«Информационная образовательная среда образовательного учреждения и программа информатизация школы»
материал по теме

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме: «Информационная образовательная среда образовательного учреждения и программа информатизация школы»

Работу выполнил: Загидуллин Нурсиль Нурисламович

Должность, место работы: учитель физики и информатики, МБОУ «Мало-Лызинская СОШ»

Регион: Республика Татарстан

     Педагогический коллектив нашей школы, изучая современные информационные технологии, работает над внедрением в процесс обучения нестандартных форм уроков, над созданием дидактических материалов, электронных учебников, различных презентаций. Педагоги участвуют в различных образовательных программах, осуществляют дистанционное обучение, а также постоянный информационный обмен с помощью электронной почты. Ведется работа по повышению квалификации педагогов, Все учителя начальной школы прошли курсы по программе «Компьютер для школьника». Отсюда следует, что наш коллектив внедряет в практику ИКТ, что кардинально изменяет организацию учебно-воспитательного процесса в школе.

Таким образом, мы создаем единое, открытое доступное педагогам, ученикам и их родителям, управленцам, другим специалистам информационное пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность школы и её элементов.

 Я считаю, что внедрение ИТ в управление ОУ способствует изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности, высвобождению временных ресурсов всех участников УВП, активизации познавательной деятельности учащихся, осуществлению личностно-ориентированного обучения.

 Процесс информатизации образования, происходящий в стране, коренным образом изменил школу. Информационный образ жизни для педагогов и учащихся школы стал нормой.

Современное образование вступило в новую стадию своего развития. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать, невозможно добиться заданного педагогического результата.

Изменения, связанные с тем, что из «объекта» образовательного процесса ученик становится «субъектом», требуют создания и развития в учебном заведении высокотехнологичной информационно-образовательной среды.

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологическую основу системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.

В широком смысле, образовательная среда подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.

Информационно-образовательная среда играет огромную роль в обучении учащихся и именно на нее должен делаться упор в образовательных учреждениях, так именно она будет являться одним из главнейших помощников в течение всего процесса обучения.

Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой ученика и преподавателя, она позволяет нацелить ученика на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.

Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему.

Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии для нового образовательного стандарта.  ИКТ являются одной из наиболее действенных технологий. Главное в  использовании ИКТ - целесообразность и продуктивность. Учащиеся не должны пассивно наблюдать за тем, что происходит на экранах мониторов, поэтому важно продумывать вопросы и задания к используемым ресурсам. Даже использование  простой иллюстрации должно активно задействовать учащихся.        

         Проведение интегрированных уроков,  результативность  проектной, исследовательской деятельности повышается  при использовании ЦОРов.  Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивают наглядность, с  привлечением большого количества дидактического материала,  у учащихся повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза,  обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Еще одним немаловажным достоинством ИКТ является полноценный доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что в целом, способствует повышению качества образования. Однако, использование ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  это необходимо!

Программа ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОУ Мало-Лызинской СОШ

Балтасинского района РТ на 2011 — 2015 г.

I. Пояснительная записка

Информатизация образования является приоритетным направлением развития современной школы, обозначенным в документах Правительства России, РТ.  Она необходима для  качественного и эффективного образовательного процесса,  повышения доступности образования.

Модернизация предполагает новые приоритеты для достижения целей общего образования. Среди этих приоритетов — формирование информационно-коммуникативной компетентности  педагогов и учащихся.

Реализация данной программы нацелена на  эффективность  организации учебного процесса, позволит анализировать результаты деятельности всего педагогического и ученического коллектива.

II. Актуализация

С целью повышения эффективности методической работы, повышения качества знаний у учащихся, полной реализации запросов педагогов и учащихся школы необходимо направить деятельность на создание единого информационного пространства.

Для всех учителей и учеников доступны в соответствии с их потребностями компьютеры и основные сопутствующие сервисы: печать, сканирование, запись на СD и т.д.

Информатика ведется в 5, с 8 по 11 класс.

Стабильно работает электронная почта, в основном  документооборот с УО Балтасинского района  ведется в электронном виде.

Материально-техническая база

Оборудование

2010/2011г.

1

Количество компьютеров

25

2

Количество компьютеров у администрации

3

3

Количество учеников на 1 компьютер

1

4

Количество компьютеров свободного доступа для учителей

7

5

Количество компьютеров в свободном доступе для учащихся

7

6

Количество компьютеров в библиотеке

1

7

Количество компьютеров в локальной сети школы с выходом в Интернет

12

8

Количество компьютеров в предметных кабинетах

0

9

Мультимедийный проектор

3

10

Ноутбук

28

11

Интерактивная доска

2

12

Сканер

2

13

Принтеры

14

Несмотря на значительные достижения в области использования в образовательном процессе информационных технологий, в рамках Программы развития школы, остается ряд проблем:

  1. недостаточно активная работа школы с информационными базами;
  2. эпизодическое применение информационных технологий рядом учителей;
  3. трудности, возникающие у педагогов и учащихся при использование информационных ресурсов.

Исходя из выше сказанного, можно обозначить следующие основные направления информатизации школы:

  1. информатизация учебно-воспитательного процесса;
  2. повышение ИКТ-компетентности учителей и учащихся;
  3. методическое сопровождение процессов информатизации в школе;
  4. развитие материально-технического обеспечения;
  5. информатизация управленческой деятельности.

III. Цель

Цель:

Создание единой образовательной информационной среды в учебной, педагогической  и управленческой деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса, наиболее полно развивать способности учащихся, повышать уровень информационной культуры всех участников педагогического процесса.

IV. Задачи

Задачи: 

  1. развитие единого информационно-образовательного пространства школы;
  2. совершенствование материально-технической базы школы;
  3. повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса;
  4. активное внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
  5. создание условий для снижения перегрузок учащихся за счет более эффективного использования современных технологий;
  6. реализация программ дополнительного образования школьников, с использованием информационных технологий;
  7. совершенствование административно-управленческой работы;
  8. активное освоение программы: «Электронное образование РТ».

  V. Сроки и этапы

Этапы

Содержание

1 этап 2011-2012гг.

 

Компьютерная грамотность, оснащение школы средствами ИКТ, компьютерной техникой,  установка и отладка  работы локальной сети, применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, решительный шаг к индивидуализации обучения, переход от эпизодического использования ИКТ к созданию системы работы.

 

2 этап 2012-2013гг.

 

3 этап 2014-2015гг

 

Создание ЕИС школы, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен, а также требует нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

 

VI. Проекты.

 

Проект 1. Использование ИКТ в образовательной деятельности.

Цель проекта: повышение ИКТ - компетентности учителей школы. Обновление содержания обучения школьников.  Повышение качества обучения школьников за счет освоения информационных технологий.

Задачи проекта:

1. Добиться положительного отношения и мотивации к повышению ИКТ - компетентности у учителей школы.

2. Разработать систему повышения ИКТ - компетентности учителей.

3. Внедрить информационные технологии в образовательную практику всех  учебных предметов.

4. Активизировать инновационную деятельность педагогов в программе «Электронное образование РТ».

5. Активизировать участие школьников в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. п. учебной деятельности с использованием ИКТ.

6. Формировать умение применять информационные технологии в различных видах творческой (учебной и внеучебной) деятельности.

 

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Достигнуть положительное отношение и создать мотивацию педагогов к повышению своей ИКТ – компетентности.
  2. Создать систему повышения ИКТ - компетентности учителей, проходить обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров в области новых информационных технологий.
  3. Оказывать методическую и консультативную помощь педагогам школы по использованию ИКТ в педагогическом процессе школы на базе ОУ, ИМЦ.
  4. До 2012 года довести процент учителей, обученных в области ИКТ технологий, до 100% от общего количества педагогов школы. Повысить процент уроков, на которых применяются ИКТ технологии до 50%.
  5. Ожидать в обучении, контроле, самообучении и самоконтроле более активное  использование  интерактивных технологий.
  6. Кабинет информатики продуктивно использовать для самоподготовки учителей и учащихся.
  7. Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету.
  8. Участие учителей в конкурсах, форумах в программе «Электронное образование РТ».
  9. Участвовать учащимся школы в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях по предметам.
  10. Создание творческих  и научно – исследовательских объединений учащихся, активно использующих ИКТ.

 

Проект 2. Использование ИКТ в управленческой деятельности.

Цель проекта: повышение оперативности и качества управления школой на основе ИКТ

Задачи проекта:

1.  Создать  БД школы в области мониторинга здоровья, обучающихся и педагогов школы, разработать системы более частого обновления БД.

2.  Внедрить автоматизированную  систему отчётности школы (система «Барс», мониторинг «Наша новая школа»).

Ожидаемые результаты проекта «Управление школой»

1.    Широко  внедрять и использовать в управлении школой автоматизированную систему отчётности  школы

2. Расширить БД для управления персоналом, учащимися, учебным процессом

 

Проект 3. Модернизация материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

Цель проекта: Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение школы в Интернет, обновление компьютерной техники.

Задачи проекта:

1. Создать единую локальную сеть школы.

2. Обновить компьютерную и оргтехнику .

3. Оснастить компьютерами рабочие места администрации и учителей - предметников.

4. Создать  мобильный медиакабинет.(ноутбук, мультимедийная установка).

5. Сформировать современную школьную медиатеку.

Ожидаемые результаты проекта «Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса»

1. Создание единой локальной сети школы, охватывающей кабинеты, библиотеку, административные кабинеты.

2. Постоянное обновление современной компьютерной техникой компьютерных классов и учебных кабинетов, приобретение цифрового фотоаппарата, видеокамеры, ноутбуков.

3. Создание мобильного  медиакабинета для учителей школы.

4. Формирование и пополнение школьной  медиатеки.

 

Проект 4. Информационно-компьютерные технологии в исследовательской деятельности учащихся.

Цель проекта: совершенствование форм, приемов и методов работы с одаренными детьми.

Задачи проекта:  

1.Разработка программы исследовательской деятельности учащихся.

2.Привлечение учащихся к исследовательской деятельности по различным направлениям.

3.Развитие форм сотрудничества школы с другими учреждениями и окружающим социумом.

4. Создание условий для реализации творческих способностей и инициатив учащихся.

Ожидаемые результат проекта «Информационно-компьютерные технологии в исследовательской деятельности учащихся»:

1. Усовершенствовать систему научно-исследовательской деятельности учащихся;

2. Повышение уровня познавательной активности учащихся на уроках, повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

VII. План мероприятий

  1. План мероприятий
  1.  Методическое  сопровождение процессов информатизации в школе

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Анализ состояния информатизации. Проведение инвентаризации имеющейся компьютерной техники ОУ, связанной с использованием ИКТ в управлении школой и организацией образовательного процесса.  

Сентябрь 2011г.

Зам. директора по УВР, учитель информатики

2

Повышение ИКТ – компетенции учителей через проведение семинаров, посещение курсов, форумов и др. Обучение учителей Интернет-технологиям.

2011-2012г.

Зам. дир. по УВР, учитель информатики

3

Мониторинг  уровня ИКТ - компетенций педагогов школы.

Ежегодно (октябрь-май)

Зам. дир. по УВР

4

Выставление на сайте школы материалов по новым методическим разработкам в области ИКТ

2011-2012г.

Учитель информатики

5

Работа в программе «Электронное образование РТ»

В течение года

Директор школы

6

Создание электронного «Портфеля отчетности» администрации, классного руководителя, учителя-предметника. Переход  на электронный  документооборот.

февраль 2011г.

Администрация

  1. Работа по созданию и пополнению школьного сайта

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Подготовка плана работы с сайтом, с программой «Электронное образование РТ»

Сентябрь 2011г.

Зам. дир. по УВР, учитель информатики

2

Обсуждение дизайна сайта с целью его реорганизации (усовершенствование навигации,  добавление поиска, разграничения прав доступа, содержательное наполнение сайта).

1-я неделя сентября  2011г.

Зам. дир. по УВР, учитель информатики

3

Создание страниц сайта.

2-я неделя сентября  2011г.

Учитель информатики

5

Сбор информации для размещения на сайте (на электронных носителях).

В течение года

Зам. дир. по УВР

6

Систематизация и обработка собранного материала.

В течение года

Зам. дир. по УВР

8

Обучение учителей размещению на сайте своих материалов.

В течение года

учитель информатики

9

Привлечение команды учеников к работе сайта.

В течение года

Учитель информатики

  1. Информатизация учебно-воспитательного процесса

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Создание календарно - тематического планирования с учетом уроков ИКТ.

Август

Зам. дир. по УВР

2

Систематическое использование ИКТ на уроках во всех предметных областях школьного курса.

В течение года

Учителя-предметники

3

Обучение учащихся различным учебным дисциплинам с использованием  возможностей сети Интернет.

В течение года

Учитель информатики

5

Пополнение школьного фонда  собственными разработками учителей.

В течение года

Зам. дир. по УВР

6

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, мониторингах, он-лайн тестированиях  по различным предметам.

В течение года

Зам. дир. по УВР

7

Участие учителей в проектах, форумах в сети Интернет.

В течение года

Зам. дир. по УВР

8

Мониторинг ИКТ - компетентности учащихся школы.

Мониторинг ИКТ - компетентности учителей школы.

Октябрь - май

Зам. дир. по УВР, учитель информатики

9

ИКТ в организации дополнительного образования детей: кружковая работа, направленная  на повышение ИКТ – компетентности учащихся.

 

В течение года

Зам директора по ВР

10

Развитие  исследовательской деятельности учащихся

В течение года

Учитель информатики, учителя-предметники

VIII. Возможные риски и пути их преодоления

Возможные риски

Пути их преодоления

1. Ухудшение здоровья учащихся и учителей: ослабление зрения, нарушение осанки.

  1. Выполнение требований СанПиН по освещенности, размещению компьютеров в кабинетах.
  2. Соблюдение режима работы за ПК.
  3. Использование в компьютерных классах специальной мебели.

2. Низкий процент использования ИКТ-технологий в повседневной педагогической деятельности в связи с недостаточной мотивацией учителей.

  1. Проведение семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом.
  2. Методические дни.
  3. Аттестация учителей.
  4. Система стимулирующих доплат и поощрений.

3. Низкая степень защищенности информации.

  1. Ограничение доступа.

4. Невыполнение программных мероприятий.

  1. Контроль над реализацией программы, анализ промежуточных результатов.

IX. Предполагаемые результаты

  1. Создание единого информационного пространства:
  1. повышение эффективности образовательного процесса;
  2. автоматизация организационно-статистической деятельности школы.
  1. Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя:
  1. создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;
  2. повышение качества образования;
  3. распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, участие в интернет-форумах;
  4. эффективная работа сайта.
  1. Повышение информационной культуры учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение образовательной среды образовательного учреждения

В работе даётся описание определение организационной и образовательной среды школы. данная работа проводилась с целью подготовки проекта программы развития школы....

Развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения

Из опыта работы МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.Опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции Развитие информационно-образовательной среды современной школы к ко...

Развитие электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения

Статья посвящена вопросам развития ЭИОС в образовательном учреждении...