Выступление на РМО по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».
материал по теме

Проворова Галина Петровна

 

Содержание

 

I.ВВЕДЕНИЕ

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского

2. Историческая справка о становлении классно-урочной системы

образования

3. Особенности реализации классно-урочной системы в курсе

технологий в условиях современной российской школы

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassno-urochnaya_sistema.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Никулинская основная

общеобразовательная школа»

«Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

 

Проворова Галина Петровна

                                                                   г. Кашира 2011г.

Содержание

I.ВВЕДЕНИЕ

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского

2. Историческая справка о становлении классно-урочной системы

образования

3. Особенности реализации классно-урочной системы в курсе

технологий в условиях современной российской школы

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Классно-урочная система образования – это одна из форм обучения, предусматривающая работу педагога с группами учащихся установленного неизменного состава, как всем известно, является  основой дидактической системы Я. А. Коменского и позволяющая обучать всех с соблюдением определенного стандарта.                                                                                             Сам термин « дидактика» впервые появился в названии главного произведения Я. А. Коменского «Великая дидактика», изданного в 1657 году. На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения, сложились различные точки зрения на эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.                                                                                                                            В ходе исследования классно-урочной системы я ещё раз убедилась, что разработку этой системы блестяще провел Ян Амос Каменский.                          

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского

"Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни", - писал сам Коменский. Последуем его завету и проследим впечатляющую череду его славных дел.                                                                                                         Ян Амос Коменский - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии (Чехословакия), в семье члена общины Чешских братьев. После смерти родителей Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице. В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования.                                                После окончания латинской школы Коменского для подготовки к проповеднической деятельности направили в Гернборнский университет, а затем в  Гейдельбергский в Германии. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.                                                                                                              Коменский становится проповедником и одновременно учителем, много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения. А так же он занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.                                                                                               Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

2. Историческая справка о становлении классно-урочной системы образования

Я. А. Коменский (1592–1670) – величайший чешский педагог, выразил педагогические идеи Возрождения наиболее ярко и полно. Главный его педагогический труд «Великая дидактика» призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековых школах. Заслуга разработки важнейших вопросов классно-урочной системы обучения  великого чешского ученого-педагога Я.А.Коменского, автора "Великой дидактики" и "Законов благоустроенной школы" полностью изменила организацию школьной учебной работы и является ведущей системой и в современной педагогике.                                                                                                                         Основной формой обучения сегодня является классно-урочная система, единицей которой является урок — более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства, т. е. его дидактические звенья.
Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он разработал новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые используются и в наши дни: учащиеся принимаются в школу один раз в году; делятся на классы с постоянным составом; классные занятия должны проводиться ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними; каждый урок должен иметь свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время; учитель должен работать со всем классом.                                                                Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе. Классно-урочно-предметная система, которая была предложена в проекте образования третьего тысячелетия, преобразуется через инновационно- образовательные технологии, предназначенной для всех систем, ступеней, видов и типов образования.

3. Особенности реализации классно-урочной системы в курсе

технологий в условиях современной российской школы

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов.

Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Таким образом, педагогическая технология  это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Что же следует понимать под технологией обучения? Когда возникла идея технологизации обучения?

Идея технологизации обучения является не новой. Еще Я. А. Коменский ратовал за технологизацию обучения. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т. е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».

Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, которые  опираются на основы дидактической системы Я. А. Коменского и позволяют обучать всех с соблюдением определенного стандарта.                                                                                             Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно выделить следующие технологии:

Традиционная (репродуктивная) технология обучения

Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время. Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового  закрепление  контроль  оценка.

Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

Технология развивающего обучения

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.           Решающая роль отводится принципу обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.

Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.

Технология поэтапного формирования умственных действий

Согласно данной  технологии обучение строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из шести этапов.

Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны. Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций.

Недостатками технологии являются сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.

Технология коллективного взаимодействия

 Технологии коллективного взаимообучения имеет следующие этапы:

● каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический документ и т. д.);

● обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «учитель  ученик». Обязательна смена ролей. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п.;

● проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т. д.

Учет выполненных заданий ведется либо в групповой ведомости, в которой указаны все учебные элементы и фамилии участников организованного диалога, либо в индивидуальной карточке.

Практическая реализация этой технологии показывает целесообразность «погружения» учащихся в тему на время, необходимое для прохождения обучающего цикла.                                                                                                              В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Технология полного усвоения

Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе получаются неоднозначные результаты, т. е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Определяющим в этой технологии являются:

● знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);

● понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);

● применение (ученик применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);

● обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, образовал новое целое);

● оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения).

Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в том, что все содержание учебного материала разбивается на отдельные учебные единицы (у разных авторов  «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т. д.).

Деятельность учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:

● ознакомление с учебными целями;

● разъяснение общего плана обучения;

● изложение нового материала (осуществляется традиционно);

● организацию текущей проверки;

● оценивание текущих результатов;

● коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения;

● организацию малых подгрупп взаимопомощи;

● повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.

Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.

Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.

Технология разноуровневого обучения носит творческий характер, но не ниже базового уровня).

Используются три варианта дифференцированного обучения:

1) на основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;

2) внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в зависимости от познавательных интересов на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;

3) дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.

Технология адаптивного обучения

Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

Учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.).                                                        Процесс обучения при рассматриваемой технологии может быть представлен тремя этапами:

● объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся);

● индивидуальная работа учителя с учащимися на фоне самостоятельно занимающегося класса;

● самостоятельная работа учащихся.

Необходимо выделить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально школьников.

Обучить учащихся приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности,  настроить учащихся на самостоятельную работу.

На фоне самостоятельно работающих учащихся учитель по специальному графику занимается с отдельными из них индивидуально по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

Самостоятельная работа учеников осуществляется в парных группах (статических, динамических и вариационных).

Статическая пара объединяет по желанию двух учеников, которые меняются ролями «учитель ученик». В статической паре могут заниматься два слабых и два сильных ученика, слабый и сильный.

Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую составляют более чем два ученика и им дается одно общее задание, имеющее несколько частей для каждого ученика. После выполнения своей части задания и его контроля со стороны учителя школьник обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. Причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. д., т. е. адаптироваться к индивидуальным особенностям товарищей.

Технология адаптивного  обучения стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.

Технология программированного обучения

Технология программированного обучения  это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Технология компьютерного обучения

Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере. Эффективность технологии компьютерного обучения обусловливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения.

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения как альтернатива традиционному.

Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль  это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им.

Состав модуля:

● целевой план действий;

● банк информации;

● методическое руководство по достижению дидактических целей.

Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность. Результативно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

Технология концентрированного обучения

В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в педагогической практике метод «погружения в предмет».

Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки; в течение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая форма организации учебного процесса максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т. е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.

Технология проектного обучения

Целью проектного  обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников  работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Технология гарантированного обучения

Технология гарантированного обучения в деятельности учителя предусматривает два этапа: проектирование и реализация учебного процесса. Основной объект проектирования учебного процесса  учебная тема, которая предусматривает построение учителем целеполагание в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы микроцелей изучаемой темы и в ней отражает систему требований к его знаниям и умениям (что ученик должен знать, уметь, понимать, иметь представления и т. д.).

Каждый временной отрезок заканчивается выполнением самостоятельной работы.

Технология гарантированного обучения обеспечивает достижение целей Государственного образовательного стандарта и создает комфортные условия обучения (не допускает перегрузки учащихся).

Технология дистанционного обучения

Технология дистанционного обучения  это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно.

Данная технология предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными.

Авторские технологии обучения

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи. Многими педагогами применяется авторские технологии обучения В. Ф. Шаталова.

Технологии обучения В. Ф. Шаталова:

● изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;

● использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

● подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;

● письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;

● быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

● общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;

● проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего  предыдущий ученик);

● релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

● активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

● урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);

● парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классно-урочная система в отличии от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению. Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет.                                                                                                                                Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием. Педагогические технологии  можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций в обучении неизбежно предполагает творческий выбор учителя. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации успешного обучения на уроке.

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Е. Н. Медынский, История русской педагогики, Москва, 1938
2. История педагогики и современность, Ленинград, 1970
3. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М .: Просвещение , 1991.                                                                                                           4. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М. , Учпедгиз , 1955.      5. Константинов Н. А. , Медынский Е. Н. , Шабаева М. Ф. История педагогики. - М. : Просвещение , 2002.                                                                        6. Медынский Е. Н. , Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.

В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....

Презентация к сообщению по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональ...

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...

Основные пути совершенствования урока в современной школе.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать...

Выступление к педсовету на тему: «Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы»

Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие...

Система культурно-нравственного воспитания на уроках литературы в условиях современной школы.

ПРОГРАММа ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Основные направления региональной образовательной политикив контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части повышения квалификаци...