План реализации программы «Одарённые дети» на 2011 – 2012 учебный год
методическая разработка на тему

Дунаева Галина Александровна

Программа содержит теоритическое обоснование актуальности вопроса выявления одаренных детей и организации работы с ними педагогического коллектива школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_odarennymi_detmi.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДМИТРОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 10

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

План реализации Программы

«Одарённые дети» на 2011 – 2012 учебный год.

План составлен в соответствии с Программой деятельности педагогического коллектива с одарёнными детьми.

1. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  1. Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  2. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  3. В школе должны быть свои традиции.
  4. Школа должна давать современное образование.
  5. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

 Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки.Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.

 Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

2. Цель:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

3. Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  3. Организация системы исследовательской работы учащихся.

4. Выявление одаренных детей.

В МОУ СОШ №10 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога и логопеда при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем
три категории одаренных детей: 

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

5. Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 6. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

  1. Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  2. Повышение степени самостоятельности учащихся.
  3. Расширение познавательных возможностей учащихся.
  4. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  1. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  2. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  1. Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя

  1. Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  1. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.

Интеллектуальный марафон

  1. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
  2. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Кружки, студии, объединения

  1. Развитие творческих способностей учащихся.
  2. Содействие в профессиональной ориентации.
  3. Самореализация учащихся во внеклассной работе.

7. Организация исследовательской работы учащихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  1. Формирование навыков научной организации труда.
  2. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  3. Формирование познавательного интереса.
  4. Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

  1. Совершенствование навыков научной организации труда.
  2. Формирование познавательного интереса.
  3. Творческое развитие учащихся.
  4. Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметная неделя.

Школьные и районные олимпиады.

Факультативы.

Научно-практическая конференция.

Кружки. Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  1. Совершенствование навыков научной организации труда.
  2. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  3. Формирование исследовательских навыков.
  4. Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа. Интеллектуальный марафон.

Предметная неделя.

Олимпиады. Факультативы.

Научно-практическая  конференция.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (9 классы).

Создание проектов по духовно-нравственному воспитанию

10-11 классы

Исследовательский этап:

  1. Совершенствование исследовательских навыков.
  2. Совершенствование информационной культуры учащихся.
  3. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметная неделя.

Олимпиады. Факультативы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

8. Календарный план работы.

Время проведения

мероприятия

участники

ответственные

примечания

сентябрь

Обследование учащихся, выявление одарённых детей

Ученики 1-х классов,

Ученики 5-х классов

Родионова Е.С.

Трондина С.Н.

Комплектование групп для занятий в кружках и факультативах.

Ученики 5-11 классов

Учителя-предметники

октябрь

Школьные предметные олимпиады

Ученики 5-11 классов

Руководители ШМО

Участие в турнире Ломоносова

Ученики 7-11 классов

Учителя-предметники

ноябрь

Районные предметные олимпиады

Ученики 5-11 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Выбор учениками

 тем проектных работ

Учителя, уч-ся 2-11 классов

Учителя-предметники

Участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок»,«КИТ»

уч-ся 2-11 классов

Учителя-предметники

Участие в работе районного клуба «ДИКС»

Ученики 8 -11 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Ломоносовские чтения.

ученики 1-11 классов.

Руководители ШМО, ЗУМР

декабрь

Районные предметные олимпиады, всероссийский конкурс «Английский бульдог».

Ученики 5-11 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

январь

участие в областных олимпиадах, всероссийском

конкурсе по психологии

Ученики 9 -11 классов

ученики  4-х-9х-11-х кл.

Руководители ШМО, ЗУМР

Предварительное прослушивание проектных работ учащихся

уч-ся 2-11 классов

Учителя-предметники

февраль

Интеллектуальный марафон

Уч-ся 8-х и 9-х классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Школьная научно-практическая конференция «Проект-2011»

Ученики 5-11 классов,

2-4 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Участие в конкурсе «Золотое руно»

Ученики 5-11 классов

учителя истории

Конкурс «Мистер-Спорт 2011»

Юноши 5-11 классов

Учителя физкультуры

март

Конкурс «Мисс-Спорт 2011»

Девушки 5-11 классов

Учителя физкультуры

Участие в районной Научно-практической конференции

Ученики 5-11 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Участие в Международных конкурсах «Кенгуру»,

уч-ся 2-11 классов

Учителя-предметники

апрель

Участие в различных литературных конкурсах, предлагаемых районной библиотекой

Ученики 5-11 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Участие в Межрегиональной конференции «Проект года 2011»

Ученики 8 -11 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Участие в конкурсе «Человек и природа».

Ученики 1-10 классов

учителя биологии

Экскурсия в Политехнический музей

Ученики 8 -11 классов

ЗУМР

май

Подведение итогов года.

Праздник «За честь школы»

Ученики 2 -11 классов

Руководители ШМО, ЗУМР

Заместитель директора школы по УМР:                        Дунаева Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ШМО гуманитарного цикла на 2011-2012 учебный год

План работы ШМО гуманитарного цикла на 2011-2012 учебный год...

План методического объединения учителей физической культуры 2011-2012 учебный год

В данном плане отражена деятельность методического объединения учителей физической культуры за 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка, цели, общая характеристика предмета, учебно методический план,содержание тем учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, литература...

Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год.

Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год....

Реализация программы "Одарённые дети" в 2018 - 2019 учебном году

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития образовательной системы МОАУ «СОШ № 38 г. Орска», одновременно являясь одним и...