Практика применения новых технологий в управлении школой (работа с учащимися по системе проектов)
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Ерошкина Елена Дмитриевна

"Проектная деятельность  обучащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Таким образом, проектные работы - это достижение и выражение в какой-либо форме заранее спланированного результата, который, что особенно важно, должен иметь исследовательский характер" . В данной работе идет речь о формах и содержании работы по развитию исследовательских  умений учащихся в условиях школы и о деятельности руководителей школы по развитию данных  способностей  у обучающихся и организации работы по системе проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет переподготовки

Кафедра управления образованием

Ерошкина Е.Д.

Учитель географии, зам. директора по воспитательной работе  МОУ СОШ №48 п.Малаховка, Люберецкого района Московской области

«Практика применения новых технологий в управлении школой (работа с учащимися по системе проектов)».

А Т Т Е С Т А Ц И О Н Н А Я  Р А Б О Т А

                                        Научный руководитель: кпн, доцент

                                                Ярулов А.А.

        Москва 2009


Содержание                                                                                   стр.

1. Введение         . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  2

2. Цель и задачи работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . . . . . . . . . . .  3

3. Формы и содержание работы  по развитию исследовательских умений учащихся в условиях школы. Обзор литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4

4. Деятельность руководителей школы по развитию исследовательских

умений учащихся. Содержание и организация работы по системе проектов.

Из практики работы МОУ СОШ №48 

4.1. Мультимедийные проекты. Школьное периодическое издание

как проект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  21

5. Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

6. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

7. Приложения:

Мультимедийный проект -  приложение 1.

 Школьное периодическое издание МОУ СОШ №48 – приложение 2.


1. Введение

В нашей стране имеются многолетние традиции исследовательской деятельности школьников. В советское время она была организована, в основном, через широко разветвленную сеть внешкольных учреждений. [3]. Возможна ли эффективная организация исследовательской деятельности учащихся в современных условиях, когда количество внешкольных учреждений существенным образом  сократилось? Можно ли формировать исследовательские умения учащихся на обычных уроках? Какими должны быть средства, формы и методы работы по формированию исследовательских умений у учащихся в условиях общеобразовательной школы? Уже эти вопросы позволяют сделать предварительное заключение о том, что выбранная тема работы является актуальной.  

Особенности организации учебного процесса существенным образом зависят от содержания образования, от применяемых образовательных технологий, от потребителей образовательных услуг (от контингента обучающихся) и др. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков учащихся. Остается она наиболее распространенной и в настоящее время. Не подвергается сомнению и эффективность классно-урочной системы. Особенности организации учебного процесса при классно-урочной системе хорошо отражены в  методической литературе. Однако, происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на:

- индивидуальное развитие личности;

- творческую инициативу,

- обретения школьниками навыков самостоятельного поиска в информационных полях;

- формирование  у обучающихся универсальных умений ставить и решать задачи для разрешения возникающих жизненных проблем.

 Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс новых, современных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Перечисленные акценты невозможно воплотить в жизнь без целенаправленного формирования у учащихся исследовательских умений. Такие умения могут формироваться и на обычных уроках. Но на практике сделать это   очень сложно. Ведь «учитель должен сам занять позицию исследователя и вместе с детьми «удивиться» какому-то парадоксу или увидеть интересную проблему» [3, с.71]. Сложность заключается в том, что учителей, обладающих такими качествами, в современных школах не так уж много. Еще сложнее организовать деятельность руководителей школы по развитию исследовательских умений учащихся на уроках.

В последние годы в образовательный «арсенал» образовательных учреждений вводятся методы и технологии на основе проектной исследовательской деятельности обучающихся. По нашему мнению здесь имеются богатые возможности для развития исследовательских умений учащихся. Но особенности организации процесса обучения и воспитания при внедрении проектной деятельности школьников в учебный процесс и во внеурочную деятельность в литературе освещены недостаточно. Поэтому основная цель нашей работы – систематизировать материалы по организационно-методическим особенностям работы со школьниками по системе проектов.

В работе рассматриваются теоретические и практические аспекты содержания и организация образования в работе по системе проектов в условиях общеобразовательной школы. На примере опыта работы МОУ СОШ №48 представлены особенности подготовки рефератов, работы над мультимедийными проектами, над проектом «Школьное периодическое издание».

Мы осознаем, что глубокие изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок, педагогических средств и методов. При этом важно не допускать крайностей и вводить новшества не в ущерб эффективным традиционным средствам и методам обучения. Это – одна из основных причин рассмотрения проблемы деятельности руководителей школы по развитию исследовательских умений учащихся на примере работы по системе проектов.

2. Цель и задачи работы

Цель работы – систематизировать материалы по организационно-методическим особенностям работы со школьниками по системе проектов. В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы содержания и организация образования в работе по системе проектов.

2. Обобщить практические подходы к организации образования в работе по системе проектов по следующим направлениям:

Мультимедийные проекты

Школьное периодическое издание как проект


 3. Формы и содержание работы  по развитию исследовательских умений учащихся в условиях школы. Обзор литературы.

Мнения специалистов по поводу проектной деятельности учащихся самые разные. Мы ориентируемся на простое и всем понятное определение:

«Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата». Другими словами, проектные работы – это достижение и выражение в какой либо форме  заранее спланированного результата. Важно, что работа по системе проектов должна носить исследовательский характер.

По материалам научно-методической литературы [3, 4] можно выделить следующие теоретические основы рассматриваемой проблемы.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко, в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена: в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент — технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы, как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Исследовательская деятельность может с успехом применяться в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных училищах.

Проектно-исследовательская школа и инновационная сеть исследовательской деятельности учащихся. В Москве сложился относительно постоянный круг организаций (это школы, учреждения дополнительного образования детей, детские коллективы при научных учреждениях и др.), в которых сложились традиции и культура исследовательской работы со школьниками. Каждая из таких организаций хорошо узнаваема по характерному «почерку»: это может быть излюбленная тематики, или методики, или места проведения исследований. Каждый год они представляют на различные конференции работы разных детей, подчас меняются педагоги, но «почерк» остается неизменным. Для них вводится специальный термин — проектно-исследовательские школы, они и являются реальными субъектами исследовательской деятельности учащихся. Ориентация на работу с проектно-исследовательскими школами задает инновационную сеть, в которой распространяется (внедряется) технологическая модель исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе как модель их вовлечения и удержания в совместную деятельность.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

При этом для руководителя образовательного учреждения важно понимать:

  • Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения;
  • как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе;
  • как научить учителей руководить работой учащихся;
  • как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности;
  • как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения;
  • как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности;
  • как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации;
  • какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения.

Заместителю директора по ВР необходимо разобраться в следующих вопросах: 

  • Всё перечисленное в разделе "для руководителя школы";
  • как согласовать расписание занятий и  использование необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых);
  • как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями);
  • как организовать мониторинг формирования ЗУН, необходимых для выполнения учебного проекта или исследования;
  • как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам воспитательной работы (Вместе с учителями);
  • как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования;
  • как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями).

Учителю нужно знать:

  • Всё, что перечислено в разделе для заместителя директора по ВР с пометкой "Вместе с учителями";
  • как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся;
  • как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием;
  • как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения;
  • как разработать учебный проект или исследование;
  • как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования;
  • как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять;
  • с кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности.

В теоретических и методических вопросах по данной проблеме могут быть полезны материалы публикаций, методических и информационных сайтов, а также целесообразно использовать возможности курсовой и модульной подготовки учителей по исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе повышения квалификации МИОО по соответствующей тематике.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы  — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

По мнению специалистов Академии социального управления в оценке проектов рекомендуется ориентироваться на следующие показатели:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ

При оценке письменной части:

  • актуальность и важность поставленных проблем;
  • социальная значимость проблемы;
  • самостоятельность разработки проекта;
  • новизна и неординарность подхода;
  • оригинальность предложений;
  • реалистичность, экономичность;
  • перспективность;
  • результаты, прогнозы (согласно собственному видению).

Критерии оценки выступления:

  • ораторское мастерство выступающего;
  • свободное владение материалом;
  • общая эрудиция;
  • качество ответов на вопросы;
  • аргументированность;
  • убедительность представляемых доводов.

Оценка дизайна проекта.

Специалисты Академии социального управления  рекомендуют следующую структуру работы над проектами


 

СТРУКТУРА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1 раздел отражает материалы, демонстрирующие аргументы в проблемы проекта (актуальность);

2 раздел - анализ вариантов альтернативных программ, решения проблемы;

3 раздел - собственное видение проблемы и программа (способы) ее решения, разработанная учащимся

5. Заключение

6. Библиография

7. Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы, плакаты

8. Приложения: карты, таблицы, графики, схемы, анкеты и др.

4. Деятельность руководителей школы по развитию исследовательских умений учащихся. Содержание и организация работы по системе проектов.

Из практики работы МОУ СОШ №48

4.1. Мультимедийные проекты. Школьное периодическое издание как проект.        

В МОУ СОШ №48 имеется многолетний опыт создания мультимедийных проектов, в том числе, в процессе участия во Всероссийских конкурсах, организованных известной фирмой SIEMENS.

  1. Создание мультимедийных проектов

Как организовать работу

Организацию работы мы позаимствовали из рекомендаций организаторов Всероссийского конкурса мультимедийных презентаций, который проводился известной фирмой SIEMENS под патронажем Министерства образования Российской Федерации. Основные положения организации работы включают в себя следующие моменты:

  1. Определение цели и задач проекта. Создание команды школьников под руководством учителя  (тренера). Рекомендуемый состав команды – до 8 человек.
  2. Подготовка сценария.
  3. Распределение обязанностей между членами команды с учетом их склонностей и способностей.
  4. Планирование работы по сбору и представлению  первичных материалов.
  5. Обработка материалов в соответствии с целями и задачами проекта.
  6. Техническая работа по формированию целостного проекта.

Результаты работы.

Мы участвовали в двух конкурсах:

Проект:  « SIEMENS  в России» (Приложение 1.) При выполнении этой работы:

- была сделана интерактивная презентация;

- использовались только собственные исходные материалы (сценарии, рисунки, фотографии, тексты, звуковые эффекты);

- мультимедийный проект был представлен и озвучен членами команды на немецком языке.

Кроме результатов, которые можно потрогать и посмотреть (каждый участник получил диск с готовым проектом, грамоты и памятные призы от организаторов конкурса), мы можем отметить  следующие положительные моменты, которые имеют непосредственную связь с учебным процессом. Чтобы получить необходимую информацию, ребятам пришлось изучить много исторической литературы, а качественный перевод с русского языка на немецкий тоже чего-то стоит; проектная деятельность учит работать в команде, развивает творческие способности, формирует чувство ответственности за порученный участок работы. В результате, как минимум, школьники получают возможность интересного  досуга, взаимного общения, у них повышается уровень самооценки.   Максимальные задачи, которые решаются в данной работе по системе проектов – это развитие исследовательских умений у учащихся. Находить, анализировать в сравнении и сопоставлении различные исторические сведения – это ли не элементы научных исследований?

      Почему мы считаем подобного рода работу по системе проектов современной?  Мы разделяем мнение устроителей конкурса о том, что в настоящее время мир входит в новую эру – эру информации и коммуникации. Мультимедийные технологии уже начали влиять на все сферы современной жизни. Мы посчитали важным познакомить старшеклассников с «элементами будущего».

В деятельности руководителей школы по развитию исследовательских умений учащихся достаточно много возможностей. Возьмем, к примеру, БУП-2004. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Технология. 10-11 классы. В обязательном минимуме содержания образовательных программ выделен раздел «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг». Здесь зафиксировано, что программа по технологии должна включать в себя «..поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности» [7, стр.373]. Таким образом, администрации школы остается только расставить акценты и всем школьникам будет предоставлена возможность научиться оформлять и представлять свои проекты, в том числе и проекты с элементами исследований.

        2. Проект «Класс!ный журнал».

Как следует из определения, проекты могут быть не только мультимедийными. Другим интересным проектом из тех, что реализуются в нашей школе, является выпуск «Класс!ного журнала». (Приложение 2.) Это школьное периодическое издание, которое выходит два раза в год тиражом 300 экземпляров. Имеется электронная версия журнала (http://edu.of.ru/cg48/). Мы считаем этот проект удачным хотя бы потому, что в 2006 и 2008 годах, журнал стал лауреатом Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и лучших», а также  дважды завоевал титул «Медиа-звезда» Люберецкого района – «Серебряная звезда – 2007» и  «Золотая звезда – 2009».

В создание журнала вовлечено большое количество учащихся, которые являются корреспондентами, авторами публикаций, художниками, фотографами, редакторами, в общем, очень творческими и ответственными людьми. Конечно, для многих школьников работа в журнале – это своеобразная игра, в процессе которой они получают конкретные  жизненные уроки.   Вместе с тем, публикации детских работ в журнале не остаются без внимания. В прошлом  году  трое учащихся нашей школы стали лауреатами  литературного  конкурса «Кипарисовый ларец» (конкурс проводится Литературным институтом им. Горького). Некоторые школьники, получившие первый опыт работы в «Класс!ном журнале», теперь имеют уже взрослые публикации (Забавнов Игорь стал постоянным автором журнала «Персональный компьютер сегодня»). В конечном итоге проект  «Класс!ный журнал» – это серьезный  рекламный продукт школы. А это в современных условиях очень важно.

Организационные особенности подготовки школьного периодического издания представлены нами в материалах XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». [1].

Приведенные примеры работы по системе проектов, по нашему мнению, способствуют развитию исследовательских умений учащихся. Это очень важно в связи с тем, что сейчас перед отечественным образованием ставится задача повышения уровня владения школьниками ключевыми компетенциями. Другими словами, необходимо формировать у учащихся способности применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях [5].

Выводы.

1. Работа по системе проектов – это увлекательно и интересно! В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты работы по системе проектов в условиях общеобразовательной школы.

        2. Деятельность руководителей школы по развитию исследовательских умений учащихся может быть эффективной при организации работы   по системе проектов.

3. Практический опыт работы МОУ СОШ №48 по системе проектов может быть полезным для использования в общеобразовательных учреждениях. Основанием может служить тот факт, что все наши проекты имеют конкретные результаты. Эти проекты получили положительную оценку на различных конкурсах, включая Всероссийский уровень.

Литература

1.Андросов П.И. Организационные особенности подготовки школьного периодического издания //Материалы XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2008. С.429-430

2. Борисова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. пед учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 128 с.

3. Леонтович А.В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся. //Директор школы. Научно-методический журнал. М.: Сентябрь. № 7, 2008. С. 69-74.

4. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. //Письмо департамента образования города Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 

5. Пентин А.Ю.  PISA-2006: пойдут ли впрок ее уроки? //Директор школы. Научно-методический журнал. М.: Сентябрь. № 6, 2008. С 11-18.

6. Положение о ежегодном Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений (2008-2009 учебный год) //Вестник образования России. Сборник приказов и инструкций министерства образования и науки. М.: ПРО-ПРЕСС, №9, 2008. С.62-63.

7. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Среднее (полное) общее образование. // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. М.:Дрофа, 2004. С.183-394



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №48

140032 Московская область, Люберецкий район, п.Малаховка,  ул.Комсомольская, д.4,


тел.(495)501- 42-18, факс (495)501- 45-00, e-mail: mousosh–48@yandex.ru


Открытый урок

в 9б классе

по теме:

«Взаимодействие  человека и природы

на примере Северо-Западного региона»

Учитель географии МОУ СОШ №48

Ерошкина Елена Дмитриевна

Малаховка 2012год

Открытый         урок географии в 9б классе

 Закрепление знаний  с элементами практической работы по теме «Взаимодействие человека и природы на примере Северо-Запада»

Цель урока :  выяснить, как именно человек  взаимодействует с природой,  из чего складывается это взаимодействие,  каким оно бывает  и каким оно должно быть, формирование экологического сознания.

Задачи:

1.Образовательные – закрепить знания о природных ресурсах и специализации  хозяйства Северо-Западного региона, выявить  характер природопользования, взаимодействия человека и природы на примере Северо-Запада,  показать  роль и значение  окружающей природы, окружающего мира на все сферы жизни и деятельности человека.

2.Развивающие - развивать  экологическое сознание,  умение выявлять и оценивать экологические риски на примере изучаемого региона, развивать  творческие способности  обучающихся.

3.Воспитательные - воспитывать чувство уважения, любви к своей Родине, к родной природе, к окружающим людям.

Используемые технологии:

  1. Компьютерные технологии (слайды в качестве опорного конспекта, две презентации учащихся)
  2. Технология межпредметных связей (экология)
  3. Концепция экологического воспитания (формирование экологического сознания)
  4. Проблемный подход  (постановка проблемы  и поэтапное  решение задач в течение всего урока)
  5. Дифференцированное обучение (раскрытие талантов и возможностей каждого ребенка, использование индивидуального творческого продукта учащихся для достижения цели урока)

Ход урока:

Учитель:

Здравствуйте! Сегодня у нас с вами урок, который носит обобщающий характер и будет иметь элементы практической работы. И посвящен  он  Северо-Западу  –  региону, который мы только что изучили. И поэтому  сегодня я буду опираться,  с одной стороны, на уже полученные вами  знания, а с другой стороны  я  надеюсь, что мы откроем для себя еще много нового и интересного по теме «Северо-Запад». Потому что название темы нашего урока не совсем обычное.  И называется он так:

«Взаимодействие человека и природы на примере Северо-Запада»  (слайд №1)

Учитель:

Более века тому назад знаменитый историк  и публицист Василий Осипович Ключевский сказал: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа,– природа его страны»

 И чтобы понять, какова цель нашего урока, давайте сначала ответим на  вопрос: «А что же такое природа»?

Я попрошу ученицу Юлию   Папшеву прочесть  небольшое стихотворение, которое написала она сама. Послушайте его, пожалуйста.

 Ученица 9б класса Юлия Папшева читает  стихотворение.

Учитель:

Сейчас Юля прочла стихотворение собственного сочинения. Скажите, в этом стихотворении идет речь о природе?

  1. Да, конечно

Учитель:

 Так что же такое природа? Что мы понимаем под этим словом?

Мы часто слышим выражения. С одной стороны – человек – хозяин природы. С другой стороны  – человек  - часть природы. Скажите, какое выражение вам более близко. Поднимите руки, кто за первое выражение?

Кто за второе?

И снова вопрос:  так что же такое ПРИРОДА?

  1. (Предполагаемые ответы учащихся): рельеф, климат, реки, растительный и животный мир – это все, что нас окружает.

Учитель:

Это правильно, но  с  точки зрения обычного человека, Даже ребенок скажет так. А с точки зрения физической географии?

Это все оболочки Земли – литосфера (почвы, горы), гидросфера (реки, озера,  моря) атмосфера (дожди, туманы, радуга), биосфера (все растения и животные, которые нас окружают)

Но какую ветвь географии мы изучаем в 9-ом классе?

  1. (экономическую).

Да, мы сейчас изучаем экономическую географию, поэтому чаще встречается понятие природные  ресурсы  (слайд№ )

Ответьте на вопрос: что такое природные ресурсы? В чем отличие природы от природных ресурсов?  

  1. Природные ресурсы - это все богатства природы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.

Учитель:

Прослеживается ли в этом выражении влияние человека, присутствует ли он в этом понятии?

  1. Да, человек использует природу.

Учитель:

А как он может использовать? Для чего нужно использование?

  1. Чтобы жить, чтобы удовлетворять потребности в пище жилище, одежде.

Природа дает человеку все блага и человек с радостью берет, порой не задумываясь, какой вред он наносит природе, (а поскольку большинство из вас ответили,  что человек все же является частью природы), то тем самым наносит вред  самому себе.

Учитель:

Вспомним, какие  природные ресурсы вы знаете?

  1. Минеральные,  или полезные ископаемые – в недрах нашей планеты.
  2. Водные  - все чистые пресные воды планеты.
  3. Земельные – это с/х угодья (пашни, сенокосы, пастбища)
  4. Лесные ресурсы, как часть  биологических.
  5. Агроклиматические ресурсы – ресурсы климата (влага, свет, тепло, которые наряду с почвой делают возможным занятие с/х и выращивание тех или иных сельскохозяйственных культур)
  6. Рекреационные ресурсы -  природные богатства, используемые человеком для отдыха, туризма, лечения;  также бывают антропогенными, т.е. сделанными руками человека – это достопримечательности и культурные ценности (слайд № 3)

Учитель:

Но есть еще одно понятие, которое наиболее полно  раскрывает взаимодействие человека и природы. Именно оно ближе всех сегодня к нашей теме.  Это  понятие природопользования.

Что же  такое природопользование? (слайд №4)

  1. Это все виды использования человеком природных ресурсов, а также меры по их восстановлению и охране.

Учитель:

Итак, мы подошли к теме нашего урока.

 Цель нашего урока – выяснить, как именно человек  взаимодействует с природой,  из чего складывается это взаимодействие,  каким оно бывает и  каким должно быть?  На эти вопросы мы и должны будем с  вами  ответить в конце урока. И сделаем мы это на примере Северо-Западного природного и экономического района.

Учитель (вопрос):

Каким  же может быть природопользование?

  1. рациональным и  нерациональным.

Учитель:

Приведите несколько примеров рационального  природопользования, т.е. когда человек не только берет у природы ее богатства, но и  заботится о том, чтобы природа не пострадала, отдает природе дань (ведь если только брать, что  же останется нашим потомкам?)

  1. Создание заповедников
  2. Запрет на охоту, когда у диких животных рождаются детеныши
  3. Утилизация отходов
  4. Строительство очистных сооружений  (слайд №5)

А нерациональное?

  1. Свалки мусора.
  2. Сброс неочищенных промышленных вод в водоемы.
  3. Тотальная вырубка леса.
  4. Браконьерство              
  5.   Выбросы вредных веществ в атмосферу (слайд № 6 )

Учитель:

Ну, а теперь, вооружившись знаниями, что такое природа, природные ресурсы и природопользование, вернемся к Северо-Западу.

Посмотрим: какими природными ресурсами обладает Северо-Запад, как человек использует эти ресурсы, и что из этого получается - рациональное или нерациональное природопользование.

А сначала вспомним:  что входит в состав Северо-Запада, какие территориально-административные единицы?

  1. Псковская область
  2. Новгородская область
  3. Ленинградская область
  4.  Калининградская область – российский анклав
  5.  Город федерального значения Санкт -Петербург (слайд №7)

А теперь  вспомним, какие виды природных богатств,  природных ресурсов  есть этом маленьком, но по своему уникальном  регионе, которые  человек может использовать в своих целях?

  1. Минеральные  (торф, сланцы, бокситы,  песок, глина,  фосфориты, янтарь)

( слайд №8)

Учитель:

Богат минеральными ресурсами Северо-Запад?

  1. Нет.
  1. Водные ресурсы

       Учитель:

        Чем представлены?

  1. Озера (свыше 7 тыс.) среди них   - Ладожское,  Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, реки – Нева, Нарва, Свирь  (слайд № 9 )

  1. Лесные -  30% территории  (слайд №10)

        Учитель:

        Это много или мало?

  1. Достаточно, много.

  1. Агроклиматические ресурсы - пригодны для выращивания ржи, льна, картофеля, овощей, хорошие условия для молочного животноводства.

 Однако с/х угодья занимают лишь 18 % территории  ( моренный рельеф, сложности с окультуриванием) (слайд №11)

  1. Рекреационные  ресурсы (древние города, Санкт - Петербург, побережье Балтийского моря)    (слайд № 12)

Итак, использует ли  данные виды ресурсов человек  на  Северо –Западе?

  1. Да, использует

 Учитель:

Как это можно доказать? Получили ли развитие те отрасли, которые  могут работать с  использованием данных видов  ресурсов?

  1. Да.

Какие же отрасли будут развиты?  (слайд№13)

  1. Цветная металлургия  (алюминиевая промышленность – использует бокситы,

 г. Бокситогорск, Ленинградская область)

  1. Химическая  (переработка торфа,  сланцев, фосфоритов – г. Кингисепп, г. Волхов,

 г. Сланцы Ленинградской области)

  1. Лесная  (деревообрабатывающая и  целлюлозо-бумажная, использует лесные ресурсы, размещена  во всех областях, больше всего - в С.-Петербурге и Ленинградской области)

Также человек правильно использует

  1. Агроклиматические ресурсы.

  Поэтому на Северо-Западе  развиты такие отрасли сельского хозяйства , как льняная,  молочное животноводство, выращивание ржи, овощей, картофеля ( молочное животноводство, птицеводство и овощеводство – вокруг С.-Петербурга и  крупных городов, в пригороде – картофелеводство и льноводство, больше всего льна – в Псковской области)

Также человек использует

  1. Рекреационные ресурсы. 

 Всемирно известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский    заповедник, города-музеи Новгород и Псков, Калининградская область (море, сосны, дюны – неповторимый колорит)

  1. Энергетика  представлена множественными ТЭС, одной  Волховской  ГЭС и одной АЭС (в 35   км от С.-Петербурга в Сосновом бору), т.к. многочисленные реки и озера Северо-Запада не богаты гидроэнергией (расположены на равнине)

  В районе также получил развитие

  1. Индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью,    производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района и

  1. Пищевая, в частности рыбная промышленность (Калининградская область)

Учитель:

Хорошо. Мы еще раз выяснили, насколько отрасли специализации  региона зависят от природных ресурсов. Но все же  какова главная отрасль специализации Северо-Западного региона  страны?

  1. Машиностроение  наукоемкое  (судостроение, военная техника, турбины, генераторы для электростанций, приборостроение) – Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Калининград)

Учитель:

Почему?  Ведь своего металла в Северо-Западном регионе нет,  почему же  здесь машиностроение – ведущая отрасль специализации?

  1. Потому что  главный фактор размещения машиностроительных предприятий – фактор наукоемкости,  а именно  на Северо-Западе расположен крупнейший центр научно-технических и трудовых  ресурсов – Санкт-Петербург (также Псков, Новгород, Калиинград).

     Учитель:

     Почему в Северо-западном районе развито машиностроение трудоемкое и металлоемкое?

  1. Металлоемкое,  так как близко расположен Череповецкий металлургический комбинат, а   трудоемкое, так как район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами и Санкт-Петербург – город, имеющий научную базу. Основная проблема машиностроения – конверсия предприятий.

    Учитель:

Какие области, на ваш взгляд, повторялись чаще всего, когда речь шла о специализации?

В каких областях наибольшая концентрация промышленности?

  1. Ленинградская область,  г. С.- Петербург.

Учитель:

Давайте подумаем, как перечисленные отрасли хозяйства влияют на окружающую среду?

Что является наибольшим загрязнителем?

  1. Металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная – первые загрязнители. Машиностроение, энергетическая -   также приносят вред  для окружающей среде.

Учитель:

А теперь вам предлагается сделать сравнительный анализ загрязнения атмосферы и вод по  всем   по областям Северо-Запада.

Но сначала – небольшой перерыв. Пауза, снимающая напряжение и возвращающая силы.

(физкультминутка)

Учитель:

А теперь перейдем к практической части нашего  урока. У вас на столе таблицы, которые мы вместе заполним и посмотрим, какова в различных областях и в целом по региону  степень загрязнения окружающей среды.  

Слайды, таблицы, анализ.

Перед заполнением таблицы по С.-Петербургу – презентация, характеризующая  экологическое  состояние города. (Отдельно рассказ об экологии С.-Петербурга как крупного промышленного центра)

  1. Презентация Полины  Бахтиной

 

  1. Подведение  итогов  по таблице.

Данные анализа. Самые загрязненные области – Ленинградская, Калининградская.

Самая  благополучная в экологическом отношении – Псковская область.

Учитель:

Для  С.-Петербурга  характерна еще одна экологическая проблема -   наводнения. При строительстве города человеку буквально приходилось бороться с природой, место для застройки было выбрано не самое лучшее – болота, и недаром говорят, что Петербург построен «на костях».

Подводим итоги урока:

Проблемы Северо-Западного региона: (слайд №14)

  1. Выбросы газообразных и твердых отходов производства промышленными предприятиями;
  2. Сброс сточных вод предприятия в водоемы, а так же смыв с полей и ферм минеральных и органических удобрений;
  3. Массовая вырубка лесов для ЦБК и деревообрабатывающих заводов;
  1. Загрязнения, связанные с развитием транспорта;
  2. Массовая городская застройка, старение села;
  3. Конверсия машиностроительных предприятий;
  4. Наводнения в Санкт-Петербурге.

Т.е. мы посмотрели на проблему природопользования с одной стороны –  со стороны потребительского отношения  человека к использованию природных  ресурсов.

Но  наш урок не был бы полным, если бы мы не проанализировали,  что же все-таки делает человек, чтобы  каким-то образом исправить ситуацию.

 На территории Северо-Запада есть несколько природоохраняемых территорий и принимаются меры по приведению экологии региона в порядок.

 Учитель:

Назовите эти территории, приведите в пример, какие меры принимаются властями для улучшения экологической обстановки.

  1. С целью снижения вредного воздействия целлюлозно-бумажных предприятий на водные объекты продолжается осуществление мероприятий по переводу целлюлозных производств на экологически чистые технологии: внедрение бесхлорной отбелки целлюлозы на ЗАО "Цепрусс";  организация производства гофротары с ликвидацией варочного производства на АО "Советский ЦБЗ"; перевод на процесс бисульфитной варки целлюлозы с аммонийного на натриево-магниевое основание (1 этап) на ООО "Неманский ЦБК".

Учитель:

 Наш урок подходит к концу.

Но у меня для вас есть маленький сюрприз. Мы все время говорили о том, что человек использует природу для своих материальных нужд, и даже  если занимается восстановлением, то  это происходит тоже  в материальном выражении.    Но одна девочка из вашего класса, побывав в этом году в одном из  чудесных уголков Северо-Западного  региона и общаясь с природой,  привезла оттуда удивительные вещи, не укладывающиеся в рамки того, о чем мы сейчас говорили весь урок. Я хочу пригласить  сюда Соню Семенову. Послушайте, посмотрите и подумайте – каким образом то, что вы сейчас услышите и увидите, относится к нашему уроку?

  1. Презентация «Чайка» Софьи Семеновой
  2. Обсуждение. Что еще дает природа человеку?

Природа  - это наш дом. А за домом нужно ухаживать. Природа очень сильная и очень хрупкая одновременно,  она бывает очень незащищенная перед человеком.

Но именно природа  дает нам не только материальные блага, а еще нечто неизмеримо  большее. Она дарит нам бесконечный покой, красоту,  умиротворение, придает нам силы, вдохновляет на творчество. Каждый день она  дарит нам свою Любовь. Надо только  научиться чувствовать  ее - видеть, слушать и слышать, научиться жить с ней в согласии,  ведь именно природа   для человека – бесконечный  источник счастья, здоровья, красоты  и гармонии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

Методическая работа по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий"

С целью  развития  у учащихся интереса к предмету необходимо использовать различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоят...

Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" (проект)

Проект "Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" является методическим обеспечением к программе "Художественная обработка ткани и мате...

"Применение артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта."

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В...

Применение артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта

Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. ИгротерапияНаиболее часто распространённая артпедагогическая техника на уроке – игра.Учителю н...

Самообразование и профессионального развития по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий».

Самообразование и профессиональное развитие с целью совершенствования системы работы по подготовке к ОГЭ, внедрению компетентностного подхода в межаттестационный период осуществлялись по теме «А...

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий".

quot;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением новых технологий"....