Усовершенствование системы ЕГЭ
статья по теме

Мы много говорим о дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, о реальных возможностях, способностях и творческом потенциале обучающегося.

Каким же должен быть современный Государственный экзамен? Какие требования предъявляет новое общество к выпускнику школы? Что сегодня аттестат может рассказать об обучающемся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиппова Лариса Николаевна

Усовершенствование системы ЕГЭ

В процессе модернизации российского образования необходимо подвергнуть и реформированию систему оценки знаний обучающихся.

Общество, к сожалению, негативно воспринимает и реагирует на любые изменения, связанные с реформами, поэтому в данном случае, лучше говорить о совершенствовании системы ЕГЭ.

  1. Тест ЕГЭ должен быть 3-х уровневым, но, определяющим не только уровень сложности заданий А, В и С, но и  уровень компетенций обучающегося, например: оптимальный, базовый, критический.

Данный формат экзамена должен оценивать те навыки обучающихся, которые были изучены ими в школе и которые, возможно, необходимы для успешного обучения в университете.

Во-первых, обучающийся, в зависимости от своих потребностей, должен иметь право выбора своего дальнейшего развития, реально оценивая свои возможности. Сегодня же система ЕГЭ подразумевает «всеобщее высшее образование», поскольку, если экзамен сдан, то теперь открыта дорога только в институт, независимо от настоящих возможностей ученика, и за этим следует разочарование как тех, кто не может учиться, так и тех, кто учит.

Во-вторых, данная система ЕГЭ должна повлечь за собой изменения в системе выдачи аттестатов о среднем (полном) общем образовании. На сегодня, Стандарт С(П)ОО и Закон об образовании (в новой редакции) гарантируют:

- качество образования как «комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»;

- обеспечение права каждого человека на образование;

- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности…;

- свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека.

Аттестат и сегодня гарантия подтверждения образовательного ценза, но уровень образования каждого обучающегося должен быть индивидуален.

  1. Таким образом, получение аттестата всеми обучающимися, но с любым количеством баллов решает вопрос дифференциации знаний, индивидуализации образования и определяет рейтинговые показатели абитуриентов ВУЗов.
  2. Соответственно, система введения ЕГЭ требует изменений и в системе оценивания знаний обучающихся на старшей ступени обучения в школе.  Балльно -рейтинговая система, пришедшая в высшее образование, должна проецироваться и на 10 и 11 классы. Это позволит как обучающимся, так и их родителям реально ориентироваться в системе оценки знаний, определении потребностей и перспективах продолжения дальнейшего образования, поскольку постоянный пересчет баллов то первичных, по сто балльной системе порождает массу противоречий, недопониманий, а, соответственно, конфликтных ситуаций и отторжения ЕГЭ.
  3. Школьный тест ЕГЭ должен быть комплексным и оптимально структурированным, оценивая как навыки письма и математической грамотности, так и общие вопросы основных предметов учебного плана.

Во-первых, приоритет остается за основными предметами: русским языком и литературой (единая часть теста) и математикой.

Во-вторых, возрастает мотивация обучающихся на базовое освоение предметов учебного плана, поскольку возможность выбора сегодня, к сожалению, позволяет делить предметы на «нужные» и «не нужные». В систему ЕГЭ, априори, закладываются требования выполнения Стандарта С(П)ОО (п.3) «на реализацию бесплатного образования … в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных (!) учебных предметов, входящих в учебный план».

  1. В условиях совершенствования ЕГЭ, регламентация поступления в ВУЗы ориентируется на:

- результат комплексного экзамена (единый тест на получение аттестата о С(П)ОО (!));

- экзамен в формате ЕГЭ предмета по выбору обучающегося, дающему право поступления в профильные ВУЗы;

- личный портфель достижения (портфолио), определяющий творческий потенциал обучающегося как в проектно-научной, так и в внеклассной работе ученика.

Таким образом, ВУЗ принимает решение «приглашать на собеседование или нет» данного обучающегося и видит не только результаты тестов, которые в данной системе невозможно скорректировать, но и так же представляет непосредственно будущего студента как личность.

ВУЗы могут назначить дополнительные экзамены и собеседования, или дать задание тем, кто хочет поступить в тот или иной ВУЗ. Это уже будет зависеть от каждого ВУЗа индивидуально.

Такая система ЕГЭ является более прозрачной. Все ученики будет ясно понимать критерии оценивания. Будет непосредственный стимул обобщать знания и систематизировать их, пропадет эффект натаскивания на тесты – на конкретные задания, так как в усовершенствованном ЕГЭ вопросы могут варьироваться и представлять собой любой вопрос из общих знаний, которыми должен обладать каждый человек. Таким образом, пропадет халатность по отношению к обучению и подготовке к экзамену. И данный формат экзамена поможет определить, в какие ВУЗы обучающийся сможет поступить, а в какие нет. Но для этого необходимо, чтобы у каждого ВУЗа была поставлена определенная планка – барьер, который ученикам необходимо преодолеть, чтобы попасть в ВУЗ. Так же зарождение конкуренции, взращивание ответственности и воспитание лидерских качеств. Воспитание понимания необходимости обучения, чтобы попасть в престижный ВУЗ, а так же не остаться не удел, не пройдя ни в один.

Данная система является более жесткой, устанавливая некоторые рамки. Но так же и позволяет учащимся осознать необходимость качественного обучения и внеклассной работы.

Данный формат ЕГЭ, повлекший за собой корректировку и трансформацию образования в целом, является наиболее эффективным, продуктивным и совершенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок. Введение в урок новых упражнений для усовершенствования развития двигательных качеств качеств

Пердлагаю вашему внимаю 3 статьи,которые,надеюсь,помогут вам разнообразить ваши уроки физ-ры.  Мне очень нравится заниматься с детьми-это счастливое истечение обстаятелств,что начало моей карьер...

«Экспериментальная технология по усовершенствованию чтения».

Перед каждым творчески работающим учителем, где  бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно  возникает множество  проблем, над  которыми он порой трудится...

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала. Интеграция содержания в учебных дисциплинах (модель межпредметных связей).

Ведущим  принципом развития современных образовательных  систем становится принцип интеграции. Сущность его – понимание условности строгого деления естественно-научного и гумани...

Выступление на РМО по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

Содержание I.ВВЕДЕНИЕII.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского2. Историческая справка о становлении классно-урочной системыобразования3. Особенности реализации клас...

Презентация к сообщению по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональ...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...