Главные вкладки

    Муниципальная общеобразовательная школа - интернат «Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат» п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области Эссе «Моя педагогическая философия»
    статья по обж по теме

    Муниципальная общеобразовательная школа - интернат

    «Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат»

    п.Лямина Сургутский район ХМАО-ЮГРА Тюменской области

     

     

     

     

     

     

     

     

     

          Эссе «Моя педагогическая философия»

     

     

     

     

     

     

     

                                                     Преподаватель- организатор ОБЖ

                                            Ермолаев Алексей Владимирович      

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                 2011 г.

     

     

     

     

       

        

     

     

          В педагогической системе я работаю 28- й год. За это время, я думаю,  педагог должен не только усвоить и научиться применять  прописные педагогические истины, но и апробировать свои.

    Основной девиз в моей работе, да и в жизни в целом (а она неразрывно связана с педагогикой, так как в ближайшем семейном окружении 11 педагогов):  «Кто сам не горит, тот и других не зажигает». Самая главная оценка деятельности учителя, на мой взгляд,- когда ты можешь зажечь в душе, глазах ученика огоньки любознательности, интереса к твоему предмету, твоей идее, твоим действиям, к тебе самому как к личности.

          Для себя я сформулировал следующие педагогические принципы, которые применяю ежедневно в своей работе:

    Никогда не возвышайся над учениками, а иди рядом с ними и чуть впереди, претворяя в жизнь принцип «Делай как я». «Уважай, чтобы тебя уважали».

    Ничто так не унижает подростка, как покровительственное, снисходительное отношение к нему взрослых. Он - личность, его нужно уважать, считаться с его мнением, пусть и небольшим, но имеющимся у него жизненным опытом. Но в то же время не занимайся панибратством: да, ты - товарищ, но старший товарищ, может быть – вторая мама или второй  папа, который старше возрастом, больше знает и умеет, и, следовательно, имеет право вести за собой. Поэтому я очень ценю прозвище, которое на долгие годы закрепилось за мной – «папа Леша». Сегодняшние школьники уже шутят: «Вы уже не папа Леша, а деда Леша».

    Будь душой всегда молодым, не превращайся в брюзжащего, вечно недовольного человека, тогда тебе будет легче понять учеников и педагогический авторитет тебе будет обеспечен.

    «Разгневавшись, можно прыгнуть в колодец, но даже семикратный гнев не поможет оттуда выбраться» - гласит малаяльская пословица.

    Учитель, прежде чем что- либо сказать, что- либо сделать по отношению к ученику или вместе с ним, каждый раз должен поставить себя на его место, чтобы посмотреть на себя глазами этого ученика, мгновенно «прокрутить» в памяти все ситуации и свою реакцию, когда он сам был учеником, на подобные слова или поступки старших.

    А душой педагог будет молодым только тогда, когда будет постоянно находиться вместе с детьми, знает их интересы, заботы, радости, проблемы.

    Всегда учиться, всегда находиться в поиске, но не быть дилетантом, летуном, а быть профессионалом в том деле, за которое берешься. «Знай свое дело как свои пять пальцев».

    За время  работы педагогом я пришел к выводу, что ничто так не возвышает учителя в глазах детей, как его умение разбираться  своем предмете, в людях, во многих вопросах, которые окружают любого человека. Но не надо стремиться показать себя всезнающим, помня изречение философа: «Чем больше я знаю, тем больше убеждаюсь, что ничего не знаю». Нет ничего зазорного в том, чтобы признаться ученику, что не знаешь ответа на его вопрос. В такой ситуации важен второй шаг - показать ученику, что если не знаю ответа, нужно сделать все, чтобы его узнать, причем вместе с тем, кто им интересовался.

    Скука и равнодушие для учителя- это смерть. Скучающий и равнодушный педагог умирает как личность, он умирает в глазах коллег, а самое главное - в глазах детей, и делает их жизнь тоже скучной.

     Для меня нет ничего невыносимее смотреть на учителя, который приходит в школу быстрее отвести уроки, чтобы быстрее уйти домой, который боится потревожить свое душевное состояние, приложить к чему- либо свои физические, душевные силы, который равнодушно проходит мимо плачущего ребенка, человека, который попал в беду. Может, это можно простить человеку другой профессии, но учитель- это не профессия, это- состояние души, и если с этой душой что-то не в порядке - то это надолго, если не на всю жизнь, отразится на душах окружающих его детей.

     Всегда искренне интересуйся национальной историей и культурой тех родителей и детей, с которыми ты общаешься и которых ты учишь, применяй эти знания на практике. Это поможет тебе найти с ними общий язык, понять их менталитет, а, в конечном счете, подымет твой авторитет в их глазах, вызовет неподдельный интерес к учебному предмету, который ты преподаешь. «В каком народе живешь, того обычая и держись».

    Так получилось, что я 18 лет проработал педагогом в селе, где очень разнообразный национальный состав детей: башкиры, русские, татары, немцы и другие, а, переехав на Север, стал обучать и воспитывать детей ханты. Этот принцип напрямую проверен жизнью.

    Не будь размазней при неудачах - будь оптимистом: сегодня одна неудача - завтра будет две удачи.«Каждый случай – к мудрости ступенька» - гласит украинская пословица.

    Ученик никогда не должен видеть учителя (особенно мужчину), подавленным, растерянным, несобранным. Учитель должен уметь не только преподавать свой предмет, он должен быть и примером стойкости в целом по жизни, уметь справляться со своими эмоциями в любой ситуации. А лучшее орудие оптимиста- это юмор.

     Один педагог может сделать многое, но группа педагогов- единомышленников сделает намного больше и результативнее в педагогике, чем один. «Что одному трудно, то сообща легко» - гласит белорусская пословица.

    Каждый педагог- это неповторимая личность, обладающая теми знаниями, педагогическими и человеческими качествами, которыми не владеет или в меньшей степени владеет другой педагог. Синтез этих знаний, умений, качеств в группе учителей- единомышленников обязательно приведет к положительному результату в каком- либо деле, причем намного быстрее, с наименьшими ошибками, если бы это выполнял один педагог.

    Умей признавать свои ошибки – будь перед тобой коллега, родитель ученика или сам ученик. Это не проявление бесхарактерности, а проявление силы.«Отрицать ошибки – это двойная ошибка» - гласит арабская пословица.

     

           28 лет работы в школе - это 28 лет находок и ошибок, радостей и разочарований, десятки тысяч уроков, данных детям и полученным от них. Я попытался сформулировать уроки, которые получил от учеников, их родителей и в целом от жизни:

    1 урок: Чем больше знает и умеет педагог - тем интересней с ним ученикам.

    2 урок: Чем с большим количеством людей общался в жизни учитель: разных профессий, возрастов, национальностей, взглядов на жизнь  - тем более коммуникабельнее он будет, тем легче ему найти общий язык с учениками, тем ближе будет он к педагогической истине.

    3 урок: Никогда не переделывай себя в угоду кому- либо, будь всегда самим собой - лицемера видно издалека. Его особенно видно детям, потому что у них на это - «свежий глаз».

    4 урок: Учитель всегда должен уметь в самых безвыходных ситуациях находить компромиссное решение.

    5 урок: Педагогу нужно учиться всю жизнь - иначе от нее безнадежно отстанешь и детям с тобой будет скучно.

    6 урок: Чем разнообразнее твой педагогический опыт, чем больше ты работал с детьми в различных педагогических ситуациях - тем более творчески его можно применить.

    7 урок: Если тебе повезло с любимым учителем - сделай так, чтобы твоим ученикам тоже повезло.

    8 урок: Чем больше в семье педагогов - тем больше и богаче палитра педагогических мнений, тем больше педагогических споров. А в спорах рождается истина.

    9 урок: Плох тот педагог, который не смог правильно воспитать своих детей.

     

           Разумеется, каждый педагог, проработавший не один год в школе, сформулировал для себя свои принципы работы с детьми и извлек из общения с детьми, их родителями, коллегами собственные уроки. Главное, чтобы они соответствовали истине, с которой никто, я думаю, спорить не будет: человек, работающий с детьми, должен быть Учителем, а главное - Человеком. И тогда учительский труд будет человеку, выбравшему эту нелегкую профессию, не в тягость, а в радость, и на закате жизни этот человек будет вспоминать не те отрицательные нюансы, «издержки» профессии, а счастливые, светящиеся, улыбающиеся, благодарные глаза детей, с которыми прошел по жизни рядом и чуть-чуть впереди.

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основная образовательная программа НОО - МОУ средняя общеобразовательная школа с.Паниковец (Задонский муниципальный район, Липецкая область)

    В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

    Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...

    Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...

    Программа по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков в муниципальной общеобразовательной школе-интернате среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района на 2013-2014 учебный год

    Программа по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростковв муниципальной общеобразовательной школе-интернате среднего (полного) общего образования с.Сам...

    Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

    Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...