Программа преемственности "Пятиклассник"
проект (5 класс) по теме

Борисова Екатерина Сергеевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_preemtsvennost_5_kl.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА:

Методическим советом

протокол №__ от «___» ______________ 2013 г.

ПРИНЯТА:

педагогическим советом

протокол №__ от «___» ______________ 2013 г.

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

«ПЯТИКЛАССНИК»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

основной общеобразовательной школы №4

на 2013-2014 учебный год

2013 год

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ 
между начальным и основным общим образованием 
"ПЯТИКЛАССНИК"

Программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.

Пояснительная записка

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.      Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • отличием систем и форм обучения;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.

Цель Программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.

         

 Основные задачи Программы:

  • сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей;
  • создать психолого-педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированный в начальной школе "инструмент" (действия самоконтроля и самооценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к рефлексии, планированию и анализу) в разных учебных ситуациях;
  • создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения личностных задач младших подростков;
  • повысить учебную мотивацию учащихся.

Принципы реализации Программы

Реализация Программы базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
  • обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
  • включение в решение задач Программы всех субъектов образовательного процесса.

Тематический план

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1. Организационная работа

Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классным руководителем 5 класса

Август

Зам. директора по УВР

Уточнение и корректировка списков учащихся 5 класса. Работа с личными делами учащихся

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР

Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса

Сентябрь

Зам. директора по ВР,

классный руководитель 5 класса

Взаимопосещение уроков учителями 4 и 5 классов по вопросу преемственности

Сентябрь

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО учителей начальных классов

Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР,

классный руководитель 5 класса

Формирование группы дезадаптированных пятиклассников. Организация занятий "Я и мы"

В течение года

Зам. директора по УВР,

педагог-психолог

Предварительная расстановка педагогических кадров в будущем 5 классе

Январь

Зам. директора по УВР

Знакомство учащихся 4 класса с учебным процессом в среднем звене

Январь – май

Классный руководитель 4 класса

Собеседование с классным руководителем 5 класса по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ВР

Обобщение аналитико-диагностических материалов

Сентябрь, ноябрь, апрель

Зам. директора по УВР

2. Информационно-методическое обеспечение

Методическое совещание педагогов школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на 2013-2014 учебный год

Август

Зам. директора по УВР

Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5 классе

Август, сентябрь

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса

Совещание при зам. директора по УВР по итогам четверти

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ВР

Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР, руководители ШМО учителей-предметников

Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев

Сентябрь, январь

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог

Составление материалов для проведения контрольных срезов, подбор текстов для проверки техники чтения

Ноябрь

Зам. директора по УВР, руководители ШМО учителей-предметников

Классно-обобщающий контроль 5 класса

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Психолого-педагогический консилиум по 5 классу

Сентябрь, ноябрь

Зам. директора по УВР

Составление программ реабилитации учащихся "группы риска" (по каждому учащемуся в отдельности)

Ноябрь – январь

Зам. директора по ВР, 
педагог-психолог

Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 класса

Октябрь, апрель

Зам. директора по УВР,

педагог-психолог

Разработка методических рекомендаций по проблеме преемственности

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Малый педсовет "Создание условий успешной адаптации учащихся в 5 класса" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5 классе. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5 класса, результатов I четверти

Ноябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР,

классный руководитель 5 класса

Пополнение портфолио учащихся 5 класса

В течение года

Классный руководитель 5 класса

Совместное заседание ШМО учителей начальных классов, классного руководителя будущего 5 класса, учителей-предметников "Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене"

Декабрь

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 4 класса, учителя-предметники

Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускного класса начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы

В течение года

Зам. директора по УВР,

классный руководитель 4 класса, руководители ШМО учителей-предметников, учителя-предметники

Посещение уроков в 4 классе

Декабрь, апрель

Зам. директора по УВР, руководители ШМО учителей-предметников, учителя-предметники

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено

Март, апрель

Зам. директора по УВР

Психолого-педагогический консилиум по 4 классу. Готовность учащихся выпускного класса начальной школы к переходу в среднее звено

1-я неделя мая

Зам. директора по УВР, ВР, руководитель ШМО начальных классов

Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов".

Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение КПД проделанной работы

2-я неделя мая

Директор школы

Совещание при директоре. Комплектование 5 класса

4-я неделя мая

Директор школы

Заседания ШМО

Август, октябрь, декабрь, февраль, май

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

3. Работа с обучающимися

"Здравствуй, школа!" – линейка, посвященная Дню знаний

1 сентября

Классный руководитель 5 класса

Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов

Сентябрь

Зам. директора по УВР, классный руководитель 5 класса

Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения

Октябрь

Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса

Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе

Октябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Торжественное посвящение в пятиклассники

Октябрь

Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса

Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений в протоколе (карте)

В течение года

Классный руководитель 5 класса, учителя-предметники

Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование

I четверть

Зам. директора по ВР, классный руководитель 5 класса

Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников

Ноябрь

Зам. директора по ВР, педагог-психолог

Работа с одаренными детьми "Растим хорошистов"

В течение года

Классный руководитель 5 класса, учителя-предметники

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе

В течение года

Классный руководитель 5 класса, зам. директора по ВР

Линейки по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Классный руководитель 5 класса, зам. директора по УВР

Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР,

классные руководители 5 класса

Рейд по сохранности учебников

Январь

Зав. библиотекой,

классный руководитель 5 класса

Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины

В течение года

Зам. директора по ВР

Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации

В течение года

Классный руководитель 5 класса, учителя-предметники

Классное собрание учащихся выпускного 4 класса с участием педагогов и классного руководителя будущего 5 класса "Нам пора в 5-й класс!"

Май

Зам. директора по УВР, ВР

Праздник выпускного вечера для учащихся 4 класса "Прощание с начальной школой"

Май

Зам. директора по ВР,

классный руководитель 4 класса

4. Работа с родителями

Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений

Сентябрь

Зам. директора по УВР, ВР

Неделя открытых дверей. Родительский лекторий "Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению"

2-я неделя сентября

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса, учителя-предметники

Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации

Ноябрь

Зам. директора по УВР

Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть

Ноябрь, декабрь, март, май

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса

Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка"

Январь

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 5 класса

Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся

В течение года

Зам. директора по ВР

Родительские собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5 класса"

Ноябрь, март

Зам. директора по УВР

Родительские собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей

Апрель

Зам. директора по УВР

Родительское собрание в 4 классе с участием учителей средней школы

Апрель

Зам. директора по УВР, ВР, классный руководитель 4 класса

Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4 класса

IV четверть

Зам. директора по УВР

5. Контроль

Контроль планов воспитательной работы

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог

Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием

Сентябрь, октябрь

Зам. директора по УВР

Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5 класса (мониторинг)

Сентябрь, декабрь, май

Зам. директора по УВР

Анализ входного контроля

Октябрь

Зам. директора по УВР

Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР

Проверка ведения дневников учащихся 5 класса

В течение года

Зам. директора по УВР

Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся

Март

Зам. директора по УВР, ВР, руководители ШМО учителей-предметников

Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений

В течение года

Зам. директора по УВР, ВР

Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год

Май

Классный руководитель 5 класса

Контроль выполнения учебных программ

В течение года

Зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...