Программа по правовому воспитанию "Мы вместе"
методическая разработка по теме

Лушникова Наталья Анатольевна

ЦЕЛЬ:  воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pravonarusheniyam.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 23»

«Утверждаю»

Директор МКОУ ООШ № 23

________________ И.В.Василенко

ПРОГРАММА

по профилактике правонарушений и преступлений

 «МЫ ВМЕСТЕ»

Возраст детей 6-15 лет

срок реализации 2011-2014 уч. год

Лушникова Наталья Анатольевна

Заместитель директора по ВР,

Учитель русского языка и литературы

с. Свобода, Предгорный район 2012 год

ЦЕЛЬ:  воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Задачи:

- сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности;

- научить учеников приема безопасного и ответственного поведения,

- сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;

- сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны,

- формировать у учащихся  толетарность и эмпатию.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Формы работы:

- анкетирование;

- беседы;

- игры;

- лекции;

- групповые занятия.

Состав  

Учащиеся школы  с 6 до 15 лет

Место реализации программы

МКОУ ООШ № 23 с. Свобода  Предгорного района, Ставропольского края

Срок реализации     2011-2014 г.

Правовая основа программы 

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и          правонарушений составляют:

         Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

         Конституция Российской Федерации;

         Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

         Указы Президента РФ;

         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

         принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

  1.  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

                      Ни одно государство в мире не может рассматривать личность как вспомогательное орудие. Личность должна стоять выше государства. Эти важнейшие правовые нормы современности, закрепленные в международном и российском законодательстве, с трудом пробивают себе дорогу через сознание посттоталитарного общества. Особой заботой требует обращение к подрастающему поколению, как официальных органов, так и тех, кто занимается воспитанием и образованием детей.

  Равноправие каждого и право на свободы: свободу выражать свое мнение, взгляды, свободу искать, получать и распространять информацию, иметь убеждения, религиозные и другие взгляды свободу ассоциаций и мирных собраний, личная неприкосновенность, право на тайну и другие – все эти блага по закону есть у каждого.

  Дети  очень эмоциональны, бывают грубы и несдержанны друг с другом и взрослыми. Особенного внимания на занятиях, требуют дети, как говорил Платон, «непригодные для совместной жизни», т.е.

1) чрезмерно опекаемые своими родителями, а отсюда «изнеженные», тяжелые, вспыльчивые и  очень впечатлительные к мелочам;

2) отверженные родителями, не получающие необходимой  заботы и внимания дома, а отсюда «приниженные», ненавидящие людей.

Для детей этих групп характерно стремление компенсировать свое чувство неполноценности соответствующим поведением, а затем стилем жизни. Причем к началу школьной жизни эти качества уже закрепились.

Педагогам и родителям придется сделать очень многое, чтобы сформировать из каждого ребенка социально полезный тип личности – с выраженным социальным интересом, высоким уровнем активности, ориентированным на учебу, работу, дружбу, любовь, проявляющим истинную заботу о других. Правовое образование должно охватывать все возрастные группы. Необходимо активизировать его, сделать особенно эффективным для учащихся V – IX классов.

В IX классе необходимо обеспечить первичную правовую грамотность, так как с 14 лет дети вступают в период дееспособности, могут привлекаться к юридической ответственности.

  Гормональный взрыв, способствующий выбросу энергии, в 12 раз превышающей потребности организма, часто выбивает подростков из устоявшейся жизненной  колеи, приводит к правонарушениям.

    Дети должны знать о том, что государство защищает их свободы, их неприкосновенность, собственность, достоинство. Разбирая на мероприятиях права жизненные ситуации, где происходят конфликты, дети учатся правомерному, защищаемому себя поведению.

  В среднем и старшем школьном возрасте учащиеся должны осознать, что мерой свободы личности является только закон, который обговаривает возможности ограничения дозволенного человеку в интересах соблюдения прав и свобод других, в интересах государственной безопасности, в интересах нравственности и морали. К окончанию школы у всех

воспитанников должно сложиться четкое представление о том, что нет неограниченной свободы, что только в единстве прав и обязанностей возможно свободное развитие человека, что «только безумец может назвать своеволие свободой» (Вольтер), что жить в обществе и быть от него свободным нельзя, что человек – существо общественное, а его социализация – результат формирования волевых качеств, а добровольное ограничение своих свобод.      

  1. Общая схема программы

Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:

3. Основное содержание программы

Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди подростков и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы.
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: ЛТО, коммунарские сборы, лагерь актива с привлечением детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, летняя смена по профилактике безнадзорности и правонарушений.

В школе создан Совет на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.

Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятие с учета, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, определены источники воспитательного влияния на ребенка.

Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе и классному руководителю.
Большая целенаправленная работа проводится с этими детьми по учебной работе. Заместители директора по УВР, классные руководители проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями по результатам учебы и поведения. Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса по обеспечению учащимся прав на получение основного общего образования показано в схеме:

Основными направлениями работы психолога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации являются: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Особое значение классный руководитель и педагог – психолог уделяет диагностированию детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.

Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.

Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения.

Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.
Чтобы определить направление деятельности в рамках дополнительного образования, в школе проведено исследование.

4.ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

«МЫ ВМЕСТЕ»

     План работы включает в себя разнообразные формы и методы. Проект работы данной программы претворяется в жизнь с целью воспитания законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

  В начале и в конце программы будет проведено анкетирование детей по данной теме, где будет выявлено актуальность данной программы.

 По реализации данной программы запланировано провести различные мероприятия, такие как «Упражнения – Данетка, Карусель», «Ролевые игры - Личность - не личность, Испорченный телефон», «Беседы», «Лекции» и т.д.

  При проведении занятий с детьми нужно быть особенно чутким и нравственно подготовленным. Дети быстро определят, кто перед ними, если в ходе игры, дискуссии или иной формы коллективной деятельности учитель поощряет только словоохотливых детей, обрывает «неугодные» для темы высказывания, высмеивает тех, кто ошибается.

В процессе изучения прав и свобод необходимо создать демократическую атмосферу, благоприятные условия для реализации детьми свободы слова, свободы убеждений и др. Самыми демократичными методами обучения являются имитационные или интерактивные методы: ролевые игры, дискуссии, дебаты, работа в группах, шоу и т.д. Не только специальные занятия, но вся школьная и внешкольная деятельность способствует формированию навыков коллективизма. Дети учатся объективной самооценке, умению смотреть на себя как бы со стороны, наблюдая и анализируя отношение окружающих к себе.

Воспитанники школ с благодарностью относятся друг к другу, если в классе установлена доверительная нравственная атмосфера, если учителя и родители не поощряют проявления жестокости, агрессии. Для каждого ребенка очень важно занять свое место в коллективе. Используя специальные игры или  упражнения на занятиях по праву, мы обязаны учить детей справляться с агрессией. Взрослые уже не помнят, как трудно пребывать без движения 40 минут, подвергаясь постоянному давлению и испытывая страх перед учителем, перед товарищами, высмеивающими за ошибку в ответе. Это не просто ограничение свободы, это постоянный стресс… Да и только со стороны можно увидеть, как тяжела школьная сумка – ранец, которую ребенок, сгибаясь, несет по школьной тропинке. Свободен ли он в своем выражении эмоций?

Агрессия детей должна находить выход. Иначе ребенок, как и взрослый, будет подвержен психосоматическим заболеваниям.

Общество морально и юридически наказывает проявление гнева. Особенно противоправна готовность нападать, причинять боль обидчику. Через коллективные формы деятельности, организуя имитационные игры, используя вербальное общение детей, мы учим их извлекать пользу из сдерживания своего гнева:

1) чтобы прибавить уверенности своим словам в оценке той или иной ситуации;

2) повысить шанс при защите своей позиции в ходе дискуссии;

3) стремиться изо всех сил сохранить хорошие отношения с одноклассниками;

4) обязательно контролировать перед всеми свои эмоции, чтобы не потерять достоинства;

5) проявить себя с позиции знающего и грамотного человека.

Дети с большой ответственностью подходят к подготовке ролей в деловой игре, к защите своих взглядов. При  этом учитель должен максимально поддерживать эмоциональный настрой, создавать ситуацию успеха, подчеркивая соблюдение правил работы в классе, которые способствуют доброжелательности детей друг к другу, формируют волевые качества, позволяют каждому быть выслушанным и меть возможность получить информацию от других.

На занятиях, где применяются интерактивные методы, дети должны получать удовольствие от проявления своей духовной свободы. При этом учитель, создавая зоны тревоги и дискомфорта, предлагает им для обсуждения жизненные ситуации, где столкнулись интересы личности и общества, где происходят конфликты ценностей.

Дети должны решать эти диллемы, применяя золотое правило поведения: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Из урока в урок, кропотливо и неназойливо, учитель должен подвести воспитанников к пониманию того, что человек может жить и действовать по своему усмотрению, но при этом не наносить вреда другим людям. Свобода человека – это способность и возможность мыслить, говорить и жить в соответствии со своими убеждениями в пределах законов и порядков общества. Эта способность должна быть основана на человеколюбии и на ответственности за свои поступки перед окружающими, перед самим собой, перед природой.

  На занятиях по праву необходимо серьезно, с использованием карточек с текстами статей законов, вести разговор о возрастании ответственности за свое поведение, о необходимости применения к подросткам таких мер ограничения свободы, как:

- помещение в спецшколы с 11 лет;

- привлечение за противоправные действия к административной и уголовной ответственности с применением ареста (с 16 лет), исправительных работ, штрафа, лишения свободы (до 10 лет).

Почему так изменилось отношение к их свободам? Ребята в процессе ролевых игр, в которых моделируются конкретные жизненные ситуации, учатся действовать по существующим законам. Эти имитационные занятия строятся на стремлении подростка к свободе. При этом они осознанно выбирают волевые поступки, ответственное перед окружающими поведение.

  Одновременно с формированием уважения к чужой жизни, здоровью, чести и достоинству личности необходимо вызывать неприятие зла, жестокости, насилия к другому человеку, а также к себе.

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- ребенок должен осознать, что каждый человек неприкосновенен. Свобода в поступках ограничена свободами другого человека.

- подростки должны быть информированы о применении к ним принуждения и ограничения их свобод в случаях нарушения ими прав и свобод окружающих.

- правовые знания способствуют обеспечению свободного развития ребенка, обязательно приводящего к совершенствованию самой личности, развитию моральных и духовных качеств.

6. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Предполагается качественная и количественная оценка эффективности проекта.

Качественная оценка:

1. Учет посещаемости детей  мероприятий.

2. Периодический опрос детей из группы с целью выявления уровня усвоения знаний.

Количественная оценка:

1. Проведено 12 занятий, в том числе беседы с инспекторами ОДН, КДН, малой комиссией при Суворовской сельской администрации.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Каждое занятие должно соответствовать возрастным особенностям развития личности.

8. КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Проведение мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить:

- повышение правовой грамотности несовершеннолетних;

- развитие нравственных качеств (толерантности, эмпатии);

- умение пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа рассчитана на 3 года  и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

10. Список литературы:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М., 2005.
2. Воспитание трудного ребёнка. / Под ред. М.И. Рожкова.  М.: Владос, 2001.
3. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград, 2006.
4. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. М., 2005.
5. Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации. М., 1991.
6. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// Автор-составитель Ляпина Е.Ю., Волгоград, 2007.
7. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Курск, 1987.
8. Михалевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.
9. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. Волгоград, 2007.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004.
11. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.
12. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.
13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.// Автор-составитель Маньшина Н.П., Волгоград, 2007.
14. Социальный педагог в школе (из опыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д., Волгоград, 2007.
15. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11 классы. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с классом "Вместе"

Цели программы : Воспитание интеллектуальной, высокодуховной  и физически здоровой   личности, способной  к творческому созиданию.   Задачи  программы :...

Программа по социализации "Мы вместе"

Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям семьи, своей...

программа воспитательной работы «Шагаем вместе в будущее»

Программа воспитательной работы классного коллектива создана для системной работы педагогов и родителей с классом, в котором я являюсь классным руководителем. Цель моей программы  формирован...

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Профилактическая программа по правовому просвещению обучающихся и родителей "Азбука права: изучаем вместе"

Успешность развития гражданского общества и государства в целом зависит от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений лю­дей к правовым способам регу...

Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...

Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»

Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...


 

Комментарии

Лушникова Наталья Анатольевна

ЦЕЛЬ: воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.