Главные вкладки

    Развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения
    статья на тему

    Вера Николаевна Мельникова

    Из опыта работы МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.

    Опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции Развитие информационно-образовательной среды современной школы к контексте задач модернизации образования .

    Нижний Новгород, НИРО, 2013 год 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon aleksandrova_melnikova_zinchenko.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     (из опыта работы МБОУ СОШ № 35 г. Нижнего Новгорода)

    Александрова О.М. замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 35,

    Мельникова В.Н. учитель информатики МБОУ СОШ № 35,

    Зинченко Л.Л. учитель информатики МБОУ СОШ № 35

    school35@inbox.ru

    Общеобразовательная школа № 35 г. Нижнего Новгорода с 2011 года является участником экспериментальной площадки «Процесс автоматизации управления школой как средство эффективного развития информационно-образовательной среды образовательного учреждения». Объектом исследования  выступает процесс развития информационно-образовательной среды школы. Данный эксперимент направлен на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Участниками образовательного процесса в эксперименте являются следующие устойчивые группы: администрация (директор, его заместители), педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социально-психологическая служба, обучающиеся, родители как основные заказчики «качественного образования».

    В течение 2011-2012 учебного года были запланированы и проведены следующие действия по осуществлению эксперимента:

    1. Обеспечено формирование единого сетевого пространства.
    2. Осуществлено распределение функций администрации и учителей для работы с комплексом «1С: Управление школой».
    3. Организован информационно-аналитический кабинет для обеспечения доступа участников процесса к информационному потоку.
    4. Разработана критериальная база по оценке эффективности управленческой деятельности с применением комплекса «1С: Управление школой».
    5. Создана информационная база данных в комплексе «1С: Управление школой», которая содержит: общую информацию о классах, кадровые данные о сотрудниках, личные данные об учащихся, учебный план, штатное расписание, данные о материально-технической базе, распределение учебной нагрузки. Электронный журнал каждого класса содержит информацию об успеваемости учащихся по всем предметам учебного плана, сведения о посещаемости учебных занятий. В соответствии с планом работы экспериментальной площадки организована работа Электронной учительской. В настоящее время в Электронной учительской содержатся сведения об учащихся 1-11 классов, их родителях, расписании учебных занятий, информация о сотрудниках школы.
    6. Утвержден и реализован график курсовой подготовки учителей по работе в программе 1С: «Управление школой», а также  по теме «Формирование документов совместного доступа». Разработаны инструкции по работе с документами совместного доступа для учителей-предметников, классных руководителей, учащихся, родителей.
    7. Организованы и проведены семинары – тренинги для преподавателей по работе с комплексом «1С: Управление школой»,
    8. Организована система мониторинга эффективности управленческой деятельности при работе с комплексом «1С: Управление школой».

    В процессе работы с комплексом «1С: Управление школой»  необходимо отметить следующие положительные моменты:

    • Возможность получать отчеты и данные по разнообразным направлениям;
    • Имеется быстрый доступ к родительской общественности;
    • Возможность сохранения информационных данных по классам на неограниченный срок и быстрый доступ к ним.

    Среди недостатков можно выделить следующие:

    •  Отсутствует возможность формировать компактную сводную ведомость с текущими оценками за конкретный период по всем предметам одновременно. Сводная ведомость формируется с указанием каждого учебного дня, выводится средний балл по предмету, но она получается очень громоздкой и не убирается на одной странице, её можно формировать только за небольшой период (за один-два месяца).
    •  Нет возможности получать рейтинговую оценку по предмету среди учащихся класса.
    •  Сложности возникают с расписанием и работой с электронным журналом у профильных и общеобразовательных групп одного класса, когда происходит деление на подгруппы и ведутся разные уроки  разными преподавателями.
    •  Медленно осуществляется работа с заполнением электронного журнала одновременно для нескольких преподавателей.

        В школе организована работа с электронным дневником. Классные руководители 5-11-х классов освоили данный электронный продукт и отмечают следующие положительные моменты в его работе:

    •  Родители имеют достоверную информацию об успеваемости своего ребенка, сведения о посещаемости учебных занятий. В связи с этим уменьшилось количество пропусков уроков по неуважительной причине.
    •  Родители имеют возможность проверить расписание уроков.
    •  Можно отслеживать среднюю статистику по успеваемости и посещаемости по классу.
    •  Важное преимущество электронного дневника в том, что программа автоматически выдаёт разную аналитическую информацию: итоги периода, успеваемость по классу, учёт посещаемости уроков учеником, рейтинг ученика.
    •  Существует система отслеживания посещения электронного дневника родителями.
    •  Имеется возможность получения отчета об успеваемости учащихся в распечатанном виде.
    •  Программа предоставляет возможность распечатать оценки в удобной форме (указан период, за который выставлены оценки; пропуски,  их причина, опоздания).
    •  Работает функция рассылки писем родителям.

    Среди отрицательных моментов выявлены:

    •  Необходимость дублирования оценок на двух носителях: бумажном  и электронном.
    •  Система иногда работает очень медленно.
    •  Ежедневное выставление оценок не всегда возможно и рационально. Учителя-предметники  не выставляются оценки за каждый урок (по разным причинам выставляются позже).
    •  Выяснилось, что есть необходимость не только в заполнении электронного дневника, но и в распечатанной выписке из журнала по каждому ученику индивидуально.

    Исследована степень востребованности услуг электронного дневника среди родителей учащихся, где применяется данный электронный продукт. Она составляет от 39 % до 92,5 %. Наблюдается увеличение качества знаний на протяжении учебного года в классах, где организована работа с электронным дневником.

    В 2011-2012 учебном году в школе была проведена подготовительная работа по участию в Интернет-проекте "Единая образовательная сеть «Дневник.ru.»". В рамках подготовки к переходу на «Дневник.ru.» на педагогическом совете учителем информатики В.Н. Мельниковой была представлена презентация для классных руководителей 1-11 классов по данной теме.

    В 2011-2012 учебном году педагог-психолог школы Г.В. Куленкова принимала участие в экспериментальной работе по апробации и использованию компьютерной программы «1С: Школьная психодиагностика». Проведено компьютерное тестирование по профориентационной методике «Будь готов» среди учащихся 8 «Г» класса. Выбор данной методики очевиден: ребятам на будущий год сдавать экзамены за курс неполной средней школы и выбирать учебное заведение для продолжения учебы (10 класс школы, колледж, ПТУ и т.д.). Проведена обработка данных тестирования по каждому испытуемому и дана индивидуальная консультация по итогам тестирования каждому ученику.

    Программа «1С: Школьная психодиагностика» дает огромные  преимущества по сравнению с бланковым тестированием: выигрывается время, потраченное на тестирование, обработка данных сразу по окончании диагностики, результаты диагностики представлены в виде текста и графика. Ученики с большим интересом работают на компьютере.  В базе данных программы много тестов для учащихся разных возрастов, родителей, педагогов, а также  новых психологических методик, работа по которым даст педагогу-психологу больше возможностей по определению проблем и консультированию всех субъектов образовательной деятельности. Данная программа избавит педагога-психолога от долгой бумажной работы по обработке результатов диагностики и написанию выводов; со временем исчезнет необходимость хранить в папках справки по итогам тестирования среди учащихся и педагогов.

    В рамках эксперимента заведующей библиотекой школы Е.Ю. Минаковой была проведена апробация  программы "1С: Школьная библиотека". Использование программы позволило выполнить следующие мероприятия:

    1. В документе Справочник "Каталог изданий" заполнена база данных учебного фонда школьной библиотеки.
    2. В справочнике "Журнал заказа книг" сформирован заказ на учебную литературу на 2012-2013 учебный год.
    3. Начата и продолжается работа по формированию КСУ (Книги суммарного учёта).
    4. С помощью справочника "Журнал списания книг" проведено списание учебной литературы.

    Программа «1С: Школьная библиотека» значительно облегчает работу с библиотечной документацией, работу по учету книжного фонда,  по составлению и ведению электронных каталогов книжного фонда, сохранности книжного фонда, позволяет эффективнее использовать библиотечные ресурсы.

    В 2012-2013 учебном году экспериментальная работа по теме: «Процесс автоматизации управления школой как средство эффективного развития информационно-образовательной среды образовательного учреждения» будет продолжена. В наших планах расширить информационное пространство школы. В смету расходов 2013 года заложена установка клиент-серверной компьютерной сети, организация  высокоскоростного доступа к сети Интернет во всех учебных кабинетах, что позволит организовать непрерывное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, и сделать учебный процесс прозрачным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей ФГОС основного общего образования

    Данная статья содержит определение ИОС основного общего образования, перечень условий, которые создает ИОС, проблемы и затруднения при создании ИОС....

    Развитие электронной информационно-образовательной среды образовательного учреждения

    Статья посвящена вопросам развития ЭИОС в образовательном учреждении...