Новые подходы к управлению образованием
методическая разработка по теме

Сергеева  Валентина  Петровна

Разговор о новых подходах к управлению качеством образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_podkhody_k_upravleniyu_obrazovaniem_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Валентина Петровна, выступление, декабрь 2005 г.

Новые подходы  к управлению образованием

Мы продолжаем наш разговор о новых подходах к управлению качеством образования. С прошлого учебного года в нашей школе работают 4 проблемно-методические группы: «Здоровье», «Воспитание», «Образование» и «Условия» с переменным составом. Основное назначение этих групп – изучение состояния образовательной системы школы, выявление проблемы, обозначение ее перед администрацией и коллективом и влияние на решение проблемы.

С этой целью в прошлом учебном году помимо методической учебы в рамках заседания ПМГ ими проводилась практико-диагностическая работа, а именно сбор материалов к педсоветам, проводились дни ДРК.

На ноябрьском педсовете «Влияние состояние здоровья учащихся на уровень качества знаний учащихся» рассматривались следующие вопросы:

1. Влияние педагогической образовательной среды на здоровье учащихся.

2. Результаты дня ДРК по проблеме «Здоровье учеников в режиме дня школы».

3. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе (вести с курсов).

Основное содержание работы педсовета – практическая часть. Результаты микроисследования «Влияние учебной нагрузки на организм детей» (5, 9, 10, 11 классы) и анкетирование «Режим дня школьника»: питание, отдых, занятость, сон, причем характеристика сна исследовалась по двум основным качествам: периодичность и глубина.

Почему мы уделяем такое внимание именно этому отрезку суток жизни ребенка? Мало кто из родителей знает, что младший школьник должен спать 10-11 часов, учащиеся 7-8 классов – 9-10 часов. Мы связали продолжительность сна с успеваемостью и установили, что у большинства недосыпающих школьников посредственные успехи в учебе (справку зачитать).

Следующий аспект отрицательно влияющий на состояние ученика – это время, проведенное у телеэкрана и содержательная линия просматриваемых программ. И время, и  качество телепередач – причины высокой возбудимости школьников и тревожного сна, а следствие – быстрая утомляемость на уроках, т.е. низкая успеваемость.

В рамках этого дня ДРК два раза: перед  уроками и после уроков учащимся измерялось кровяное давление. Вывод: из 12-ти учащихся 5-го класса у 4-х давление снизилось незначительно, а у старшеклассников – практически у всех понизилось давление, что свидетельствует об утомляемости школьников.

После рассмотрения полученных практических материалов принимается решение, в частности, каждому классному руководителю систематизировать полученные данные, увязать цифровые показатели с успеваемостью обучающихся, их поведением, настроением; индивидуализировать и довести до сведения родителей. Провести родительское собрание на тему «Режим питания детей».

И вообще полученный практический материал можно считать неким щитом от «нападок» родителей на школу, учителя, дав научное обоснование низкой успеваемости некоторой категории детей.

Кстати, в соответствии с планом УВР, проводился тематический контроль «Учет педагогических факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся при организации и проведении уроков».

На что обращалось внимание в ходе наблюдения за уроками:

1. Учет возрастных особенностей

2. Учет индивидуальных способностей

3. Применение современных техник и технологий, форм занятий

4. Микроклимат: ориентированность на уважительное отношение к каждому

5. Анализ и оценка способов проработки учащимися программного материала, его соответствие психофизическим особенностям (что понравилось на уроке? Когда было легко?)

6. Создание на каждом уроке условий для самостоятельного выбора учеником способов работ, типов заданий, видов и форм учебного материала.

Второй педсовет по значимости жизненных критериев «Формирование нравственных качеств личности, развитие общечеловеческих и национальных качеств, повышение воспитанности».

Вообще уровень воспитанности – это такой критерий, который сложно поддается объективной оценке.

Поэтому когда были проанализированы показатели диагностики уровня воспитанности 10 класса, то выявились комичные вещи: например, у учащихся, практически не успевающих по предметам естественно-математического цикла, такие показатели, как умение логически рассуждать, анализировать и т.д., оказались на достаточном уровне, и другие странности.

Поэтому решено было не выносить на обсуждение эти результаты, а провести доказательную самодиагностику (пояснить, что это значит).

К педсовету же в начальных классах был проведен педагогический практикум по проблеме

I. Родителям проследить за ростом общественной активности ребенка. Вопросы предлагались следующие:

1. Какие постоянные поручения имеет ваш сын (дочь) в классе?

2. Как выполняет эти поручения (охотно или под чьим-то давлением)?

3. Как вы относитесь к выполнению общественных поручений вашим сыном (дочерью)?

4. Какую помощь оказываете ребенку в выполнении поручений?

Для выявления представлений детей об их жизненных ценностях учащимся предложили продолжить фразы:

  • Самое дорогое для человека
  • Кто я?
  • Какой я?
  • Что бы я попросил у золотой рыбки и т.д.

Очень просты, но глубоки по содержанию были вопросы анкеты по выявлению уровня нравственного развития:

  • Какого человека называют хорошим?
  • Какой ты: хороший или плохой?
  • Как относятся к тебе другие люди?
  • Кто или что помогает тебе стать лучше?
  • Каким должен быть русский человек?

Результаты опросов были очень интересны, материал получен богатейший и классному руководителю не надо уже «высасывать» темы собрания с родителями (анализ анкет) и индивидуальных бесед и рекомендаций.

Такая практическая работа повышает мотивацию родителей к школьной жизни и роль классного руководителя в воспитании детей и оказании практической помощи родителям в выявлении пробелов в воспитании.

Эти два педсовета проходили в традиционной форме, но это не значит, что они не вызывали интерес у педколлектива. Многие полученные данные диагностики, опросов, анкет вызывали интерес и повышенное внимание.

Педсовет «Формирование адаптивного образовательного пространства для повышения качества знаний учащихся» проходил в нетрадиционной форме, был деятельностным, т.е. активным участником был каждый педагог. С целью подготовки материалов к педсовету был проведен день ДРК по проблеме «Оценка степени адаптивности УВП школы», который в целом включал в себя 4 микроисследования, результаты двух были уже готовы. Это: 1. «Оценка адаптивности ученика в образовательной среде». 2. «Оценка родителями об адаптивности ученика в школе».

Другие два микроисследования проводились непосредственно на педсовете. Это: «Оценка создаваемой учителем адаптивности образовательной среды на учебном занятии» и «Оценка создаваемой руководителем школы адаптивной образовательной среды учебного заведения».

Результаты всех микроисследований рассматривались в сравнении (рассказать о результатах).

Т.о., в течение всего учебного года учителя были вовлечены в работу по управлению качеством образования, что способствует развитию у педагогов исследовательских компетенций.

Администрация школы уверена, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах диагностики и контроля. Единоначалие в инспектировании снижает его результативность… Доля полномочий в управлении качеством образования, делегируемых учителям, общественным структурам, в нашей школе максимальна. Безусловно, нужна разработанная процедура механизма, таковой является в нашей школе ПМГ.

Руководителям групп пришлось глубоко изучить методику оперативного управления качеством образования в школе П.И. Третьякова.

Информация о состоянии дел в школе, собираемая самими учителями, позволяет оказывать оперативную помощь в управлении качеством образования, обладает большой силой воздействия на педагогов, так как исходит от их коллег, повышает статус педагога в коллективе. Работа на доверии раскрепощает и воодушевляет учителя, развивает инициативу, самостоятельность, создает в коллективе атмосферу творчества, но в то же время и ответственности.

Люди учатся всю жизнь. Согласно социсследованиям, 20% своих знаний они получают, обучаясь в учебных заведениях разного уровня и назначения. Остальные 80% знаний, опыта получают через взаимодействие с другими людьми, самостоятельно в результате собственной аналитической работы, рефлексии, критического отношения к своему опыту и самому себе.

Таким образом, в нашей школе приоритетной технологией методической учебы педагогов, развития их профессиональных компетенций является «обучение действием».

Исходя из результатов работы ПМГ, школой в целом разработаны программы работы групп на текущий год (показать).

В начале этого учебного года администрация школы провела оценку ключевых компетенций педагогов и предложила каждому сделать самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития

В статье "Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития" описываются новшества вводимые для развития экологического...

Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.

Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива  может влиять класснй руководитель?...

Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы

Сборник материалов заочной конференции...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....

Роль учителя физической культуры в повышении эффективности и качества обучения на основе новых подходов модернизации Российского образования

 Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным пот...

Сборник научных материалов конференции по итогам I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРО

Сборник включает статьи участников I Всеросийской (национальной) научнопрактической конференции с международным участием «Инновационные технологии в науке: управление качеством, метрологическое ...