Программа воспитательной деятельности школы
методическая разработка по теме

Программа воспитательной деятельности школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитательная система

              Борисоглебской средней  

         общеобразовательной школы

                                 Концепция воспитательной системы. 

    Ведущим замыслом концепции воспитательной системы нашей школы (элементы системы воспитания Караковского В.А.) является отражение фундаментальных фактов педагогической деятельности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

Такая концепция помогает нам создать оптимальные условия для развития личности школьника, это должно основываться, прежде всего, на нравственных ценностях, выработанных опытом предшествующих поколений. Именно нравственные качества определяют его социальную ценность, ибо от них зависит содержание жизненных целей, направленность и степень реализации его способностей, знаний и умений.

Наша воспитательная система базируется в следующих направлениях:

«Я – сам» (воспитание свободы личности)

«Я и ты» (воспитание гуманной личности)

«Я познаю мир» (воспитание духовной личности)

«Я все могу» (воспитание творческой личности)

По этим направлениям мы определяем темы годового планирования. Главной ценностью воспитательной деятельности школы является ребенок, его развитие, детство как особая жизнь ребенка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.


Цель: «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности»

Задачи:

Создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей.

Развитие роста творческого и нравственного потенциала учащихся.

Развитие личности и индивидуальности.

Развитие активности учащихся инициативы и способностей.

Критериями эффективности воспитательной системы являются критерии факта и критерии времени.

.


Девиз:           Дорогу осилит идущий.

Речёвка:      Мы не с теми, кто за войну.

Мы не с теми, кто за кровную месть.

Мы с теми, кто за справедливость.

За Родину, добро и честь!

Песня:         «Не спеши трубить отбой»

Не спеши трубить отбой

Ты дорогу до конца не прошагал

И уходит из-под ног

В небосвод голубой

Самый трудный, самый главный перевал.

Ты часы остановил

Испугался неизвестности такой

И тому, кто с сердцем льва

Кто с отвагой в груди

Первый шаг бывает сделать нелегко.

Загляни в глаза к себе

Стало стыдно,

Значит что-то здесь не так

Нет удач без неудач

Нет и легких побед

Так чего ж ты опечалился чудак?

Не спеши трубить отбой

Ты дорогу до конца не прошагал

И уходит из-под ног

В небосвод голубой

Самый трудный, самый главный перевал.

 

Направления:

«Я сам»

Цель:     Воспитание свободной личности.

Направлено на осознание ребенка себя, как личности; на принятие самостоятельных решений и ответственность за них; на знание своих корней (истории своей семьи, страны) на пропаганду здорового образа жизни.

«Я и ты»

Цель:     Воспитание гуманной личности.

Основой этого направления является милосердие и доброта; способность к состраданию; стремление к миру; понимание ценности человеческой жизни; охрана природы, экология.

«Я познаю мир»

Цель:     Воспитание духовной личности.

Это направление связано с потребностью в познании, знакомство с мировой культурой; с культурой своей страны, эстетический вкус.

«Я все могу»

Цель:     Воспитание творческой личности.

Это направление способствует выявлению  и развитию творческих способностей детей; включает в себя занятия в различных кружках, клубах, изучение языков, компьютера, т.д. развитие интеллекта и трудолюбия.


Блоки воспитательной системы:

Формирование и развитие коллектива.

(учение, самоуправление, развитие коллективных традиций, перспектива завтрашней радости в коллективной деятельности, формирование межличностных отношений).

Организация воспитательной деятельности.

(познавательной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-оздоровительной, свободного общения).

Развитие личности каждого школьника.

(изучение личности, воспитание во взаимодействии с родителями; работа с малым пед. коллективом, индивидуальная работа).

           Темы годового планирования

                          «Я сам»

Семья:

Изучение жизни предков.

Летопись своего села, края, страны.

Семейные традиции, легенды, обычаи.

Семейные вечера, игры, викторины и т.д.

Отечество – уникальная единственность Родины.

Недели истории.

Конкурсы рисунков, поделок, ярмарки.

Фольклорные праздники.

Конкурсы самодеятельности.

Посещение музеев, знание живописи и т.д.

Я – маленькая вселенная

Работа с трудными детьми.

Недели здоровья.

Ролевые игры.

Диспуты «Какой я» и т.д.

Работа с психологом.

Викторины кл. часы, игры и т.д.

Тесты.

                 

                  «Я и ты»

Человек, ради которого все делается.

Вожатство.

Помощь младшим.

Оказание помощи детям, пенсионерам, инвалидам.

Диспут «Что стоит жизнь моя»

Общение со сверстниками.

Земля – как общий человечества и как главная нравственная ценность.

«Ты и природа» - вечера, диспуты, концерты, слеты.

Экологическая неделя. Недели биологии и географии.

Сбор лекарственных трав.

Озеленение.

Турслеты.

Конкурсы рисунков, поделок и т.д.

                        «Я познаю мир»

Мир как покой, как согласие всего человечества.

Работа КИДа.

Конкурсы рисунков, песен, стихов.

Митинги ко дню Победы.

Мероприятия, направленные на знание историй, результатов различных войн.

Встречи с ветеранами.

Дни защитников Отечества и т.д.

Культура как духовная жизнь человечества.

Недели детской и юношеской книги.

Недели театра, цирка и кино.

Фольклорные праздники.

Проба пера. Создание собственных произведений.

Посещение музеев, выставок, библиотек.

Смотры художественной самодеятельности.

Работа в школьном музее.

                «Я все могу»

Знание – как результат творческого труда.

Предметные недели.

Предметные олимпиады.

Выставки творческих проектов, рефератов, исследований.

Работа различных кружков.

КВНы, диспуты, вечера и т.д.

Педагогика сотрудничества и творческое

дело.

Выставка творческих работ.

День Учителя.

Решение конфликтных ситуаций.

Работа с родительским комитетом.


Признаки системы воспитания

Целенаправленность

Целевая установка конкретной школьной воспитательной системы отражает общие цели и формирует задачи, соответствующие конкретным условиям воспитания. Решение этих задач подводит школу на новый уровень и вызывает необходимость ставить новые задачи, более сложные. В целевой установке отражены принципы пед. коллектива по наиболее важным вопросам воспитания.

Целостность

Система состоит из компонентов (содержание воспитания, методы и приемы, организационные формы, управленческие процессы и др.)

Она не является простой их суммой, а представляет собой единство, внутри которого существует четкая связь и взаимодействие. Каждый компонент системы занимает в ней свою строго отведенную ему роль.

Динамизм

Любая система имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Школьная система воспитания – явление не статичное, а развивающееся.

Управляемость

эффективность педагогического управления системы зависит от знания объективных закономерностей воспитания от «Информационной обеспеченности» воспитательного процесса,  от того, насколько овладеют педагоги методом анализа своей работы, и , наконец, от опоры на детское самоуправление.

Руководство воспитательной работы

Постановка целей и задач 
(реальны, выполнимы).

Выбор форм и методов (оптимальные, эффективные, соответствуют конкретной пед. ситуации).

Составление плана работы (триединство: деятельность, общение, отношение).

Инструктаж воспитателей
(собрания кл.  руководителей, М.О.  кл. руководителей, собеседования).

Оперативный контроль
(поправка по ходу работы, пед. «подсказка», умение перестроиться на ходу).

Анализ результатов:
(коллективный анализ на  различных уровнях – учительском и ученическом).


Критерии оценки эффективности.

Должны быть: едиными, простыми, доступными каждому.

Критерии факта

Каждый кл. руководитель ведет учет деятельности ребят своего класса, отмечая в планах воспитательной работы факт участия или неучастия ребят в жизни коллектива, ведет и учет поручений, выполняемых заданий, предложений от ребят.

Критерии времени.

Изучение судеб выпускников, встречи, воспоминания, анкеты. Выпускники приходят на вечера, высказывают свое мнение, оценивают проделанную работу, сравнивают.

Уровень развития ученического коллектива и воспитанности личности ученика.

Критерии:

Упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, т.е. взаимосвязь учебной и внеучебной работы.

Эмоциональная насыщенность жизни школы, романтика, юмор, игра, воспитание настроением.

Творческое содружество поколений выражается в доверительном стиле отношений взрослых и детей, и взаимодействие делах коллектива.

Самочувствие ребят в школе, в коллективе, степень комфортности, испытываемой личностью.

Подготовленность выпускников к жизни.


Школьное самоуправление



 



*_Система школьного самоуправления имеет три уровня. Первый – классное ученическое самоуправление, второе – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное соуправление.





*Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов с 5-го по 11-й классы может быть различной в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель – ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школ получила структура по видам деятельности: дисциплинарная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, досуговая, трудовая. Под каждый вид деятельности формируются самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются секторами. Кроме выборов в органы самоуправления о каждого класса выдвигаются 2 делегата в Совет школы. Это как правило командир класса и один человек избирается голосованием коллектива.



*Совет класса выполняет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности членов; подготовка предложений членов классного коллектива в выше стоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание                                        *                                                            



Структура второго уровня ученического самоуправления на уровне



общешкольного коллектива с 5 по 11 классы.



Как правило, это органы, описанные выше, но созданные в соответствии структуры школьного самоуправления.





*   Совет учащихся решает организационные проблемы жизнедеятельности учащихся.



Его основные задачи, организация и содержание работы, права и обязанности утверждаются на Совете школы.



 *   На совете учащихся рассматриваются и обсуждаются вопросы учебы, творческих дел, санитарного состояния школы, отношений с учителями, межвозрастные взаимодействия, наиболее актуальные проблемы школьной жизни.



 



*   Кроме постоянно действующих органов в школе создаются временные образования так называемые «Инициативные группы». Они создаются для решения возникающих проблем или проведения коллективных творческих дел.



    * Сектора составляются, а их руководители избираются.



Педагогическое руководство в Совете учащихся осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе, в других Советах и комиссиях педагогами-консультантами выступают учителя и педагоги дополнительного образования способны оказать учащимся помощь в работе.



   





*   Так в секторе «Спорт и здоровье» консультантом является учитель физкультуры. Помощь сектору «Дисциплинарный» оказывает социальный педагог, сектор «Оформительский» сотрудничает с учителем рисования. Старшая вожатая консультирует сектор «Досуг», ЗАВУЧ школы сотрудничает с сектором «Учебный».





Третий уровень ученического самоуправления имеет приставку «со»- школьное соуправление, потому что его орган (Совет школы) состоит из членов Совета учащихся школы, педагогов и родителей учащихся. Этот орган соуправления состоит из представителей самоуправляемых коллективов.





 *  Итак, трехуровневая структура школьного самоуправления, действующая в нашей школе, соответствует предъявляемым современным требованиям социального общества.



 



*  При такой системе происходит управление, при котором сами учащиеся при содействии педагогов организуют свою жизнедеятельность через выборные ученические органы.



Такое управление является типом представительной демократии, но оно развивается до непосредственной демократии через такие формы, как общешкольные и классные ученические собрания


    Совет школы, включающий в свой состав педагогов, учащихся и родителей, становится органом общественного управления, переводя школу с

государственного, но государственно-общественное управление.

Вместе с классными руководителями разработали технологию

действия модели ученического самоуправления.




 





Определение целей ее развития.



развитие и сплочение ученического коллектива на основе создания целостной системы органов ученического самоуправления



формирование активной жизненной позиции школьников путем организации деятельности органов ученического самоуправления.



социальная личность школьника через участие в ученическом самоуправлении.



Компоненты системы школьного самоуправления.



Совет школы



Ученический совет школы



Ученический совет класса



Комиссии, сектора.



Функции органов школьного самоуправления.





Совет школы – руководящий орган, обеспечивающий мобилизацию всех органов школьного самоуправления на решение общешкольных проблем и развитие образовательного учреждения, путем объединения и координации усилий родителей и общественности.





Функции органа:



Определяет содержание деятельности всех органов школьного самоуправления в соответствии с целями и задачами развития школы.



Устанавливает связи между всеми органами общешкольного самоуправления.



Устанавливает степень участия каждого органа школьного самоуправления в решении наиболее значимых для школы дел.



Участвует в обсуждении вводимых в школе педагогических инноваций и направлений.



Разрабатывает положение о стимулировании труда учащихся, педагогов, родителей и обеспечивает введение механизмов морального и материального поощрения.



Обеспечивает социальную защиту учащихся, учителей, родителей, и представляет интересы школы в вышестоящих органах.



Устанавливает и координирует связи с другими органами общешкольного самоуправления, внешкольным организациям и учреждениям.



Анализирует причины конфликтных ситуаций в школе и разрабатывает систему мер по их предупреждению.



Организует работу школьного фонда.



Обсуждает вопросы, связанные с подготовкой и проведением важных общешкольных дел и мероприятий.


Совет учащихся - это исполнительный орган, обеспечивающий связь между советом школы и всеми исполнительными органами ученического самоуправления, объединение усилий детского коллектива и организация его взаимодействия.

    Совет учащихся занимается управлением деятельности всех органов школьного ученического самоуправления и обеспечивает их развитие.








Функции исполнительного органа:



Принимает участие в разработке годового плана работы школы



Разрабатывает план собственной деятельности и помогает осуществлять планирование других органов ученического самоуправления.



Изучает и оценивает, систематизирует и обобщает состояние деятельности всех органов ученического самоуправления, общественное мнение учащихся школы.



Определяет цели, функции и содержание деятельности всех органов ученического самоуправления.



Координирует деятельность всех органов ученического самоуправления.



Обеспечивает мобилизацию коллективных усилий школьников и отдельных органов ученического самоуправления.



Создает при необходимости временные инициативные группы школьников.



Вносит в выше стоящие органы ученического самоуправления предложения по улучшению качества деятельности школы.



Организует и проводит общешкольные дела и мероприятия.



Изучает, обобщает и распространяет  опыт проведения КТД, организует выявление творческого потенциала учащихся.



осуществляет контроль за реализацией предложений и критических замечаний ученического коллектива.



Оказывает помощь и поддержку руководителям и членам Совета классов, Совета клубов по интересам и Совета дел.





Совет дела – временный исполнительный орган, создающийся Советом учащихся для решения какой-либо общешкольной проблемы или проведения общешкольного КТД. Организация работы временных инициативных групп школьников.



Планирует, организует и обеспечивает совместно с Советом учащихся конкретное коллективное дело школы.



Несет ответственность за выполнение конкретного дела перед Советом учащихся.



Осуществляет контроль, анализ и оценку результативности конкретного дела школы.



Информирует коллектив учащихся школы о результатах проведения дела.



Координирует деятельность временных инициативных групп.







Совет класса – исполнительный орган, обеспечивающий связь со всеми исполнительными органами ученического самоуправления путем объединения усилий классного коллектива и организации его взаимодействия.





Управление работой классного коллектива и мобилизация классного коллектива на решение целей и задач его деятельности.









Планирует и организует взаимодействие классного коллектива.



*Устанавливает связи со всеми органами школьного самоуправления, осуществляет координацию связей с Советом учащихся, Советом старшеклассников, Советом клубов по интересам и Советам дел.



*Планирует, организует и проводит КТД.



*Изучает интересы учащихся класса и в соответствии с этим организует все виды воспитывающей деятельности.



*Организует педагогическую поддержку учащихся.



*Осуществляет контроль за реализацией предложений и критических предложений классного коллектива в Совете учащихся.



*Организует выявление творческого потенциала учащихся класса.



*Изучает, обобщает и распространяет опыт проведения КТД и состояние деятельности органов самоуправления классного коллектива.


 

Модель выпускника БСОШ

Исходя из социального заказа, в МОУ «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа» сложилась определенная модель выпускника – как теоретический образ, служащий основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов. Кроме того, модель выпускника предполагает формулирование основных положений, соответствие которым определяет достижение качественного образования (ответственность, инициативность, адаптивность к меняющимся условиям, сформированность ценностных ориентаций и др.).

Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. Т.е., выпускник нашей школы – это личность, готовая к социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.

Выпускник школы – это человек образованный, самостоятельно добывающий знания, готовый к принятию нравственно-оправданных решений, осознающий разнообразие жизненных ценностей (свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность.

Умеющий осуществлять выбор; жить и работать в разновозрастном коллективе.

Способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.

Имеющий жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером.

Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов дает именно классный руководитель. Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека :

– духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

– защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

– организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

– организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

– помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

– координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;

– создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Основные характерологические ориентиры личности выпускника .

Свободная личность. Личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная нести ответственность перед собой и обществом.

Гуманная личность – проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Готовая оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.

Духовная личность – имеет потребность к познанию и самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.

Творческая личность– обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.

Практичная личность – знает основы компьютерной грамотности, профессиональной подготовки, имеет эстетический вкус, хорошие манеры, знает и уважает Конституцию и законы страны. Стремится к физическому совершенству, является сторонником здорового образа жизни.

Владеющая общей культурой, нравственными ориентациями на социальные значимые ценности. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремлённый человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Толерантность», «Семья».

Выпускник школы готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности. Он стремится продолжить своё образование или включиться в трудовую деятельность.

Готовая к самореализации в предметно-практической и коммуникативной деятельности. Выпускник активен, обладает организаторскими способностями. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать своё поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.

Владеющая культурой человеческих отношений, их проявлением и самоанализом. Выпускник стремится строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал. Он законопослушен, обладает основами правового образования.

Имеющая широкий кругозор, обладающая культурой мысли, чувств, речи. Выпускник отличается широкой образованностью, выступающей в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой в жизни.

Модель выпускника не рассматривается как самоцель. Она не ставит жестких рамок для ученика и для учителя, предполагая творческий, индивидуальный подход к воплощению принципов развивающего обучения и личностно-ориентированной педагогики.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы школы "Надежда"

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

Программа «Воспитательная деятельность и социализация учащихся" ГБОУ средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга "Воспитай личность"

Программа"Воспитательнвя  деятельностт и социализация учащихся  "Воспитай личность" включает 4 подпрограммы: «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник - гражданин России»; ...

Планирование воспитательной деятельности школы на 2013-14 учебный год

Планирование воспитательной деятельности на 2013-14 учебный год. Здесь отражена деятельность школы по всем приоритетным направлениям воспитывающей деятельности в рамках реализации Программы воспитания...

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»...

Программа воспитательной деятельности «Школа здоровья и радости».

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирования необходимых  знаний,  умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в ...

Программа воспитательной деятельности "Школа успешной личности"

Название программыВоспитательная программа классного руководителя« Лестница успеха»Сроки реализации программы2015-2020 годыНаименование учреждения:  Государственное бюджетное ...