Программа работы школьного экологического отряда "Росток".
материал по экологии по теме

Целью данной программы является создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся. Содержание программы экологического отряда "Росток" включает следующие направления воспитательной деятельности:

- экология природы

- исследовательская деятельность

- экология и здоровье

- творческая деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканское государственное специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа «Убеевская   общеобразовательная  школа»  министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

«Утверждаю»

Директор РГСУВУЗТ

«Убеевская общеобразовательная школа»

Министерства образования и

молодежной политики Чувашской Республики

___________  Б.Ф. Соколов

Программа работы школьного экологического отряда «Росток»

                                      Разработала Яковлева  Надежда Валентиновна,                                                 учитель химии и биологии.

                                          Адрес образовательного учреждения:  

                                                                                         Чувашская Республика

429626 село Убеево,

улица Школьная, дом 19

                                                      Телефон рабочий:    8 (83530) 33- 2 - 83

                                                                   

                                              село Убеево  2011

Паспорт программы

Наименование

Программа экологического воспитания школьников РГСУВУЗТ «Убеевская общеобразовательная школа» 

Основания для разработки программы

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
  3.  Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)
  4. Федеральный закон о животном мире (ст.35)
  5. Закон о защите населения от чрезвычайных ситуаций (ст.18)
  6. Закон РФ о недрах (от 1992г.)
  7. Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения (от 2002г.)
  8.  Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)
  9. Федеральный закон об экологической экспертизе( ст.6)
  10. Федеральный закон об отходах производства и потребления
  11. Федеральный закон об ООПТ (ст.3)
  12. Постановление правительства РФ от 2.03.02г.  «О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  13. Указ министерства ПР от 1998г. «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами».
  14. Водный кодекс РФ
  15. Земельный кодекс РФ
  16. Федеральный закон о радиационной безопасности населения.
  17. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (от 25.04.95 №420, с изменениями от 08.01.97, 23.12.02)
  18. Устав РГСУВУЗТ «Убеевская общеобразовательная школа».

Заказчики программы

Администрация РГСУВУЗТ «Убеевская общеобразовательная школа»

Разработчик программы

Яковлева Надежда Валентиновна, учитель химии и биологии.

Ресурсы

Материальные: 

  1. химическое оборудование (мерный цилиндр, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, ступка с пестиком, штатив, пипетки, предметное стекло)
  2. ИКТ,
  3. актовый зал,
  4. химические реактивы (концентрированная соляная кислота, раствор хлорида бария, дистиллированная вода, азотная  кислота,  раствор нитрата серебра, сульфид натрия, дифениламин, концентрированная серная кислота)
  5. растительные пробы, образцы почв
  6. пишущие принадлежности

Кадровые:

  1. Заместители директора по учебно-производственной, воспитательной и административно-хозяйственной работе;
  2. Учитель по физической культуре;
  3. Инструктор по физической культуре;
  4. Учитель русского языка и литературы
  5. Социальный педагог
  6. Воспитатели
  7. Классные руководители
  8. Учитель изобразительного искусства;
  9. Учитель информатики;
  10. Медицинские работники;
  11. Библиотекарь;

Методические: 

Литература для обучающихся и педагогов;

методические разработки внеклассных мероприятий.

Цель программы

создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся

Задачи программы

- участие в охране окружающей среды

- изучение и приумножение природных богатств села

- повышение уровня знаний о природе

                    - ведение исследовательской работы по изучению природы и экологии  Родного края

Сроки реализации программы

2011-2012  учебный год

Перечень приоритетных мероприятий

Методы:

  1. вовлечение в деятельность
  2. стимулирование
  3. увлечение
  4. доверие
  5. сотрудничество
  6. соревнование
  7. метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью, поисковой деятельностью).
  8. экологическое исследование
  9. убеждение
  10. дискуссия
  11. поручение
  12. создание воспитывающей ситуации
  13. поощрение

Формы:

  1. экологическое занятие
  2. викторина
  3. лабораторная работа
  4. практическая работа
  5. общешкольное мероприятие
  6. беседа
  7. лекция
  8. спортивная игра
  9. соревнование
  10. конкурс
  11. КВН
  12. экологическая сказка
  13. экскурсия

Принципы

  1. возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды
  2. обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих
  3. теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности
  4. отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Ожидаемые результаты

  1. Участие в выявлении экологических проблем Родного края.
  2. Расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития  экологической культуры воспитанников.
  3. Умение применять теоретические знания в решении практических задач.
  4. Воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение.
  5. Развитие физических качеств, выработка у воспитанников потребности в здоровом образе жизни;
  6. Достаточное обеспечение необходимой информацией для экологического воспитания обучающихся и педагогов.

Формы контроля над реализацией

Анализ проделанной работы на школьном методическом объединении воспитателей и классных руководителей;

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете школы.

Пояснительная записка.

      Среди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение и рост которых обусловлены самим развитием цивилизации. Они с трудом поддаются решению. Такой стала экологическая проблема – проблема окружающей среды.

      Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества. Называя их глобальными, ученые стремятся  подчеркнуть их значение для всей планеты, они затрагивают интересы всего человечества, то есть всех стран независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.

      Глобальные экологические проблемы характеризуются рядом важнейших признаков:

-  имеют планетарный характер, затрагивают все человечество

- являются комплексными, связанными друг с другом

- угрожают гибелью всей современной цивилизации

- нуждаются в неотложных и эффективных мерах по их преодолению

- требуют международных, межгосударственных усилий

- требуют личного вклада каждого в сохранение цивилизации в настоящее время и для будущих поколений

      Причин возникновения экологических проблем много, но наиболее очевидны и важны следующие:

  1. демографический взрыв, в результате которого в течение каждых десяти лет население Земли вырастает на величину, равную населению Китая. Это во многом провоцирует продовольственную, энергетическую, сырьевую проблемы и как следствие – экологическую проблему;
  2. научно – техническая революция. «Человек – по словам В.И. Вернадского, становится могучей геологической силой»;
  3. нерациональное потребление первичных природных ресурсов, наиболее активно используемых в общественном производстве и мировом хозяйстве.
  4. технократическое мышление . Древний культ природы заменился культом техники. Самое широкое распространение получила идеология покорения природы, предельно высокой ее эксплуатации.

      Противоречия между обществом и природой отныне не просто достигли большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу. Природные силы Земли подошли к определенному критическому состоянию, при котором дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок, не говоря уже о мировой термоядерной войне, может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человечества как биологического вида.

       Но возможно ли исправить ситуацию? Чтобы ответить на этот вопрос, следует в первую очередь понять причины и особенности проявления глобальных проблем экологии.

       В 2002 году в Чувашской Республике в Красноармейском районе села Убеево открыли специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для подростков с девиантным поведением отдельно для мальчиков. Учреждение закрытого типа создано для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода 11-18 лет. Данное учреждение призвано обеспечить психолого-педагогическую, медицинскую, социальную реабилитацию подростков, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создания условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Для осуществления воспитательной деятельности разработана программа ученического самоуправления «Алые паруса», где одним из ключевых направлений деятельности является экологическое  воспитание («подпрограмма «Росток») несовершеннолетних правонарушителей. Данная подпрограмма вместе с кураторами-педагогами и ответственными воспитанниками-капитанами способна решать задачи  экологического воспитания.

Условием эффективности формированием экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание диалектики взаимодействия общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности, и реальный вклад в это дело.

     Содержание программы экологического отряда «Росток»  включает следующие направления воспитательной деятельности:

- экология природы

- исследовательская деятельность

- экология и здоровье

- творческая деятельность

     Данная программа предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 5-10  классов и содержит преемственность с начальной школой.

Также программа позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации внеурочной работы со школьниками. А именно:

  1. вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;
  2. общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;
  3. повышение роли самих детей, органов самоуправления;
  4. взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
  5. развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;
  6. проводить профессиональную ориентацию.

 

При этом учитываются особенности внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся.

Работа, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самодеятельности, поэтому в программе учитываются такие принципы как: связь с жизнью, с проблемами, которые решают страна , область, район, село; соответствие содержания возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

Содержание внеклассной работы является развитием, углублением, но не дублированием того материала, который изучается на уроках. В основу ставится краеведческий принцип изучения и охраны природы. В условиях села экологические проблемы проявляются в своих конкретных многообразиях, позволяя школьнику не только осознать, но и  почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Внеклассные мероприятия, позволяющие реализовать данную программу, способствуют отдыху учащихся от напряжённой работы в классе.

       Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в дополнении к учебным:

  1. понятия классической экологии биологических систем и глобальной экологии;
  2. основные положения социальной и исторической экологии;
  3. ценностные ориентации, связанные с экологией человека;
  4. экологические обобщения философского уровня, базирующиеся на рассмотрении природы с трёх точек зрения: а) как единственной привычной в эволюционном плане среды обитания человека, обеспечивающей его оптимальное психофизиологическое состояние; б) в качестве источника ресурсов и средств труда; в) как фактор интеллектуального, нравственного развития человека;
  5. основные направления научно – технического прогресса.

 

Данная программа разрабатывалась на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
  3.  Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)
  4. Федеральный закон о животном мире (ст.35)
  5. Закон о защите населения от чрезвычайных ситуаций (ст.18)
  6. Закон РФ о недрах ( от 1992г.)
  7. Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения (от 2002г.)
  8.  Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)
  9. Федеральный закон об экологической экспертизе( ст.6)
  10. Федеральный закон об отходах производства и потребления
  11. Федеральный закон об ООПТ (ст.3)
  12. Постановление правительства РФ от 2.03.02г.  «О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  13. Указ министерства ПР от 1998г. «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами».
  14. Водный кодекс РФ
  15. Земельный кодекс РФ
  16. Федеральный закон о радиационной безопасности населения.
  17. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (от 25.04.95 №420, с изменениями от 08.01.97, 23.12.02)
  18. Устав РГСУВУЗТ «Убеевская общеобразовательная школа».

В реализации данной программы участвуют мальчики 5-9 классов. Программа рассчитана на 2011 -2012 учебный  год.

         Целью нашей программы является:

создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся

    Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

- участие в охране окружающей среды

- изучение и приумножение природных богатств села

- повышение уровня знаний о природе

 - ведение исследовательской работы по изучению природы и экологии  Родного края

Разработчик программы:

        Яковлева Надежда Валентиновна, учитель химии и биологии.

Ресурсы, необходимые для реализации данной программы:

Кадровый состав:

  1. Заместитель директора по учебно-производственной работе – Григорьева С.А.;
  2. Заместитель директора по воспитательной работе – Яковлева Л.Г.;
  3. Заместитель директора по административно-хозяйственной работе – Иванова И.П.;
  4. Учитель по физической культуре – Григорьев В.И.;

  1. Инструктор по физической культуре – Иванов Э.Н.;
  2. Учитель русского языка и литературы  – Матвеева М.И.;
  3. Социальный педагог – Ильина Н.В.;
  4. Воспитатели – 1 экипаж: Осипова Л.Ю.

                                              Леонтьева О.В.

                             2 экипаж: Николаева М.М.

                                              Михайлова Г.В.

  1. Классные руководители: 5, 6 кл. – Якимова С.П.

                                          7  кл. – Матвеева М.И.

                                          8 кл. – Федоров С.Ю.

                                               9 кл. – Яковлева Н.В.

     Учитель изобразительного искусства – Матвеев  И.П.;

  1. Учитель информатики – Соколов Б.Ф.;
  2. Медицинские работники: Чемоданова Н.М.;

                                                  Николаева Л.В.

  1. Библиотекарь – Петрова  С.А.;

Методические: 

Перечень литературы для педагогов:

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
  2. Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград,2005
  3. Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа №5,2004
  4. Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
  5. Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет №5, 2006
  6. Праздник «Экология народов севера» / Педсовет №7,2008
  7. Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
  8. День птиц / Педсовет №1, 2005
  9. Синичкин день / Педсовет №7,2005
  10. Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
  11. Частушки на экологическую тему / Педсовет №7, 2009
  12. Всемирный день Земли / Педсовет №2, 2010
  13. Экологическая сказка о том, как колобок  в лес убежал / Педсовет №3, 2009
  14. Представление команды в городской экологической игре «Охота на диких зверей» / Педсовет №5, 2009
  15. Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
  16. Экологические игры / Пед. творчество №9, 2007
  17. Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
  18. Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
  19. Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
  20. Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок №12, 2007
  21. Димитриев А.Д. «Экология Чувашской Республики».- Чебоксары, 1996
  22. На крыльях весну принесли / Последний звонок №1, 2005
  23. Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок №8, 2005
  24. Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005
  25. Интернет - ресурсы

           

Перечень литературы для воспитанников:

  1. Методические разработки внеклассных мероприятий.
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение» 5 класс.- М.: 2002
  3. Сонин Н.И. «Биология» 6 класс.- М.: 2009
  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология» 8 класс. - М.: 2008
  5. Плешаков А.А. «Природоведение» 4 класс. - М.: 2002
  6. Коринская В.А. «География» 7 класс. - М.: 2009
  7. Баринова И.И. «География» 8 класс. - М.: 2002
  8. Алексеев А.И., Николина В.В. «География» 9 класс. - М.: 2003
  9. Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
  10.  Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
  11.  Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
  12.  Детская энциклопедия «Животные». –М.: Махаон, 2006

Материальные: 

  1. химическое оборудование (мерный цилиндр, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, ступка с пестиком, штатив, пипетки, предметное стекло)
  2. растительные пробы, образцы почв
  3. ИКТ,
  4. актовый зал,
  5. химические реактивы (концентрированная соляная кислота, раствор хлорида бария, дистиллированная вода, азотная  кислота,  раствор нитрата серебра, сульфид натрия, дифениламин, концентрированная серная кислота)
  6. пишущие принадлежности

Сроки  реализации программы:

Подготовительный этап: с 15.08.2011 по 25.08.2012.

Предусматривает:

  1. создание программы экологического воспитания школьников РГСУВУЗТ «Убеевская общеобразовательная школа»
  2. подготовка ресурсов.

Основной этап: с 02.09.2011 по 25.05.2012.

        Предусматривает реализацию программы экологического воспитания школьников РГСУВУЗТ «Убеевская общеобразовательная школа»

Заключительный этап: с 25.05.2011 по 28.05.2012.

        Предусматривает:

1. анализ проделанной работы на школьном методическом объединении воспитателей и классных руководителей;

2. отчет о реализации программы на педагогическом совете школы.

Перечень приоритетных мероприятий:

Методы:

  1. вовлечение в деятельность,
  2. стимулирование,
  3. увлечение,
  4. доверие,
  5. сотрудничество;
  6. соревнование
  7. метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью, поисковой деятельностью)
  8. экологическое исследование
  9. убеждение
  10. дискуссия
  11. поручение
  12. создание воспитывающей ситуации
  13. поощрение

Формы:

  1. экологическое занятие
  2. викторина
  3. лабораторная работа
  4. практическая работа
  5. общешкольное мероприятие
  6. беседа
  7. лекция
  8. спортивная игра
  9. соревнование
  10. конкурс
  11. КВН
  12. сказка
  13. экскурсия

В основу программы положены принципы:

  1. возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды
  2. обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих
  3. теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности
  4. отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Ожидаемый  результат:

  1. Умение воспитанников   выявлять  экологические проблемы Родного края
  2. Воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение.
  3. Умение применять теоретические знания в решении практических задач
  4. Развитие физических качеств, выработка у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

Риски:

1) возможен  перенос экскурсии   по теме «Зоологическая экскурсия на пресный водоем» из – за непогоды;

2) могут возникнуть затруднения при выполнении лабораторной работы «Оценка содержания нитратов в продуктах питания» из – за нехватки химических реактивов.

Оценка эффективности реализации программы.

При условии успешной реализации Программы учащиеся должны уметь:

·         интегрировать знания, полученные по отдельным предметам естественно- научного и математического циклов в единые экологические знания;

·         непосредственно решать экологические проблемы своей местности, выявлять возможные причины отрицательных изменений в природе;

·         вести общественную работу по сохранению местных объектов природы;

·         вести самостоятельные наблюдения в природе, выполнять правила поведения в природе;

·         ухаживать за растениями и животными;

·         пропагандировать знания об охране природы и экологическим кризисам;

·         пользоваться дополнительной литературой

Механизм реализации программы.


  1. Направление «Экология и природа»

Проводимые мероприятия

Класс

Форма проведения

Дата проведения

Ответственные

Результат

1

«Кто как зимует?»

5-6

Беседа

Сентябрь

Яковлева Н.В., учитель биологии

Развить познавательный интерес обучающихся, их творческих способностей,

познакомить с разделами образовательной программы «В мире животных»

2

Операция «Первоцвет».

5-7

Экологическое занятие

Октябрь

Яковлева Н.В., учитель биологии

Расширить знания обучающихся по биологии

3

Зеленый альманах «Царевна ли лягушка?»

6-7

Экологическое занятие

Ноябрь

Яковлева Н.В., учитель биологии

Расширить знания детей по классу земноводные

4

Знакомые незнакомцы

6-7

Экологическое занятие

Декабрь

Яковлева Н.В., учитель биологии

Расширить и углубить знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни

5

Зоологическая экскурсия на пресный водоем.

5-7

Экскурсия

Май

Яковлева Н.В., учитель биологии; Яковлева Л.Г., зам. директора по ВР

Формировать ценностные ориентации обучающихся

6

Моделирование пищевых связей

6

Практическая работа

Январь

Яковлева Н.В., учитель биологии

Систематизировать знания о взаимосвязи живых организмов на примере пищевых цепей

7

Экологические группы птиц

7

Практическая работа

Февраль

Яковлева Н.В., учитель биологии

Выявить характерные черты внешнего строения, связанные со средой обитания и способом добывания пищи

8

Размножение комнатных растений

6

Практическая работа

Апрель

Яковлева Н.В., учитель биологии

Ознакомиться с некоторыми формами размножения комнатных растений.

9

Дождевой червь как представитель типа кольчатых червей класса олигохет.

7

Лабораторная работа

Май

Яковлева Н.В., учитель биологии

Ознакомиться с особенностями внешнего строения и передвижения дождевого червя, обуславливающие его систематическое положение.

10

Все о воде

7-10

Беседа

Март

Яковлева Н.В., учитель биологии

Ознакомиться со свойствами воды, уметь определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу

11

Вещица с риском и упреком

5-10

Беседа

Март

Яковлева Н.В., учитель биологии

Защита прав потребителей

12

Удивительное рядом

6

Викторина

Март

Яковлева Н.В., учитель биологии

Систематизировать знания по биологии и экологии

13

Конкурс эрудитов

5

Викторина - тест

Апрель

Яковлева Н.В., учитель биологии; Григорьева С.А., зам. директора по УПР

14

Путешественник - отличник

5

Викторина

Февраль

Яковлева Н.В., учитель биологии

15

Зоологический марафон

7

Викторина

Яковлева Н.В., учитель биологии

Привлечь широкие массы школьников к чтению литературы о жизни животных

16

Знаешь ли ты рыб?

7

Викторина

Апрель

17

Экологический светофор

5-7

Экологическая игра

Февраль

Яковлева Н.В., учитель биологии; Григорьева С.А., зам директора по УПР

Проверить знания учащихся по экологии

18

Познавательная игра « Экокросс»

5-9

Экологическая игра

Октябрь

Яковлева Н.В., учитель биологии; Григорьева С.А., зам.  директора по УПР

19

Экологическая игра «Поле чудес»  

5-7

Экологическая игра

Апрель

Яковлева Н.В., учитель биологии

Обобщить и систематизировать знания по экологии

20

Игра «Звездный час»

5-9

Экологическая игра

Май

Яковлева Н.В., учитель биологии; Григорьева С.А., зам.  директора по УПР

Уметь раскрывать  экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания  в области экологии.

21

Эти забавные животные кошки

5-7

Классный час

Ноябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Уметь видеть мир вокруг себя и применять знания, полученные на уроках

22

Сказка - ложь, да в ней намек…

8-10

Экологическая сказка

Январь

Яковлева Н.В., учитель химии

23

Глобальные проблемы современности

8-10

Лекция

Сентябрь

Яковлева Н.В., учитель биологии

Знать об экологической обстановке в стране и в мире

24

Минеральные удобрения и ядохимикаты.

8-10

Лекция

Декабрь

Яковлева Н.В., учитель биологии

25

Влияние транспорта на окружающую среду

8-10

Лекция

Февраль

Яковлева Н.В., учитель биологии

26

Международное и российское законодательства и организации экологической направленности

8-10

Лекция

Март

Ильина Н.В., социальный педагог

27

Международный день птиц

5-10

Общешкольное мероприятие

Апрель

Яковлева Н.В., учитель биологии; Яковлева Л.Г., зам. директора по ВР

Расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции

28

Всемирный день Земли  

5-10

Общешкольное мероприятие

Март

Яковлева Н.В., учитель биологии; Яковлева Л.Г., зам. директора по ВР

Развитие экологической этики, формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг, воспитание любви к Родине.

29

Поиск клада

5-6

Игра – путешествие

Май

Яковлева Н.В., учитель биологии;

Расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции

30

Просмотр фильмов и презентаций по теме: «Растительный и животный мир».

5-10

Сентябрь - май

Яковлева Н.В., учитель биологии;

Расширение кругозора

2.Направление «Исследовательская деятельность»

1

Обнаружение сульфатов в почве

8-10

Лабораторная работа

Сентябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Познакомиться с методикой определения наличия в почве сульфатов.

2

Обнаружение хлоридов в почве

8-10

Лабораторная работа

Сентябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Познакомиться с методикой определения наличия в почве хлоридов.

3

Определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений

8

Лабораторная работа

Май

Яковлева Н.В., учитель химии

Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.

4

Определение pH почвы.

9, 10

Лабораторная работа

Октябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Знать методику определения рН почвы.

5

Оценка содержания нитратов в продуктах питания

8-10

Лабораторная работа

Ноябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Уметь определять содержание нитратов в продуктах питания

6

Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды

8-10

Лабораторная работа

Сентябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.

7

Определение общего количества примесей в отобранных пробах воды

9-10

Лабораторная работа

Май

Яковлева Н.В., учитель химии

Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.

8

Определение степени накопления свинца в растительных пробах

9-10

Лабораторная работа

Октябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Установить зависимость между содержанием вредных веществ (Pb) в растительном опаде и удаленностью исследуемых деревьев от автострады на основании качественного химического анализа.

9

Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

9-10

Лабораторная работа

Май

Яковлева Н.В., учитель химии

Ознакомиться  с основными видами загрязнения  окружающей среды автомобильным транспортом и методом их экспрессного анализа.

10

Расчетная оценка количества свинца, поступающего в почву придорожных зон от автотранспорта

9-10

Лабораторная работа

Октябрь

Яковлева Н.В., учитель химии

Ознакомиться с методом  экспрессного оценочного анализа количества свинца, попадающего в окружающую среду с выхлопами автомобилей.

  1. Направление «Экология и здоровье»

1

Что такое здоровье?

5-7

Беседа

Октябрь

Чемоданова Н.М.,Николаева Л.В.,медицинские работники

Развитие  физических качеств, выработка у воспитанников потребности в здоровом образе жизни

2

Здоровье и здоровый образ жизни

8-10

Беседа

Октябрь

Чемоданова Н.М.,Николаева Л.В.,медицинские работники

3

Механизмы и способы поддержания здоровья

5-10

Беседа

Апрель

Чемоданова Н.М.,Николаева Л.В.,медицинские работники

4

Физкультура – необходимый элемент культуры

5-10

Беседа

Ноябрь

Чемоданова Н.М.,Николаева Л.В.,медицинские работники

5

Факторы, негативно влияющие на здоровье. Вредные привычки

5-10

Беседа

Май

Чемоданова Н.М.,Николаева Л.В.,медицинские работники

6

Болезни современной цивилизации

5-10

Лекция

Декабрь

Чемоданова Н.М.,Николаева Л.В.,медицинские работники

7

День здоровья

5-10

Спортивные игры

Каждый четверг недели

Григорьев В.И., учитель физической культуры; Иванов Э.Н., инструктор по физической культуре

8

Малые зимние олимпийские игры

5-10

Февраль

Григорьев В.И., учитель физической культуры; Иванов Э.Н., инструктор по физической культуре

9

Малые летние олимпийские игры

5-10

Май

10

Чай для здоровья

5-10

Лекция

Январь

Яковлева Н.В., учитель биологии

 

  1. Направление «Творческая деятельность»

1.

Участие в работах по уходу за культурными растениями на пришкольном участке, комнатными растениями в школьных кабинетах. Конкурс на лучший зеленый кабинет.

5-10

В течение учебного года

Яковлева Н.В., учитель биологии; классные руководители, медицинские работники

Развитие творческих способностей учащихся

2

Участие в подкормке птиц и зверей в зимнее время, изготовление искусственных гнезд. Конкурс кормушек.

5-10

Ноябрь - апрель

Яковлева Н.В., учитель биологии; воспитатели; Матвееев И.П., учитель изобразительного искусства

3

Участие в работах по озеленению  и очистке от мусора  близлежащих территорий.

5-10

Сентябрь, май

Классные руководители, Иванова И.П., зам. директора по АХР

4

Выявление, охрана и разведение лекарственных растений на пришкольном участке

5-10

Май – август

Яковлева Н.В., заведующая пришкольным участком;  Иванова И.П., зам. директора по АХР

5

Конкурс стихов и сочинений о природе  «Земля у нас одна!»

5-10

Апрель

Классные руководители, воспитатели; Матвеева М.И.,  учитель русского языка и литературы

6

Конкурс рефератов  по теме: «Ядовитые растения, произрастающие на территории   Чувашской Республики»

5-10

Апрель

Классные руководители, воспитатели; Петрова С.А., библиотекарь, Соколов Б.Ф., учитель информатики

7

Конкурс плакатов «Они не должны исчезнуть!»

5-10

Апрель

Классные руководители, воспитатели, Матвеев И.П., учитель изобразительного искусства


Перечень использованной литературы:

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками».- Волгоград: Учитель, 2009
  2. Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград : Учитель, 2005
  3. Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».- М.: Мысль, 1999
  4. Брыкина Н.Т. «Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»». – М.: ВАКО, 2004
  5. Жизнь животных: в 7т./ под редакцией Ю.И.Полянского. –М.: Просвещение, 1987
  6. Иллюстрированная энциклопедия рыб / под ред. П.А. Моисеева. – Прага: Артия, 1982
  7. Огнев А.В. «Змеи в домашнем террариуме».- М.: Аквариум, 2002
  8. Сухова Т.С. «Природа. Введение в биологию и экологию». – М.: Вентана –Граф, 2001
  9. Русских Р.Д. «Занимательные занятия с юннатами: пособие для учителей – биологов». –Ижевск: Удмуртия, 1981
  10. Хрестоматия по зоологии для 6-7 классов / сост. С.А. Молис. –М.: Просвещение, 1971
  11. Удивительное в жизни животных / под ред. проф. А.с. Константинова и проф. Н.И. Лариной.- Саратов, 1966
  12. Золотницкий Н.Ф. «Аквариум любителя».- М.: ТЕРРА, 1993
  13. Райков Б.Е. «Зоологические экскурсии».- М.: Топикал, 1994
  14. Биология в школе: журн.- 1999.- №4
  15. Бинас А.В. «Биологический эксперимент в школе.- М.: Просвещение, 1990
  16. Кремень А.Ю. «Биология. Внеклассные мероприятия». – Волгоград: Учитель, 2007
  17. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». - Волгоград: Учитель, 2007
  18. Журналы «Химия в школе», «Биология в школе». 1998 – 2003гг.
  19. Газета «Химия: Еженед. прилож. к газ. «Первое сентября». 1995 – 2003гг.
  20. Интернет – ресурсы