Оценка эффективности воспитательной работы
учебно-методический материал по теме

Оценка эффективности воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_effektivnosti_vospitatelnoy_raboty.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка эффективности воспитательной работы.

Воспитательная система школы – это основа ее функционирования и развития. Система эта формирует «лицо» класса и школы, создает их неповторимый облик, что имеет немаловажное значение для развития индивидуальности каждого ученика. Анализируя сложившуюся в нашей школе систему воспитательной работы, следует выделить такие ее компоненты, как диагностический инструментарий для изучения процесса и результатов развития личности, широкую сеть кружков и секций, комплекс традиционных дел и мероприятий.

Чтобы оценить результативность воспитательной системы,  необходим контроль этой работы:

- проверка планов классных руководителей,

- оценка качества   классных часов,

- деятельности кружков и  секций,

- регулярные совещания педагогов.

Анализ работы классных руководителей позволил нам выяснить, что педагоги  особое внимание уделяют индивидуальной работе с обучающимися, используют специальные формы и  приемы личностно-ориентированного взаимодействия. Так, классные руководители практикуют у нас ведение так называемых  информационных карт индивидуальной поддержки ученика, а в старшей школе - «Портфолио ученика». Данная  работа  учитывает результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, дает возможность постоянно держать в поле зрения его обучение и воспитание, при необходимости оказывать ему помощь и поддержку. Такая работа дает положительные результаты: в последние годы у нас стабильно идет снижение количества необучающихся и систематически пропускающих занятия   учащихся, ученики  нашей  школы  ежегодно отмечаются наградами различными уровня как инициативные и талантливые.

Для успешного функционирования воспитательной системы нужен не только контроль, но и планомерное отслеживание результативности воспитательной работы. Данная работа в нашей школе проводится в форме мониторинговых процедур. Нужен ли мониторинг в воспитательном процессе? На мой взгляд, нужен, поскольку  дает возможность выявить реальное состояние воспитательного процесса, анализировать изменения, произошедшие в нем,  наметить пути  его  совершенствования.

При оценке деятельности классного руководителя принимаются во внимание его работа с родителями (проведение собраний, участие родителей в классных и школьных мероприятиях), организация ученического самоуправления, число  учеников класса, качество внеклассных мероприятий, степень общественной  активности учащихся класса,  организация питания обучающихся, использование инновационных технологий в воспитательном процессе  (организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического здоровья детей, профилактика вредных привычек, проектная деятельность).

Оценивается работа классных руководителей и по ее результативности. В этом случае во внимание принимается сохранность контингента учащихся,  отсутствие отрицательной динамики  правонарушений обучающимися и соблюдение учащимися класса правил внутреннего распорядка, уровень воспитанности учеников, мнение учащихся и их родителей о качестве работы педагога.

Учащиеся нашей школы активно принимают участие во всех школьных и районных конкурсах, конференция.

В школьном конкурсе «Самый классный класс» принимают участие все без исключения классные коллективы и классные руководители. В конце  четверти активисты школы подводят  итоги работы классов и классных руководителей по всем ее направлениям. Особое внимание при этом обращается на внедрение в классе социально-значимых проектов и на меры по сохранению и укреплению здоровья детей. В начале новой четверти проводится линейка, на которой лидерам вручаются грамоты «Лучший класс четверти», а в конце учебного года определяются финалисты и «самые классные классные». Конкурс «Самый классный класс»  в нашей школе  проводится уже два года подряд.

Один из критериев эффективности  воспитательной работы в школе -  степень воспитанности школьников. На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности ученика. Полагаю, что это и невозможно, так как существуют самые различные ОУ, выпускники которых значительно отличаются друг от друга. Поэтому каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет нацелен педагогический процесс в данной школе. В нашей школе для определения уровня воспитанности используется методика, в которой в  качестве ориентира для характеристики воспитанности школьников выбран  ряд отношений к таким важным ценностям, как любовь к Отечеству, правовая культура, бережливость, культура поведения, здоровый образ жизни, духовно-нравственное воспитание и ряд  других. Мониторинг уровня воспитанности учащихся проводится нами на протяжении нескольких лет и,  как показывает практика, уровень воспитанности наших выпускников соответствует среднему уровню, т.е. учащиеся, вступая во взрослую жизнь, обладают самостоятельностью, у них четко выражена способность к  саморегуляции и самоорганизации, сформирована  активная общественная позиция. Но в то же время данная процедура позволяет уточнять недостатки процесса воспитания в отдельно взятом детском коллективе. Например, в 2007/2008 учебном году у нас было выявлено снижение уровня правовой культуры обучающихся, поэтому

перед педагогическим коллективом были поставлены задачи уделить особое внимание гражданско-патриотическому и правовому направлению ВР, скоординировать работу служб профилактики по организации занятости «трудных» подростков во внеурочное время.

В современном обществе родители все меньше уделяют времени детям. Недостаток элементарных педагогических знаний, занятость родителей, конфликты  в семье и ряд других причин приводят к тому, что подросток 12-14 лет большую часть времени проводит на улице. Дети из неблагополучных семей зачастую и  совершают противоправные поступки. В новом учебном году  мы решили  организовать для родителей обучающие  тренинги и тематические лектории, активизировать работу службы «Доверие».

Немаловажную роль в воспитании школьников играет ШМО классных руководителей. Например, в нашей школе в текущем учебном году МО работало над темой «Внедрение активных педагогических технологий в деятельность классных руководителей». В  течение года проводились  тематические заседания, на которых классные руководители делились опытом воспитания школьников в духе  коллективизма, рассказывали о методах  работы с «трудными» детьми, обсуждали методы диагностики, рассказывали о   «Портфолио» учащихся. Работа ШМО  способствует повышению профессионального, культурного и творческого уровня классных руководителей, активизирует их деятельность, позволяет своевременно выявить и предупредить  недостатки, определить причины затруднений в работе классных руководителей.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех всей педагогической деятельности школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие форм внеклассной деятельности как путь эффективной воспитательной работы в классе

Великие цивилизации прошлого обучения и воспитания трактовали как единый и целостный процесс. Нелепо было бы предложить, например, что в Древнем Риме просуществовавшем более 2700 лет, кто-либо всерьез...

" Результативность и эффективность воспитательной работы с детьми

Выступление на педагогическом совете ( из опыта работы)...

" Результативность и эффективность воспитательной работы с детьми

Немного полезной информации для успешной работы классного руководителя....

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...

Доклад на тему "«Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».

Доклад  на областное педагогическое совеащание по теме «Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве»....

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ (С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС)

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности субъектов любого воспитательно-образовательного процесса, особенно ...