Анализ законодательной базы перехода в новый статус образовательных организаций
статья по теме

Анализ законов: - Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». - Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ законодательной базы перехода в новый статус образовательных организаций

Длительное время в нашей стране поднимался вопрос об изменении формы учреждения. Необходимо было разработать механизмы, которые позволили бы быть более самостоятельными, включиться в деятельность на рынке образовательных услуг, активно использовать свои конкурентные преимущества.

3 ноября 2006 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 174 – ФЗ «Об автономных учреждениях», где предусматривалась возможность создания нового типа учреждения – автономного учреждения. По своему статусу автономное учреждение существенно отличалось от классического учреждения. Одновременно с законом № 174-ФЗ был принят Федеральный закон от 03.11.06 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». Данный закон скорректировал положения закона РФ «Об образовании», Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов РФ и иных законодательных актов.

Выгодно ли появление автономных учреждений обществу, образовательной системе, как это скажется на управлении образовательным учреждением, финансировании, процессе обучения, работниках и обучающихся?

Закон дает следующее определение автономного учреждения (п.1 ст.2):

«Автономным учреждением признается некоммерческая  организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта».

Основная цель введения автономного учреждения была в увеличении свободы образовательных учреждений в распоряжении собственностью и средствами, но за это органы власти уменьшают свою ответственность за результаты деятельности автономного учреждения, то есть снималась субсидиарная ответственность государства.

В главе 2 «Создание автономного учреждения» в п.4 ст.5 говорится, что «решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни».

Согласно Закону № 174-ФЗ предложение о создании автономного учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. «Имущество, закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа».

Для обеспечения реализации в автономных образовательных организациях принципов государственно-общественного управления, единоначалия и самоуправления законодатель наряду с обязательным для всех автономных учреждений наблюдательным советом дает возможность создания органов самоуправления.

Поскольку  действие Закона № 174-ФЗ распространяется не только на образовательные учреждения, но и на учреждения здравоохранения, культуры и спорта он не касается вопросов государственно-общественного управления. Согласно Федеральному Закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.4 ст.26) «в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации».

Согласно п.2 ст.4 Закона № 174-ФЗ государственное  (муниципальное) задание для автономных образовательных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Уменьшение субсидирования для автономных учреждений возможны только при уменьшении государственного задания. Кроме выполнения государственного (муниципального) задания, автономные учреждения могут оказывать платные услуги.

С 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 83-ФЗ. Это закон о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, в соответствии с которым предусмотрено три типа таких учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Образовательные учреждения с 1 июля 2012 года определились со своим новым статусом и перешли на новую систему финансирования – в соответствии с государственным заказом.

Еще на этапе подготовки закона эксперты видели главную опасность в том, что учреждения, поставленные в жесткие рыночные условия, начнут наращивать объемы платных услуг в ущерб бесплатным.

Закон № 83-ФЗ создает условия для оптимизации федеральными органами исполнительной власти работы подведомственных им учреждений. Его положения направлены на решение следующих задач:
– создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;
– внедрение элементов рыночных отношений в их деятельность;
– переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и дальнейшего их освоения на максимальный учет интересов потребителей услуг;
– ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;
– развитие материальной базы за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;
– привлечение и удержание в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;
– создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений.

Закон № 83-ФЗ дает образовательным организациям право становиться автономными, то есть получить больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство, и на законных основаниях получать внебюджетный доход. Автономная организация, в отличие от бюджетной, может вести свою финансово-хозяйственную деятельность за пределами казначейской системы, открыв расчетный счет в кредитном учреждении (банке).

Федеральный закон № 83-ФЗ стал ключевым инструментом реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010  года № 1101-р.

Говоря о целях Закона, следует выделить следующие:

- Повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.

- Повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Одним из основных приоритетов и принципов бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов, формирование новых типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Основными целями совершенствования правового статуса учреждений являются следующие:

- создание условий для финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности;

- повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов;

- привлечение инвестиций и расширение источников финансирования текущей деятельности учреждений;

- формирование системы четкого разграничения функций и полномочий между заказчиком, производителем и потребителями услуг;

- усиление ответственности за конечные результаты деятельности учреждении, повышение результативности и прозрачности финансирования бюджетного сектора;

- повышение доли внебюджетных доходов учреждений.

Введение новых организационно-правовых форм, в которых могут создаваться и функционировать государственные и муниципальные учреждения,  является одним из механизмов модернизации социальной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Планирование и организация образовательной деятельности обучающихся в условиях перехода на новое содержание технологического образования.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы...

Группа продленного дня. Особенности организации, законодательная база.

В статье затронута тема организации группы продленного дня в начальной школе, особенности построения работы и основные законодательные документы, применяемые в данном направлении. Приведены ответы на ...