Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса при изучении математики
статья по алгебре на тему

Зотова Ирина Валерьевна

В статье рассммотрены различные информационно-коммуникационные технологии как факторы, способствующие повышени. качества образовательного процесса при изучении математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennaya_statya_zotova_i.v.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса при изучении математики

Зотова И.В.

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение  «Волгоградский колледж

управления и новых технологий», г. Волгоград

Роль современного преподавателя меняется, ондолжен использовать информационные технологии в преподавании, в связи с тем, что сегодня общество предъявляет особые требования к выпускнику-специалисту. 9 мая 2017 г. Президентом РФ был издан Указ № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”. В соответствии с этим указом, необходимо создать условия для развития в Российской Федерации  информационного общества. Следовательно, должны быть определены цели, задачи и меры применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информатизации общества, а также, образования. В соответствии со «Стратегией развития»  необходимо использовать и развивать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение, при реализации образовательных программ [4].

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий является одним из наиболее эффективных способов организации современного образовательного процесса.Изучение любой дисциплины с применением ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса к дисциплине. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи [3]. Применение различных информационных технологий и ресурсовпозволяет не только модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого. Появляется возможность изменить традиционное проведение урока, сделать его более продуктивным, насыщенным, ярким, увлекательным и запоминающимся. Кроме того, ИКТ обеспечивают достижения обучающимися следующих образовательных результатов:

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач [5].

Одними из наиболее используемых информационных технологий являются мультимедийные.Использование этого информационного ресурса необходимо, прежде всего, для наглядности, зрительной мотивации. Наглядность позволяет задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся. Применение этой технологии на уроках математики помогает в удобной, наглядной форме показать учебный материал.Например, при изучении «Геометрии», раздела «Многогранники», использование мультимедийной презентации является необходимой составляющей урока.Решение задач на готовых чертежах, построение сечений многогранников плоскостями, а также, контрольные тесты с использованием чертежей - для выполнения всех перечисленных задач, активно используетсяданный ресурс. В любой момент урокаможно вернуться к предыдущим слайдам, повысить концентрацию внимания обучающихся, увеличить или уменьшить темп занятия. Презентацияможет быть использована на различных этапах урока. При этом можно задействовать её только на одном этапе и потом работать как обычно, а можно всёзанятие провести с помощью мультимедийного сопровождения. К примеру, на уроке контроля знаний, презентация применяется лишь для повторения основных формул, теорем, а урок изучения нового материала, например, по теме «Интеграл», полностью построен с её использованием: определение, виды, методы вычисления различных видов интегралов, формула Ньютона-Лейбница, вычисление площадей плоских фигур. Также презентация, объединяя занимательность и компьютерное тестирование, позволяет создавать мотивацию обучения, осуществлять самопроверку и самоконтроль, дифференцированное обучение, создавать условия для отработки практических навыков без траты времени на подготовительную работу [8].

Следующим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски. Использование этого мощного инструмента в руках педагога  даёт ряд функций и возможностей, которыемогут сделать процесс изучения любого предмета более наглядным,продуктивным, повысить мотивацию обучающихся и качество знаний по предмету. К ним относятся: анимация, перемещение объектов, выделение и изменение наиболее значимых из них; работа с видеоматериалами; импортирование во время урока в структуру файлов страниц текста, геометрических рисунков, презентаций по темам предмета; одновременная работа с текстом, графиками, рисунками, чертежами; выход в Интернет. Интерактивная доска позволяет обучающимся принимать активное участие в ходе урока, так как любое неверное решение можно легко исправить. Развитие положительной мотивации к изучению дисциплины за счет создания ярких образов и впечатлений, способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала, а следовательно, группу легче вовлечь в познавательную деятельность [1]. Очень эффективно использование интерактивной доски, например, при изучении тем из раздела «Функции». С её помощью можно показать, какова функция, положительна или отрицательна, как происходитрастяжение/сжатие, движение графиков вдоль осей координат. При рассмотрении темы «Тригонометрические функции» наглядно видно, например, как из графика функции y=sin х получается график функции y=cos х. При использовании такой технологии, этот, достаточно сложный для понимания обучающихся раздел, усваивается намного лучше и качественнее.

Кроме того, с методической точки зрения при обучении  математике  необходима работа с электронными таблицами. MicrosoftExcel представляет собой приложение, предназначенное для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц [2]. Чаще всего эти прикладные программы применяются для создания, форматирования данных, проведения расчётов, построения диаграмм. В дальнейшем, например, при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»обучающиеся проводят исследования в Excel и самостоятельно делают выводы. Затем, проведённые исследования оказывают им большую помощь при прохождении практики по специальности.

Большие возможности открываются у преподавателя при использовании электронных учебных пособий (ЭУП).Стоит понимать, что ЭУП– это не электронный вариант традиционной печатной книги, а  программно-методический  обучающий  комплекс. В  зависимости  от  вида  проведения  учебного  занятия  (лекция,  семинар,  тест,  самостоятельная  работа), сам  ход  занятия  должен  быть  соответствующим  образом  построен  для  достижения  эффекта  от  использования  такого  пособия.  При  грамотном  использовании  электронного  учебного  пособия, оно  может  быть рекомендовано  для  самостоятельного  изучения  большинства  дисциплин,  особенно,  связанных  с  информационными  технологиями. Совместное применение текстовой и звуковой информации, графики, видеофрагменты, анимации содействуют усилению эмоционально-личностного восприятия нового материала [4]. Таким образом, обучающийся становится активным соавтором урока, организует собственную работу, одновременно контролируя себя. Несмотря на то, что электронные образовательные ресурсы открывают большие возможности в процессе обучения, необходимо помнить, что они лишь дополняют, а не заменяют преподавателя, являясь вспомогательным инструментом [7]. Неоценимую помощь такие пособия оказывают тем обучающимся, которые нуждаются в дополнительных занятиях. С применением ЭУП у них появились новые возможности для усвоения материала.

Ещё одним информационным ресурсом являютсяобразовательные сайты и порталы, например, http://uztest.ru; http://school.еdu.ru;http://onlinetestpad.com;http://zadachi.mccme.ru;http://matematica.agava.ru; http://school. http://msu.ru. и т.д.Каждый педагог, который использует  ихв своей практике, может создать базу данных своих обучающихся, присваивая им логин и пароль. Студенты могут в любое удобное время проверить свои знания и умения, в форме онлайн-тестирования, работая дома в индивидуальном режиме за компьютером. После тестирования они сразу видят свой результат, который заносится в электронный журнал. Кроме того, на этих образовательных ресурсах, обучающиеся могут использовать специальные программы в качестве тренажера,для коррекции знаний. Эта работа хороша тем, что возможно самостоятельно при помощи компьютера повторить практически весь материал по теме. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях [6]. Например, при подготовке к итоговой практической (контрольной) работе по разделу «Производная», обучающиеся проходят подготовительный тест на сайте http://onlinetestpad.com, выявляют пробелы в знаниях по теме «Правила вычисления производных», приходят на консультацию и совместно с преподавателем,восполняютэти пробелы.

Задача преподавателяв современном обучении состоит не только в том, чтобы обеспечитьобучающихся знаниями по дисциплине, научить их решать определённые типы заданий и выполнять действия по выученному заранее алгоритму, но и в том, чтобы развить их индивидуальные, креативные способности, внимание, мышление, воображение. Все полученные знания наврядли пригодятся в жизни каждому, а развитая речь, логическая память, творческое мышление нужны всем и всегда [3]. Для этих целей в колледже проводятся различные внеаудиторные мероприятия, используется проектная деятельность обучающихся, организован кружок. Обучающиесяначинают самостоятельно подбирать нужный материал, делать грамотные и лаконичные презентации. Студенты, под руководством преподавателя,при подготовке докладов, используют Интернет-ссылки, при помощи которых в процессе выступления могут выйти на сайты, что позволяет сделать доклад более полным, интересным и наглядным.В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии.Вместе с тем необходимо понимать, что использование только ИКТ на уроке математики не решает моментально всех проблем преподавателя. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объёме».

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий способно преобразить процесс обучения, сделав его более эффективным и качественным. Учебный процесс с использованием цифровых образовательных ресурсов становится творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердиться. Предложенная форма организации учебной деятельности, приводит к тому, что обучающиеся не являются пассивными наблюдателями, а принимают активное участие в организацииучебного процесса, показывают свои знания не только в математике, но и в освоении компьютерных технологий [6].

Список использованных источников:

  1. Мироненко, О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / О. В. Мироненко // Молодой ученый. – 2015. – №13. – 251 с.
  2. Петухова, Е.И. Информационные технологии в образовании / Е. И. Петухова // Успехи современного естествознания. – 2013. - № 10. – 189с.
  3. Малышева, Т. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / Т. В. Малышева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2014. – 178 с.
  4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203//ГАРАНТ.РУ:информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М.,2017. – Режим доступа: http://www.aero.garant.ru.
  5. Башмаков, М.И.Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.-  126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей. Какими методиками и те...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса»

проектная технология в школе, цели и задачи, основные этапы, виды проектов...

Компьютерные технологии на уроках технологии как средство повышения качества образовательного процесса

Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день м...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса

Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов  «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология  как фактор повышения качества образовател...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса

Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов  «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология  как фактор повышения качества образовател...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...