Программа духовно-нравственного воспитания ГБОУ СОШ №820
рабочая программа на тему

Габитадзе Людмила Викторовна

Авторская программа духовно-нравственного воспитания ГБОУ СОШ №820 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duh-_nrav._vospitaniya.docx68.43 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 820


ПРОГРАММА


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработана зам. директора по ВР Габитадзе Л.В.

2011учебный год.

  1. Пояснительная записка

    Все лучшее в человеке дается воспитанием.  Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи. Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности – Патриотизм, Социальная солидарность, Гражданственность, Семья, Труд и творчество, Традиционные российские религии, Искусство и литература, Природа, Человечество.

 Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

  В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовывать в полной мере свои жизненные возможности.

Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и  сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент, на наш взгляд, является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.

      Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, ее основные компоненты. При этом учитываются опыт  и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.

        

РАЗДЕЛ 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской образовательной школе, - это  высоконравственный, инициативный, самостоятельный, компетентный гражданин России с четко выраженной позитивной гражданской позицией.

Ориентируясь на этот воспитательный идеал, наше образовательное учреждение определяет цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В качестве такой цели, мы видим личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться    в основных нормах и традициях  окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считать нужным, верным и правильным, что в нем осуждается, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Однако знание ребенком общественных норм и традиций вовсе не гарантирует его соответствующего поведения. Поэтому важно формировать в ребенке важные социально значимые отношения, и, прежде всего, позитивные отношения к базовым общественным ценностям:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Но и этого не достаточно для полноценного духовно-нравственного развития и воспитания личности. Ребенку важно приобрести в школе и опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В единстве социально значимых знаний, отношений и опыта действий, приобретаемых ребенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста.

Конкретизируя эту общую цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников применительно к ступени начального общего образования, мы выделяем в ней действующий приоритет: а именно, приобретение младшими школьниками социально значимых знаний, знаний о социально значимых нормах и традициях. Выделение именно этого приоритета связано с актуальной потребностью детей младшего школьного возраста самоутвердиться в своем новом социальном статусе-статусе школьника (новая социальная роль-ученик), то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса  нормам и традициям поведения. Эти нормы и традиции предъявляются ребенку именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание этих норм будет являться основой для формирования социально значимых  отношений ребенка, для приобретения им опыта социально значимого действия. Знания, отношения и опыт  станут базой личностного роста ребенка в дальнейшем, на последующих этапах его развития- в подростковом и юношеском возрасте.

В самых общих чертах эти нормы и традиции можно представить следующим образом:

- по доброму относиться к людям, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, проявлять почтение и уважение к старшим и родителям, устанавливать дружеские отношения с другими детьми: в классе, в школе, во дворе, в посещаемых объединениях дополнительного образования; уметь при необходимости поступаться своим благополучием ради другого человека: прощая собственные обиды, защищая слабых, помогая старым и беспомощным людям. Для этого необходимо усвоить правило: «Никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай».

-терпимо и уважительно относись к людям иной расы, национальности, религии, другого имущественного положения, иного физического, психического или умственного развития.

-следовать правилам личной гигиены, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

-быть уверенным в себе, открытым и общительным; не стесняться быть чем-то не похожим на других; уметь выражать свои интересы, отстаивать свое мнение, быть самостоятельным.

-любить свою родину, отожествлять себя с нею, знать и уважать её историю, культуру.

-беречь и охранять природу: ухаживать за комнатными растениями в классе и дома, заботиться о домашних питомцах, подкармливать птиц в зимний период, не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы.

-проявлять миролюбие, не затевать драк и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к кулакам.

-стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания, книги.

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу- время, потехе - час» как в своих учебных занятиях, так и в домашних делах.

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым, правдивым и совестливым.

Выделение в общей цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников передачи социально значимых знаний вовсе не означает игнорирования других составляющих этой цели и отказа от необходимости формировать социально значимые отношения и опыт социально значимых действий младших школьников. Приоритет – это то, что принципиально важно именно в начальной школе, чему педагогам предстоит уделять особое внимание.

Достижению поставленной цели духовно нравственного развития и воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. создать и поддерживать  воспитывающий уклад школьной жизни;
  2. реализовать воспитательный потенциал познавательной деятельности младших школьников на  уроке;
  3. использовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности младших школьников;
  4. обеспечить процесс формирования коллективов в классах младших школьников;
  5. развивать социальное партнерство с семьями младших школьников;
  6. осуществлять методическую работу, направленную на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания и образования

Итак, цель  поставлена, в ней  выделен соответствующий специфике начальной школы приоритет и определены основные задачи, решение которых позволит реализовать поставленную цель.

Такая постановка цели, позволит нам иметь четкое представление о том, что школа желает получить в качестве результата предпринимаемых ею усилий по воспитанию детей; подчеркивает стремление школы в аспекте воспитанности к некому желанному культурному идеалу; диагностировать  происходящие изменения в духовно нравственном развитии и воспитании школьников.

РАЗДЕЛ 2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени общего начального образования

В соответствии с целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени общего начального образования мы выделяем следующие его основные направления и ценностные основы:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников «…раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися».

РАЗДЕЛ 3. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования

Принцип совместной деятельности педагогов и школьников. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, спорта, туризма, художественного творчества, социального творчества при условии реализации педагогом воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъекта этой деятельности. Только в совместной деятельности могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности. Только здесь у педагога появляется шанс стать для ребенка значимым взрослым. Только в совместной деятельности педагог может создать благоприятные условия для приобретения детьми  социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий. Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип системной организации воспитания. Этот принцип предполагает преодоление фрагментарности воспитательной работы, состоящей из разрозненных, малосвязанных, а иногда и разнонаправленных мероприятий. Принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолировано, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных дел на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичной взаимосвязи одних воспитательных дел с другими. Таким образом, принцип предполагает системный и поэтапный подход к организации жизнедеятельности учащихся, позволяющий  обеспечить целостность становления личности воспитанника.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Гуманизм налагает человека наивысшей общественной ценностью. Более того, он провозглашает постулат о самоценности человека, подчеркивающий отсутствие всякой необходимости  в каком бы то ни было обосновании  или оправдании этой ценности. В современной школе воспитание должно быть гуманистическим: гуманистически ориентирующим, то есть ориентирующим ребенка на   ценности гуманизма, и гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на ребенка  как главную для воспитателя-учителя ценность.Принцип утверждает признание прав человека на обеспечение его защиты от всего того, что представляет опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья.

Принцип опоры на педагогический авторитет. В младшем школьном возрасте, как ни в каком другом, ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности учителя, что требует от последнего особой осторожности в словах и действиях. Ведь все это может иметь непосредственное отражение в личности воспитанника - установка взрослых (а тем более учителя) воспринимаются младшими школьниками некритически  и зачастую как истина в последней инстанции. В этом таится и огромный воспитательный потенциал, и огромная опасность. Воспитательное воздействие и взаимодействие личности педагога отражает становление  самосознания учащихся, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально-активной личностишкольника. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании  огромна, уровень духовно-нравственного развития и воспитания школьников зависит от слаженной воспитательной деятельности всего коллектива.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строиться сообразно возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка. Реализация принципапредполагает использование особых форм и методов работы с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста.

РАЗДЕЛ 4. Содержание и формы деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников на ступени начального общего образования

4.1. Создание воспитывающего уклада школьной жизни

4.1.1. Культивирование партнерского, уважительного, доброжелательного стиля общения как между педагогами и детьми, так и внутри педагогического и детского сообществ школы через:

- личный пример администрации, педагогов школы;

- обсуждение проблем общения на методических объединениях, родительских собраниях, классных часах;

- выработку в ученических коллективах правил общения;

- организацию классными руководителями совместно с психологом школы специальных занятий по отработке навыков конструктивного общения.

4.1.2. Коллективная подготовка, проведение и анализ общешкольных событий воспитательной направленности:

- «Посвящение в первоклассники»: торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего первого социального статуса-ученика ГОУ СОШ № 820! Организуется в сотрудничестве первых и четвертых классов школы;

- «День города»: учащиеся начальной школы совместно с родителями принимают участие в конкурсе рисунка на асфальте «Моя Москва». Коллективный творческий праздник организуется Советом актива школы - органом ученического соуправления. Главная цель этого мероприятия: воспитание нравственного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией;

- Фестиваль «Осенняя фантазия»: конкурсное мероприятие с участием младших школьников. Данная форма предоставляет возможность учащимся и целым классам самостоятельно выбрать сферы приложения своих творческих сил и добиться успеха, реализовав свой потенциал; формировать позитивный опыт взаимодействия школьников с природой;

- Коллективное творческое дело «Новогодние поздравления классов»: своеобразная форма межвозрастного взаимодействия (общения) ученических коллективов, направленная на развитие социально значимых отношений в школьном коллективе. Каждый класс по результатам жеребьевки определяет другой класс и соответственно готовит поздравление – сюрприз (театр - миниатюр, подарки, игры и т.д.). В результате воспитательного мероприятия учащиеся приобретают опыт социально значимого действия;

- «Широкая Масленица»: младшие школьники особенно любят этот праздник – в такие дни никто не остается без угощения. Праздник позволяет формировать у учащихся позитивное отношение к такой базовой ценности как знания и культура. Свои представления о традициях празднования масленичной недели учащиеся начальной школы выражают в своих рисунках, творческих работах, на уроках музыки разучивают песни, традиционно исполняющиеся на этом празднике. Содержание праздника  направлено на приобщение учащихся к национальному фольклору, традициям русской культуры;

- «Праздник инсценированной песни о войне»: коллективное творческое дело, направленное на воспитание патриота и гражданина, который любит свою Родину, помнит и чтит историю и традиции своей страны, формирование истинных духовных ценностей на примере выбранных литературных  и музыкальных произведений. Праздник способствует сплочению классных коллективов и раскрытию творческого потенциала младших школьников. Данный праздник рассматривается как социальная акция «Подарок ветерану». Главные участники праздника - ветераны ВОВ. Совместно с председателем территориальной первичной ветеранской организацией  осуществляется подготовка к этому празднику.

- Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья», посвященный Дню матери: семьи – представители от каждого класса учащихся начальной школы участвуют в спортивных состязаниях. Творческая группа учащихся готовит музыкальные поздравления, адресованные мамам. Праздник пропагандирует  здоровый образ жизни, приобщает учащихся и родителей к регулярным занятиям физической культуры и спортом. Классные руководители через умелое взаимодействие с семьями учащихся изучают и учитывают особенности каждой семьи. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность создает условия  для сотрудничества (учитель-ученик-родитель) и ситуации успеха.

- Фестиваль «Неделя детской книги»: ежегодно проводимое мероприятие, направленное на понимание того, что чтение- это главная составляющая полноценной духовной жизни. К Фестивалю привлекаются родители, бабушки, дедушки- все те, кто  способен повлиять на приобщение детей к чтению. Воспитанники в дни Фестиваля играют главную роль, проявляя творческую инициативу.

4.1.3. Поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, вводящих ребенка в мир школьной жизни,  формирующих чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении:

- «Торжественная линейка, посвященная Дню знаний»: выступление первоклассников, право дать первый звонок, в сопровождение выпускника каждый первоклассник идет на свой первый урок, традиционный подарок первокласснику от выпускников школы. Активное, деятельное включение ребенка в жизнь школы в радостной, праздничной обстановке помогает почувствовать, что школа – это важно и серьезно;

- « Расскажи нам о себе»: организованное поочередное высказывание детьми, которым руководит  учитель  первого класса с целью осуществления знакомства детей друг с другом, определения круга интересов и увлечений каждого. Форма мероприятия способствует снятию особого «напряжения», которое испытывают ученики в период адаптации, сближению детей;

- Утренняя гимнастика, комплекс физкультминуток (динамические, изометрические воздействия),  - ежедневные мероприятие с которых начинается и протекает весь учебный день в школе. Это способствует созданию адекватных условий социальной среды, моральному самообладанию учащихся младших классов.

- « Звонок на каникулы»: право дать этот долгожданный звонок в конце каждого триместра предоставляется лучшему ученику;

- «Поздравляем!»: ежемесячно обновляемый стенд в учебной аудитории, на котором размещается информация  о днях рождениях и поздравления в адрес именинника;

 - « Педагогические капустники»: тематические мероприятия, подготовленные классными руководителями совместно с детьми для родителей, гостей школы;

- «Единый экскурсионный день»: каждый класс в период каникул в соответствии с Программой проводит экскурсионное мероприятие, направленное на  расширение знаний учащихся и развития познавательного    развития младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям.

- Праздник «Прощание с начальной школой»: торжественная церемония, символизирующая окончания обучения на первой ступени начального общего образования. Организуется в сотрудничестве параллели  4-х классов. Данное мероприятие направлено на формирование положительного отношения к школе, учителям, своим одноклассникам. Подготовка мероприятия осуществляется в тесном взаимодействии  педагогов, учеников и родителей.

- Межвозрастные игры на переменах: коммуникативные, пантомимические, подвижные и развивающие игры, направленные на сплочение детей из разных классов, снятие напряжения, создание атмосферы дружбы и общей радости. В ходе таких игр формируются определенные социально значимые отношения в ученическом сообществе.

- Линейка, посвященная подведению итогов учебного года: учащимся начальной школы вручаются грамоты, дипломы, памятные призы за успехи в учебной деятельности, активное участие в общественной деятельности класса и школы, проявление ярко выраженной гражданской позиции.

4.1.4. Ориентация предметно-эстетической среды на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Обустройство жизни детей в школе – первый фактор их благоприятного самочувствия, физического, психологического, социально-эстетического. Поэтому наше образовательное учреждение заботится о возможно наилучших условиях пребывания воспитанников в школе:

- Обустройство школьного двора, его озеленение: участие детей в обустройстве школы позволяет формировать умения, как технические, так и поведенческие.

- Оборудование  спортивных и игровых площадок, приспособленных  специально для младших школьников, расширяет возможности организации разнообразной социально-значимой деятельности. Волейбольная площадка, площадка для занятий гимнастикой, беговая дорожка, спортивные снаряды для занятий атлетической гимнастикой (турники, перекладины, брусья)

- Разделение свободного пространства школы на зоны активного отдыха:  игровые комнаты (3) для воспитанников групп продленного дня, рекреации второго этажа для организации и проведения игр малой и средней подвижности. Организация  такого предметного пространства обеспечивает  возможность наилучших условий пребывания ученика в школе.

- Наличие у каждого школьника необходимых учебных пособий, дидактического материала.

- Продуманное расположение учеников в учебной аудитории, с учетом зрения, слуха, роста, а также самооценки каждого, меры его активности, степени коммуникативности.

- Распорядок и процедура школьного завтрака.

- Удобное расположение (на каждом этаже) туалетных комнат и культура пользования ими, где каждый ученик может привести себя в надлежащий вид.

- Защита проектов « Классная комната, в которой бы мне было хорошо» позволяет извлечь допустимые реальные нововведения в школьное обустройство жизнедеятельности детей

Интерьер учебных аудиторий, продуманный педагогом, учащимися, родителями. Методы ухода за кабинетом, комнатными растениями, оформление, сменяемость информации на стендах, поддерживающих чистоту и красоту помещения.

- Единые требования к школьному костюму (единая форма), обуви педагога и школьника.

- Осведомленность  каждого школьника  о назначении всех помещений в образовательном учреждении.

Организация предметной среды направлена на приобретение учащимися позитивного опыта социальных отношений, развитие широкого спектра общих и социальных способностей.

4.2. Реализация воспитывающего потенциала познавательной деятельности младших школьников на уроке.

Воспитательный потенциал урока в нашем образовательном учреждении реализуется через: побуждение  школьников соблюдать  общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; постановку перед школьниками и обсуждение вместе сними поведенческих, нравственных,  или социальных проблем, которые предстоит решать учащимся.

Для этого используется воспитательный потенциал следующих учебных предметов и существующих в их рамках тем, наиболее значимых в воспитательном плане:

  1. Литературное чтение.

«О нашей Родине»: Ф. Савинов «Родина»

                                  И. Никитин  «Русь»

                                  С. Романовский «Слово о Русской земле» (слушание)

                                              С. Прокофьев «Родина»

           

                   

                                            Л.Н.  Толстой « Отец и сыновья»

                                            Е. Пермяк.  «Случай с кошельком».

                                            В. Осеева. «Сыновья»

                                            С. Аксаков  «Моя семья»

                                            А. Плещеев «Дедушка»

                                            И. Панькин «Легенда о матерях»

                                            А. Плещеев «Песня матери»

                                            А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

                                           

  1. Окружающий мир

                              «Россия на карте»

                              « Московский Кремль»

                              «Путешествие по Москве»

                              « Город на Неве»

                                          

  1. Русский язык    

                            « Краткая форма качественных прилагательных»

                            « Учимся писать сочинение»

                            « Учимся писать изложение»

  1. Математика

                           « Разные задачи»

                           « Логические задачи и упражнения. Классификация»

                           « Календарь»

  1. Музыка

                           « Россия - родина моя»

                           « Россия, Россия, нет слова красивей»

                           « Святые земли Русской»

                           « Сергий Радонежский»

                           « Утренняя молитва. В церкви»

  1. Технология

                           «Колокольня Ивана Великого»

                           « Тульский Кремль»

                           « Книга – источник информации»

                           « Огненные» профессии»

  1. Изобразительное искусство

                           « Какого цвета Родина»

                           « Пейзаж родной земли»

                           « Воспевание труда в искусстве»

                           « Древние города нашей земли»

                           « сопереживание- великая тема искусства»

                             

       

             

   

   4.3.Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников

Для достижения цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников в образовательном учреждении используются следующие виды внеурочной деятельности и формы её организации:

Познавательная деятельность.

Развивающие занятия по курсу «Школа развития речи» и «Умники и умницы: информатика, логика, математика» направлены на формирование организационных, интеллектуальных, информационно-коммуникационных, коммуникативных умений, приобретение социальных знаний и позитивного отношения к базовым ценностям

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)        , направленные на приобретение учащимися социально-значимых знаний гуманитарной, экологической, здоровьесберегающей направленности в ходе проведения несложных экспериментов или обсуждения предлагаемых педагогом проблем.

Познавательные экскурсии, организуемые в рамках существующей в каждом классе Программы экскурсионной деятельности и направленные на развитие познавательных интересов младших школьников, приобщение их к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре и истории нашей страны.

Проблемно-ценностное общение.

Цикл этических бесед для первоклассников «Что значит быть школьником?», направленный на  воспитание ответственного поведения ребенка в школе.

Цикл этических бесед для второклассников «Сказка – ложь, да в ней намёк…», направленный на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще.

Цикл этических бесед и практических занятий для третьеклассников «Современный этикет», направленный на освоение детьми правил современного этикета.

Цикл этических бесед для четвероклассников « Я гражданин России», направленный    на

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите.

Игровая деятельность.

« Клуб личностно – развивающих игр», целью которого является организация и проведение для младших школьников серии познавательных и воспитательных игр, оказывающих благотворное влияние на их личностный рост.

Подвижные игры средней и малой подвижности на переменах, прогулке в группе продленного дня – организуемая игровая деятельность позволяет формировать интерес к истории народных игр, воспитывать культуру совместно выполняемых двигательных упражнений, чувство коллективизма, расширять кругозор учащихся.

Трудовая деятельность.

 Дежурство по столовой и классу, индивидуальные и коллективные поручения, организуемые в начальной школе, формируют у воспитанников позитивное отношение к труду как базовой ценности, опыт самостоятельного общественного действия. Общественно-полезная деятельность совместно с родителями и педагогами школы, направленная на преобразование окружающей действительности.

Художественное творчество

«Вязание. Вяжем для Барби» - кружок, предполагающий знакомство с азами вязания спицами и крючком, разработку и реализацию воспитанниками индивидуальных  проектов - моделей одежды, аксессуаров для куклы с целью развития творческих способностей, воспитания уважительного отношения к труду.

«Риторика и литературное творчество»- кружок, нацеленный на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через постановку, и анализ воспитывающих сказок, использование приемов сказкотерапии,  организацию социально ориентированных акций «Мы дарим Добро».

 «Аванти»- студия спортивного эстрадного танца обучает детей основам спортивного танца  и формирует у них модель их общественного поведения, которую осваивают воспитанники на занятиях. Навыки,  приобретённые школьниками, позволяют формировать  основы успешного поведения в обществе.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

«Общая физическая подготовка»- секция, занятия в которой направлены на воспитание высоконравственных и волевых качеств личности ученика начальной школы.

«Секция борьбы», направленная на физическое развитие и оздоровление школьников, воспитание у них силы воли, ответственности, чувства уважения к другим людям, формирование  установок на защиту слабых.

4.4 Формирование коллективов в классах младших школьников

Коллектив класса является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их духовно-нравственного развития. В начальной школе процесс коллективообразования в классах только начинается.  Особое место в воспитательной системе класса отводиться классному руководителю. Он вместе со своими воспитанниками рассматривает и исследует приоритетные жизненные ценности, изучает традиции своей страны, семьи, школы, формирует традиции класса. Важным фактором формирования нравственных ценностей у воспитанников начальной школы является создание благоприятного эмоционального фона. При этом возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, создается культурное пространство для реализации целей воспитания. Успешному осуществлению этого процесса в нашем образовательном учреждении будут способствовать:

- реализация  программы «Первоклассники» классными руководителями совместно со школьным психологом, способствующая успешной адаптации первоклассников, созданию положительной атмосферы в ученическом коллективе;

- игры и тренинги на сплочение классных коллективов, проводимые классными руководителями совместно со школьным  психологом;

- внутриклассные и общешкольные коллективные творческие дела и праздники;

- поиск форм приветствия, которые нравятся учащимся (Мой дорогой и любимый класс);

- коллективные поручения: именно коллективная работа сплачивает группу, а коллективные связи лучше всего рождаются в труде;

- рефлексия « Пять минут о прошедшей неделе»: развивает меру субъективности, формирует осознание группой себя как некого совокупного субъекта, имеющего возможность выстраивать свою школьную реальность;

- « Интеллектуальный подарок»: учащиеся приносят книгу, которую  сейчас читают, выбирают из книги  мысль и «дарят» её всем одноклассникам;

- «Лучи наших интересов»: в классном уголке помещается большой лист с записью в центре «Я люблю», ученики вдоль каждого луча вписывают свои интересы и пожелания. Содержание может стать основой для планирования и организации совместной ценностно-ориентированной воспитывающей деятельности;

- «Строим дом»: классный час в 3-их, 4-ых классах по коллективному планированию жизнедеятельности ученического коллектива с целью создания условий для проявления ценностного отношения к социально значимой деятельности.

4.5. Социальное партнерство образовательного учреждения с семьями младших школьников

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности воспитанника. Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями: анкетирование, беседа, консультации, родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

Для установления партнерских взаимоотношений с семьями учащихся в нашем образовательном учреждении используются следующие формы работы:

Тематические родительские собрания, проходящие в режиме  дискуссий по наиболее острым, актуальным проблемам воспитания и обучения младших школьников

Основные темы родительских собраний:

1 класс.

Здравствуй, школа.

Особенности адаптации первоклассников к школе.

Режим дня младшего школьника.

Развитие внимания у детей.

Мир начинается дома (итоговое собрание).

2 класс.

Семейная инженерия.

Путь-дорога. Первые школьные отметки.

Я и мой ребенок – поиски взаимоотношений.

Труд – дело чести. Формирование у детей ответственности.

Правила, по которым вы живете (итоговое собрание).

3 класс.

Семейные традиции и их значение в жизни ребенка.

Застенчивость и неуверенность ребенка. Как их преодолеть.

Как уберечь ребенка от насилия.

Понимать ребенка – это…

Вот и стали мы на год мудрее (итоговое собрание).

4 класс.

Я – выпускник начальной школы.

Мой ребенок становится трудным.

Любите ли вы своего ребенка.

Зодчие семьи. О родных и близких с любовью.

Наши традиции (итоговое собрание).

Для подготовки и проведения родительских собраний используются следующие диагностические методики:

  1. Карточка семьи для индивидуальной работы с нею (Лодкина Т., Кеве Ф.)
  2. Мастерская общения. Давайте познакомимся. (Павлова Т. В.)
  3. Рисунок семьи (Захаров А. И., Хьюлс В., Дж. Ди Лио)
  4. Диагностика семьи (Баркан А.)
  5. Анкета “Методика удовлетворенности родителей работой образовательного коллектива” (Степанов Е. Н.)
  6. Планеты. Это Я. (Гаврилычева Г. Ф.)
  7. Размышление о жизненном опыте (Щуркова Н. Е.)
  8. Цветик-семицветик (Витковская И. М.)
  9. Сказкотерапия (Короткова Л. Д.)
  10. Анкета для детей и родителей “Гнев и радость”
  11. “Завершение предложения”. Методика детская (вариант В. Михала)
  12. Какой у нас коллектив. (Лутошкин А. П.)
  13. Тестирование учащихся (Дереклеева Н. И.)

Индивидуальные беседы – по мере необходимости.

Консультации (индивидуальные и по группам)

Организация совместной деятельности родителей и детей класса:

- привлечение родителей к подготовке и  проведению праздников, фестивалей,     конкурсов, выставок;

- привлечение родителей к организации экскурсий;

- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете, по      благоустройству школьного двора.

Организация работы классного родительского комитета

Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.

 Работа направлена на создание необходимых условий  жизни, воспитания и обучения учащихся.

Поощрение родителей за сотрудничество, объявление благодарности, написание благодарственных писем: по итогам общешкольных мероприятий,  по степени участия в общеклассных и общешкольных делах, в конце триместра, по итогам года, по итогам начальной школы (за успехи в воспитании и обучении детей).

Постоянно действующий  клуб для родителей «Доверие»: тренинговые занятия школьного психолога с    целью организации неформальных бесед о проблемах семьи, школы,  детей и родителей.

«Родительский форум»: существующий при школьном интернет-сайте, на котором обсуждаются  интересующие родителей вопросы.

«День открытых дверей»: ежегодная форма взаимодействия  школы с родителями учащихся, с родителями будущих первоклассников. В ходе мероприятия родители встречаются с администрацией, учителями школы, посещают открытые уроки, музей Истории школы, дегустируют блюда школьного питания.

 «Неделя семьи в школе»: эффективный способ  укрепления педагогического сотрудничества с родителями, направленный на установление  более тесного взаимодействия  педагогов и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, на раскрытие потенциальных творческих способностей большинства семей.

4.6. Методическая работа, направленная на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания.

4.6.1. Проведение педагогических советов, обучающих семинаров, круглых столов по следующим проблемам воспитания:

«Потенциал воспитательной работы в школе в формировании базовых компетенций» (педсовет)

«Социальная инициативность как компетенция и её роль в становлении психологической культуры выпускника (международный проблемный семинар)

«Механизмы духовно-нравственного взаимодействия  семьи, школы и социума как условие реализации здоровье сберегающих технологий» ( педсовет)

«Дифференцированное обучение в условиях ФГОС» (проблемный окружной семинар)

«Каких результатов в сфере духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников мы хотим достичь?» (деловая игра с участием представителей родительского комитета)

«Эффективные формы воспитательной работы в начальной школе» (семинар)

      «Детское самоуправление в начальной школе: возможно ли оно?» (дискуссия)

      «Воспитательный потенциал урока в реализации задач духовно-патриотического               воспитания» (педсовет)

      Клуб для родителей «Доверие»: тренинговые занятия поводит школьный психолог с    целью организации неформальных бесед о проблемах семьи, школы,  детей и родителей

4.6.2. Регулярные собеседования заместителя директора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня по вопросам перспективного планирования воспитательной работы (сентябрь-октябрь) и реализации ими этих планов (май-июнь).

4.6.3. Работа творческих микрогрупп  педагогов начальной школы:

Взаимодействие классных коллективов в подготовке коллективных творческих дел внутри параллели по созданию условий реализации творческого потенциала учащихся.

Творческая группа учителей, осуществляющая эффективную деятельность по социальному  проектированию, которое  включает школьников в общественную жизнь, стимулирует активную гражданскую позицию воспитанника.

Творческая группа по разработке и апробированию программы раннего развития творческих способностей детей (блок дополнительного образования – социально педагогическая направленность).

РАЗДЕЛ 5. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение младшими школьниками социально значимых знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной, благоприятной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение младшими школьниками начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

    По каждому из заявленных направлений духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, планируется достижение следующих результатов: 

    1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

   3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

   5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

   

   Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

РАЗДЕЛ 6. Контроль и оценка качества воспитания младших школьников

Оценка качества воспитания в нашем образовательном учреждении осуществляется в целях поиска в решении проблем воспитания младших школьников, а также совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Данная оценка является не оценкой конкретного ребенка, а самооценкой воспитательной деятельности школы; она неперсонифицированных методик и используется для выявления проблемного поля школьного воспитания.

Качество воспитания в школе можно оценить по трем основным направлениям.

6.1. Качество результатов воспитания школьников.

Оценка качества результатов воспитания младших школьников производиться путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи разработанного опросника «Личностный рост» (для учащихся 4 класса).

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:

- уровень сформированности  личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников  с использованием методики «Я разный», диагностику проводит школьный психолог;

- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), диагностику проводит школьный психолог;

- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, диагностику проводит педагог-психолог (анкета «Я и моя семья»);

- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой .

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

6.2. Качество воспитательной деятельности педагогов.

 Критерием качества является  грамотность организации педагогами своей воспитательной деятельности, которую можно оценить по следующим показателям:

- соответствие цели воспитательной деятельности педагога актуальным проблемам воспитанности школьников;

- соответствие форм и содержания воспитательной деятельности педагога поставленным целям;

- использование педагогом воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;

- формирование педагогом воспитывающих детско-взрослых общностей.

6.3. Качество управления воспитательным процессом.

Для оценки качества управления воспитательным процессом используется критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Сама же оценка производится по следующим показателям:

-планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в образовательном учреждении и с привлечением различных представителей школьного сообщества;

- четкое распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс в образовательном учреждении, а также понимание ими своих должностных инструкций;

- поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации образовательного учреждения;

- осуществление грамотного общешкольного контроля и проблемно-ориентированного анализа состояния воспитания в образовательном учреждении.

Осуществляет оценку директор образовательного учреждения совместно с представителями органа управления образованием или методического центра. Основной используемый метод - это экспертиза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...