Цели урока. Практикум для учителя
методическая разработка по теме

Иванова Людмила Аркадьевна

В данной работе предпринята попытка систематизации и обобщения информации по данной теме, а также  разработаны практические рекомендации  для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celi_uroka_posobie.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Методическое пособие

«

Цели урока»

(Практикум для учителя)

(Пособие составлено заместителем директора по УВР Ивановой Л.А.)

Кант– 2012 г.


Содержание

  1. Введение
  2. Воспитательные цели урока
  3. Развивающие цели урока
  4. Образовательные цели
  5. Заключение
  6. Список использованной  литературы


Рождение любого урока начинается  с определения его темы и постановки триединой дидактической цели, включающей в себя три аспекта: образовательный, воспитывающий, развивающий и дополнительно-мотивационной. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Под целями урока, занимающими ключевую позицию среди его признаков, понимаются те результаты, которые предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии. Если цель урока определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

Триединая цель урока- основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.

Все цели – образовательные, воспитательные и развивающие – тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока различна.

Приведем наиболее типичные ошибки, допускаемые при определении и формулировке образовательных целей урока:

  1. подмена целей наименованиями  структурных элементов урока (например, формулировка типа «Рассказать о свойствах ….»
  2. применение расплывчатых формулировок образовательных целей, не ориентирующих на достижение каких-либо результатов обучения на уроке, например, такой формулировки: «Обосновать способы…»
  3. формальное использование  общих программных образовательных целей без учета особенностей подготовки класса и места урока в системе уроков.

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

"Воспитывающее обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?

  1. Прежде всего- это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке- непреходящая задача учителя.
  2. Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
  3. Третий объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам- все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке- в этом ученик проявляет себя как член общества.
  4. Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке , является труд.
  5. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
  6. И , наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят

Воспитательные цели урока осуществляются  в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны воспитания учащихся: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое и физическое.

Реализуются  составные элементы различных сторон воспитания при обучении предмета комплексно и непрерывно на каждом уроке.

  1. содействовать формированию мировоззренческих понятий
  2. сформировать обще трудовые умения
  3. сформировать нравственные понятия
  4. показать связь предмета с реальной действительностью
  5. воспитывать трудолюбие, целеустремленность, честность, порядочность, любовь к Родине
  6. бережное отношение к …
  7. гордость за …
  8. интерес к предмету
  9. любовь к природе
  10. патриотизм
  11. взаимопомощь
  12. доброту
  13. чуткость
  14. уважение к людям
  15. самостоятельность
  16. гигиенические навыки
  17. аккуратность
  18. смелость
  19. активную жизненную позицию
  20. культуру общения
  21. осознанное отношение к учебе
  22. любовь к прекрасному
  23. настойчивость
  24. стремление к самореализации
  25. ответственность за принятое решение
  26. твердость характера
  27. любознательность
  28. необходимость соблюдения правил личной безопасности
  29. этику поведения
  30. умение выслушать
  31. умение сопереживать
  32. чувство добра, милосердия, гуманизма, сострадания, чувство самосохранения
  33. коммуникабельность
  34. находчивость
  35. усидчивость
  36. вежливость
  37. сформировать обще трудовые умения
  38. воспитать бережное отношение к школьному имуществу
  39. воспитать целеустремленность
  1. учить анализировать,
  1. учить выделять главное,
  1. учить сравнивать,
  1. учить строить аналогии,
  1. обобщать и систематизировать,
  1. доказывать и опровергать,
  1. определять и объяснять понятия,
  1. ставить и разрешать проблемы.

РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

  1. Развитие речи: Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -показатель интеллектуального и общего развития ученика
  2. Развитие мышления. Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
  3. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
  4. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.
  5. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности;
  6. Развитие умений учебно-познавательной деятельности ( в том числе умений организации учебного труда, работы с книгой и другими источниками информации, развитие культуры устной  и письменной речи и т.д.)

Развивающие цели урока направлены на общее развитие учащихся, предполагающее, в частности, не только развитие их интересов, но и способностей. Для учителя большую значимость имеют наиболее эффективные  пути осуществления развивающей функции обучения:

  1. развивать пространственное воображение учащихся …
  2. способствовать развитию воображения…
  3. способствовать развитию логического мышления при решении задач…
  4. способствовать выработке навыков … (решение задач)
  5. ознакомить учащихся с широким спектром применения …
  6. способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, работы с …
  7. создать содержательную базу для изучения смежных дисциплин…
  8. сформировать умения применять алгебраический аппарат к изучению реальной действительности…
  9. развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
  10. сформировать умения наблюдать, подмечать закономерности
  11. сформировать умение обобщать, проводить рассуждения по аналогии…
  12. совершенствовать навыки…
  13. развивать психические процессы: внимание, память, речь, воображение
  14. образное, логическое мышление
  15. развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, смекалку
  16. развивать познавательный интерес
  17. развивать математическую, графическую культуру
  18. развивать творческие способности
  19. развивать эстетический вкус
  20. развивать умения работы с книгой, другими источниками информации
  21. вести дискуссию
  22. выделять главное
  23. обобщать изученное
  24. анализировать информацию
  25. работать в заданном темпе
  26. развивать навыки контроля и самоконтроля
  27. развивать навыки работы в парах, группах
  28. развитие умений преодолевать трудности
  29. развитие умений искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника
  30. совершенствовать навыки написания…
  31. вовлечь учащихся в процесс сотрудничества…
  32. учить анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, рецензировать
  33. расширять кругозор учащихся
  34. формировать, развивать навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ

Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
  3. Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  4. Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке : репродуктивного, конструктивного или творческого"

  1. рассмотреть понятие …
  2. ввести понятие …
  3. закрепить знания при решении задач, практических упражнений
  4. закрепить знания о…
  5. разобрать свойства, …теорему и т.д.
  6. проверить знания учащихся
  7. систематизировать знания учащихся по теме …
  8. обобщить изученный материал …
  9. формировать умения применять … при …
  10. показать применение …
  11. познакомить учащихся с …, ознакомить с …
  12. повторить … вспомнить …
  13. способствовать выработке навыков …
  14. научить…
  15. выработать умения …
  16. повторить и систематизировать изученный материал …
  17. сформулировать …
  18. показать способы, приемы, применение …
  19. рассмотреть способы …
  20. сформировать представление, понимание, знание
  21. тренировать; упражнять в …
  22. продолжить …
  23. изучить, научить …
  24. дополнить знания, обобщить представления…
  25. расширить сведения, углубить знания
  26. добиться усвоения …
  27. ознакомить с приемами, методами …
  28. обеспечить овладение …
  29. раскрыть содержание понятий …
  30. продолжить формирование навыков …
  31. объяснить, разъяснить …
  32. сформировать представление …
  33. научить распознавать…
  34. учить обосновывать выбор…
  35. продолжить работу по…
  36. систематизировать представления, знания о …
  37. вовлечь учащихся в деятельность по…
  38. обсудить работу по …, знакомство с …
  39. повторить ранее изученный материал…
  40. ознакомить со свойствами..
  41. обеспечить усвоение…
  42. обобщить изученное, углубить знания по..
  43. дополнить, расширить…
  44. обосновать…
  45. отработка последовательности действий, алгоритма..
  46. проконтролировать…
  47. объяснить в доступной форме…

Заключение

Советы учителю:

1. Сделайте цель урока целью учеников.

  1. Попросите учеников объяснить значение целей или сформулировать цели. Если ученики не понимают целей, то они не могут привести примеры.
  2. Объясните важность темы для них (а не только для контрольной или экзамена).
  3. Концентрируйтесь на знаниях и умениях соответствующих интересам и потребностям учеников.
  1. Используйте игры, фильмы и демонстрации.
  2. Используйте опросы, результаты анкетирования учеников для исправления своих ошибок в преподавании.

2. Относитесь внимательно к организации урока

  1. Дайте ученикам такую цель, которая помогла бы им сконцентрироваться на уроке.
  2. Начните урок с записи плана на доске или работайте над планом с классом.
  3. Разбейте урок на стадии.
  4. Периодически напоминайте об этапе работы.
  5. Подводите итог каждого этапа урока.

На практике педагоги часто задаются вопросом :зачем прописывать цель, если все и так ясно из названия урока? Правильно, цель должна вытекать из темы урока или занятия, цель трактуется как предмет стремления; то, что надо, желательно осуществить (С.И. Ожегов), предвосхищаемый в сознании результат деятельности. Цель в равной степени должна быть очевидна и для педагога и для учащегося. Это позволит организовать работу учеников и успешно управлять ею. Четко сформулированная цель прорисовывает ход предстоящего урока и способствует его успешной реализации.

Литература

  1. Н.Ю.Скороходова. "Психология ведения урока»
  2. Г.О.Аствацатуров. «Технология целеполагания урока»
  3. Кириллова Г.Д. «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Уроки практикумы по алгебре в 9 классе по теме "Решение целых уравнений"

Уроки проводятся по методике взаимообмена заданиями под девизом " Обучая товарища, учусь сам"....

Типологический словарь уроков. Практикум для учителя

Раскрываемая тема актуальна и представляет практический интерес для всех учителей, преподающих в школе, т.к. ориентирует  на выбор такого типа урока и формы его проведения, которые способст...

Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение  и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическ...

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока  изобразительного искусства,  реализующего цели формирования  универсальных учебных действий»...

Как учитель понимает цель урока и как эта цель достигается

Данная статья рекомендована начинающему  заместителю директора по учебно-воспитательной работе....

Квадратные неравенства. Практикум. 9 класс Урок-путешествие Цели урока:

Аннотация к уроку: Квадратные неравенства, практикум.Урок развивающего контроляОбщие сведенияБукреева Нина Анатольевна- учитель математики государственного бюджетного образовательного учреждения средн...