Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой
статья на тему

Елена Игоревна Попова

  

В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_e.i..doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение проектно-целевого метода

и проектных технологий в управление школой

Попова Елена Игоревна,

зам. директора по УВР

школы при Посольстве России в Турции, Анкара

Стратегической целью государственной политики выступает повышение доступности и качества образования в соответствии с требованиями инновационной экономики и потребностей в обществе. Реализация этой цели предполагает решение ряда таких приоритетных задач, как  обеспечение качества образования и эффективности управления образовательными учреждениями. Для их достижения необходимо использовать современные технологии в обучении и управлении, а в основу их реализации должны быть положены принципы проектной деятельности.

По своей сути проектирование – это способ планирования и осуществления изменения реальности, при котором следует не только продумать образ будущего (т.е. составить его модель), но и разработать систему реализации своих идей. При этом выделяются следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

-   реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

- оценка результатов проекта (оценка и перспективы нового, изменённого, состояния реальности).

А если изменения затрагивают несколько проблем?

Значит, мы должны иметь программу, которая поможет нам разработать путь движения образовательного учреждения во времени к желаемой цели.

Так мы «выходим» на Программу Развития школы.

В марте 2011 г. коллективом школы при Посольстве России в Турции была принята Программа развития школы на 2011-02016 гг. – «Школа социального успеха».

Особое влияние на разработку и содержание Программы оказали Национальная образовательная инициатива, озвученная Президентом России, и те социально-педагогические условия, в которых оказалось наше образовательное учреждение: к началу 2010-2011 учебного года: школа получила новый статус (средняя общеобразовательная школа), новое здание (построенное на территории Посольства России в Турции), более чем наполовину новый состав педагогов. Коллектив обучающихся, их родителей, учителей, сотрудников Посольства с гордостью произносят: «ЭТО НАША НОВАЯ ШКОЛА!»

Рассмотрим реализацию Программы Развития школы при Посольстве России в Турции (Анкара) как долгосрочный проект, приоритетной целью которого выступает проведение реструктуризации деятельности школы, направленной на повышение конкурентоспособности учеников данного учебного заведения.

Осмыслив социальный заказ как необходимость создания условий для социальной адаптации и успешности каждого, был проведён анализ внешних и внутренних факторов деятельности школы (использовалась технология SWOT–анализа), который выявил сильные стороны образовательного процесса и проблемы, требующие преобразований.

Так были сформулированы миссия принципы школы, идея, задачи, направления  Программы развития.

Приоритетными направлениями Программы стали: использование инновационных технологий в образовательном процессе;  укрепление и сохранение здоровья школьников; становление воспитательной системы школы; совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; развитие материально-технической базы школы.

Их реализации способствует проект «Внедрение программно-целевого метода и проектных технологий в управлении школой».

В соответствии с этим проектом разработаны следующие образовательные проекты:

- «Образованный человек – успешный человек!»,

- «Успешный человек – здоровый человек!»,

- «DOSTLUK – по-турецки значит ДРУЖБА!»,

- «Компетентный учитель – успешный учитель!»,

- «Школа – дом! Здесь живут!»,

- «С новыми ФГОС – в успешное будущее!» (выделен как самостоятельный проект решением педсовета в ноябре 2011 г.).

Очевидно, все эти образовательные проекты концептуально направлены на реализацию Программы развития школы – «Школа социального успеха». Каждый проект имеет своего координатора. Каждый проект за время своего существования проходит 4 фазы развития:

  1. разработка ключевых понятий проекта (определение цели, формулирование ожидаемого результата, вычленение форм организации деятельности, определение условий, проговаривание ожидаемых ограничений и рисков в реализации проекта);
  2. планирование (разложение проектных действий на доступные для понимания действия участников проекта, обсуждение источников финансирования);
  3. реализация (работа по плану);
  4. подведение итогов работы, постановка задач на будущее.

Наиболее оптимальной для нашего коллектива оказалась матричная структура в реализации проектов, при которой учителя, выполняя свои должностные обязанности, участвуют в образовательных проектах.

Деятельность администрации школы при этом направлена на доведение до уровня понимания и принятия участниками реализации Программы развития цели, на достижение которой они работают, их роли в этой работе, возможных путей развития ситуации, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.  Реализация такой деятельности даёт уверенность администрации, что она знает, какой конечный результат должен быть получен к определённому моменту времени, какие действия кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата.

Внедрение программно-целевого метода и проектных технологий в управлении школой позволяют говорить о некоторых результатах, достигнутых школой при Посольстве России в Турции за два года своего существования в статусе средней общеобразовательной школы:

- успешный дебют в проведении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (100-балльный результат по русскому языку; по математике, русскому языку, английскому языку, географии средний балл по школе выше среднего балла по заграншколам);

- участие в сетевых проектах заграншкол в 2010-2011 учебном году, конкурсе сайтов;

- 1 место среди заграншкол по результатам участия в конкурсе «Школьная планета МИД» в 2010-2011 уч. год;

- получение звания Лауреата международного творческого конкурса детского творчества, посв. 50-летию полёта Ю.Гагарина в космос;

- проведение первой школьной конференции «Путь к успеху – 2011»;

- получение Диплома 3 степени во Всероссийском конкурсе «Педагогических инноваций»;

- в 2011-2012 уч. году школа выступает в роли организатора Конкурса сайтов заграншкол, разрабатывая Положение и критерии оценивания сайтов;

- участие в сетевых проектах 2011-2012 уч. года (уже есть 3 место в Олимпиаде по математике, 2 и 1 место в сетевых проектах по английскому языку).

Участие в Международном открытом конкурсе «Инновационные педагогические технологии – 2012» с работой «Программа развития школы как долгосрочный социальный проект» и получение Диплома 2 степени явилось достойной презентацией работы коллектива школы по теме данной статьи.

Выгодно ли коллективу работать в проектном режиме?

- для администрации это удобно, так как затрачивается время на разработку проекта, а затем лишь на контроль его выполнения на ключевых точках. При этом возможен «запуск» сразу нескольких проектов. И хорошая возможность изучить кадровый потенциал работников;

- для руководителя проекта это позволяет проявить себя и получить опыт и результат как лидера, этот опыт идёт в его «личную копилку» и становится основой последующего карьерного роста;

- для члена команды по проекту это возможность проявить себя и пополнить своё портфолио.

Невозможно жить в изменяющемся (да ещё такими как сейчас темпами) мире, не изменяясь самим и не изменяя систему образования и отдельно взятое образовательное учреждение.

И хотя нашу отрасль и называют одной из самых консервативных, придавая лучший смысл значению этого слова, тешить себя иллюзией, что мы являемся хранителями традиций прошлого, нельзя.

Сохранять традиции, причём те, которые помогут нам развиваться, т.е. традиции, в которых заложен потенциал развития, мы должны и обязаны.

Но вместе с тем на первый план выходит главная миссия руководителя как деятеля управления, смысл которой заключается в умении ВИДЕТЬ современное состояние, ПРЕДВИДЕТЬ будущую ситуацию, ДЕЙСТВОВАТЬ в условиях изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

Анализ необходимости внедрения РМ-менеджмента в процесс управления школой

Меняется система образования, она должна отвечать "духу времени". Современный учитель-менеджер, он управляет процессами в школе. От того насколько он компетентен в области управления, зависит общий ре...

Практика применения новых технологий в управлении школой (работа с учащимися по системе проектов)

"Проектная деятельность  обучащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные ...

Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации.

Выступление на семинаре директоров. Тема: "Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации"...

Опыт работы. Обоснование выбора проектной технологии для внедрения в практику

Обоснование выбора проектной технологии для внедрения в практику                                В настоящее в...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...