Развитие самостоятельного и творческого мышления учащихся.
статья по теме

Шель Галина Андрониковна

Одним  из самых доступных  и проверенных  практикой  путей повышения  эффективности  урока, активизации учащихся  на уроке является  соответствующая  организация  самостоятельной учебной работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_attestaciya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Угнетает  меня  повседневность сует,

И  обиды в душе оставляют   свой  след…

После  долгой разлуки в свой класс  я вхожу.

Наконец-то! Вот здесь  только я и дышу.

Здесь дают  мне энергию  сорок  пар  глаз.

Я могу  поделиться  и дать  про  запас.

Вот взметнулся навстречу  улыбок  салют.

«Ты, мгновенье, прекрасно,- себе говорю,-

Ты,  мгновенье, замри!»-только это не жизнь,

Отомри  и начнем. Торопись , торопись!»

Мы говорим: « Урок- основная  форма  организации обучения». При том мы четко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами  программа, учебник. Но надо задуматься  над тем , как преподнести учащимся материал, чтобы  все поняли  и еще  им было не скучно, а интересно работать на уроке. Вот с написания плана  надо  начать работу. Ведь план – это мечта, которая очень скоро, завтра будет реализована, или загублена.Как же  возникает хороший урок? У различных учителей могут быть различные ответы  на этот вопрос.Моя точка зрения  такова. Во-первых, урок должен быть продуман  во всех деталях. Во-вторых, полезно придерживаться принципа « лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Все что говорит учитель, желательно, воплощать в зрительные образы .А это совсем нелегко. Иллюстративность статична, а наглядность должна быть динамичной, чтобы показать невидимое: ход рассуждений, связь между понятиями. В-третьих, учащихся  необходимо  старательно готовить  к осознанию темы урока, а не писать  заранее на доске. Целесообразность изучения темы должна  осознаваться  постепенно по ходу  занятия, а не навязываться извне. В-четвертых на уроке должно быть интересно. Но без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удается заразить ребят своей эмоциональностью. Надо задействовать чувства ребят. Выделять голосом  то или иное слово, поражаться, восхищаться, заставляя восхищаться  вслед  за ним. В-пятых, нельзя обучение отделить от воспитания. Разве обучение  на уроке не требует  умственных и волевых усилий, развитого внимания, логического  мышления, воспитания  таких качеств как активность. Творческая инициатива, умений коллективного познавательного труда? Поэтому на уроке ребята  не только специальные знания приобретают, но и проводится огромная работа  по раскрытию их способностей.

Одним  из самых доступных  и проверенных  практикой  путей повышения  эффективности  урока, активизации учащихся  на уроке является  соответствующая  организация  самостоятельной учебной работы .Дети должны трудиться по возможности самостоятельно. А учитель руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Под самостоятельным  трудом( работой) мы понимаем любую организованную учителем деятельность учащихся, направленную  на выполнение  поставленной дидактической цели  в специально отведенное на это время: поиск знаний, их осмысление. Закрепление, формирование  и развитие умений  и навыков, обобщение  и систематизацию знаний. Самостоятельная работа  с одной стороны  представляет учебное задание. То есть то что ученик должен выполнить, объект его деятельности, а с другой стороны- форму  творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, деятельности памяти. Мышления, которое приводит  в конечном счете школьника  либо к получению  совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо  к углублению  и расширению  сферы  действия  уже полученных знаний.

Назначение самостоятельной работы- развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления.

По характеру учебной деятельности целесообразно выделить  четыре этапа самостоятельности: простейшая воспроизводящая ,  вариативная, частично-поисковая, творческая.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы  для запоминаний способов действий  в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков  и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении    работ такого типа. строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку  их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением. Повторением действий  по образцу. Однако роль таких работ велика. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Самостоятельные работы  вариативного типа позволяют  на основе полученных знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения  задачи

Частично-поисковые самостоятельные  работы формируют умения и навыки  поиска ответа  за пределами известного образца. Как правило, ученик сам  определяет пути решения задачи и находит его. Постоянный поиск решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно  нестандартные ситуации делают  знания учеников более гибкими. Мобильными, вырабатывают  умения  и навыки  и потребность самообразования.

Творческие  самостоятельные работы являются венцом  системы  самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность  позволяет  учащимся  получать принципиально новые для них знания, закрепляет  навыки самостоятельного поиска знаний. Самостоятельная работа школьника на этом этапе носит поисково- исследовательский  характер  и требует творческих усилий. Учащиеся самостоятельно, в течение  сравнительно  длительного  срока, решают задачи. Помощь учителя заключается в проведении индивидуальных консультаций, в  рекомендации  соответствующей литературы. В организации обсуждения  найденного учеником доказательства. Известно, что творческие задачи являются самыми трудными, так как для них нет определенного широко известного алгоритма и трудны  они, потому что  требуют от ученика видения данных объектов  и закономерностей  между ними.

Задача учителя чтобы постепенно от урока к уроку у детей  появлялось желание  не просто решать задачу. А решать её самым красивым способом, успех же в поиске такого решения дает им возможность делать маленькие открытия.