Роль руководителя в реализации стратегических направлений развития ОУ
статья по теме

эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse1.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Московская средняя общеобразовательная школа №4.

Творческое эссе:

«Роль руководителя в реализации стратегических направлений развития ОУ»

Выполнил (а): заместитель директора

 по УВР Волкова Елена Владимировна

2010г.

Российская школа уже второе десятилетие живет в условиях непрекращающегося реформирования. Меняется содержание образования, методы и формы, в школу приходят новые технологии, преобразуются схемы финансирования. Школа – это организация, а значит, эти изменения неизбежно ведут к необходимости изменений в работе с людьми, работающими в ней.

В условиях модернизации управления образованием, расширения самостоятельности образовательных учреждений повышаются требования к профессиональной компетентности управленческого персонала. Это приводит к необходимости повышения профессионализма и управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений.

Заместитель директора является ключевой фигурой современной школы.

От уровня его профессионализма зависит качество образования.

Широкий спектр издательств, предлагает большие возможности удовлетворения образовательных потребностей и повышения профессиональной компетенции, однако отсутствие опыта управленческой деятельности не позволяет начинающим заместителям директоров функционально грамотно ориентироваться в информационном потоке и методически правильно использовать материалы.

В повседневной жизни данной категории управленцев не хватает знаний и умений по методике управления образовательным процессом, созданию благоприятной образовательной среды и социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

Управление персоналом организации требует особого анализа, поскольку человеческий ресурс – в целом, один из наиболее значимых ресурсов организации.

В школе же он приобретает особое значение по нескольким причинам.

Во-первых, это ресурс, наиболее подвластный руководителю в рамках финансовой и материальной ограниченности ресурсов.

Во-вторых, персонал школы – это, прежде всего, педагоги, от качества работы которых зависит не только успешность самой школьной организации, но и развитие учеников.

Многие образовательные учреждения начинают новый год с новым директором или заместителем  директора. Разберемся с тем, какие основные шаги в этом направлении нужно сделать «начинающему» директору школы или его заместителю.

 Итак, вы тот самый директор или заместитель.

Предлагаю вам следующие правила организации управленческой деятельности в ОУ:

  1. Первым делом руководитель проводит общее собрание, где знакомится с коллективом, рассказывает о себе и озвучивает планы работы.

На самом деле, до этого шага желательно пройти через этап знакомства с организацией и коллективом, в котором вы оказались.

  1. Для начала работы будет полезно изучить и проанализировать статистические данные о сотрудниках школы. При этом обращайте внимание не только на основной педагогический состав, но и на так называемый вспомогательный персонал.

Анализ сухих статистических данных поможет составить общее представление о коллективе школы, оценить текучесть кадров, увидеть кадровые проблемы, требующие срочных решений.

  1. Особое внимание стоит уделить административному составу. Заместители директора по каким вопросам есть в штате школы, как распределена ответственность и обязанности, кто из сотрудников подчиняется каждому из заместителей и каким образом организовано это взаимодействие по вертикали.

Необходимо встретиться лично с каждым из членов администрации. Ведь формальное название должности может не совпадать с кругом ответственности человека и его «местом в иерархии управления».

  1. Познакомится с  системой мотивации персонала и оплаты труда.

Важно выяснить и критерии, по которым сотрудники премировались. Иногда это успеваемость учащихся по предмету, иногда результаты ЕГЭ, иногда участие в олимпиадах и т.д.

  1. Оценить психологический климат.

В первые же недели работы обязательно провести среди сотрудников специальную диагностику психологического климата. Лучше всего привлечь к этой работе школьного психолога, поскольку такие процедуры со стороны нового руководителя могут вызвать недоверие.

Теперь о некоторых рекомендациях по действиям на начальном этапе работы.

Проводя первое общее собрание трудового коллектива, затроньте следующие вопросы:

- информация о себе (как биографическая, так и о собственных принципах работы, ценностях, правилах)

- вводимые регламенты работы (время и формат встреч, совещаний, коллегий), отдельно обозначьте регламент обращения лично к вам (в определенные дни и часы, в любое время, через непосредственного руководителя и т.д.)

- зоны ответственности заместителей директора

- кадровые проблемы и кадровые перестановки (при принятых решениях)

По возможности, проведите небольшое анкетирование в конце собрания, в котором люди могли бы высказать любые свои пожелания к руководителю по организации работы. Конечно, не все из этих пожеланий вы сможете реализовать, но вам будет понятен круг основных проблем, а у подчиненных будет ощущение, что к их мнению прислушиваются.

Рекомендуется также, так или иначе, провести оценку профессиональных и деловых качеств сотрудников. Ведь руководитель должен достаточно целостно представлять тот кадровый потенциал, которым располагает организация. Это задача не первых недель, но, пожалуй, первых месяцев.

Каким способом она может быть реализована? Конечно, это традиционное посещение уроков и внеклассных мероприятий. Иногда бывает полезным проведение психологического тестирования, к примеру, для оценки уровня таких профессионально важных факторов, как конфликтность, гибкость, «эмоциональное выгорание» и т.п. Хорошие результаты дает наблюдение за работой людей на различных проблемных семинарах. Можно также провести анкетирование школьников «Учитель глазами учеников». Все эти меры позволят сформировать собственное представление о специалистах школы, а также определиться с планами профессионального развития сотрудников.

И самое главное  для проявления творческих способностей  педагогического коллектива решающую роль играет обстановка в образовательном учреждении. Творческая атмосфера педагогического коллектива – это, прежде всего общее дело, интересы, взаимоуважение, ориентация каждого на настроение коллектива, умение владеть собой, высокий коэффициент полезного проявления собственной личности. Творческую атмосферу определяют состав педагогического коллектива и психологическая совместимость его членов, общность творческих поисков, т. е. постановка перед коллективом творческой проблемы, которая интегрирует работу предыдущих лет с сегодняшней и намечает перспективы деятельности коллектива.

Работа над единой проблемой в школе способствует созданию коллектива учителей-единомышленников, т. е. людей, думающих об одном, но не одинаково. Коллектив единомышленников подразумевает дискуссии, альтернативные взгляды, деловые споры, столкновения взглядов; однако здесь исключены амбиции, обиды, стремление за счет «особого мнения» выдвинутся, ведь все заинтересованы в общем деле, и если выдвигается свое предложение или защищается своя позиция, то лишь общей идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в реализации ООП ООО

доклад к педсовету   "Роль классного руководителя   в реализации ООП ООО"...

Роль классного руководителя в реализации ООП ООО презентация

презентация к докладу Роль классного руководителя   в реализации ООП ООО...

IX Региональная научно-методическая конференция «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития» Секция: «Современные педагогические технологии, их роль в реализации концепции ФГОС ООО»

Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС ООО четко обозначил требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Молодому человеку, вступающему в самостоятел...

Работа с педагогическими кадрами – значимое стратегическое направление программы развития Абанской СОШ №4

Работа с педагогическими кадрами – значимое стратегическое направление программы развития Абанской СОШ №4 Опыт организации работы с педагогическими кадрами...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...

"Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления".

Презентация на тему "Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления"....