Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).
статья по теме

Хлебникова Людмила Николаевна

 В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда, а именно в создании системы взаимодействия между урочными и внеурочными формами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hlebnikova_l.n..doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Хлебникова

                заместитель директора

по учебно-воспитательной работе,

учитель истории и обществознания

 высшей квалификационной категории

Семинар «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы» проходит под знаком Года русской истории и в преддверии празднования 67-ой годовщины Победы в Великой отечественной войне.

        Это очень символично, поскольку соединяет в единое целое героическую историю нашей страны и надежды на то, что дальнейшее перспективное развитие России находится в надежных руках молодежи, которая достойна памяти своих героических предков.

Исполняя свою миссию, педагоги школы стремятся совершенствовать формы и методы современной практики по патриотическому воспитанию, для чего, прежде всего, считают особенно важным тесное взаимодействие с ветеранскими и молодежными организациями, коллегами из школ республики, района, различными общественными организациями, способствующими в решении задач патриотического воспитания.

        

        23 июня 2011 года Правительством РМЭ была утверждена республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в РМЭ на 2011-2015 годы».

       Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания граждан в РМЭ, формирование высокого патриотического сознания.

Мероприятия Программы объединены по следующим направлениям:

  1. совершенствование системы патриотического воспитания
  2. организация патриотического воспитания граждан в ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных юбилейным и другим памятным событиям истории России.

          К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Это справедливо, ведь гражданско-патриотическое воспитание- залог успешного воспитания подрастающего поколения.

  Конечно, это дело не одного дня. Работа эта многотрудная, зачастую неблагодарная, но очень нужная и важная. На ней и вокруг неё должна строиться вся педагогическая деятельность.

В целях успешной реализации поставленной проблемы необходима совместная общественно-значимая деятельность, которой мы и предлагаем заняться в ходе реализации данной программы.

Задачи семинара мы обозначили следующим образом:

1.Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания в систему образования.

2. Приобщение молодежи к вопросам гражданско-патриотического воспитания.

3.Диссеминация опыта работы по патриотическому воспитанию молодежи.

         В  нашей школе реализуется воспитательная  система, приоритетными направлениями которой является гражданское образование и патриотическое воспитание

        В 2011 году при школе был создан информационно-методический центр гражданско-патриотического воспитания «Поколение», который является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения.  В соответствии с республиканской и районной программой по патриотическому воспитанию написана Программа центра «Поколение», ориентированная на повышение статуса патриотического воспитания в школьной системе воспитания.

Педагогика центра заключается в следующем:

1.поисково-исследовательская, экскурсионно-просветительская работа.

2. взаимодействие с государственными музеями, родительской, ветеранской общественностью.

Схема управления программой

        директор

заместитель директора                                        заместитель директора

по УВР                                                             по ВР

        

педагогический коллектив

        ученический                   родители

        коллектив

общественные организации

         С целью обеспечения  взаимодействия и сотрудничества при проведении мероприятий в рамках совместной деятельности МБУК «Музей истории г. Йошкар-Ола» и МОБУ «Краснооктябрьская СОШ» было заключено Соглашение о сотрудничестве по вопросам патриотического воспитания.

             В рамках Соглашения были проведены следующие мероприятия:

- урок в музее

- историческая игра

- поездка на концерт патриотической песни (15 февраля)

Центром патриотического работы является Школьный Зал патриотического воспитания. Он призван обеспечить дополнительное краеведческое об разование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся. В этих целях для эффективного функционирования Зала  проводится работа по направлениям: 1) экскурсионно-просветительская работа с детьми и   взрослыми. 2) Материально-техническое обеспечение текущей деятель ности Зала: работа с фондами (в частности, по обеспече нию их сохранности), оформление экспозиций.                

            Работа в данном направлении осуществляется через уроки ОБЖ, истории, участие детей в кружках, спортивных секциях, участие в районных и республиканских мероприятиях, проведение конкурсов, семинаров, конференций по проблемам патриотического воспитания.

           Продолжается работа по возрождению и развитию тимуровского движения.

           Традиционными стали мероприятия с использованием новейших телекоммуникационных технологий (фестивали фильмов, презентации )    

  Отдельно хотелось бы выделить такую форму как поисковая работа. Поисковыми группами ребят собран уникальный материал о  ветеранах поселка.  В целях военно-патриотического воспитания под руководством преподавателя-организатора ОБЖ Марьичева В.В. была проведена работа по конкретизации лиц, проживавших на территории рабочего поселка Митькино и призванных в ряды Вооруженных Сил СССР через Ошургинский и Шеклянурский сельсоветы в период с 1941 попизванных в ряды Вооруженных Сил СССР через Ошургинский и Шеклянурский сельсоветы в период с 1941а В.                            1945 г.г            

Всегда актуальны и очень трогательны встречи. Очень важны встречи молодежи с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны и вдовами погибших участников, тружениками тыла. Формат встреч может быть весьма разнообразным – это и воспоминания, и чтение стихов, вечер песен военных лет.

        Конечно же, надо особенно выделить такую форму методической работы по патриотическому воспитанию, как Социологические исследования, которые проводят классные руководители, члены научного общества учащихся  «Эрудит». Данные опроса показывают интерес учащихся к истории своего края, поселка. В то же время вызывает тревогу тот факт, что к таким понятиям, как «мужество», «героизм», «патриотизм» 30% учащихся относятся равнодушно. Поэтому очень важен метод патриотической пропаганды - это распространение и углубленное разъяснение идей патриотизма и патриотических знаний с целью формирования  определенного мировоззрения.

       После введения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования Программа духовно-нравственного развития и воспитания стала неотъемлемой частью образовательной программы школы.

Инновационной формой работы по патриотическому воспитанию стало для нас создание кадетского отряда «Святослав Великий». Приходя в отряд, ребята продолжают знакомится с историей  Отечества, символикой страны, символами воинской чести, постигают азы рукопашного боя.

 

Для решения поставленных задач разработана система основных мероприятий центра.    

На школьном сайте и в средствах массовой информации размещается материал о проделанной работе.

Вместе с тем, для эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе сделано еще не все, остается ряд проблем, требующих решения.

В планах - дальнейшее совершенствование своей работы, изучение опыта школ  республики и  общественных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся.

 Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок  – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...

Современный урок, проблемы, опыт, перспективы(презентация)

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

Современный урок, проблемы, опыт,перспективы.

Пути повышения мотивации у школьников с целью преодоления интеллектуальной пассивности в обучении и самовоспитании в процессе изучения "Технологии"...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Выступление на группы учителей на математическом марафоне  в рамках повышения квалификации в Школе учителя математики по реализации личностно ориентированного обучения учащихся , организовнанной ...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"

Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...