях морального выбора, и нести ответственность за эти решения, прежде всего перед собой. Школьное самоуправление должно создать условия для самоуправления человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Под руководством опытных педагогов, дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности-человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир.

Наше самоуправление – это добровольное, самодеятельное самоуправляемое объединение детей и взрослых созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения ученического самоуправления и других формирований школы строится на партнерских началах на основе договора или согласия.

Главная цель работы «Школьного государства» - создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.

«Школьное государство» ставит перед собой выполнение следующих задач:

  1. воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания;
  2. развитие творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел;
  3. ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
  4. организация и проведение коллективных и индивидуальных творческих дел;
  5. развитие самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе через органы самоуправления.

Решению поставленных задач «Школьного государства» призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

  1. познавательное – развитие познавательных интересов через интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады, тематические вечера, различные игры (КВН и т.д.), конференции, диспуты, встречи с интересными людьми;
  2. ценностно-ориентационное, социально-правовое – усвоение нравственных норм жизни людей через знакомство учащихся с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся, знакомство с нормами поведения в школе и внутреннем распорядке, разработка законов и заповедей для жителей «Школьного государства»;
  3. трудовое – воспитание труженика-созидателя, забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство, организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни;
  4. художественно-эстетическое – воспитание носителя культуры творческой активности у детей, через выставки, фестивали, встречи, праздники, конкурсы;
  5. спортивно-оздоровительное – создание условий для физического развития, здорового образа жизни; данное направление всегда привлекает внимание учащихся, если оно отвечает потребностям физического развития и интересам детей;
  6. патриотическое – развитие активной, гражданской позиции, уважение к старшему поколению, патриотизм. Бережное отношение к национальным традициям.

Структура «Школьного государства» и организация ее работы

Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе.

Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость коллектива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.

Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы коллектива.

«Школьное государство» состоит из шести секторов самоуправления:

  1. Сектор культуры и досуга;
  2. Сектор науки и образования;
  3. Сектор заботы;
  4. Сектор здравоохранения и спорта;
  5. Сектор СМИ;
  6. Сектор труда и правопорядка.

Во главе Секторов «Школьного государства» стоит Президент.

         Основной задачей органов самоуправления является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу в получении каждым учащимся основного общего образования, глубоким освоении школьниками основ наук и приобретении ими трудовых навыков для дальнейшей жизни.

         Органы самоуправления принимают активное участие в организации трудового воспитания и профориентаций, внеурочной воспитательной работы,. самообслуживания, выработке у учащихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми учащимися правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований.

         Органы самоуправления организуют взаимопомощь в учении, помогает в организации и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам является также инициатором КТД, создает советы по их проведению. Участвует в создании трудовых объединений школьников,  всемерно способствует организации их эффективной деятельности

         Органы самоуправления организуют самообслуживание в школе: уборку классов, благоустройство школьной территории, способствуют сохранности оборудования классных комнат и учебных кабинетов.

Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в школе являются:

         Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.

         Умение учащихся организовать деятельность коллективов.

         Осознание ответственности за достижение совместных целей.

         Умение анализировать и определять программу на перспективу

Принципы деятельности

Деятельность ШГ определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности и соревнования.

Формирование секторов

1.     В каждом классном коллективе (с 5-го по 9-й класс) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура и досуг, спорт, информация, порядок и труд.

2.     В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав  школьного Сектора (таким образом, в каждом школьном Секторе представитель каждого класса).

3.     На организационном  сборе Сектор выбирает главу Сектора и определяет основные направления деятельности.

4.     Ежемесячно на заседании Секторов представители классов

отчитываются о своей деятельности. Глава Сектора, в свою очередь, отчитывается о работе перед Правительством и Президентом.

Президент координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

- организует выпуск стенной газеты и участвует в выпуске школьной печатной газеты;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

- организует соревнование между классами;

- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

    Рабочие органы самоуправления  планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.

Работа «Школьного государства» строится на основе перспективного (на учебный год) и текущего (на месяц) планирования.

Заседания «Школьного государства» проводятся два раза в месяц. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы, обсуждаются и утверждаются планы и отчеты о работе Секторов «Школьного государства».

Символы и атрибуты

Школьное государство имеет свой флаг, герб, гимн, эмблему.

Права и обязанности

Члены организации имеют право:

·      свободно войти и выйти из организации;

·      подавать на обсуждение любые вопросы;

·      избирать и быть избранным в руководящие органы организации;

·      участвовать в проводимых организацией делах;

·      получать текущую информацию о работе ШГ;

·      открыто высказывать свое мнение и рассчитывать на уважение этого мнения другими;

 

 Член организации обязан:

·  соблюдать данный Устав и выполнять решения организации;

·  активно участвовать в работе организации, уважать мнение коллектива и его традиции;

·  уважать права и считаться с интересами других членов организации.

 Школьное самоуправление имеет право:

  1. Привлекать школьников к организации мероприятий и праздников соответственно школьному календарю;
  2. Содействовать решению конфликтных вопросов (участвовать в решении школьных проблем)
  3. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученическим самоуправлением;
  4. Представлять позицию учащихся в органах управления школой;

Школьное самоуправление обязано:

  1. Осуществлять планирование деятельности школьного самоуправления на год;
  2. Изучать и выражать мнения школьников по вопросам школьной жизни;
  3. Размещать информацию о деятельности ученического самоуправления на стенде и школьных средствах массовой информации и школьных классных часах;
  4. Вносить предложения в план воспитательной работы школы;
  5. Регулярно вести соответствующую документацию.

«Школьным государством» ведется следующая документация:

  1. План работы школьного самоуправления в общем и по Секторам;
  2. Протоколы заседаний органов самоуправления «Школьного государства»;
  3. Диагностические данные;
  4. Результаты воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программа работы школьного экологического отряда "Росток".

Целью данной программы является создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся. Содержание программы экологического отряда "Росток" включает следующие направления воспитате...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Анализ работы школьного самоуправления

Анализ работы школьного самоуправления...

План работы школьного самоуправления на 2015-2916уч.г. МОУ "СШИ №2"

План работы  школьного самоуправления на 2015-2916уч.год...

План работы школьного самоуправления

Цели и задачи; понятие "школьное самоуправление"; структура и основные виды деятельности; ожидаемые результаты; основные формы самоуправления; план работы шмо....