Электронные системы диагностики образовательных результатов учащихся. Регистр качества.
учебно-методический материал по теме

Ускова Ирина Михайловна

Курсовая работа с презентацией для защиты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
 «Московский городской педагогический университет»
Курсы повышения квалификации работников образования
«Современные технологии контроля и управления качеством образования» (72часа)
Тема проекта:
 
Электронные системы диагностики образовательных результатов учащихся.
Регистр качества.


Работу выполнила:
        Ускова Ирина Михайловна,
Учитель английского языка
        Евсина Анна Борисовна
Директор ГБОУ СОШ №1149
Руководитель:
        Андронова Римма Евгеньевна,

        
доцент ГОУ ВПО МГПУ

Москва 2012 год

Содержание

  • Вступление
  • Основная часть
  1. Информатизация образования и создание единой информационной среды
  2. Формирование основных компетенций
  3. Формирование ИКТ компетентности
  4. Качество образования, определение качества образования с применением электронных сервисов (общегородской электроный дневник, городская школьная информационная система)
  5. Московский регистр качества знаний
  • Основные направления
  • Внешняя оценка качества знаний
  • Внутренняя оценка качества знаний
  • Оценка качества знаний заказчиком образовательных услуг

6. Практическая часть

7. Выводы

ВСТУПЛЕНИЕ

Начало нового тысячелетия ознаменовалось стремительным развитием информационных технологий и системы коммуникаций. Глобальная информатизация общества, распространение новых высокоэффективных информационных технологий позволяют обоснованно говорить о вступлении человечества в информационную эпоху.

Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое условие этого, информатизации образование еще более актуальной.
Глобальность поставленных задач, необходимость приобщения к современным информационным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на уровне среднего звена образования.
Сегодня во многих странах выпускник средней школы либо сразу, либо после относительно небольшого дополнительного профессионального обучения приходит на рабочее место, оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе микропроцессорной техники, и должен для успешной работы представлять себе принципы ее функционирования. Однако конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.


Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея
компетентностно-ориентированного образования.

. В концепции модернизации Российского образования получили развитие основные принципы образовательной политики в России:

 В настоящее время решить педагогические проблемы можно с помощью информационных технологий.

Информационные технологии обучения определяют совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Основная часть

Информатизация образования и создание единой информационной среды.

Информатизацию образования определяют как создание условий для свободного доступа обучающихся и педагогических работников к большим объемам информации, хранящихся в различных уголках нашей планеты.

Основной целью модернизации образования и создания единой образовательной информационной среды является повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических технологий через информационные технологии.

Формирование ИКТ компетентности.

В Стратегии модернизации содержания общего образования именно компетентностный подход обозначен одним из оснований обновления образования.

Ключевые компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, поэтому их перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Существует много различных подходов к вопросу классификации и выделения ключевых компетенций. Однако информационно-коммуникационная компетенция присутствует практически во всех подходах и выдвигается как одна из наиболее важных. Это обусловлено и результатами исследований PISA. Было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, постановки гипотез.

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мониторинг качества образования и выбор инструментария, с помощью которого этот процесс будет осуществляться.

Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:

- выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение;

- пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;

- более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.

Нормативная база оценки качества образования:

1.     Закон Российской Федерации «Об Образовании».

 

2.     Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 152 – ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 27.12.2009г.).

 

3.     Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010г.

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662 – р (ред. от 08.08.2009г.) «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010г.»

 

4.     Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Проблема оценки качества образования является, в настоящее время, одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования, как на федеральном, так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

1.Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

2.Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).

3.Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

Для оценки качества образования Федеральной целевой программой «Развитие образования на 2006-2010г» определены критерии.

Качество образования складывается из трех частей: качество информации, качество преподавания, качество усвоения.

Критерии качества информации.

Информация может считаться качественной только тогда, когда она отвечает следующим критериям: истинность, полнота, своевременность.

Критерии качества преподавания.

Качественную информацию преподаватель должен подать так, чтобы ученик мог и хотел её взять. Для этого, преподавание должно быть: целенаправленным, веселым, интенсивным.

Критерии качества усвоения.

К критериям качества усвоения молодым человеком учебного материала отнесем: скорость, прочность, системность.

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1) Качество преподавательского состава.

2) Состояние материально-технической базы учебного заведения.

3) Мотивация преподавательского состава.

4) Качество учебных программ.

5) Качество обучающихся студентов.

6) Качество инфраструктуры.

7) Качество знаний.

8) Инновационная активность руководства.

9) Внедрение процессных инноваций.

10) Востребованность выпускников.

11) Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

12) Достижения выпускников.

Таким образом, оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования дает нам полное представление о динамике развития образовательной системы и, как следствие, о степени эффективности учебных процессов.

Применение электронных сервисов при проведении мониторингов образовательных процессов позволяет получать полную картину процессов, происходящих в ОУ.

Заказчики образовательных услуг (родители и ученики) своевременно узнают об успехах и проблемах.

Наиболее полным электронным сервисом, предоставляющим возможность проведения всех видов мониторинговых исследований :

  • Стартовый, промежуточный, итоговый, тематический , классный контроль; классно-обобщающий контроль;
  • Контроль деятельности конкретного учителя-предметника или методического объединения учителей- предметников;
  • Контроль конкретного отдельно взятого ученика

Как внешний (со стороны окружного управления), так и внутренний (заместители директора, классные руководители) является Московский регистр качества знаний.

Выводы:

применение электронных сервисов при мониторинговых исследования позволяет определить:

  • повышение качества образовательного результата учащихся по всем пяти компонентам и, как следствие, рост конкурентноспособности школы;
  • приведение технического оснащения учебных кабинетов, библиотеки, медицинского кабинета и кабинетов администрации и психолога средствами информационных технологий в соответствие с уровнем, определяемым современными требованиями подготовки выпускников школ;
  • смещение центра тяжести в организации учебного процесса в сторону современных активно-деятельностных форм обучения, базирующихся на использовании информационных и коммуникационных технологий;
  • увеличение доли самостоятельной работы в общем балансе времени, расходуемого учащимися на обучение, за счет обеспечения этой работы учебными материалами и доступом к ним, включая дистанционный доступ;
  • создание и внедрение в учебный процесс новых учебно-методических материалов по большей части предметов, входящих в основные и дополнительные образовательные программы;
  • появление реального доступа для учащихся и педагогов к электронным научным библиотекам и периодическим научным изданиям;
  • доведение уровня квалификации педагогического и управленческого состава школы в сфере ИКТ до требуемого от преподавателя начала XXI в+ека.

  • Использованная литература
  • Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы
  • Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы
  • А.В. Леонтович. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников
  • Е.С.Полат. Метод проектов
  • Положение о проектной деятельности обучающихся
  • Положение о Координационном совете по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
  • «В помощь руководителю проектов»
  • С.Т.Шацкий: представления о развивающей образовательной среде
  • В.В.Давыдов: понятие о теоретическом мышлении
  • И.Я.Лернер: концепция проблемного обучения
  • М.Г.Ярошевский: теория научных школ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Курсы повышения квалификации работников образования «Современные технологии контроля и управления качеством образования» (72часа ) Тема проекта: Электронные системы диагностики образовательных результатов учащихся. Регистр качества . Работу выполнила: Ускова Ирина Михайловна, Учитель английского языка Евсина Анна Борисовна Директор ГБОУ СОШ №1149 Руководитель: Андронова Римма Евгеньевна, доцент ГОУ ВПО МГПУ Москва 2012

Слайд 2

Содержание Вступление Основная часть Информатизация образования и создание единой информационной среды Формирование основных компетенций Формирование ИКТ компетентности Качество образования, определение качества образования с применением электронных сервисов ( общегородской электроный дневник , городская школьная информационная система ) Московский регистр качества знаний Основные направления Внешняя оценка качества знаний Внутренняя оценка качества знаний Оценка качества знаний заказчиком образовательных услуг 6. Практическая часть 7. Выводы

Слайд 3

ВСТУПЛЕНИЕ Начало нового тысячелетия ознаменовалось стремительным развитием информационных технологий и системы коммуникаций. Глобальная информатизация общества, распространение новых высокоэффективных информационных технологий позволяют обоснованно говорить о вступлении человечества в информационную эпоху .

Слайд 4

Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации в последнее время, сделали задачу информатизации общества и, как необходимое условие этого, информатизации образование еще более актуальной. Глобальность поставленных задач, необходимость приобщения к современным информационным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на уровне среднего звена образования. Сегодня во многих странах выпускник средней школы либо сразу, либо после относительно небольшого дополнительного профессионального обучения приходит на рабочее место, оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе микропроцессорной техники, и должен для успешной работы представлять себе принципы ее функционирования. Однако конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда . Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно -ориентированного образования.

Слайд 5

. В концепции модернизации Российского образования получили развитие основные принципы образовательной политики в России: В настоящее время решить педагогические проблемы можно с помощью информационных технологий. Информационные технологии обучения определяют совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Информатизацию образования определяют как создание условий для свободного доступа обучающихся и педагогических работников к большим объемам информации, хранящихся в различных уголках нашей планеты. Основной целью модернизации образования и создания единой образовательной информационной среды является повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических технологий через информационные технологии.

Слайд 7

Ключевой проектной идеей школы является формирование качественно новой высокоразвитой информационно-образовательной среды школы , необходимой для подготовки выпускников, нацеленных на профессиональную и социальную успешность в условиях быстро изменяющегося мира и общества, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности , отвечающей современным требованиям общественного и социального развития.

Слайд 8

В Стратегии модернизации содержания общего образования именно компетентностный подход обозначен одним из оснований обновления образования.

Слайд 9

Ключевые компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, поэтому их перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Существует много различных подходов к вопросу классификации и выделения ключевых компетенций. Однако информационно-коммуникационная компетенция присутствует практически во всех подходах и выдвигается как одна из наиболее важных. Это обусловлено и результатами исследований PISA. Было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, постановки гипотез.

Слайд 10

ИКТ компетентость

Слайд 11

М ониторинг качества образования и выбор инструментария, с помощью которого этот процесс будет осуществляться. Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Слайд 19

Анализ школы

Слайд 21

Результативность контрольных работ по алгебре

Слайд 22

Результативность контрольных работ по русскому языку

Слайд 23

Результаты по английскому языку

Слайд 24

Сводные данные по отдельному ученику

Слайд 29

Выводы: применение электронных сервисов при мониторинговых исследования позволяет определить: повышение качества образовательного результата учащихся по всем пяти компонентам и, как следствие, рост конкурентноспособности школы ; приведение технического оснащения учебных кабинетов, библиотеки, медицинского кабинета и кабинетов администрации и психолога средствами информационных технологий в соответствие с уровнем, определяемым современными требованиями подготовки выпускников школ; смещение центра тяжести в организации учебного процесса в сторону современных активно- деятельностных форм обучения, базирующихся на использовании информационных и коммуникационных технологий; увеличение доли самостоятельной работы в общем балансе времени, расходуемого учащимися на обучение, за счет обеспечения этой работы учебными материалами и доступом к ним, включая дистанционный доступ; создание и внедрение в учебный процесс новых учебно-методических материалов по большей части предметов, входящих в основные и дополнительные образовательные программы; появление реального доступа для учащихся и педагогов к электронным научным библиотекам и периодическим научным изданиям; доведение уровня квалификации педагогического и управленческого состава школы в сфере ИКТ до требуемого от преподавателя начала XXI века.

Слайд 30

Использованная литература Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы А.В. Леонтович. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников Е.С.Полат . Метод проектов Положение о проектной деятельности обучающихся Положение о Координационном совете по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся «В помощь руководителю проектов» С.Т.Шацкий : представления о развивающей образовательной среде В.В.Давыдов : понятие о теоретическом мышлении И.Я.Лернер : концепция проблемного обучения М.Г.Ярошевский : теория научных школ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях

Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....

«Диагностика образовательных результатов обучающихся по программе «Мир через объектив»

Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки педагога к занятиям.  Этим    обусловлена необходимость   самообразования,  приобретаю...

Диагностика образовательных результатов

Данная презентация поможет педагогу дополнительного образования провести диагностику обучающихся....

Защита творческих работ и проектов как форма диагностики образовательных результатов

Защита творческих работ и проектов как  форма диагностики образовательных результатов. Материалы для оценки проекта. Критерии лценки....

Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей

Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова, Методика определения результатов образовательной деятельности детей....

Подходы к диагностике образовательных результатов в дополнительном образовании детей (на примере программ физкультурно-спортивной направленности)

Cтатья посвящена описанию подходов к диагностике результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы....

Диагностика образовательных результатов ощеобразовательной программы "Стиль"

Диагностика комплексная: теоретические знания проверяются в форме теста, а практическая работа согласно разработанным критериям...