Основная образовательная программа НОО - МОУ средняя общеобразовательная школа с.Паниковец (Задонский муниципальный район, Липецкая область)
рабочая программа по теме

Перегудова Наталья Александровна

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_nachalnye_klassy.zip754 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в об щеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духов ной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколения ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзыв чивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, г. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федераль ного государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного раз вития и воспитания личности гражданина России.

Программа создана на основе развития традиций россий ского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является ре зультатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность програм мы обеспечивает целостность учебного процесса и преемствен ность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматри вается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художествен ное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребен ка. Цели художественного образования состоят в развитии эмо ционально-нравственного потенциала ребенка, его души сред ствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко ей мере не ограничивает связи с культурой разных стран ми ра, напротив, в основу программы положен принцип «от род ного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом от крывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декора тивно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и эк ранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех ос новных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  1. изобразительная художественная деятельность;
  2. декоративная художественная деятельность;
  3. конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в на чальной школе выступают для детей в качестве хорошо им по нятных, интересных и доступных видов художественной дея тельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельнос ти позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выра жение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-про странственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функ ции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и пони мать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубо ко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития кур са помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимает ся год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич ных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотвор чество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставлен ных задач и вариативность их решения; освоение традиций ху дожественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая ху дожественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по вос приятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваи вая опыт художественной культуры) имеют творческий харак тер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пласти лин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных ма териалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес уче ников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает разви тие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практичес кой работы происходит формирование образного художествен ного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружаю щей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдатель ности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе ос воения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контак ты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднима ется год за годом, урок за уроком по ступенькам познания лич ных связей со всем миром художественно-эмоциональной куль туры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и стро ишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художест венной деятельности в повседневной жизни, с работой художни ка, учатся с разных художнических позиций наблюдать реаль ность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выра зительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное раз витие ребенка сосредотачивается на способах выражения в ис кусстве чувств человека, на художественных средствах эмоцио нальной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присут ствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искус ства и каким образом они воздействуют на нас дома, на ули це, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса — «Каждый народ художник». Дети уз нают, почему у разных народов по-разному строятся традици онные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопонима нию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохо жая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль туру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические твор ческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и со здавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает че редование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Со вместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий по ложительный результат дает стимул для дальнейшего творчест ва и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках нахо дит разнообразные формы выражения: изображение на плос кости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); де коративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивиду альной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; про слушивание музыкальных и литературных произведений (на родных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основ ным средством приобщения к художественной культуре. Сред ства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помо гает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного ис кусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен ной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание де тей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возмож ность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут приме няться в оформлении школы.

Место программы в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработа на для 1—4 классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Программа также может осуществляться, когда на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. При увеличении количест ва часов на изучение предмета за счет вариативной части, опре деляемой участниками образовательного процесса, или за счет внеурочной деятельности предлагается не увеличение коли чества тем, а расширение времени на практическую художест венно-творческую деятельность учащихся при сохранении самой логики программы. Это способствует качеству обучения и до стижению более высокого уровня как предметных, так и лич ностных и метапредметных результатов обучения.

Данная учебная программа включает также задачи художест венного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Ценностные ориентиры содержания программы

Приоритетная цель художественного образования в шко ле — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формиро вание у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в вос приятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ре бенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многооб разного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являют ся базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение ис кусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми про граммного материала. Стремление к выражению своего отно шения к действительности должно служить источником разви тия образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интере са к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это являет ся залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возмож но лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес кого опыта. Только тогда знания и умения по искусству ста новятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адек ватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувствен ный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только че рез собственное переживание — проживание художественно го образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмо циональному уподоблению — основа эстетической отзывчивос ти. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержа ние должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные ре зультаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других на родов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни об щества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес ком отношении к окружающему миру, потребностей в само стоятельной практической творческой деятельности), ценнос тей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи вания чувствам других людей;
  7. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  8. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за мыслом;
  9. умение обсуждать и анализировать собственную художест венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, прояв ляющихся в познавательной и практической творческой дея тельности:

•        освоение способов решения проблем творческого и поиско вого характера;

  1. овладение умением творческого видения с позиций худож ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст вовать даже в ситуациях неуспеха;
  3. освоение начальных форм познавательной и личностной реф лексии;
  4. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам;
  5. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  1. использование средств информационных технологий для ре шения различных учебно-творческих задач в процессе поис ка дополнительного изобразительного материала, выполне ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо писи, графике, моделированию и т.д.;
  2. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  1. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  2. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред мета:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в ду ховно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об щении с искусством;
  3. овладение практическими умениями и навыками в восприя тии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. овладение элементарными практическими умениями и на выками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  5. знание видов художественной деятельности: изобразитель ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди зайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  6. знание основных видов и жанров пространственно-визуаль ных искусств;
  7. понимание образной природы искусства;
  8. эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю щего мира;
  9. применение художественных умений, знаний и представле ний в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  10. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио нально оценивать несколько великих произведений русско го и мирового искусства;
  11. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  12.  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  1. умение видеть проявления визуально-пространственных ис кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  2. способность использовать в художественно-творческой дея тельности различные художественные материалы и худо жественные техники;
  1. способность передавать в художественно-творческой дея тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
  2. умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  3. освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  4. овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  5. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра зие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  6. умение рассуждать о многообразии представлений о красо те у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художест венную культуру;
  7. изображение в творческих работах особенностей художест венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе редача особенностей понимания ими красоты природы, че ловека, народных традиций;
  8. способность эстетически, эмоционально воспринимать кра соту городов, сохранивших исторический облик, — свидете лей нашей истории;
  9. умение приводить примеры произведений искусства, выра жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра соту внутреннего мира человека.

Ниже представлено тематическое планирование в соответ ствии с учебниками для общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского: Л. А. Неменская. Изобразитель ное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс; Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Ты и искусство. 2 класс;   Изобразительное  искусство.   Искусство  вокруг  нас. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс. Все учебники выпущены в свет из дательством «Просвещение».

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

  1. будут сформированы основы художественной культуры: пред ставления о специфике искусства, потребность в художест венном творчестве и в общении с искусством;
  2. начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чув ства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  3. сформируются основы духовно-нравственных ценностей лич ности, будет проявляться эмоционально-ценностное отно шение к миру, художественный вкус;
  4. появится способность к реализации творческого потенциа ла в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  5. установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни род ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  6. будут заложены основы российской гражданской идентич ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна ние своей этнической и национальной принадлежности, от ветственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

•        овладеют умениями и навыками восприятия произведений
искусства; смогут понимать образную природу искусства; да вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  1. получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи мых явлений жизни и искусства;
  2. научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  3. будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут вы полнять простые рисунки и орнаментальные композиции, ис пользуя язык компьютерной графики в программе Paint.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение,  украшение,  постройка  всегда  помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

И ре мена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ

Как и чем работает художник?

Три основных цвета — желтый, красный, синий.

Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные воз можности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всег да работают вместе (обобщение темы).

О чем говорит искусство

Изображение природы в различных состояниях.

Изображение характера животных.

Изображение характера человека: женский образ.

Изображение характера человека: мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чем говорят украшения.

Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает спои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обоб щение темы).

Как говорит искусство

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Тихие и звонкие цвета.

Что такое ритм линий?

Характер линий. Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства вырази тельности.

Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО  ВОКРУГ НАС

Искусство в твоем доме

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома.

Мамин платок.

Твои книжки.

Открытки.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище

Художник в цирке.

Художник в театре.

Театр кукол.

Маски.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный карнавал (обобщение темы).

Художник и музей

Музей в жизни города.

Картина — особый мир. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

КАЖДЫЙ  НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ,

УКРАШЕНИЕ,  ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ

НАРОДОВ  ВСЕЙ  ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои-защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).



Нормативно-правовые документы.

 - Закон Российской Федерации «Об образовании (в редакции ФЗ от 13.01.1996 г. № - 12 - ФЗ);

 - Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001.г. №196;

 - Федеральный государственный стандарт общего образования;

 - Федеральные государственные стандарты второго поколения для начальных классов;

 - Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

 - Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области (Приказ управления образования и науки Липецкой области от 11.03.2008 г. № 173);

 - Положение о промежуточной аттестации обучающихся.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

        Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе примерной авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор Б.М. Неменский, 2007г.)

        Данная программа соответствует Федеральному стандарту начального общего образования второго поколения и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

        Программа представляет собой целостный интегрированный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно- визуальных искусств: изобразительные, декоративные, архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью. Роль искусств в повседневном бытии каждого человека, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы.

        Содержание примерной программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

        Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность ( ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

        Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с Окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), Математикой (геометрические фигуры и объемы), Трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

        Системообразующим методом программы является выделение трех основных видов деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной. Выделение вида художественной деятельности акцептирует внимание не только на изучение произведений искусств, но и на более широком понимании художественной деятельности человека, на выявление его связи с искусством в процессе повседневной жизни.

        Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, дает ребенку возможность подниматься год за годом, от урока к уроку по ступенькам познания личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

        Такие возможности построения программы и обосновали ее выбор.

Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование

В авторскую программу изменения не внесены.

Информация о количестве часов, контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, экскурсий

Изобразительное искусство проводится 1 раз в неделю:

 - 33 ч в год в 1 классе;

 - 34 ч в год во 2 классе;

 - 34 ч в год в 3 классе;

 - 34 ч в год в 4 классе.

Форма организации образовательного процесса

        Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных галереях.

Технологии обучения

Иллюстративно- объяснительная, проблемная, частично- поисковая, практическая.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Суть развития ключевых компетенций: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить».

Каждая образовательная область в школе выполняет определенную роль в развитии обучающихся, в формировании предметных умений и навыков, которые в комплексе и выведут ученика на новый уровень компетентности.

Изобразительное искусство в начальной школе способствует в полной мере формированию общекультурных компетенций, в частности культурологического и всечеловеческого понимания мира: через знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов. Через познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, закладываются духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Перед учителями изобразительного искусства стоит вопрос: как формировать данные компетенции?

Основой для развития ключевых компетенций средствами изобразительного искусства будет - воспитание человека - творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства.

Обучение на уроках изобразительного искусства в начальной школе основывается на попытке соединения представления о традиции - непосредственной передаче опыта и знаний из рук в руки. Задача преподавания изобразительного искусства в начальных классах заключается не только в том, чтобы научить детей техническим навыкам и пониманию красоты пластических искусств, но и в том, чтобы открыть им широкое поле для реализации фантазии, детской непосредственности, способности интуитивно делать маленькие открытия. И на этом поле не должны выражать жесткие, сухие ростки - безжизненные штампы и схемы.

Уроки изобразительного искусства позволяют воспитывать в обучающихся определенную культуру воспитания материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира. Все это способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края, т.е. формированию и развитию ключевых компетенций.

Виды и формы контроля

Творческая работа, сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа МОУ "Никольская средняя общеобразовательная школа" на 2011-2012 учебный год

Цель образовательной программы:формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективную систему мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитыв...

Муниципальная общеобразовательная школа - интернат «Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат» п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области Эссе «Моя педагогическая философия»

Муниципальная общеобразовательная школа - интернат«Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат»п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевой и системный администратор 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сист

    Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...