Научно-исследовательская разработка На тему: «Развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении».
методическая разработка по теме

Денисенко Вероника Алексеевна

самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление).
В результате чего приобретает особую актуальность ПРОБЛЕМА: изучения теоретических основ формирования и развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении и использования полученных данных в разработке модели ученического самоуправления в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon denisenko_razvitie_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Научно-исследовательская разработка

На тему:

«Развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении».

Работа выполнена:

Заместителем директора

по воспитательной работе

Денисенко Вероникой Алексеевной

Консультант:

Директор СОШ № 1

Ким Чун Сан

Поронайск

2011г.

«Развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении».

СОДЕРЖАНИЕ.                                                                           СТР.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3

ГЛАВА I.Теоретические основы формирования и развития ученического

самоуправления в общеобразовательном учреждении……………………6

1.1.Понятие, принципы, модели, и сферы деятельности органов

 ученического самоуправления……………………………………………..6

1.2. Критерии и методы оценки результативности и эффективности

 работы системы ученического самоуправления………………………….9

1.3. Нормативно-правовое регулирование  ученического самоуправления…………………………………………………………… 11

1.4. Управление развитием ученического самоуправления…………… 12

ГЛАВА II. Модель ученического самоуправления МОУ СОШ № 1 г. Поронайска Сахалинской области………………………………………..14

2.1. Описание  модели ученического самоуправления

МОУ СОШ № 1- Школьная Демократическая Республика "ШАРМ»…14

2.2. Отношение к представляемой модели  ученического

самоуправления…………………………………………………………… 23

2.3. Психолого-педагогическое  и  организационно-методическое  сопровождение  ученического  самоуправления…………………………27

2.4. Опыт  функционирования модели  ученического самоуправления..30

2.5. Взаимодействие  органов  ученического  самоуправления  с  педагогическими  и  родительскими  органами  самоуправления. Сотрудничество  взрослых  и  детей………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… ....37

ВВЕДЕНИЕ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. 

Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. 

Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления.

Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих образовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в образовательном учреждении.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление).

В результате чего приобретает особую актуальность ПРОБЛЕМА: изучения теоретических основ формирования и развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении и использования полученных данных в разработке модели ученического самоуправления в школе.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Вопросы развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении  отражены в педагогической науке. Обобщая пройденный нами путь, следует отметить, что данной проблеме в последнее время уделяется большое внимание. Прежде всего, это работы, посвящены теоретическим и практическим  основам  формирования и развития ученического самоуправления. Данная проблема описана в научных трудах Прутченкова  А.С. "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении"; Рогаткина. Д.В  «Школьное ученическое самоуправление»; Дик Н.Ф. «Ученическое самоуправление в ОУ»; «Воспитательная система образовательного учреждения»; Манухина В.П. «Самоуправление в образовательном учреждении»; и др.

Инновационный опыт работы дан в исследованиях Куминцовой Т.М. «Мастер – класс для заместителей директора по воспитательной работе»; Капустина Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы»; и др.

Но тем не менее при обширной разработанности данной проблемы вопросы построения моделей ученического самоуправления не получили должного методического отражения в нашей специальной педагогической литературе.

В связи с этим ЦЕЛЬЮ данного исследования является стремление автора на основе анализа литературы изучить теоретические основы формирования и развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении и разработать, обосновать и апробировать модель ученического самоуправления.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

  1. Изучение теоретических и методических аспектов по данному вопросу.
  2. Обосновать технологию построения  модели ученического самоуправления современного образовательного учреждения.
  3. Разработать и апробировать модель ученического самоуправления.
  4. Выяснить отношение к представленной модели.
  5. Разработать содержание деятельности всех участников воспитательного процесса в рамках ученического самоуправления.
  6. Обосновать совокупность критериев оценки эффективности ученического самоуправления.

Объект исследования: воспитательная система в муниципальном образовательном учреждении.
Предмет исследования: модель ученического самоуправления учащихся в условиях муниципального образовательного учреждения.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие ученического самоуправления в школы будет более эффективным, если:
- основными подходами к построению модели ученического самоуправления станут: системно-деятельностный, отношенческий, личностно-ориентированный, диалогический, культурологический и определена их специфика;
- основными организационно-педагогическими условиями формирования и развития ученического самоуправления станут: принятие всеми субъектами совокупности целей; организация сотрудничества субъектов самоуправления; создание отношений между субъектами системы; формирование развивающей  среды на основе отбора содержания и сотрудничества участников воспитательного процесса;

- будет определено содержание деятельности всех участников ученического самоуправления;
- основными критериями эффективности являются: гуманистичность педагогической деятельности и отношений в школе; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень  воспитанности, духовности и культуры педагогов и учащихся школы.
Методы исследования:

В ходе исследования использовались взаимодополняющие друг друга теоретические и эмпирические методы:

  1. Контент-анализ документальных источников.
  2. Социологический (анкетирование, опрос).
  3. Диагностические (тесты) – использовались в качестве определения результативности воспитательного процесса

 База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Поронайска Сахалинской области

Этапы исследования:

1.Изучение литературы по проблеме.

2.Анализ и обобщение опыта работы.

3.Создание пакета документации.

4.Разработка и апробация модели ученического самоуправления.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на семинарах-совещаниях по проблемам воспитания, организованных районным методическим кабинетом УОКиС  ГО «Поронайский»; на областных курсах повышения квалификации. Участие в муниципальном и областном конкурсах моделей ученического самоуправления, стали победителями (диплом 1 степени). Публикация данной модели в областном журнале педагогического мастерства.

ГЛАВА I.Теоретические основы формирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении.

1.1.Понятие, принципы, модели и сферы деятельности органов ученического самоуправления.

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово, – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений?[1]

Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения – наравне с единоначалием принцип управления общеобразовательного учреждения (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.[2]

    Принципами деятельности органов самоуправления в образовательном учреждении могут являться:

  1. Открытость и доступность
  2. Добровольность и творчество
  3. Равенство и сотрудничество
  4. Непрерывность и сотрудничество
  5. Многообразие форм и направлений

Для достижения данных принципов необходимо реализовывать ряд конкретных задач:

  1. Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.
  2. Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание.
  3. Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство.
  4. Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям.
  5. Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу.
  6. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности.[3]

В соответствии с представленными выше принципами,  существующие в настоящее время модели самоуправления образовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:[4]

1. Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации. 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны: 1. Исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном  учреждении. 2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического. 3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель (условное название «Ньюландия») – самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны: 1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии. 2. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны: 1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении образовательным учреждением. 2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса. 3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») – это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») – это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификация в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.[5]

Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет коллектив.

Целесообразно выделить следующие основные сферы деятельности органов ученического самоуправления:

  1. Учебная деятельность.
  2. Научно-исследовательская деятельность.
  3. Досуг.
  4. Профориентационная деятельность.
  5. Информационно-социологическая деятельность.
  6. Социальная защита.
  7. Правовая защита.
  8. Развитие социального творчества.
  9. Трудовая деятельность.
  10. Творческая деятельность.
  11. Координация деятельности существующих детских и молодёжных  объединений.
  12. Психологическая помощь.
  13. Организационно – дисциплинарная деятельность.[6]

1.2. Критерии и методы оценки результативности и эффективности работы системы ученического самоуправления.

Некоторые исследователи и педагоги-практики предлагают следующие критерии эффективности работы ученического самоуправления в образовательном учреждении:[7]

  1. Педагогическое обследование работы ученического самоуправления:
  1. Сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и органов ученического самоуправления.
  2. Стиль руководства директора и зам.директора по ВР (демократичность в отношении детских инициатив).
  3. Уровень взаимоотношений педагогов и детей.
  4. Отношение педагогического коллектива к решениям, принимаемым органами самоуправления.
  1. Нормативное обеспечение ученического самоуправления:
  1. Наличие документов, регламентирующих деятельность органов ученического самоуправления.
  1. Функциональные показатели:
  1. Гибкое распределение функций и обязанностей в структурах ученического самоуправления.
  2. Широта полномочий органов детского самоуправления.
  3. Расширение с течением времени сфер влияния ученического самоуправления.
  1. Количественные критерии оценки результативности работы ученического самоуправления:
  1. Количество инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления.
  2. Количество реализованных (нереализованных) инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления.
  3. Количество самостоятельно проведённых детьми мероприятий, акций, дел и т.д.
  4. Количество конфликтов, спорных вопросов между детьми, педагогами и родителями, решённых при участии органов ученического самоуправления.
  5. Количество реально установленных контактов, наличие структуры взаимодействия, дружбы между различными ученическими подразделениями внутри учреждения (района, города).
  6. Количество школьников, реально участвующих в работе различных органов самоуправления.
  1. Качественные критерии оценки результативности работы ученического самоуправления:
  1. Общий порядок, организованность в учреждении.
  2. Уровень общей культуры, культуры общения детей, участвующих в ученическом самоуправлении.
  3. Объём, качество работы, проделанной органами ученического самоуправления.
  4. Мотивация участия в деятельности органов ученического самоуправления.
  5. Ценностные приоритеты лидеров самоуправления.
  1. Общественный резонанс:
  1. Авторитетность органов самоуправления в детской среде.
  2. Заинтересованность детей в представительстве класса (школы, района), защите чести учреждения на более высоком уровне.[8]

Для выявления конкретных показателей работы органов ученического самоуправления по перечисленным критериям применимы следующие методы:

1.Анализ документов (нормативных, отчётных, планов работы)

2. Экспертная оценка – группа экспертов (педагоги, лидеры, родители, приглашённые специалисты) оценивает по определённой системе.

3. Наблюдение.

4. Беседа, интервью.

5. Анкетирование, опрос.

6. Тестирование.[9]

1.3. Нормативно-правовое регулирование  ученического самоуправления.

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об образовательном учреждении». Самоуправление – важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается: «Управление государственными и муниципальными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

Статья 50. обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: д) на участии в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.

Статья 68. управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Статья 69. формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.[10]

Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в Уставе общеобразовательного учреждения. При этом важно иметь в виду, что участие в управлении всех участников образовательного процесса – это требование закона, а не желание или «добрая воля» учредителя или администрации школы. Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие как «Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения», в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Для активизации процесса самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать предложения и внести соответствующие изменения в «Положение о педагогическом совете», где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления. Возможно, принять и «Положение об ученическом самоуправлении», наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность реальным содержанием.[11]

Таким же образом рекомендуется регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности. Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.[12]

1.4. Управление развитием ученического самоуправления

Для развития ученического самоуправления необходимо управление этим процессом.

Основные функции управления:

-анализ;

-планирование;

-организация;

-коррекция;

-регулирование;

-контроль.

Анализ – осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе).

Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документаций и работ учащихся.

Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы. Это происходит через самих учащихся, а педагоги – консультанты оказывают поддержку начинаниям школьников.[13]

ГЛАВА II. Модель ученического самоуправления МОУ СОШ № 1 г. Поронайска Сахалинской области

2.1.Описание  модели ученического самоуправления МОУ СОШ № 1- Школьная Демократическая Республика «ШАРМ»

Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим. Самоуправление в школе осуществляется на основе преемственности 1-6 классы и  7-11 классы.

Общая схема органов ученического самоуправления

Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей для достижения значимых целей.

По отношению к личности выделяются четыре основные функции:

  1. Обеспечение гармонии во взаимоотношениях в коллективе;
  2. Умение сочетать индивидуальные и коллективные виды деятельности, объединять усилия педагогов, детей, родителей для результативной деятельности;
  3. Помогает определить перспективы на основе диагностики;
  4. Помогает осознанию ответственности за дела и судьбы людей.

Основная цель ученического самоуправления, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.

Цель создания модели ученического самоуправления:

  1. Воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи модели:

  1. предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  2. формировать у учащихся готовность совершенствовать свою личность
  3. обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  4. воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, окружающих, общество и Отечество
  5. создать в школе воспитательную среду, обеспечивающую условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся
  6. организовать содружество и сотворчество учащихся и взрослых.

Прогнозируемые результаты

  1. Повышение уровня воспитанности.
  2. Учет администрацией школы возможности детского самоуправления.
  3. Расширение связей с родителями.
  4. Активизация сотрудничества, детей и взрослых.
  5. Вырабатывать навык анализа прогноза сферы своей деятельности.
  6. Сформированность социально-активной личности готовой к жизни в современных условиях.
  7. Полное внедрение модели планируется осуществить в течение 2006 – 2008 годов.

Позиционный блок.

Используя опыт новых технологий и учитывая имеющиеся модели самоуправления в сентябре 2006 года было принято решение о создании игрового государства “Школьная Демократическая Республика” и проведены      выборы в актив на классном и общешкольном уровне. Формирование органов самоуправления закончилось выборами Президента «ШДР».  В течение года была сформирована символика: флаг, гимн, герб.

«Школьная Демократическая республика» состоит из: “Содружества городов” (1-6-е классы) и “Округов” (7-11-е классы). С интересом было предложено объединить классы в города и округа. Проведение игры без постоянного педагогического руководства невозможно. Эти усилия должны принести свои результаты в виде активности и ответственности школьников. Предполагается, что в дальнейшем учащиеся сами будут заинтересованы в организационной работе при подготовке и проведении различных образовательных и воспитательных мероприятий. Кроме этого, школьники получат начальный опыт государственной деятельности в качестве президента, председателей комитетов, представителей президента в Округах, мэров городов, функционирующих в игровом демократическом государстве.

Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

6. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Организационный блок.

Директор школы

Педагогический совет

Совет школы

Родительский комитет

Конференция учащихся

Президент

Малый школьный совет

Школьный республиканский совет.

7-11 классы

«Содружество городов»

1-6 классы

«Округа»

7-11 классы

Ученические коллективы 1-11 классов, родители, педагогические работники.

Структура самоуправления в школе трехуровневая:

Структура органов самоуправления в коллективе гибкая и вариативная, учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива. 

Первый уровень – ученическое самоуправление в классе, которое предполагает: высший орган – собрание класса – Города(1-6 классы), из которого выдвигается совет класса, состоящий из председателей комитетов по культуре; правопорядку; печати и информации; спорту и здоровью.  Возглавляет класс – город – мэр города. Округа(7-11 классы),  из которого выдвигается совет класса, состоящий из председателей комитетов по культуре; правопорядку; социальной политике; печати и информации; спорту и здоровью.  Возглавляет класс – округ  – представитель президента.

Второй уровень – школьное ученическое самоуправление, которое предполагает: высший орган – конференция учащихся «ШДР» (5-11 классов), из которого выдвигается Школьный Республиканский Совет и Малый Школьный Совет.

Школьный Республиканский Совет имеет комитеты:

  1. комитет по культуре;
  2. комитет правопорядка;
  3. комитет социальной политике;
  4. комитет печати и информации;
  5. комитет спорта и здоровья.

Малый Школьный Совет формируется  ежегодно во второй декаде сентября, после выборов президента «ШДР», включает: президента «ШДР»; вице-президента «ШДР»; советника президента, координатора Совета мэров 1-6 класс и председателей комитетов школьного республиканского совета.

Третий уровень - общешкольное самоуправление.

Совет школы. Он состоит из членов (учащихся) Малого Школьного Совета, педагогов и родителей. Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Содержательный блок.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Совет школы:

  1. Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления.
  2. Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школы.
  3. Вырабатывает и формирует предложение ребят по совершенствованию работы.
  4. Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты.

Малый школьный Совет:

  1. Обладает законодательной инициативой
  2. Разработка и принятие школьной Конституции
  3. Разработка положения о конкурсе «Символы нашей школы»
  4. Связь с педагогическим и родительским комитетом

Школьный республиканский Совет:

  1. Орган исполнительной власти.
  2. Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу.
  3. Организует самообслуживание учащихся и дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
  4. Устанавливает шефство старшеклассников над малышами, учащихся над ветеранами, инвалидами.
  5. Рассматривает и утверждает положение, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в классах.
  6. Организует выпуск школьных газет.
  7. Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решение об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
  8. Организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги.

Президент – глава «Школьной Демократической Республике»

является организатором и координатором всего школьного самоуправления, выбирается на основании положения о выборах сроком на один год.

  1. Распределение обязанностей по комитетам;
  2. Визирование проектов;  
  3. Составление отчетов;
  4. Представление школы на разных уровнях;
  5. Координирование работ председателей комитетов;
  6. Утверждение планов работы председателей комитетов;
  7. Организация общих собраний;
  8. Проведение собраний МШС и ШРС;
  9. Представление на награждение активистов, учащихся;
  10. Организация совместной работы с учениками, организаторами, администрацией школы;

Комитет по культуре

  1. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий школы и округа
  2. Проектирование культурных мероприятий, вечеров, праздников
  3. Взаимодействие с внешкольными учреждениями и с другими школами
  4. Организация досуга учащихся
  5. Координация работы классных комитетов культуры

Комитет правопорядка

  1. Обеспечение безопасности учащихся школы
  2. Организация дежурств по школе
  3. Работа с нарушителями правил поведения и Устава школы
  4. Совместная работа с социальными педагогами, инспектором ОДН
  5. Выход на рейды по округу совместно с соцпедагогами школы
  6. Организация лекториев для учащихся по профилактике правонарушений
  7. Координация работы классных комитетов правопорядка

Комитет печати и информации

  1. Совершенствование журналистской работы
  2. Приобретение теоретических и практических навыков в работе с компьютером
  3. Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся
  4. Освещение в СМИ школьной жизни
  5. Содействие в воспитании информационной культуры школьников;
  6. Повышение интереса к учебе (литературе, якутскому и русскому языкам, информатике)
  7. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
  8. Координация работы классных комитетов печати и информации  

Комитет социальной политики

  1. Разрабатывает положение о социальной политике, о конкурсах, акциях,
  2. Проводит образовательные программы по социальному проектированию и осуществляет проектную деятельность
  3. Координация работы классных комитетов социальной политике

Комитет спорта и здоровья

  1. Организация школьных и городских соревнований, спортивных игр и праздников
  2. Информация о событиях в мире спорта
  3. Проведение физкультминуток и утренних зарядок
  4. Содействие в проведении лекций о ЗОЖ
  5. Координация работы классных комитетов спорта и здоровья

Собрание класса – города-округа

  1. Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
  2. Рассматривает и утверждает план работы класса-города.
  3. Выбирает совет класса.
  4. Заслушивает отчет о выполнении решений класса отдельными учениками.

Этапы развития детской активности

        В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности:

        Деятельность личности по добросовестному выполнению поруче ния формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности:

        Выполнение общественных поручений, при которых он сам нахо дит и использует некоторые способы его осуществления, формирует на вык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности:

        Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; ха рактеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Управленческий блок.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять и анализировать деятельность.

Анализ осуществляется на всех уровнях в школьном самоуправлении.

На первом уровне в классных коллективах анализируют деятельность каждого члена коллектива и выборного актива, 1-6 классах – 1 раз в месяц; 7-11 – 1 раз в четверть и годовой анализ.

На втором уровне – анализ по каждому направлению деятельности в отдельности - 1 раз в четверть и годовой анализ.

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседы, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционировании системы, если она откланяется от нормы.

Технологический блок

1.Программа «Лидер»

1.Собрания и коммунарские сборы; Заседания комитетов

2.Деловые игры:

«Выборы президента ШДР»

«Школьные республиканские игры»

«Мы – парламентарии»

3. Школа «Лидера»

4.Выпуск классных отчётных  стенгазет и школьной газеты «Товарищ»

5.День Самоуправления

6.Конкурс «Лидер класса» и «Лидер школы»

2. Досуговая деятельность

  1. День знаний
  2. День учителя
  3. Посвящения в 1,5,10 классники
  4. Осенний марафон
  5. Новогодний калейдоскоп
  6. Дня святого Валентина
  7. Спорт- шоу «Большие гонки»

3. Социально-значимая деятельность

1.Акции:  

«Мы за ЗОЖ»

 «Иди с добром к людям, которые тебя окружают»

 «Танцуй ради жизни»

«Подарок воину»

 «Я - гражданин         России»

«Ветеран живёт         рядом»

2.Экологические акции и десанты

4.Издательская деятельность

Наши издания

  1. Летопись выпускников школы
  2. Энциклопедия «Учитель номер один»
  3. DYD фильм о школе
  4. Галерея фотопортретов учителей
  5. Летопись о ветеранах

Формы и методы работы органов самоуправления в учебном году:

  1. Собрания и сборы актива класса и школы (1 раз в месяц)
  2. Заседания комитетов (1 раз в две недели)
  3. КТД, традиционные школьные дела и праздники (День Знаний, День Учителя, Посвящения в 1,5,10 классники, Осенний марафон, Новогодний калейдоскоп, Дня Святого Валентина, 8 марта, КТД « И помнит мир Спасённый», Последний звонок, Выпускной бал). (по плану работы)
  1. Деловая игра  «Выборы» и «Школьные республиканские игры» (сентябрь, октябрь)
  2. Школа «Лидера» (сентябрь, январь, май)
  3. Выпуск классных отчётных  стенгазет и школьной газеты «Товарищ» (один раз в месяц)
  4. Акция  «Мы за ЗОЖ» (ноябрь)
  5. «Большие гонки» - Спортшоу (февраль)
  6. Акции («Иди с добром к людям, которые тебя окружают» (декабрь); «Подарок воину» (февраль); «Я - гражданин России» (март); «Ветеран живёт рядом» (май))
  7. Рейды («Школьный портфель», «День без курения», «Береги учебник») (январь)
  8. День Самоуправления (март)
  9. Конкурс «Лидер класса» и «Лидер школы» (апрель-май)

Нормативно-правовой блок.

1.Конституция Российской Федерации;

2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

3.Закон Российской Федерации “Об образовании”;

4.Конвенция о правах ребенка;

5.Устав муниципального образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 1»;

6.Положение о «ШДР» - Школьная Демократическая Республика»;

7.Положение об ученическом самоуправлении;

8.Положение о «МШС» - Малый  Школьный  Совет;

9.Положение о  «ШРС» - Школьный Республиканский Совет;  

10.Положение о порядке проведения выборов Президента «ШДР»

11.Положение об инаугурации Президента Школьной демократической  республики средней общеобразовательной школы № 1;

12.Инструкция мэра и представителя президента класса;

13.Положение о дежурстве классов по школе;

14.Положение о школьном объединении «Старшеклассник»;

15.Положение об объединении «Дискоклуб»;

16.Положение  о редакции газеты «Товарищ»;

17.Программа «Звёздный берег» выявления и поддержки лидеров среди учащихся;

18.Программа школы «Лидер».

Критерии, показатели и методики изучения эффективности ученического самоуправления:

Аспекты изучения

Диагностические средства

Эффективность ученического самоуправления:

1.Сформированность нравственного потенциала личности.

2.Сформированность коммуникативного потенциала личности.

3.Сформированность эстетического потенциала личности.

4.Сформированность общешкольного коллектива

1.Диагностика нравственной воспитанности;

2. -«Социометрия»

 - Диагностика ученических коллективов «КОС» - коммуникативные и организаторские склонности.

3. Мониторинг участия в выставках, концертах, смотрах;

-Мониторинг внеурочной и внешкольной занятости учащихся.

4. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

-Диагностика ученических коллективов

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе:

1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.
3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе.

1.Анкетирование «Включённость в общественную жизнь коллектива класса и школы»

- Анкетирование по определению уровня комфортности;

-Анкетирование «Классный руководитель глазами воспитанников»;

2. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов «Удовлетворённость воспитательной работой класса и школы»

3. Мониторинг «Анализ и оценка эффективности работы классных руководителей»

4.Анкетирование «Самооценка педагогической деятельности»

5.Сочиологические опросы по ЗОЖ.

2. 2.Отношение к представляемой модели  ученического самоуправления

Ким Софья Петровна, директор МОУ СОШ № 1

Основная проблема нашей школы «Удовлетворение индивидуально – личностных, социально – культурных, духовных, образовательных потребностей и запросов детей и юношества, создание условий для творческого развития и приобщения к культурным и духовным ценностям»
Модель ученического самоуправления «Школьная Демократическая Республика» органично решает комплексную проблему школы в особенности для старшего звена.
Выбор, разработка программ, выдвижение кандидата на пост Президента, предвыборная борьба, конечно же, способствуют воспитанию уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе, справедливое отношение друг к другу), развивают чувства долга и ответственности.
Поэтапно в школе  сформированы «Содружество городов» 1-6 класс, с высшим органом -  Совет мэров, «Округа» 7-11 классы, с высшим органом -  Школьный республиканский совет, который организовал целую сеть работ, позволяющих в условиях Республики заработать «Шансы» каждому гражданину, избрав работу по душе, способностям, возможностям, притязанию.

Таким образом, «Школьная Демократическая Республика» целенаправленно воспитывает социально – адаптированных граждан России.

Кваст Эмма Владимировна, председатель родительского комитета.

Создание «ШДР» - неплохой вариант организации воспитательной работы. Она приближает детей к жизни в современном обществе, сплачивает школьный коллектив, учит умению идти к поставленной цели, понимать людей, отличать истинное от ложного, учит побеждать и проигрывать в борьбе, поднимает рейтинг ученика, его личности в коллективе.

Организация ученического самоуправления была очень чёткой. И дети, и родители были своевременно информированы о дальнейшем развитии событий, что позволяло вовремя подготовиться к предстоящим мероприятиям.
В целом, данный проект внёс много нового и положительного в школьную жизнь наших детей.

Денисенко Вероника Алексеевна, классный руководитель 11 «Б» класса.

В старших классах роль старшего руководителя – консультирующая. Однако, классы разные, учащиеся разные и не всегда получается так, как должно быть.
Мне повезло. В 11 «б» собрались самые активные, инициативные ребята. Могу с уверенностью сказать, что предвыборная компания и выборы президента  школьной демократической республики внесли в жизнь класса оживление, объединили буквально всех членов коллектива. Некоторые школьники раскрыли свои способности, о которых в классе не знали. Кому- то удалось преодолеть свою застенчивость, кому- то приходилось выслушивать замечания. Важно, что равнодушных не было. Воспитательная эффективность участия учащихся в ученическом самоуправлении довольно высокая, так как участники получают возможность по-иному взглянуть на свой класс, на всю школу, на отношения, складывающиеся между коллективом учащихся и учителей.
Клубова Лариса Александровна, классный руководитель 10 «Б» класса

Создание «ШДР» очень хорошее дело.  Как любое новое вызвала большой интерес у учащихся нашего класса. Безусловно, это игра и она требовала от ребят собранности, трудолюбия, умение раскрыть свои творческие способности. Работа по программе «Звёздный берег» способствовала сближению членов классного коллектива, формированию чувства ответственности и активной жизненной позиции. Как классный руководитель я помогла ребятам, старалась направить их работу в нужное русло. Причем эта помощь не должна была выражаться только в контроле с моей стороны или только в насаждении своей точки зрения. Нужно было находить ту «золотую середину», которая могла бы дать возможность ребятам почувствовать свою самостоятельность, вызвала бы чувства уверенности в себе.

             
Кирилова Екатерина, президент «ШДР», ученица 11 «А» класс

Создание «Школьной Демократическая Республика» является, на мой взгляд, самым лучшим мероприятием в школьной жизни за все годы моей учёбы. Этот процесс привлёк всех учеников и учителей школы, что является положительной стороной игры. В процессе создания и функционирования «Республики» увлеклись все – от мала до велика. Я считаю, очень хорошо, что, уходя из школы, у меня останутся отличные впечатления от такого масштабного мероприятия!

Денисенко Наталья, вице – президент «ШДР», ученица  11 «Б» класс.

11 класс… Наверное самое прекрасное время в школе, когда мы наслаждаемся последними деньками беззаботной жизни, но уже думая о том, что вскоре придётся вступать во взрослую жизнь. Но 11 класс в школе запомнится мне надолго ещё потому, что на протяжении всего учебного года в мы создавали школьную демократическую республику. Надо сказать, что школьная жизнь стала намного интереснее, увлекательней: с каким азартом мы все участвовали в Президентских выборах, в предвыборной компании, которая была самой настоящей: у нас были и пресс – конференции и агитационные листовки, и предвыборные ролики. Я не стала Президентом, но с удовольствием возглавила деятельность школьного республиканского совета. И конечно долгожданный «День Самоуправления», показал какими мы можем быть серьёзными, нам можно доверить школу!

Мониторинг развития ученического самоуправления

показал:

1. Через самоуправление решаются задачи:

  1. развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
  2. жизненное самоуправление;
  3. формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
  4. умение решать проблемы;
  5. самораскрытие и самореализация личности;
  6. принцип равноправия в совместной деятельности;
  7. общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
  8. умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
  9. повышение требовательности к себе и товарищам;
  10. адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным усло виям;
  11. разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом лично стных потребностей школьников, определяющих их цели и профессио нальную ориентацию;
  12. раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
  13. формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.
  1. Учащиеся осуществляют:
  1. дежурство в школе и по классам;
  2. организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, утепле ние школы в зимний период, благоустройство территории школы...);
  3. поисковую и исследовательскую работу;
  4. организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.);
  5. проведение акций;
  6. частичное выполнение программы «Мы за здоровый образ жизни!»;
  7. проведе ние тематических конкурсов (рисунка, песни чтецов, поэтов, творче ских работ, театральных постановок и т. д.).

  1. Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе:

  1. позволило расширить клубы по интересам;
  2. приобрести навыки общения в режиме реального времени;
  3. выработать личную ответственность;
  4. неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;
  5. скоординировать действия ученических коллективов;
  6. научило культуре деловых отношений;
  7. научило ведению официальной документации;
  8. сформировало ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);
  9. обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);
  10. оказало помощь в выборе профессии;
  11. позволило выявить свои возможности и реализовать их;
  12. способствовало выявлению лидеров;
  13. повысило уровень воспитанности ребят;

  1. Учителя считают:

  1. школьники должны принимать участие в школьном процессе;
  2. работать с талантливыми детьми - счастье;
  3. талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя;
  4. метод с трудными один - внимание, понимание, контроль, формиро вание интереса к предмету.

2.3. Психолого-педагогическое  и  организационно-методическое  сопровождение  ученического  самоуправления.  

     

  Из  анализа  работы  педагогического  коллектива  за  2006-2007  учебный год:

«Приоритетные  направления  работы,  выбранные  педагогическим  коллективом  на  2006-2007  ученый  год,  охватывают  все  подсистемы  ВСШ:  дидактическую,  педагогическую  систему  воспитательной  работы.  Взаимодействие  с  родителями,  расширение  психологического  обеспечения  учебно-воспитательного  процесса,  освоение  интерактивных  методик  обучения  и  воспитания,  сохранение  и  укрепление  здоровья  учащихся,  развитие  ученического  самоуправления – все эти  задачи  решаются  благодаря  взаимодействию  трех  подсистем  ВСШ.  А  это  значит,  что  ВСШ  находится  на  этапе  стабильного развития.  Создана  база  для  дальнейшего  развития  ВС.  Происходит  развитие  общешкольного  коллектива,  межвозрастного  общения.  Целенаправленно и  планомерно  проводится  работа  по  налаживанию  деловых  функциональных  и  эмоционально-психологических  отношений  между  детьми,  учителями  и родителями».

            Таким  образом,  ученическое  самоуправление – не  самоцель,  а  средство    достижения  цели, составляющая   в системе  воспитательной    работы  школы, одной  из  подсистем  ВСШ, основанной на  гуманизации  отношений.  Решая задачи  функционирования  ученического  самоуправления,  мы  «создаем  условия   для  развития личности  в современной  развивающейся  школе» (цель  работы  школы).

              Педагогический  коллектив  придерживается  следующих  принципов  развития  ученического самоуправления:

        Принцип социально  значимой  доминанты  предполагает  мобилизацию  детского  коллектива  вокруг  единой  цели,  сплачивающей участников  совместной  деятельности.  При  этом  другие  цели  становятся  сопутствующими  и  ставятся  в  зависимости  от  реализации  основной  цели,  стоящем  перед  коллективом на  данном  этапе  его  развития.   Каждый  коллектив имеет  специфическую  цель  в различный  период  времени.  

        Различные цели  могут  выступать  в  качестве  доминирующих  у  органов  самоуправления,  общешкольного  коллектива  и коллектива  класса.  Доминирующие  цели  выступают  в  качестве  «Особых  звеньев»  в  организации  деятельности  детей.

         Принцип  единства  и  оптимального  сочетания  коллективных  и  личных  интересов  детей    предполагает  обеспечение  непротиворечивости  целей  всех  актуальным  целям  каждого.

         Обеспечить  вовлеченность  детей    в  решение  управленческих  задач  возможно  лишь  при  позитивном  отношении  к  деятельности.  Учащиеся,  выступающие  в роли  лидеров-организаторов,  должны  учитывать  в  своей  работе  оценку,  которой  они  оцениваются   своими  товарищами.

            Принцип  динамичности  и  вариативности  структуры  органов  самоуправления  предполагает,  что  структура  органов  самоуправления  должна  быть  опосредована  целями  деятельности  детей,  содержание  которых  постоянно меняется  в  зависимости  от  стратегических  и  тактических  задач,  стоящих  перед  ученическим  коллективом.  

           Этот  принцип  означает необходимость  систематического  поиска  организационной структуры,  сочетающей в  себе  как  постоянные  органы   самоуправления,  определенные  положениями  и  уставами,  так  и  временные,  создаваемые  коллективом  для  решения  текущих  задач.  При этом  должно  предусматриваться  также  изменение  функций  постоянных органов  в  зависимости  от  изменений  стратегических  задач.

          Принцип  интеграции  и  дифференциации  педагогического  управления  и  детского  самоуправления  предполагает,  что  отношения  педагогов  и  детей  в  процессе  развития  самоуправления  строятся  на  принципах  сотрудничества,  которое  обеспечивается  наличием  принятых  как  педагогами,  так  и  ученическими  коллективами  определенных  правил  (норм)  отношений,  делегированием  детям  реальных  управленческих  полномочий,  созданием  обстановки  взаимной  ответственности  и  взаимного  доверия.  Это  не  исключает  взаимной  требовательности,  предъявляемой  членами  педагогического и  детского  коллектива  друг  другу.

            На   организационно-методическом  уровне  педагоги  и  дети  участвуют  в  работе  совместных  органов  самоуправления,  вырабатывают  общую  программу  действий,  информируют  друг  друга  о  своей  деятельности.  Педагогический  коллектив  помогает  работать  органам  ученического  самоуправления,  предоставляет  им  право  обсуждения  любых  вопросов  жизни  коллектива,  определения  основных  задач  и  принятия  решений.

          На  социально-психологическом  уровне  между педагогами  и  учащимися   устанавливается  взаимопонимание,  они  учатся  вести  диалог,  предупреждать  и  преодолевать  конфликты.  Очень  важно  создать  такую атмосферу,  в которой  и  педагоги,  и   дети,  сопереживая  и  помогая,  друг  другу,  будут  ощущать  себя  членами  одного  общего  коллектива.  

Диагностика.

Социальное  лицо выпускника.  Некоторые  данные  за  2006-2007  учебный  год.

С каким чувством  ты  расстаешься со  школой?

  1. с  чувством облегчения – 5%;
  2. с  чувством  глубокой  грусти – 14%;
  3. думаю,  что  буду  скучать – 61%;
  4. об  уроках  не  вспомню, может  быть  о  друзьях – 20%.

Если  бы  у  меня  была  возможность:

  1. я  бы  учился  в  этой  школе, которую  заканчиваю – 93%;
  2. я  бы  сменил  школу – 0%;
  3. не  задумывался – 7%;
  4. свой  вариант – 0%.

Что  тебя  больше  всего  привлекало  в  школе?

  1. возможность  развивать  себя,  свой ум,  способности  - 43%;
  2. наличие друзей,  с  которыми  всегда  можно пообщаться – 84%;
  3. дружный  и  веселый  класс – 81%;
  4. общая  атмосфера  в  школе – 92%.

Уровень  воспитанности. 

Отношение  к  людям.

Образ  выпускника: «…не  пройдет мимо  зла,  умеет сострадать  чужому  горю,  заботится  о  тех,  кто  нуждается  в помощи,  в  первую  очередь  о  своих  близких,  понимает  ценность  семьи  в  своей  жизни».

  1. Я  чувствую  ответственность  за  членов  своей  семьи – 4,3 балла;
  2. Я  проявляю  милосердие  к  людям – 4,6 балла;
  3. Я  стараюсь  быть  полезным окружающим – 4,8 балла.

Отношение  к  делу.

Образ  выпускника:  «Наш  ученик  любит  и  умеет  трудиться. Уважает  чужой  труд,  никогда  не  унизит  себя   бездельем».

  1. Охотно включаюсь  в общую  работу – 4,2 балла;
  2. Проявляю  терпение и  упорство  в  достижении  цели – 3,9 балла;
  3. Переделываю  некачественно  сделанную  работу – 4,1 балла;
  4. Стремлюсь  выполнить  работу в  срок – 3,4  балла;
  5. Довожу  дело  до  конца – 3,8 балла.

      Исследования,  проводимые  среди  старшеклассников,  свидетельствуют  о  позитивном  отношении к  своей  школе,  школьным  друзьям, людям,  окружающим  их,  семье,  общественно-полезной  деятельности.  Несомненно,  все  компоненты  ВСШ, в  том  числе  и  развитие  ученического самоуправления,  оказывают  влияние  на  формирование  данной  позиции,  на  уровень  воспитанности выпускников  НАШЕЙ  школы.

2.4. Опыт  функционирования модели  ученического самоуправления.

         

Развитие  самоуправления   предполагает  поэтапное  делегирование  полномочий  и  ответственности  детскому  коллективу  и  его  органам  самоуправления.

           Можно  выделить  три  этапа   развития  самоуправления:  зарождение,  становление, самосовершенствование, на  каждом  из  которых  достигается  более  высокий  уровень  самоуправляемости  коллектива. Именно  они  определяют  структурную  характеристику  процесса развития  самоуправления.  Каждый  этап  отличается  от  предыдущего  уровнем  сложности решаемых  управленческих проблем.  Переход  от  одного  этапа  к другому  соответствует  достижению  коллективом  определенного  уровня  развития  самоуправления.                                  

 Этапы  развития

 Самоуправления

Цели деятельности

Пути  достижения  целей

Зарождение

Цели  деятельности  определяются  педагогами  или  вышестоящими  органами  самоуправления

Определяются  на  основе  совместного  решения  коллективов  педагогов  и  детей.  Осуществляется  постепенный  переход  к  самостоятельному поиску  путей  достижения  поставленных  целей.

Становление

Цели  деятельности определяются  совместно  педагогами  и  учащимися.  Постепенно  предоставляется  возможность учащимся  самостоятельно  определять  цели  своей  деятельности.

Определяются  учащимися  при  консультативной  роли  педагогов.  Осуществляется  переход  к тому,  чтобы  поиск  путей  достижения  поставленных  целей  и  их  реализация  осуществлялись  учащимися  самостоятельно.

Самосовершенствование

Учащиеся  самостоятельно  определяют  цели  деятельности  при  консультативной  помощи  педагогов.

Определяются  учащимися самостоятельно.

            Анализ  деятельности  органов ученического  самоуправления  нашей школы  показывает,  что  мы  находимся  на  втором  этапе  развития,  этапе  становления.  Нами  используется  методика  выявления  уровня  развития  самоуправления  в  ученическом  коллективе (М. И. Рожков). При  обработке  результатов  24  предложения  разбиваются  на  6  групп (блоков).   Данная  систематизация  обусловлена  выявлением  различных  аспектов  самоуправления.  

            Представляем  результаты  данной  диагностики  за 2006-2007  учебный  год  (9-11  классы):

Аспекты  самоуправления

Да.

Скорее да, чем нет.

Трудно  

сказать

Скорее  нет,  чем  да.

Нет.

Вовлеченность  учащихся в самоуправленческую  деятельность

76,4 %

6,2%

9%

7%

1,4%

Организованность  классного  коллектива

81,7%

10%

5,3%

!,5%

0,5%

Ответственность  за  результаты  совместной  работы  в  классе.

38%

60%

1,2%

0%

0%

Участие  класса  в  управлении  делами  школы.

59,1%

22%

11%

4,5%

3,4%

Взаимодействие  с  другими  классами  в организации  общешкольной  жизни.

65%

32,3%

2,7%

0%

0%

Осознание  ответственности  за  результаты  работы  всего  коллектива  школы.

20,5%

63%

8%

5,3%

3,2%

          Постепенно  из  года в год  формировались  традиции,  система  ценностей  и  взаимной  ответственности,  росло  самосознание  школьного  коллектива,  а,  следовательно,  усложнялась  и  сама  совместная  деятельность.  

2.5. Взаимодействие  органов  ученического  самоуправления  с  педагогическими  и  родительскими  органами  самоуправления. Сотрудничество  взрослых  и  детей

Демократизация  жизнедеятельности  школы  и  управления  ею  предполагает  активное  участие  в  них  всех  субъектов  учебно-воспитательного  процесса.  

Открытый  педсовет.

       В  основе  развития  школы  как  воспитательной  системы  лежат,  на наш  взгляд,  три важнейших  внутренних  процесса: педагогическое  самоуправление,  детское  самоуправление  и  детско-взрослое  соуправление.  Из  всех  трех  последний  процесс  имеет  особое  значение.  Во-первых,  именно  детско-взрослое  соуправление  объединяет  процессы  педагогического  и  детского  самоуправления (которые  в  принципе  могут  существовать  и  независимо  друг  от  друга)  в  единую  систему.  Во-вторых,  в  процессе  соуправления  решением  школьных проблем педагоги  и учащиеся  могут  в  полной  мере  осознать общность  своего  школьного  бытия,  почувствовать  себя  взаимно  ответственными  субъектами  образовательного  процесса.  Наконец,  в-третьих,  именно  в  актах  соуправления педагогов  и  учащихся  происходит  формирование  культуры   партнерских  отношений  между  людьми  разного  возраста  и  социального  опыта,  что  является  ценным  как  для  собственно  школьного,  так  и  для  более  широкого  социального контекста, в том  числе,  для  становления  гражданского  общества  в  нашей  стране.

         Детско-взрослое  соуправление  в школе  может  разворачиваться  в  различных  формах,  в  том  числе  в  форме  открытого  педагогического совета – собрания  педагогического  коллектива,  на  которое  в  качестве  равноправных  участников  приглашаются  учащиеся,  родители,  представители   общественности.  Подобные  педсоветы  целесообразно  проводить  в тех  случаях,  когда  требуется  обсудить  и  принять  решение, во-первых,  затрагивающее  интересы всех  субъектов  школы,  во-вторых,  выполнение,  которого  необходимо  также  всеми субъектами.      

        Яркими  примерами  использования  данной  формы   в  нашей  школе  являются  педсоветы по  темам  «Образ  выпускника»  и  «Сотрудничество,  сотворчество, содружество». В  работе  того  и  другого   педсовета  принимали  участие  педагоги  и  учащиеся  школы, а  в  формировании  образа  выпускника   активно участвовали  и  родители.  При  подготовке  и  проведении  применялись   методы анкетирования,  общественного  опроса,  групповой  работы, мозговой  атаки,  деловой  и  ролевой  игры,  дискуссии.    Все  участники  педсоветов  имели  возможность  высказать  свое  мнение по  решаемой  проблеме,  проголосовать  за   их   решения.  Как  указывалось  выше,  итогами  этой  работы  стали  «Образ  выпускника  школы  № 1»  

         Деятельность  органов  ученического  самоуправления  материализуется  не  столько  в отдельных  мероприятиях  и  делах,  сколько  в  работе  по  формированию  в  ученическом  коллективе  специальной атмосферы,  т.е. духа  школы,  духа  коллектива.  Говоря  о  духе  школы  и  коллектива, мы  имеем  в виду  то,  что  воспринимается  и принимается  интуитивно,  без  всяких  утверждений  и  объяснений.  В  педагогической  теоретической  и методической  литературе  синонимами  данного  понятия  выступают  понятия  «духовный  коллектив»,  «социально-педагогическая  обстановка»,  «морально-этическая атмосфера»,  «морально-психологический  климат».

         Эта  атмосфера  должна  помогать ребенку  делать  самостоятельный  нравственный  выбор.  В выборе  он должен  руководствоваться  нравственно-этическими  ценностями,  которые  утверждаются   в  воспитательном  коллективе.  

            Ж..Жак  Руссо  писал,  что  народ,  повинующийся  законам,  должен  быть  их  творцом.  Если  данные  слова  рассматривать  применительно  к  требованиям,  предъявляемым  к учащимся и  учителям,  то  эти  требования  должны  быть  разработаны   самими  учащимися  и  учителями.  Привнести  мораль  в  коллектив  нельзя.  Она должна  быть  выработана  самим  коллективом.

          Сотрудничество  ученического  самоуправления  с  педагогами  и  родителями  отражается  в  следующей  схеме:  

ДЕТИ

Встречи с   администрацией

Встречи  с представителями  родительского комитета школы;

Открытые  педсоветы;

Конференция  учащихся;

Общественный  опрос;

Средства  массовой  информации.

РОДИТЕЛИ

ПЕДАГОГИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, ученическое самоуправление является частью школьного самоуправления, а потому оно выступает как общественная сторона внутришкольного управления. Демократическая система ученического самоуправления приводит всех участников процесса в общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, гуманизирует отношения детей и взрослых, выводит их на уровень сотрудничества.

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.  Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.

Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

  1. Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.
  2. Его цель в современных условиях - адаптация выпускников к не  прерывно изменяющимся жизненным условиям.
  3. Самоуправление   способствует  личностному   росту   школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
  4. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
    школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
  5. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
  6. Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.
  2. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ. Книга современного руководителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288с.
  3. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288с.
  4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М: Академия», 2001.- 216с.
  5. Куминцова Т.М. Мастер – класс для заместителей директора по воспитательной работе. – М.: 5 за знания, 2006. -240с.
  6. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.-184с.
  7. Прутченков  А.С. Организация и развитие ученического самоуправления  в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – М.: — 250 с.
  8. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.
  9. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.
  10. Цикл статей авторского коллектива под руководством доктора педагогических наук А.С.Прутченкова в приложении "Граждановедение" к "Учительской газете":

Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества 

Типичные ошибки ученического самоуправления

На убеждение можно действовать только убеждением

Возможные возражения, или Зачем ученическое самоуправление в современной школе?

Одно из звеньев муниципальной цепи

Давайте разберемся, или Что такое школьное ученическое самоуправление

 Взаимное доверие и равноправное сотрудничество

Самоуправление и российская школа (историко-педагогический экскурс)

Помочь самоопределению личности, ее самореализации

Правовые основы организации школьного самоуправления

От моделей Леонардо да Винчи к моделям самоуправления (1)

От моделей Леонардо да Винчи к моделям самоуправления (2)

 Товарищ, союзник, собеседник (1)

«Школьный совет» — административная модель самоуправления  

Товарищ, союзник, собеседник (2)

«Школьный совет» — административная модель самоуправления  

 Товарищ, союзник, собеседник (3)

«Школьный совет» — административная модель самоуправления  

Ньюландия — чудесная страна (1)

Игровая модель самоуправления

Ньюландия — чудесная страна (2)

Игровая модель самоуправления

 Без революционных потрясений (2)

«Демократическая республика» — совмещенная административно-игровая модель самоуправления

Без революционных потрясений (3)

«Демократическая республика» — совмещенная административно-игровая модель самоуправления

Из газеты "Первое сентября":

Андрей Полонский. Кодекс беспечности. Власть и право в современной европейской школе.

Анатолий Витковский. Самоуправление - новое слово в школьной жизни... 

Ната Крылова. Самоорганизация или самоуправление? 

 Из газеты "Школьный психолог": 

Марина Битянова. Необыкновенная ночь. 

Другие источники: 

Сергей Прокошенко. Строптивая гимназия. 

Ната Крылова. Образование как эволюция самоуправления.

11.Интернет-проект «Школьное ученическое самоуправление»:

http://doroga.karelia.ru/samo

  1. Школа № 1 - победитель конкурсного отбора школ России, внедряющих инновационные процессы – 2007,2009 года.
  2. Воспитательная система школы - победитель муниципального и дипломант (1 степени) областного конкурсов. – 2006 года.
  3. Модель ученического самоуправления - победитель муниципального и  областного конкурсов – 2007 года.
  4. Учащиеся – активные участники  поисковой и исследовательской работы.
  5. В школе создан передвижной музей.
  6. Публикации в районных СМИ о деятельности школы за 3 года —  более 70 статей.
  7. Занятость учащихся внеурочной деятельностью более 70%
  8. Призовых мест в муниципальных, зональных и региональных конкурсах за три года  -  53
  9. Победители Спартакиад учащихся ГО «Поронайский район»
  10. Участие в социальном проектировании и социально-значимой деятельности района, области, России.

Участие в акциях района и области

Акция «Я – гражданин России»

С 2000 года активное участие во Всероссийской акции

«Я – гражданин России»

  1. Наши проекты: «Половое воспитание в школе» (Власенко Л.Ф.);
  2. «Чужих детей не бывает» (Демидова Е.Н.)
  3. «Благоустройство школьной территории» (Майдукова Г.А.);
  4. «Дороги судьбы – дороги Победы», «Учитель глубинки России», «Галерея фотопортретов учителей», «Цветок жизни» (Денисенко В.А.).

Финалисты V Всероссийской акции «Я – гражданин России» г.Воронеж        2005г.

Победители муниципальных и областных этапов Всероссийской акции «Я – гражданин России» 

«Эрудит»

Участники и победители районной игры «Эрудит»: 2005г.- III место; 2006г- II место; 2007г.-I место

«КВН»

2001г-IIIместо в районных играх и активное участие в областных играх;

2002г-участие в IX фестивале команд КВН ВДЦ «Океан»;

2004г-IIместо в районных, зональных и областных играх;

2005г-участие в XI фестивале команд КВН ВДЦ «Океан»;

2006г-I место (район), II место (зона), IIIместо в областных играх;

2007г- участие в фестивале команд КВН ВДЦ «Океан».

Фестиваль «Свой голос»

Активное участие в фестивале «Свой голос»

С 2004 по 2006 год победители районного фестиваля детской прессы;

2006 год – победители областного фестиваля «Свой голос».

«Безопасное колесо»

2006г– III место в районных соревнованиях

2007г – I место в районных соревнованиях


[1] Прутченков  А.С. Организация и развитие ученического самоуправления  в общеобразовательном учреждении

[2] Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ.

[3] Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения

[4] Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах

[5] Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление

[6] Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах

[7] Куминцова Т.М. Мастер – класс для заместителей директора по воспитательной работе

[8] Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ.

[9] Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении

[10] Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении

[11] Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы

[12] Прутченков  А.С. Организация и развитие ученического самоуправления  в общеобразовательном учреждении

[13] Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МО классных руководителей. Статья тема «Создание и развитие ученического самоуправления»

«Из разговоров в учительской:Мария Ивановна: «Петр Сергеевич, а у вас в классе есть самоуправление?»Петр Сергеевич: «Конечно, есть! Все, что моим ребятам скажу сделать, все сделают самостоятельн...

Методическая разработка "Новые подходы к развитию ученического самоуправления"

Решающая роль должна принадлежать взрослым,   в одном: в систематической и последовател...

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...

Разработка семинара заместителей директоров на тему "Развитие ученического самоуправления через проектную деятельность в условиях сельской школы"

В разработке :1. Доклад заместителя директора по ВР2. Визитная карточка музея школы3. Визитная карточка ШУС "Земляне"4. Проектная деятельность в начальной школе...

Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России

Материал может быть использован старшими вожатыми, классными руководителями для выступлений на педагогических советах, заседаниях методических объединений, в работе с классными коллективами....

Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.

В представленных методических рекомендациях используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства и разработки современной педагогической науки.Органы ученического сам...

Доклад на тему: «Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития обучающихся».

Районный семинар для  классных руководителей по теме: «Воспитание нравственности через детские объединения (ученическое самоуправление, волонтерские отряды...