Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития
статья по экологии (11 класс) на тему

В статье "Новые подходы к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми в интересах устойчивого развития" описываются новшества вводимые для развития экологического образования в Республики Коми, существующие проблемы в приемственности экологического образования и возможные пути их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dunaeva_statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 374.31

Новые подходы
к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми
в интересах устойчивого развития

Дунаева Е.Г., Ныркова С.А.

(ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр»
ГАОУОШИ «Коми республиканский физико-математический лицей-интернат», Сыктывкар)

Экологические кризисы – это прямое следствие экономических, политических, технологических, правовых и нравственных кризисов. Попытки ограничиться мерами природоохранного характера, при ориентации на устойчивое развитие недостаточны и малоэффективны. [1]

В 2009 г. депутат Европарламента Джульетто Кьеза обратил внимание участников мирового политического форума в Ярославле на то, что у человечества осталось всего несколько лет, чтобы предотвратить глобальную экологическую катастрофу. При этом депутат отметил, что человечество совершенно не готово к мерам по ее предотвращению.

Республика Коми является уникальным природным регионом, где расположены последние крупнейшие массивы древесных таёжных лесов мира, а доля нетронутых ландшафтов составляет более 60%. Парма и её реки – источник пищи, жизнеобеспечения и культуры коренного народа коми. В то же время Республика Коми – район интенсивного промышленного освоения. Это создаёт большое количество экологических проблем, требующих от населения республики высокой культуры природопользования, обеспечивающего устойчивое развитие региона. [3]

Традиционная система непрерывного экологического образования, в которой главный акцент делается на экологические знания, недостаточно эффективна для формирования экологической культуры. Результатом последней становится  экологическая эрудиция, но низкий уровень природоохранной активности, слабо выраженное субъективное, этическое отношение к природе.

Цель экологического образования в интересах устойчивого развития –  формирование у молодого поколения экологической культуры, которая включает экологическую направленность личности, экологическое мышление, умение повышать свою экологическую грамотность, осуществлять эколого-проектную деятельность в интересах устойчивого развития. [2]

Важно отметить, что формирование самосознания, ценностных установок, социально значимых правил и норм поведения, ответственности заканчивается в подростковом возрасте, и на долю юношества остается лишь их укрепление и совершенствование. [4] Именно поэтому можно утверждать, что образование будущих специалистов промышленных отраслей Республики Коми начинается не в аудитории ВУЗов, а еще на школьной скамье.

В настоящее время в России уже существуют предпосылки создания новой образовательной среды. Так экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС. Разработана Концепция экологического образования.

Предмет «Экология» преподается в Республике Коми как один из предметов национально-регионального компонента и включается в образовательный план по усмотрению самого образовательного учреждения. В соответствии с принятыми нормативными актами и на основе базисного учебного плана на предмет отводится 1 час в неделю с 5 по 11 класс. [6]

Огромным прорывом для экологического образования нашего региона стало издание мультимедийного учебно-методического комплекта «Зеленый пакет». Главная задача издания заключается в формировании у учащихся ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома, в обществе, а не только в получении и закреплении новых знаний в области окружающей среды. В настоящее время «Зелёный пакет» есть во всех школах республики, и все учителя естественнонаучных предметов имеют возможность использовать его в своей практике.

С другой стороны в республике реализуется, в том числе с активным участием коллектива ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр» (Коми РЭБЦ), ряд проектов Баренц-сотрудничества, позволяющий обмениваться педагогическим опытом в области экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития с коллегами из скандинавских стран.

В Коми разрабатываются новые модели позволяющие решать эти задачи на уровне дополнительного образования. Содержание Образовательной программы Коми РЭБЦ строится на основе четырёх сквозных линий: «Учусь экологическому мышлению», «Учусь чувствовать», «Учусь управлять собой», «Учусь действовать».

Каждая из выделенных содержательных линий носит интегративный, междисциплинарный характер и направлена на достижение цели и задач ЭОУР.

Содержательная линия «Учусь экологическому мышлению» содержит сведения об экологических связях в системе «человек – общество – природа».

«Учусь чувствовать» включает психо-эмоциональные тренинги, игры и упражнения на развитие эмоционально-чувственного восприятия природы, самопознания и самосознания себя как части природы.

Содержание линии «Учусь управлять собой» исходит из мысли о том, что научиться управлять природой можно, только научившись управлять собой. Здесь формируются представления об экологической культуре общества и человека, их роли в устойчивом развитии.

Содержательная линия «Учусь действовать» предусматривает формирование представлений о путях решения современных глобальных, общероссийских и местных экологических проблем. В ее рамках организуется творческая, исследовательская и проектная деятельность по формированию личного опыта посильного участия в решении социально- и личностно-значимых экологических проблем.

Все четыре линии уже нашли своё отражение в различных проектах Центра: они хорошо вписываются в программы детских эколого-краеведческих экспедиций, Всероссийских и Международных этно-экологических лагерей, в детские эколого-социальные проекты и учебно-исследовательскую деятельность. Три из четырёх линий стали объектом мониторинга результативности дополнительных образовательных программ. Как показывает опыт преподавания предмета экология в ГАОУ ОШИ «Коми республиканский физико-математический лицей-интернат» («КРФМЛИ») данные содержательные линии могут вписываться и в школьный курс общей экологии. В то же время коллегами из Швеции и Финляндии было демонстрировано на мастер-классах, как подобные подходы можно использовать на любых предметах естественнонаучного и даже гуманитарного цикла.

Опыт использования  «Зелёного пакета» и данного подхода в Коми РЭБЦ и КРФМЛИ еще не так велик, чтобы говорить о стойком педагогическом эффекте, но это уже шаг на пути формирования экологической ответственности будущих выпускников школы и абитуриентов ВУЗОВ. Предполагается, что эти подходы позволят подросткам к моменту поступления в выбранное ими учебное заведение достигать к юношескому возрасту следующих задач развития:

  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
  • развитие осознания главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования с учетом регионального опыта;
  • формирование умения применять эколого-значимые знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории региона. [4]

Вместе с тем существует противоречие между наличием условий для формирования экологической культуры выпускников и отсутствия запроса на конкурентно-способного выпускника не только с позиции общей эрудиции, но и эколого-сообразного поведения. Главный приоритет общеобразовательных школ – это результаты ЕГЭ. Это означает, что учителя, преподающие дисциплины  естественнонаучного цикла, не будут «жертвовать» учебным временем на реализацию новых подходов экологического образования. На эту ситуацию в настоящее время могут повлиять только высшие учебные заведения. Если помимо результатов ЕГЭ критерием для поступления станет экологическое образование выпускника школы, то школам придётся делать на него упор. В этом случае сохранится преемственность экологического образования и, при создании специальных условий в системе высшего образования, можно будет достичь  следующих результатов:

  • сформированность у выпускника ВУЗа представлений об экологической культуре как средстве достижения устойчивого развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа", их противоречиях, закономерностях, теориях и моделях развития, историческом опыте экологической культуры разных времен и народов;
  • владение экологическим мышлением как средством научного познания, опытом его творческого применения в познавательной, коммуникативной, практической деятельности, при самоопределении;
  • владение умениями применять экологические знания при анализе жизненных ситуаций, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, труженик, потребитель, член семьи), знание экологических императивов, гражданских прав и обязанностей по бережному потреблению энергии и материальных благ в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • умение моделировать по заданным параметрам влияние экологических рисков на здоровье и безопасность жизни, увеличение экономических затрат в разных сферах человеческой деятельности;
  • способность выражать личное отношение к экологическим ценностям, сформированность моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде, умение принимать решения в условиях противоречия экологических, экономических и социальных интересов;
  • способность к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, индивидуальной и партнерской деятельности, направленной на решение личностно и социально значимых проблем местного сообщества, связанных с его устойчивым развитием, экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры;
  • способность к рефлексии личного опыта воспроизводства, выбора и порождения новых эколого-культурных образцов поведения и применение его в экологическом просвещении (сверстников, родителей и других социальных групп населения). [4]

На наш взгляд внедрение новых подходов к экологическому образованию выпускников образовательных учреждений Республики Коми является важным условием выполнения программы “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу” подписанной президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым в 2008 году. [5]

Библиографические ссылки:

  1. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания. – М., 2003.
  2. Захлебный А.Н., Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2010.
  3. Зелёный пакет: Комплект образовательных материалов – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2009.
  4. Ныркова С.А., Дунаева Е.Г. Возрастная динамика форм экологического образования в учреждениях дополнительного образования детей. – Сыктывкар, 2013.
  5. Российская газета. Выпуск № 4877 от 30 марта 2009 года.
  6. Скроцкий Б.В. Методические рекомендации по изучению предмета «Экология» в общеобразовательных учреждениях Республики Коми в рамках регионального компонента учебного плана в ключе разработки стратегического плана развития туризма в Республике Коми. Сыктывкар, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция образования в интересах устойчивого развития

Теоретическое обоснование программы экспериментальной деятельности педагогического коллектива в рамках Десятилетия ОУР ООН 2005 - 2014 гг....

Педагогический практикум учителей мировой художественной культуры образовательных учреждений Республики Крым.

03.09.2015 в городе Алушта состоялось проведение педагогического практикума учителей мировой художественной культуры образовательных учреждений Республики Крым по теме: «Формирование духовной культуры...

Преподавание географии в интересах устойчивого развития на основе ФГОС ООО

В данной презентации вы ознакомитесь с основными нормативными актами, регулирующими преподавание географии в основной школе. Также вы раскороете для себя поняти "устойчивое развитие" и необходимость п...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...