Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса»
методическая разработка на тему

проектная технология в школе, цели и задачи, основные этапы, виды проектов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса» Педагогический совет МОУ « Новосельская С( п )ОШ»

Слайд 2

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица

Слайд 3

История возникновения метода проектов Страна: США Авторы: Дж.Дьюи и В.Х.Килпатрик

Слайд 4

Понятие «Метод проектов» Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта .

Слайд 5

создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Основная цель проектной деятельности

Слайд 6

Основная задача проектной деятельности Исследование детьми вместе с учителем окружающей среды.

Слайд 7

Виды проектов по численности учащихся: индивидуальный групповой парный

Слайд 8

Преимущества персональных проектов: -план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, -у учащегося формируется чувство ответственности, -учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, -формирование у учащегося исследовательских, презентационных навыков.

Слайд 9

-в проектной группе формируются навыки сотрудничества, -на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; -каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе, -в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; - элемент соревновательности повышает мотивацию. Преимущества групповых проектов:

Слайд 10

Виды проектов по комплексности и характеру контактов Монопредметные - выполняются на материале конкретного предмета; Межпедметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов (русский язык и литература); Надпредметные - выполняется этот проект в ходе факультативов, творческих мастертских .

Слайд 11

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Слайд 12

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Слайд 13

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Слайд 14

Классификация проектов по продолжительности: Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы. Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Слайд 15

Параметры сравнения Традиционная педагогика Инновационная педагогика Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» Девиз педагога «Делай, как я» «Я вместе с тобой» «Не навреди» Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Параметры сравнения Традиционная педагогика Инновационная педагогика Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты Девиз педагога «Делай, как я» «Я вместе с тобой» «Не навреди» Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность , закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные

Слайд 16

Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Параметры сравнения Традиционная педагогика Инновационная педагогика Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Слайд 17

Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Консультант, помогающий организовать работу Руководитель, помогающий планировать работу по времени "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Слайд 18

Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. "В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком" Коллингс ПРОЕКТ – ЭТО «5 П»

Слайд 19

Этапы работы над проектом начальные классы 5-6 классы 7-8 классы 9-10 классы Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирую-щей и обучающей помощи и руководства с максимально возможным дидактическим, информацион-ным и материальным обеспечением прямо в школе Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятель-ной работы ребёнка Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося Целеполагание Планирование Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь Реализация плана Рефлексия Незначительная помощь, оказывае - мая в отдельных случаях по инициативе учителя Презентация Основные этапы выполнения проекта Начинание – определение темы, целей, выбор рабочей группы Планирование – анализ проблемы, постановка задач. Принятие решений- сбор информации. Выполнение – выполнение проекта. Оценка результатов- анализ результатов. Защита проектов- коллективная защита проекта.

Слайд 20

Оформление проектной папки В состав проектной папки ( портфолио проекта) входят: паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов . В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа; вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

Слайд 21

-Деловая игра -Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий -Игра с залом -Научная конференция, доклад -Пресс-конференция -Путешествие , экскурсия -Реклама -Ролевая игра -Спектакль -Соревнование -Телепередача и т.д Презентация проектов

Слайд 22

Оценка выполненного проекта

Слайд 23

"Будущее - в руках школьного учителя" Виктор Гюго Умения и навыки, формирующиеся в проектной деятельности Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи

Слайд 24

Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействоать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Слайд 25

Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы

Слайд 26

Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты" Проекты и проблемы

Слайд 27

Проект - это метод обучения Может применяться на уроке и во внеурочное время Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проектирование - это содержание обучения Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов Проект - это форма организации учебного процесса Может стать альтернативой классно-урочному обучению "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей. Какими методиками и те...

Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества образовательного процесса

Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день м...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса

Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов  «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология  как фактор повышения качества образовател...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса

Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов  «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология  как фактор повышения качества образовател...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...

Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса при изучении математики

В статье рассммотрены различные информационно-коммуникационные технологии как факторы, способствующие повышени. качества образовательного процесса при изучении математики...