Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса»
методическая разработка на тему
проектная технология в школе, цели и задачи, основные этапы, виды проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya_kak_faktor_povysheniya_kachestva_obrazovatelnogo_processa.pptx | 872.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица
История возникновения метода проектов Страна: США Авторы: Дж.Дьюи и В.Х.Килпатрик
Понятие «Метод проектов» Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта .
создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Основная цель проектной деятельности
Основная задача проектной деятельности Исследование детьми вместе с учителем окружающей среды.
Виды проектов по численности учащихся: индивидуальный групповой парный
Преимущества персональных проектов: -план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, -у учащегося формируется чувство ответственности, -учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, -формирование у учащегося исследовательских, презентационных навыков.
-в проектной группе формируются навыки сотрудничества, -на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; -каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе, -в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; - элемент соревновательности повышает мотивацию. Преимущества групповых проектов:
Виды проектов по комплексности и характеру контактов Монопредметные - выполняются на материале конкретного предмета; Межпедметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов (русский язык и литература); Надпредметные - выполняется этот проект в ходе факультативов, творческих мастертских .
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Классификация проектов по продолжительности: Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы. Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Параметры сравнения Традиционная педагогика Инновационная педагогика Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» Девиз педагога «Делай, как я» «Я вместе с тобой» «Не навреди» Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Параметры сравнения Традиционная педагогика Инновационная педагогика Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты Девиз педагога «Делай, как я» «Я вместе с тобой» «Не навреди» Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность , закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Параметры сравнения Традиционная педагогика Инновационная педагогика Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях Консультант, помогающий организовать работу Руководитель, помогающий планировать работу по времени "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. "В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком" Коллингс ПРОЕКТ – ЭТО «5 П»
Этапы работы над проектом начальные классы 5-6 классы 7-8 классы 9-10 классы Проблематизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирую-щей и обучающей помощи и руководства с максимально возможным дидактическим, информацион-ным и материальным обеспечением прямо в школе Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятель-ной работы ребёнка Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося Целеполагание Планирование Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь Реализация плана Рефлексия Незначительная помощь, оказывае - мая в отдельных случаях по инициативе учителя Презентация Основные этапы выполнения проекта Начинание – определение темы, целей, выбор рабочей группы Планирование – анализ проблемы, постановка задач. Принятие решений- сбор информации. Выполнение – выполнение проекта. Оценка результатов- анализ результатов. Защита проектов- коллективная защита проекта.
Оформление проектной папки В состав проектной папки ( портфолио проекта) входят: паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов . В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа; вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет; результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений; отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий); другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.
-Деловая игра -Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий -Игра с залом -Научная конференция, доклад -Пресс-конференция -Путешествие , экскурсия -Реклама -Ролевая игра -Спектакль -Соревнование -Телепередача и т.д Презентация проектов
Оценка выполненного проекта
"Будущее - в руках школьного учителя" Виктор Гюго Умения и навыки, формирующиеся в проектной деятельности Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) Умение находить несколько вариантов решения проблемы Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействоать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: Умение проектировать процесс (изделие) Умение планировать деятельность, время, ресурсы Умение принимать решения и прогнозировать их последствия Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. Умение вести дискуссию Умение отстаивать свою точку зрения Умение находить компромисс Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты" Проекты и проблемы
Проект - это метод обучения Может применяться на уроке и во внеурочное время Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проектирование - это содержание обучения Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов Проект - это форма организации учебного процесса Может стать альтернативой классно-урочному обучению "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей. Какими методиками и те...
Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества образовательного процесса
Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день м...
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса
Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология как фактор повышения качества образовател...
Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса
Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология как фактор повышения качества образовател...
Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.
тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...
«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...
Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса при изучении математики
В статье рассммотрены различные информационно-коммуникационные технологии как факторы, способствующие повышени. качества образовательного процесса при изучении математики...