Главные вкладки

    Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
    рабочая программа (9 класс) на тему

    Медведева Надежда Владимировна

    Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и предролагает проведение диагностической,  информационно - просветительской и обучающей работы с воспитанниками. Основывается на программе предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной "Психология и выбор профессии".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    F:\2014-11-17\программа.jpg

    Актуальность программы.

    Успешность профессионального выбора во многом определяет возможности человека в самореализации, осуществлении жизненных планов. Однако сделать такой выбор не просто, особенно подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей.

            Существенную помощь в профессиональном самоопределении может оказать специально организованная профориентационная работа специалистами школы-интерната, в которой обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей, позволяющая сформировать готовность данной категории учащихся к успешному профессиональному выбору.

    Актуальность факультативного занятия определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

    Основными направлениями такой работы являются:

    • Информирование подростков  о мире профессий, потребностях общества в определённых профессиях, требованиях профессий к человеку и путях получения профессионального образования.
    • Формирование потребности школьников в осознанном, обоснованном, самостоятельном и активном выборе профессии.
    • Развитие позитивного отношения школьников к труду, осознания социальной значимости труда, формирование отношения к труду как жизненной ценности.
    • Активизация самопознания подростка, формирование навыков смопонимания, самооценки и саморазвития.
    • Организация временного трудоустройства  несовершеннолетних воспитанников в свободное от учебы время.

    Разработанная нами программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» преследует следующие цели:

    1. Выработка у школьников сознательного отношения к труду.
    2. Профессиональное самоопределение воспитанников в соответствии с своими возможностями, способностями, с учетом требований рынка труда.
    3. Помощь детям в самореализации во взрослой жизни.

    Задачи:

    1. Изучить склонности, предпочтения, интересы учащихся.
    2. Выработать систему сотрудничества школы-интерната с учреждениями профобразования, предприятиями города.
    3. Развивать нравственные качества личности, формировать творческую индивидуальность.
    4. Развивать познавательную потребность, готовность к профессиональному самоопределению.

    Программа  включает  в  себя  34  занятия,  длительность  курса  –

    1учебный год, занятия проводятся  с классом раз в  неделю.  

    Проведение  занятий  по  программе  факультатива предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

    • междисциплинарная  интеграция,  содействующая  становлению

    целостного мировоззрения;

    • интерактивность  (работа  в  малых  группах,  ролевые  игры,

    тренинг);

    •   обучение через опыт и сотрудничество.

    Данные методы и приѐмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные  задачи  факультативного занятия.  Для  реализации  содержания  обучения  по данной  программе  основные  теоретические  положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся  применять  изученные  понятия  на  практике,  в  конкретных жизненных ситуациях.

    На  занятиях  предусматривается  практическая  деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных  и ролевых  играх,  выполнение  упражнений.

    Предполагается  также  использование  таких  активных  методов обучения,  как  эвристическая  беседа и эвристический  семинар.

    В  процессе  обучения  используется  различный  дидактический материал:  презентации  по  темам  курса,  плакаты,  схемы, видеоматериалы.

    По  результатам  обучения  учащимися  оформляется  «Дневник профессионального самоопределения» с  целью,  отслеживания  индивидуальных  результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта,  реферата,  творческого  исследования  по  одной  из  тем программы).



    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование занятий в 9 классе

    п/п

    Название тем

    Цель

    Содержание

    Количество часов

    всего

    В том числе

    теория

    практика

    экскурсии

    тестирование

    1.

    Понятия профессии и специальности. Параметры профессий.

    Формирование осознанного различия понятий «профессия» и «специальность».

    1. Приветствие.
    2. Выявление степени определения учащимися профессионального выбора.
    3. Теоретическая часть. Изучение понятий «профессия» и «специальность», а также параметров профессий.
    4. Упражнение «Опиши профессию». Учащиеся выбирают любую профессию по своему усмотрению. Необходимо составить описание выбранной профессии по рассмотренным параметрам: 1) предмет труда; 2) цель труда; 3) средства труда; 4) условия труда.
    5. Ритуал прощания.

    2

    1

    1

    2.

    Беседа на тему: «Я – реальный, я – идеальный».

    Развитие

    представлений  об  образе  «Я»  и  «самооценке»,    активизация  потребности  в

    самопознании и саморазвитии.

    1. Приветствие.
    2. Ознакомление со схемой «Окно Джагари», цель – расширение самопознания учащегося.
    3. Упражнение «Я – реальный, я  - идеальный», обсуждение полученных результатов.
    4. Ритуал прощания.

    1

    1

    3.

    Скорая помощь в выборе профессии.

    Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения

    1. Приветствие.
    2. Мотивационная беседа

    На этом этапе необходимо установить контакт с учащимися. Без этого вся работа может превратиться в формальное мероприятие, которое не принесет пользы ребятам и не даст достоверной информации взрослым.

    1. Заполнение анкеты «Скорая помощь в выборе профессии». Задача: учащимся самостоятельно оценить степень своей готовности к выбору профессии.
    2.  Работа с матрицей выбора профессии. На этом этапе работы нередко происходит подтверждение первоначального выбора.
    3. Процесс прощания

    2

    1

    1

    4.

    Мотивы выбора профессии.

    Развитие представлений о мотивации, знакомство с понятием

    «профессиональная  и  внепрофессиональная  мотивация»,  определение

    профессиональной мотивации. 

    1. Приветствие.
    2. Упражнение «За двумя зайцами». Определение мотива поведения воспитанников.
    3. Упражнение «Я-Другой, Карьера-Дело» (методика Г. В. Резапкиной). Выявление  наиболее важных и второстепенных потребностей.
    4. Групповое обсуждение полученных результатов в классе.
    5. Ритуал прощания.

    1

    1

    5.

    Профессиональное будущее и положение в обществе.

    Формировать умение сопоставлять свои желания со своими возможностями; выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; развивать умение исследовать, анализировать данные мониторинга рынка труда.

    1.  Приветствие.
    2.  Игровое упражнение «Профессия на букву».

     Цель упражнения: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

    1. Построение личного профессионального плана (презентация).

    Цель: определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.

    1. Ритуал прощания.

    1

    1

    6.

    Стили общения.

    Развитие

    представлений  о  профессионально  важных  качествах.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Методика «Диагностика  стиля  общения». Цель – определение коммуникативных умений воспитанников.
    3. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    7.

    Деловые и ролевые игры. Поиск профессиональных альтернатив.

    Воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности

    1. Процедура приветствия.

    2.Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание". Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

    3. Ролевая игра «Отдел кадров» Цель – познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии.

    4. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    8.

    Ошибки при выборе профессии.

    Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии

    1. Традиционный ритуал приветствия.
    2. Выполнение психологического  упражнения «Диалог о профессиях» - «Да, но…».
    3. Рассказ об ошибках, сопутствующих выбору профессии.
    4. Упражнение «Надпись на спине».
    5. Ритуал прощания.

    1

    1

    9.

    Профессиональный тип личности.

    Знакомство  с  понятием  «тип  личности».

    1. Традиционный ритуал приветствия.
    2. Методика «Одно  из  двух».  Цель - определение

    профессионального типа личности.

    1. Традиционный ритуал прощания.

    1

    1

    10.

    Современный рынок труда.

    Информирование старшеклассников о профессиях, востребованных на рынке труда.

    1. Процедура приветствия.
    2. Представление  информации о состоянии рынка труда в Республике Марий Эл.
    3. Профориентационное тестирование выпускников с целью определения профессионального профиля и выдачи рекомендаций о наиболее подходящих профессиях.
    4. Демонстрация професиограмм, определение смежных профессий с использованием  Комплекта методических материалов о профессиях на электронных носителях.
    5. Процедура прощания.

    1

    1

    11.

    Встреча с представителями Центра занятости населения.

    Информирование старшеклассников о профессиях, востребованных на рынке труда.

    1. Процедура приветствия.
    2. Представление  информации о состоянии рынка труда в Республике Марий Эл.
    3. Демонстрация професиограмм, определение смежных профессий с использованием  Комплекта методических материалов о профессиях на электронных носителях.
    4. Процедура прощания.

    1

    1

    12.

    ГКУ Республики Марий Эл «Центр занятости населения»

    Ознакомится  со службой занятости, с информацией об услугах службы занятости для молодежи.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Предоставление информации о реестре государственных услуг, оказываемых Центром занятости населения города Волжска.
    3. Профориентационное тестирование выпускников с целью определения профессионального профиля и выдачи рекомендаций о наиболее подходящих профессиях.
    4. Конкурс рисунков и плакатов "Я в рабочие пойду" среди учащихся.

    1

    1

    13.

    Беседа на тему: «Профессия и здоровье».

    Знакомство  с  понятием  «условия  труда»  и  «медицинские

    противопоказания».

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Показ презентации «Медицинские ограничения профессиональной пригодности».
    3. Диагностика  состояния  с  помощью  анкеты  «Мое

    здоровье».

    1. Традиционный ритуал прощания.

    1

    1

    14.

     Игра «Волшебный магазинчик».

    Проверка силы внутренней мотивации иметь то или иное качество, осознание своей ценности, цельности.

    1. Приветствие.
    2. Проведение игры «Волшебный магазинчик».
    3. Рефлексия деятельности.
    4. Прощание.

    1

    1

    15.

    Слагаемые профессионального успеха.

    Уточнение  мотивов  выбора  профессии,  профессиональной

    Информированности.

    1. Традиционный ритуал приветствия.
    2.  «Анкета самоопределения».  Ключевым

    вопросом  анкеты  является  вопрос  о  выборе  профессии.

    1. Заполнение таблицы «За» и «Против».  Цель - обобщить  и

    проанализировать  полученную  информацию  для  планирования

    профессиональной карьеры.

    1. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    16.

    Мир профессий.

    Ознакомление учащихся с многообразием мира профессий, а также выработать умение ориентироваться в мире профессий.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Вводная лекция о многообразии мира профессий.
    3. Упражнение «Знаток профессии».
    4.  Игра «Ориентир в мире профессий».
    5. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    17.

     «Идеальная профессия»

    Формирование  навыков

    выделения положительных и отрицательных сторон профессий

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Игра «Оптимисты и скептики». Цель  - осознание того, что идеальных профессий не бывает –  за    любое  преимущество  надо платить.
    3. Ознакомление с некоторыми разновидностями профессий.
    4. Рефлексия деятельности.
    5. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    18.

    Занятие 18. Мы волонтеры.

    Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

    1. Процедура приветствия.
    2. Упражнение – разминка «Знакомство».
    3. Рассказ волонтеров о своей деятельности.
    4. Беседа о современном рынке труда, викторина «Профессии 21 века».
    5. Процедура прощания.

    1

    1

    19.

    Клуб интересных встреч.

    Расширение  кругозора старшеклассников, удовлетворение и развитие их профессиональных интересов.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Организация встреч с представителями редких профессий, знакомство со спецификой их труда, психологическими, социально-экономическими и медицинскими аспектами выбора профессии.  Занятие  проходит в форме диалога между гостями  и школьниками.
    3. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    20.

    Пути получения профессии.

    Знакомство с различными путями получения профессии.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Информация о рынке образовательных услуг.
    3. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
    4. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    21.

     Ресурсный центр профессионального образования строительного профиля ГБОУ СПО РМЭ "Йошкар - Олинский строительный техникум"

    Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Экскурсия в ГБОУ СПО РМЭ "Йошкар - Олинский строительный техникум"

    В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:

    •        история возникновения и перспективы развития учебного заведения,

    •        характер и содержание обучения по специальностям;

    •        оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;

    •        условия приема, продолжительность обучения по специальности;

    •        условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.

    •        организации быта и досуга.

    1. Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.
    2. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    22.

    Ты и твоя профессия.

    Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

    1. Процедура приветствия.
    2. Упражнение  «Автопортрет». Цель -  обогащение знаний учащихся о себе посредством участия в проективном упражнении.
    3. Мини-лекция «Формула профессии».
    4. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
    5. Процедура прощания.

    1

    1

    23.

    Просмотр фильмов о профессиях.

    Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

    1. Традиционный процесс приветствия.
    2. Просмотр фильмов о профессиях, которые представляют собой классификацию профессий по Е.А. Климову.
    3. Обсуждение просмотренных фильмов.
    4. Традиционный ритуал прощания.

    1

    1

    24.

    ГБОУ СПО РМЭ «Волжский индустриально – технологический техникум »

    Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Экскурсия в ГБОУ СПО РМЭ «Волжский индустриально – технологический техникум». В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:

    •        история возникновения и перспективы развития учебного заведения,

    •        характер и содержание обучения по специальностям;

    •        оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;

    •        условия приема, продолжительность обучения по специальности;

    •        условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.

    •        организации быта и досуга.

    1. Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.
    2. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    25.

    Профессиональная готовность выпускника.

    Определение степени готовности школьника в выборе профессии.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Упражнение «Незаконченное предложение». Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли воспитанниками профессиональный выбор.
    3. Методика определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардова. Цель – получение информации о наличии у испытуемых профессионально ориентированных умений и навыков.
    4. Обработка обсуждение полученных результатов.

    Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    26.

    Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский строительный техникум"

    Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.

    1.Традиционная процедура приветствия.

    1. Экскурсия в ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский строительный техникум". В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:

    •        история возникновения и перспективы развития учебного заведения,

    •        характер и содержание обучения по специальностям;

    •        оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;

    •        условия приема, продолжительность обучения по специальности;

    •        условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.

    •        организации быта и досуга.

    3.Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.

    4.Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    27.

     Как подростку устроиться на работу.

    Способствовать овладению учащимися знаниями методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике, приобщение учащихся к правовой культуре.

    1. Процедура приветствия.
    2. Знакомство учеников с основами трудового законодательства в Российской Федерации: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.
    3. Беседа о правилах составления резюме, об искусстве самопрезентации, а именно: языке телодвижений, совершенствовании вербальных возможностей, взаимодействии с людьми, деловой этике.
    4.  Упражнение «Устраиваемся на работу».
    5. Процедура прощания.

    1

    1

    28.

    Большая профориентационная игра «Древо профессий».

    Активизация  психологической  готовности  к  профессиональному

    самоопределению;  актуализация  внутренних  ресурсов  человека  для  успешной

    профессиональной  самореализации.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Проведения профориентационной игры «Древо профессий»:
    • разделение учащихся на 6 команд;
    • знакомство участников с инструкцией профориентационной игры.
    1. Подведение итогов профориентационной игры.
    2. Дискуссию о перспективах и

    смысле профессиональной деятельности.

    1. Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    29.

     Ресурсный центр сварочного производства ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум»

    Знакомство с учебным заведением и специальностями, по которым ведется подготовка студентов.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Экскурсия в ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Марийский радиомеханический техникум». В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:

    •        история возникновения и перспективы развития учебного заведения,

    •        характер и содержание обучения по специальностям;

    •        оснащение учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотеки;

    •        условия приема, продолжительность обучения по специальности;

    •        условия учебы, работы, распределения; перспективы специального и профессионального роста, роль школьных предметов в освоении специальностей.

    •        организации быта и досуга.

    3.Заключительная беседа, вручение буклетов учебного заведения.

    4.Традиционная процедура прощания.

    1

    1

    30.

    ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького».

    Продемонстрировать потенциальным молодым специалистам современные технологии в области кораблестроения, а также показать актуальность и востребованность рабочей и инженерной профессий.

    1. Традиционная процедура приветствия.
    2. Подготовительный этап к экскурсии:
    • учащиеся знакомятся с историей возникновения завода, устанавливают, к какой отрасли оно относится;
    • работая с материалами газет, журналов, в которых характеризуется изучаемое предприятие.
    1. Экскурсия в ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». В ходе экскурсии будут освещаться следующие темы:
    • структура предприятия, основные и вспомогательные цехи, их роль в производстве.
    • технологический цикл, передовые принципы организации производства.
    • внедрение инновационных

    технологий.

    2

    1

    1

    • информация о профессиях и специальностях востребованных в данной отрасли
    • состояние охраны труда и техники безопасности и оплата труда.

                Итого:

    34

    9

    16

    5

    4



    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    План - конспект

    факультативного занятия по профессиональному самоопределению

    на тему:

    «Мотивы выбора профессии»

    (по программе предпрофильной подготовки разработанной Г.В. Резапкиной)

                                                                                   Провела: социальный педагог

                                                                                                   Медведева Н.В.

    2014 г.

      Предлагаемый план - конспект занятия является составной частью программы факультативного занятия по профессиональному самоопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Урок проводился социальным педагогом с участием воспитанников 9 класса  в течение 45 минут.

           Цели: развитие представлений о мотивации, знакомство с понятием «профессиональная  и  внепрофессиональная  мотивация»;  определение профессиональной мотивации.  

           Материалы:  бланки  к  упражнениям  «За  двумя  зайцами»,  «Я-Другой, Карьера-Дело».

    Ход занятия.

    1. Приветствие.
    2. Тема занятия.

    У рабочих, возводящих Шартрский собор, однажды спросили, что они делают.  Один  ответил:  «Я  таскаю  камни».  Другой:  «Зарабатываю  на пропитание». Третий сказал: «Я строю храм». В  трех  ответах  людей,  занятых  одним  делом,  отражены  основные мотивы трудовой деятельности.  

    Мотив  —  это  причина,  лежащая  в  основе  выбора  всех  поступков человека.  Большинство  наших  мотивов  выражается  в  виде  ответа  на  вопрос: для  чего  я  это  делаю?  «Я  учусь  для  того,  чтобы  ….»  «Я  хочу  получить профессию… чтобы…»

    Осознание мотивов поведения — дело важное, но трудное. Некоторые мотивы  скрыты  так  глубоко,  что  не  всегда  осознаются.  Нередко  человек, наделенный  множеством  замечательных  качеств,  не  может  полностью реализовать  свой  профессиональный  потенциал  —  мешает  отсутствие мотивации,  то  есть  побуждений  к  действиям  —  «природная  лень  не  дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников). Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу.  

    1. Упражнение «За двумя зайцами» (по мотивам методики Е. И. Головахи)

    Инструкция.  Прочитайте  суждения  о  профессиях  и  выберите  два  из

    них, наиболее соответствующие вашим взглядам.  

    . В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

    5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

    2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

    3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

    6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

    4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

    Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

    Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

    Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее - профессиональное самоопределение или другие вопросы.

    Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?

    Если цели определены - подумайте о средствах их достижения. Это, прежде всего, внутренние ресурсы: профессиональные интересы и склонности, способности, профессионально важные качества, образование, опыт.

    К внешним средствам можно отнести деньги, связи, случай, ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие друзей и единомышленников и т.д. Внешние ресурсы могут быть хорошим дополнением к ресурсам внутренним. Но не больше!

           Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина?

    Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

    «Кабы я была царица, — говорит одна девица,  

    Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».

    «Если б я была царица, — говорит ее сестрица,  

    Я б на целый мир одна наткала бы полотна».

    «Если б я была царица, — третья молвила девица,  

    Я б для батюшки-царя родила богатыря».

               Царь  в  этой  сказке  поступает  как  профессиональный  менеджер  по работе  с  персоналом:  находит  каждой  девице  применение  с  учетом  ее

    мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, вторую поварихой. У третьей сестры была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация: она хотела не работать, а быть царской женой. Именно ее царь взял в жены.

    Многие,  подобно  сестрам-неудачницам  из  сказки  Пушкина, испытывают чувство досады, разрываясь между противоречивыми мотивами.  

               Как  видим,  это  невозможно.  Поэтому  следует  таким  образом  выстроить сценарий  своей  жизни,  чтобы  последовательно  и  планомерно  добиваться поставленных целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

    1. Методика «Я-Другой, Карьера-Дело» (методика Г. В. Резапкиной)

     

           Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что – второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера  вопроса  и  вариантов  ответа  (а,  б,  в,  г)  баллы  от  нуля  за  вариант, который вам безразличен до трех баллов за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!

    II

    III

    IV

    1. Мне нравится

    иметь много свободного времени

    добиваться успеха во всех делах

    делать подарки своим друзьям

    находить красивое решение трудной задачи

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    2. Мой девиз

    "Работа не волк, в лес не убежит"

    "Хочешь жить - умей вертеться"

    "Что отдал, то твое"

    "Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать"

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    3. Лучшая работа для меня - та, которая

    не мешает мне жить своей жизнью

    дает возможность быстрого продвижения по службе

    нужна людям

    интересна

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    4. Счастье для меня - это

    возможность жить в свое удовольствие

    высокая должность и хорошая зарплата

    благополучие моих друзей и близких

    возможность заниматься любимым делом

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    0

    1

    2

    3

    Итого сумма баллов по каждому из столбцов I ... IV:

     
     

     
     

     
     

     
     

    Обработка результатов.

    Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (I,II,III,IV):

    9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности;
    5-8 баллов - умеренно выраженная направленность;
    0-4     балла  -  направленность не выражена.

    I. "Я". Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

    II. "Карьера". Вероятно, вам близки и понятны законы "рынка". В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

    III. "Другой". Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы не занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

    IV. "Дело". Какую бы деятельность вы не выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.

    Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.            

        http://metodkabi.net.ru/img/tren_3_.gif

    Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности важна мотивация. В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.  

    Потребности  большинства  людей  различаются  незначительно.  Если  выйти  на улицу и каждому задать вопрос: «Что для вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:

    1.  Здоровье

    2.  Благополучие семьи и близких

    3.  Материальная обеспеченность

    4.  Хорошая работа

    5.  Любовь

    6.  Карьера

    7.  Слава

    Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?

    Здоровье.  Гробят  всевозможными  способами.  Пьют,  курят, употребляют  наркотики.  Переедают,  недосыпают,  мало  двигаются. Перенапрягаются, нервничают.

    Благополучие  семьи.  Ругаются,  тиранят,  родных,  лгут,  изменяют, заначивают  деньги.  Забывают  родителей,  бросают  детей.  Погружаются  в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени. Материальная  обеспеченность.  Проигрывают  в  азартные  игры    все. Пускаются  в  аферы  и  разоряются.  В  погоне  за  лишним  лишаются необходимого.  Пьют.  Ленятся.  Тратят  деньги  на  явно  ненужные  вещи,  а  

    тяжелый час идут по миру.

    Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более  того,  ее  ненавидит.  Устают,  переутомляются,  мечтают  об  отпуске.

    Занимаются черной поденщиной — ради денег, которые в таком количестве е

    являются для них строго необходимыми.

    Любовь.  Если  все  люди  хотят  любить  и  быть  любимыми  —  то  уже просто  по  закону  больших  чисел  большинство  должно  это  иметь.  Жизнь

    убеждает  нас  в  том,  что  ничего  подобного.  Почему,  зачем  эта  «главная

    ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и

    всяческих несчастий? Карьера.  Напрягаться,  лицемерить,  прогибаться  перед  начальством, сносить  несправедливые  попреки,  переступать  через  людей  —  и  на  это  ты хочешь потратить свою жизнь?

    Слава.  Разоренные  страны  и  два  миллиона  трупов  –  вот непревзойденная  слава  Наполеона.  Бывает  и  безвредная  слава.  Усердно тренируйтесь в плевках — и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава  —  угробленное  здоровье,  укороченная  жизнь  и  режим,  полный тяжелейшего  труда  и  жестоких  ограничений.  И  что  он  скажет  во  вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» — «Я прыгал в длину».

    (Веллер М. И. Все о жизни, М., АСТ, 2009).

    1. Заключение.

      Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни?  Разделяете  ли  вы  взгляды  автора  на  то,  как  большинство  людей обходится с этими ценностями?  

     

     

     

     

     

     

     

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Достижения воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ за I полугодие 2014 – 2015 учебного года

    Информация о внеурочной деятельности воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗв I полугодии 2014 – 2015 учебного года...

    Патриотическое воспитание учащихся 9 "А" класса школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    материал рассказывает о работе с учащимися 9 класса школы-интерната по патриотическому воспитанию...

    Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

    Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

    Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Целомудровой В. А. по теме: « Пр

    В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...

    Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

       Актуальность проблемы социализации обусловлена стремительным увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной помощи. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно ...

    Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Безбородовой Аллы Владимировны «Социа

    Представление педагогического опыта социального педагога ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с огра...