РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Денисенко Вероника Алексеевна

Рабочая программа по истории для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya.6_klass.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено                                                        Согласовано                                                           Утверждаю

на заседании МО                                                 «_____» _______ 2011 г.                                     Приказ от _____№__                                                                                      

Протокол  № _____________

от «__»_____________2011 г.                          зам.директора по УВР:                                           директор МОУ СОШ № 1                                                                                            

Руководитель:_______    Е.Н.Демидова              _________И.Ю. Михайлова                                _____Ч.С. Ким

                                                                                           

                                                                                           

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

курса   истории   для  6   класса

 основное общее   образование, 2 ступень

срок реализации программы:  2011-2012 учебного года  

Составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по истории  и  примерной программы Министерства образования Российской Федерации по истории основного общего образования 2004 г.

Учитель:  Денисенко Вероника Алексеевна

г. Поронайск

2011год

Пояснительная записка

 Рабочая  программа  по   истории   для  6  класса составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  стандарта  общего  образования,     примерной  программы   по истории основного общего образования, приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений»  № 703 – ОД от 09.09.08 года. МОУ СОШ №1 является городской школой. В ней обучаются дети  разных  микрорайонов города. Численность обучающихся в 6 классе составляет  27 человека . Уровень обученности в обоих классах составляет 100%, отличников нет.  Интересы учащихся и уровень их учебных умений очень дифференцированы. Общий познавательный  уровень средний.                       Материально-техническая база кабинета хорошая. Имеется интерактивная доска, компьютер и мультимедийный проектор.

                            Цели и задачи рабочей программы:

Цель: Изучение Всеобщей истории и истории  Российского государства.

Достижение цели рабочей программы происходит через решение  следующих задач:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях,  процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,  участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

               Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов  из расчета 2 ч в неделю для обязательного изучения истории  на базовом уровне 2 ступени  основного  общего образования в 6  классе.

                  100% объём содержания стандарта можно реализовать в условиях всей педагогической деятельности. Расширение целей и задач изучения предмета по сравнению с примерной программой в школе в 6 классах проводится за счет введения регионального компонента   «Исторического краеведения», как одного из модулей курса «Краеведение». НРК стандарта проходит через учебную программу курса в форме бесед, изложений, сочинений.  

           Срок реализации программы: 2011-2012 учебного года.

               Программа реализуется через следующие формы обучения:

  1. традиционные  комбинированные уроки, включающие в себя: рассказ учителя и учащихся с применением справочного материала исторических карт, тематических и обобщающих таблиц, составление опорного конспекта в рабочей тетради, работу с документами, анализ иллюстраций учебника, эвристической беседы, мозговой штурм, беседы и диалога с учащимися;
  2. элементы самопроверки и тестовой проверки домашнего задания;
  3. выполнение творческих заданий: написание сообщений, рефератов,

работа с энциклопедиями, справочной литературой, поисковыми

системами Internet. 

     Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

   1.  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения

   2. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества.

-Личностно0ориентированное обучение (Якиманская)

3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

- Технология учебных циклов Г.Г. Левитаса

- Технология разноуровнего обучения

- Информационная технология

- Здоровьесберегающие технологии.

                                           Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

                             В соответствии с методами  обучения на практике выделяют следующие формы   контроля:

1.     Индивидуальный контроль.

2.     Групповой контроль.

 Групповую форму контроля применяют:

а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) При выделении приемов и методов решения задач

в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.

3. Фронтальный контроль.

4. Взаимный контроль

5. Самоконтроль

6. Контрольный диктант

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с УМК

1.Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2009 г.

2.Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс, М., «Просвещение», 2009 г.

3.Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

4.Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2009 г.

5.Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2009 г.

6.Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009г.

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации.

Тематический план

№1

Наименование раздела

Кол – во часов

Всеобщая история

Введение

2

1

Раннее Средневековье  VI – XI века

9

2    

Расцвет Средневековья XI- XV века.

19

История России с древнейших времён до конца XVI

1

Древняя Русь  VIII-XI вв        

9

2

Политическая раздробленность на Руси (XII-XIIIвв.)

10

 3

Русь Московская (XIV-XVI вв.)

19

Итого

68

Содержание учебного материала

История Средних веков

Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

Кризис европейского средневекового общества в XIV–XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение. 

Византийская империя.

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.  

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.

История России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX – начале XII вв.

Соседская община. Город. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV–XVI вв.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVI в.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале  XIII вв. 

Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров. 

Требования к уровню подготовки учащихся

6 класс

            Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVI в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVI в.; изученные виды исторических источников.

            Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

 Владеть компетенциями:

  1. коммуникативной компетенцией;
  2. смыслопоисковой компетенцией;
  3. компетенцией личностного саморазвития;
  4. информационно-поисковой компетенцией;
  5. рефлексивной компетенцией;
  6. учебно-познавательной компетенцией;
  7. профессионально-трудовой компетенцией.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно

практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

           Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников. С целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI века, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.

Список литературы

  1. Учебно-методический комплекс:
  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Москва. Просвещение. 2009.
  2. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. Москва. Просвещение. 2009.
  3. Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы. Москва. ЮНВЕС. 1997.
  4. Чеботарева Н.И. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий, сгруппированные по классам. Часть 1,2. Волгоград. «Учитель». 2003.

II. Д о п о л н и т е л ь н ы е   п о с о б и я   д л я   у ч а щ и х с я:

  1.  Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до XVIII в.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1988;
  2.  Бабич И.В.  Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т./ Бабич И.В., Захаров В. Н., Уколова И.Е. – М.: МИРОС – межд. отнош., 1994.

     2.3.      Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Москва. Русский язык. 1986.

    2.4.       Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – Москва. Айрис.

       Пресс, 2007.

   2.5.       Серия «Эрудит». История с древнейших времен до XV века.- М.: ООО «ТД

       «Издательство Мир книги», 2006.

    2.6.     Серия «Эрудит». История XV – XX веков. – М.: ООО «ТД

       «Издательство Мир книги», 2006.

  1. Энциклопедический словарь. Детям – обо всем на свете. Ридерс  

            Дайджест. Для  детей среднего школьного возраста. Германия, 2005.

               III.      Д о п о л н и т е л ь н ы е      п о с о б и я   д л я      у ч и т е л я:

                    3.1. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. Москва, 1992.

         3.2. Горский А.А. Древнерусская дружина. Москва, 1989.

  3.3. Дементьев В.В. Монастыри и храмы России. Москва. Вече. 2006.

  3.4. Быков А., Кузьмина О. Эпоха Куликовской битвы. – Москва. Вече, 2006.

  3.5. Королев А.Загадки первых русских князей. - Москва. Вече, 2006.

  3.6. Кузьмин А. Начало Руси. - Москва. Вече, 2006.

  3.7. История. Учебно-справочное пособие. Санкт - Петербург, филиал

          Издательства «Просвещение», 2007.

  2.7. Бузюмова Н.Н., Солодская Н.А., Божескова О.А. История. 5-11 классы.  

         Развернутое тематическое планирование. Издательство «Учитель».

         Волгоград,  2009.

  Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. CD – проект «Романовы»,  «Мировая историческая энциклопедия».
  2. Видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».

Календарно  - тематическое планирование. История. 6 класс.

п/п

Раздел

№ п/п

тема

Раздел,

тема урока

Кол

час

Сроки

Форма занятий

        Д/З.

Средства обучения

Всеобщая история

1-2

Введение. Живое Средневековье.

2

сентябрь

Урок изучения нового учебного материала.

С.

  1. Раннее Средневековье  (VI – XI века)    9

3

Древние германцы и Римская империя

1

Урок изучения нового учебного материала.

§1

Карта «Римская империя и Великое переселение народов»

4

Королевство франков и христианская церковь.

1

Комбинированный урок

§2

Карта «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»

5

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Комбинированный урок

§3

Карта«Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»

Энциклопедия для детей «Аванта +»

6

Западная Европа в IX-XI веках.

1

Комбинированный урок

§4

Исторический диктант

7

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

1

Урок-экскурсия

§5

Альбом по искусству

Энциклопедия для детей «Аванта +»

8

Византийская империя в VI-XI вв.

1

Урок изучения нового учебного материала.

§6-7

Карта «Византийская империя в 6-11 веках»

Схема

9

Образование славянских государств.

1

Комбинированный урок

§ 8

Карта «Образование славянских государств в 9-11 веках»

10

Арабы в VI-XI вв.

1

Урок изучения нового учебного материала.

§ 9-10

Карта «Завоевание арабов»

Проверочные задания

11

Раннее Средневековье

1

Итого-обобщающий урок

 

Раздаточный и иллюстративный материал к игре

Мультимедиа

II. Расцвет Средневековья XI- XV века. 19

12

В рыцарском замке

1

Урок - путешествие

§11

Раздаточный и иллюстративный материал

13

Средневековая деревня и её обитатели

1

Комбинированный урок

§12

Книга для чтения по истории Средних веков

14

Средневековой город и его обитатели

1

Комбинированный урок

§13-14

Книга для чтения по истории Средних веков

15

Католическая церковь в XI – XIIIвв.

1

Урок изучения нового учебного материала

§ 15

Схема

Энциклопедия для детей «Аванта +»

16

Крестовые походы

1

Комбинированный урок

§16

Карта «Крестовые походы»

Схема

17

Объединение Франции

1

Урок изучения нового учебного материала

§17

Карта «Франция в 11-12 вв»

Энциклопедия для детей «Аванта +»

18

Объединение Англии.

1

Комбинированный урок

§18

Карта «Англия в 11 – 12 вв»

Проверочные задания

19

Столетняя война

1

Комбинированный урок

§19

Карта «Англия и Франция во время Столетней войны»

Схема

Хрестоматия по истории средних веков

20

Крестьянские восстания во Франции и Англии. Усиление королевской власти.

1

Урок изучения нового учебного материала

§20-21

Книга для чтения по истории Средних веков

21

Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском полуострове

1

Комбинированный урок

§22

Карта « Реконкиста на Пиренейском полуострове»

22

Германия и Италия в XII – XV веках

1

Урок изучения нового учебного материала

§23-24

Исторический диктант

23

Славянские государства и Византия в XIV – XVвв.

Урок изучения нового учебного материала

§25-26

Книга для чтения по истории Средних веков

24-25

Культура Западное Европы в XI-XVвв.

2

Урок - путешествие

§27-30

Альбом по искусству

26

Средневековой Китай и Индия

1

Урок изучения нового учебного материала

§31-32

Карта «Индия и Китай в 11 – 15 вв»

Книга для чтения по истории Средних веков

27

Америка и Африка в средние века.

1

Урок изучения нового учебного материала

§ 33-34

Карта «Государства доколумбовой Америки»

28

29

Рассвет Средневековья

История средних веков

1

1

Итого-обобщающий урок

Контрольное тестирование

Раздаточный и иллюстративный материал к игре

Мультимедиа

Раздаточный материал

30

«Многоликое Средневековье»

1

Исторический праздник

История России с древнейших времён до конца XVI

Глава 1. Древняя Русь  (VIII-XI вв)         9

1

Восточные славяне

1

Урок изучения нового учебного материала

§1

Карта «Расселение восточных славян»

2

Соседи восточных славян

1

Комбинированный урок

§2

Карта «Расселение восточных славян»

Энциклопедия

3

Формирование Древнерусского государства.

1

Комбинированный урок

§3

Карта «Киевская Русь в 9-12веках»

4

Первые киевские князья

1

Комбинированный урок

§4

Карта «Киевская Русь в 9-12веках»

5

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Комбинированный урок

§5

Карта «Киевская Русь в 9-12веках»

6

Правление Ярослава Мудрого

1

Комбинированный урок

§6

Карта «Киевская Русь в 9-12веках»

7-8

Культура и быт Древней Руси

2

Урок - экскурсия

§7-8

Альбом по искусству

9

Русь Древняя

1

Итого-обобщающий урок

Раздаточный материал

Глава 2. Политическая раздробленность на Руси (XII-XIIIвв.) 10

10

Начало раздробленности

1

Урок изучения нового учебного материала

§9

Карта «Русь в 12 – начале 13 века»

11-12

Главные политические центры Руси

2

Комбинированный урок

§10-11

Карта «Русь в 12 – начале 13 века»

13

Нашествие с востока

1

Комбинированный урок

§12

Карта «Русь в середине 13 века»

14

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Комбинированный урок

§13

Карта «Русь в середине 13 века»

15

Русь и Золотая Орда

1

Комбинированный урок

§14

16

Русь и Литва

1

Комбинированный урок

§15

Карта «Великое княжество Литовское с 13-15 веках»

17-18

Культура Русских земель в XII-XIII вв.

2

Урок - семинар

§16

Альбом по искусству

19

 Феодальная раздробленность на

Руси

1

Итого-обобщающи

й урок

Раздаточный материал

 Глава 3 Русь Московская (XIV-XVI вв.)

20

Предпосылки объединения  русских земель.

Усиление Московского княжества.

1

Урок изучения нового учебного материала

§17

Карта « Образование и расширение Российского государства в 14-16 веках»

21

Москва –центр борьбы с ордынским владычеством

1

Комбинированный урок

§18

Карта « Образование и расширение Российского государства в 14-16 веках»

22

Куликовская битва

1

Урок - панорама

§18

Схема

23

Московское княжество и его соседи в конце XV- середине XV века

Комбинированный урок

§ 19

Карта « Образование и расширение Российского государства в 14-16 веках»

24

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1

Урок изучения нового учебного материала

§20

Карта « Образование и расширение Российского государства в 14-16 веках»

25

Московское государство в конце XV – начале XVI века.

1

Комбинированный урок

§21

Карта « Образование и расширение Российского государства в 14-16 веках»

26

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.

1

Комбинированный урок

§ 22

27

Русь Московская XIV-начале XVI вв.

1

Итого-обобщающий урок

Карта « Образование и расширение Российского государства в 14-16 веках»

28-29

Правление Ивана Грозного. Реформы избранной рады

2

Урок изучения нового учебного материала

§ 23

30

Внешняя политика Ивана IV

1

Комбинированный урок

§24

Карта « Образование и расширение Российского государства в 14-16 веках»

31

Ливонская война

1

Комбинированный урок

§24

32-33

Опричнина

2

Урок изучения нового учебного материала

§25

34

Просвещение, устное народное творчество, литература в  XIV – XVI веках.

1

Урок изучения нового учебного материала

§26

Хрестоматия по истории России

35

Архитектура и живопись в  XIV – XVI веках.

1

Урок -экскурсия

§27

Альбом по искусству

36

Быт XV – XVI веках.

1

Урок погружения в историю

§28

Альбом по искусству

37

Россия в XVI веке

1

Итого – обобщающий урок

Альбом по искусству

38

История России с древнейших времён до конца XVI

1

Контрольное тестирование

Альбом по искусству

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа элективного курса «Технический перевод» для 8-11 классов (срок реализации 4 года)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ«ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЛИЦЕЙ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (срок реализации 4 года) модифицированная 2 группы направление физкультурно-спортивное

Наименование программы«Общая   физическая   подготовка»НаправлениеФизкультурно-оздоровительноеКлассификацияСпециальная; массовая; разновозрастная.Составитель программыСеменцова Е...

Рабочая программа по физике среднего общего образования. Нормативный срок освоения 2 года

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине: «Индивидуальный проект» Уровень образования: СОО Срок реализации: 2 года (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный учебный проект «Я-исследователь» для учащихся 10-11классов разработана на основе Федерального государственного обр...