Реализация программы «Образование и здоровье»
материал на тему

Малютина Екатерина Валерьевна                                                          МБОУ СОШ № 17

Результаты деятельности МБОУ СОШ № 17 по реализации программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_programmy_obrazovanie_i_zdorove.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программы «Образование и здоровье»

Работа по сохранению и укреплению здоровья школьников – одно из важнейших направлений работы школы. На формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся была направлена реализация школьной программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, вся физкультурно-оздоровительная работа.

Для анализа внутришкольной среды, организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима, а также организации работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни в школе проводился мониторинг. Задачи мониторинга включали:

  • анализ кадрового обеспечения общеобразовательного учреждения;
  • анализ инфраструктуры ОУ;
  • анализ организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности;
  • анализ медицинского сопровождения обучающихся.

1. Анализ кадрового обеспечения общеобразовательного учреждения

Состояние здоровья обучающихся в значительной степени связано с их физической активностью, рациональной организацией занятий спортивных секций и кружков. Данные об обеспеченности школы штатом соответствующих преподавателей: учителей физкультуры, руководителей кружков и спортивных секций представлены в таблице.

Обеспеченность школ кадрами

№ п/п

Персонал

Всего

Высшая

категория

Первая кв. категория

Вторая

категория

1

Учителя физической

культуры

2

2

-

-

2

Педагог - психолог

1

1

-

-

3

Учитель - логопед

-

-

-

-

4

Социальный  педагог

-

-

-

-

5

Медицинская сестра

1

-

-

-

Анализ обеспеченности школы кадрами  показал, что школа располагает необходимым штатом, но полностью не обеспечена дополнительными кадрами, которые играют положительную роль в организации системной деятельности школы по созданию условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.

2. Анализ инфраструктуры ОУ

Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения в области  сохранения и укрепления здоровья обучающихся является обеспечение необходимых  санитарно-гигиенических условий школьной среды.

Наличие элементов   инфраструктуры школы

Элементы инфраструктуры

Наличие

Водопровод, канализация

+

Медицинский кабинет

+

Туалеты в здании

+

Отопление центральное

+

Столовая оборудована

+

Плита  электрическая,  холодильник

+ +

Приготовление пищи

+

Текущий ремонт зданий

+

Оборудованные кабинеты

+

Спортивный зал, спортивная площадка,  раздевалки для девочек и мальчиков

+

Наличие душевых кабин

-

В школе  работают столовые с обеденными залами на 121 посадочное место в корпусе №1, на 75 посадочных мест в корпусе №2. В текущем учебном году на пищеблоки корпусов №1,№2 приобретены мармиты для 1 блюд общей стоимостью 42720 рублей. В корпус №2 закуплен жарочный шкаф стоимостью 18880 рублей. Полностью заменена мебель в обеденных залах корпуса №1 на сумму 99884 рубля. Произведены ремонтные работы в марте 2013 года в малом обеденном зале корпуса №1.

В МБОУ СОШ № 17 функционирует лицензированный медицинский кабинет. Медицинское обслуживание осуществляется медицинской сестрой ГУЗ УРБ г. Узловая – Гугниной Зинаидой Серафимовной.

3. Анализ организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения

Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся осуществлялась по следующим направлениям:

  • рациональная  организация учебного процесса;
  • организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
  • организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

1) Рациональная организация учебного процесса

Положительными факторами, влияющими на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, являются диспансеризация детей, система физкультурно-оздоровительной работы, правильный режим труда и отдыха, хороший психологический климат в школе. Отрицательными факторами являются недостаточная профилактическая работа по укреплению здоровья, неоднократное выявление курящих подростков, неполноценное питание, а также лечение болеющих детей. Анализ показал, что в целом в школе соблюдаются гигиенические нормы и требования организации учебного процесса, требования к использованию технических средств обучения, рационально организованы уроки физической культуры.

Организация физического воспитания обучающихся определяется рабочими программами по физической культуре, программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и другими документами.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является максимально возможное использование методов, приёмов, методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.

На уроках, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка). Физкультминутки проводятся только в начальной школе.

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).

3. Проводится работа по формированию здорового образа жизни.

Согласно требованиям СанПиНа обучающиеся 1 ступени обучаются в закреплённых за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. Для обучающихся 2-3 ступени действует кабинетная система. Каждый ученик обеспечен удобным рабочим местом за партой. Дети с нарушением зрения размещаются за первыми партами, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями классный руководитель рассаживает дальше от наружной стены.

В каждом учебном кабинете существует маркировка столов и стульев в соответствии с ростом ученика, но это не всегда совпадает. Во всех классах произведены разметки расположения столов от доски и между рядами. Кабинеты физики, химии оборудованы специальными демонстрационными столами, установленными на подиуме. Оборудование кабинетов информатики соответствует гигиеническим требованиям.

Учителями, в основном начальной школы,  широко используются игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения. Учителя используют разные методики ведения, закрепления и использования материала с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал.

Администрацией осуществлялся контроль за введением инноваций в учебный процесс: посещались и анализировались уроки, осуществлялся контроль за  расписанием  уроков, за соблюдением режима учебы и отдыха, наличием динамических пауз и физкультминуток на уроках; изучались классные журналы с целью проверки программ, выявления системы опроса, индивидуальной работы с учащимися, состояния успеваемости, дозировки домашних заданий.

2)   Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

Из-за ограниченной двигательной активности и в связи с повышением учебной нагрузки особую роль играет физическое воспитание школьников. В школе реализуется  режим двигательной активности обучающихся, включающий 3 урока физической культуры в неделю, физкультминутки на уроках, подвижные перемены в начальной школе, динамические паузы в 1-х классах, активные паузы и часы здоровья в группе продленного дня. Соблюдается продолжительность перемен. Обязательным направлением здоровьесберегающей  деятельности общеобразовательных учреждений является физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа (см. отчет о проведенной спортивно-массовой работе

3) Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа

Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни включает работу с кадрами, обучающимися и их родителями. В школе в системе   проводятся   беседы   по  основам   безопасности жизнедеятельности,  классные часы, спортивные праздники, состязания, конкурсы, эстафеты (см. анализ спортивно-массовой работы); индивидуальные беседы, консультации, просмотры видеофильмов и т.д. по данной проблеме. Активными формами работы с родителями - родительские собрания, классные часы, совместные мероприятия, соревнования, конкурсы.

Педагоги и родители привлекаются к совместной деятельности для проведения оздоровительных мероприятий.

4. Медицинское сопровождение обучающихся

Медицинское обеспечение детей школьного возраста предусматривает контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры. Велась работа по отслеживанию и анализу состояния здоровья учащихся.

  1. Отслеживалась  заболеваемость  учащихся  за учебные   четверти,  за  год.
  2. Отслеживались  показатели  физического  здоровья  и  физической  подготовленности  учащихся.
  3. Проведен  анализ  результатов  осмотра  учащихся, доведён до сведения родителей, педагогов, администрации школы.
  4. Сформирована специальная группа  среди учащихся 5-11-х классов.

        7. Проводились санитарно-просветительская работа учащихся и их родителей по         пропаганде здорового образа жизни.

1. Сведения о состоянии здоровья обучающихся представлены в следующей таблице.

Общая  заболеваемость  учащихся

Наименование  заболеваний

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

ОРВИ,  ОРЗ,  грипп

422 (70%)

455 (72%)

660 (100%)

Травмы, ушибы

20 (3%)

32 (5%)

47 (7%)

ЛОР

116 (19%)

95 (15%)

132 (20%)

Инфекционные заболевания

8 (1%)

12 (2%)

14 (ветряная оспа)

Бронхит

28 (4,4%)

ЖКТ

17 (3,6%)

36 (5,5%)

Заболев. нервной  системы

3 (0,5%)

Головные боли

7 (1%)

Заболевания сердца

3 (0,5%)

Заболевания почек

5 (0,8%)

Опорно-двигат. аппарат

9 (1,4%)

Болезни глаз

9 (1,4%)

Дерматит

2 (0,3%)

ВСД

4 (0,6%)

Прочее

61 (9,7%)

12 (1,8%)

Несмотря на проводимую работу, в прошедшем учебном году был высок уровень заболевания учащихся ОРВИ. ОРЗ и связанные с этим пропуски занятий учащимися, что требует большего внимания и усилий семьи и школы к закаливанию детей, к профилактической работе. Впервые данные о заболеваемости учащихся представили классные руководители (а не медицинская сестра), которые в течение учебного года фиксировали диагнозы заболеваний, информацию об  освобождении от учебных занятий и занятий физической культурой.

В текущем учебном году полное медицинское обследование прошли обучающиеся седьмых, восьмых, девятых, десятых, одиннадцатых классов (199  человек, 30.4 % от общего количества учащихся).

Суммарные данные по группам здоровья

Классы

I группа

II группа

III группа

IV группа

V группа

1-4-ые

60

230

16

1

5-9-ые

33

219

14

4

10-11-ые

4

72

1

По школе

97 (14%)

521 (80%)

30 (5%)

5 (0,8%)

1(0,2%)

Распределение учащихся по физкультурным  группам

Классы

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

1-4-ые

256

44

7

5-9-ые

222

33

15

10-11-ые

60

15

2

Всего по школе

539

92

23

Уроки физической культуры проводятся с учётом особенностей здоровья и индивидуальных возможностей учащихся по трём группам: основная – 82 % учащихся, подготовительная – 14 %, специальная – 4 %.

Сохранению здоровья школьников способствует организация горячего питания. Вопросы организации питания обсуждались на совещаниях при администрации, общешкольных родительских собраниях. Контроль за питанием учащихся возложен на Гречишкину Н.В. Она ведет учет  питающихся по школе, участвует в подборе меню и заказе продуктов, осуществляет контроль за своевременной оплатой питания.

       Обеды и полдники для обучающихся, посещающих группы продленного дня (75 человек) – обязательны. С 1 октября 2013 года организованы обеды для учащихся 2-11 классов на сумму 25 рублей в день. На сегодняшний день охвачены горячими обедами 70 человек 2-11 классов без учета ГПД (11% от общего количества учащихся)

       С 11 января 2013 года организовано питание за счет бюджетных средств в сумме 18 рублей 85 копеек  в день на одного ребенка и производится выдача молочнокислых продуктов еженедельно на сумму 23 рубля 82 копейки  для учащихся 6-9 классов из многодетных семей в количестве 11 человек. 93% учащихся по школе охвачены горячим питанием. Благодаря расширению ассортимента блюд, заключению выгодных договоров на поставку продуктов, появилась возможность увеличить в рационе количество овощей и фруктов, проводится витаминотерапия

Сравнительная таблица охвата учащихся горячим питанием

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

Начальная школа

264 (100%)

285 (100%)

270 (100%)

Основная школа

248 (91%)

283 (82%)

338 (88%)

Старшая школа

53 (85%)

По школе

565 (94%)

568  (90%)

608 (93%)

     

Сравнительный  анализ  количества  пропущенных  уроков за  последние  3  года

2010 -  2011 уч.год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

Пропущено

уроков


%

Пропущено

уроков


%

Пропущено

уроков


%

36783

6,0

42591

7,6

52721

8,4

Пропущено всего

Из них по болезни

дней

уроков

дней

уроков

По  начальной школе

3026

13356

3005

13264

По основной школе

5184

32033

4976

30611

По  старшей  школе

1319

7332

1319

7326

Всего  по школе

9529

52721

9300

52201

          Одним из условий здоровья ребенка является успешность его деятельности, а основная деятельность детей в школе-учение. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий обучения, создание психологического комфорта для учащихся и учителей имеет исключительное значение, так как установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению. В течение года проводился тематический контроль 1,2, 5, 6 классов по проблеме здоровьесбережения. Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1 классе (со 2 полугодия) –      до 1 часа;

во 2-4 классах -                           до 2 часов;

в 5-6 классах -                             до 2,5 часов;

в 7-8 классах -                             до 3 часов;

в 9-11 классах -                           до 4 часов.

При посещении уроков администрацией школы обращалось внимание на морально-психологический климат в классе, режим учебного труда и отдыха. В школе сложился здоровый морально-психологический климат, что подтверждается результатами анкетирования родителей, учителей и учащихся.

В школе работали 3 группы продлённого дня (1классы). Был составлен и утвержден единый режим  дня. Режимные моменты в группах соблюдались.

В школе работала психологическая служба. В течение учебного года проводила исследование уровня и характера школьной тревожности у учащихся 1-5-х классов, психофизическое здоровье учащихся 1-х, 5-х классов, Проводилось социологические исследования 7-11 классов по вопросу «Отношение школьников к своему здоровью». Но результаты исследований не всегда доводились до педколлектива, что снижало  их эффективность и значимость.     

Резервом для совершенствования планирования деятельности школы является реализация программы по сохранению и укреплению здоровья детей, освоение здоровьесберегающих технологий, углубление мониторинга за состоянием здоровья учащихся, повышение качественного уровня преподавания уроков физкультуры, оздоровительная деятельность учащихся на уроке, координация работы классных руководителей, учителей, учителя физкультуры, родителей по профилактике нарушения осанки, проведение специального комплекса упражнений по её восстановлению, индивидуализация воспитательной работы с учащимися по профилактике заболеваний, вредных привычек.

Задачи на 2013-2014 учебный год

  1. Создание  условий  для  совместной  деятельности  педагогических,  медицинских  работников, психолога  школы по  оздоровлению  детей, над гигиеническим обучением и воспитанием.
  2. Обеспечение  условий  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  детей  средствами  физического  воспитания: уроки  здоровья,  соревнования,  секции, спортивные  праздники, дни  здоровья.
  3. Сохранение  психологически  комфортной  атмосферы,  способствующей  сохранению  и  укреплению  здоровья.
  4. Систематический  контроль  за  использованием  здоровьесберегающих  технологий. Распространение  передового  опыта  через  презентации,  открытые  уроки.
  5. Закрепление у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразных  для их возраста гигиенических навыков и привычек; формирование осознанного отношения к здоровью, личной гигиене.
  6. Кафедре классных руководителей разработать и внедрить в новом учебном году систему классных часов, теоретических знаний и тренингов, организационных и противоэпидемиологических.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Образование и здоровье"

Проект  "Школа- территория здоровья"...

Комплексная программа "Образование и здоровье"

Данная работа поможет при планировании работы по программе "Образование и здоровье" для сотрудников и обучающихся....

Комплексная целевая программа"Образование и здоровье школьника"

Программа рассчитана на учащихся школы (1-11кл) на 3 года.Программа  с определенными направлениями( организация учебного процесса в соответствии с Санпином, двигательный режим школьника,использов...

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

Отчет о реализации программы "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"

В данном материале представлен отчет о резализации программы  "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни" за 2012 - 2015 годы...

Реализация программы «От школы здоровья сегодня – к успешному будущему – завтра»

В коррекционной школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них кроме основного диагноза (умственная отсталость) имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппа...

Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Методическая разработка  по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...