СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

На протяжении многих лет существует сотрудничество между государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Дворцом детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга и отделениями дополнительного образования детей ГБОУ СОШ Московского района. В рамках данного сотрудничества ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга осуществляет оперативную методическую поддержку руководителей и методистов ОДОД по вопросам программно-методического обеспечения, нормативно-распорядительной документации ОДОД, повышению педагогического мастерства специалистов ОДОД посредством обмена опытом, участия в районных конкурсах и мероприятиях.

Идея создания Сетевого сообщества педагогов (ССП) возникла еще в 2011 году как оптимальная модель взаимодействия педагогов дополнительного образования Московского района.

Сетевое сообщество государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворца детского (юношеского) творчества и отделений дополнительного образования детей образовательных учреждений Московского района направлено на поддержку педагогов дополнительного образования, работающих в ОДОД школ района.

Цель – повышение качества образовательной деятельности в ОДОД ОУ Московского района. Деятельность Сетевого сообщества направлена на достижение поставленной цели и задач, которые указаны в Положении ССП.

Задачи:

· систематическое практико-ориентированное постдипломное образование специалистов ОДОД;

· повышение уровня профессионального мастерства и компетентности специалистов ОДОД на базе ДД(Ю)Т;

· развитие творчества и новаторства в педагогической деятельности;

· формирование субъектной позиции педагога ОУ, позволяющей использовать профобразование и самообразование как средство самореализации;

· выявление и распространение инноваций в деятельности дополнительного образования детей;

· анализ проблем и прогнозирование результатов методической работы ССП;

· создание условий для обмена опытом специалистов дополнительного образования района;

· распространение среди ОДОД научно-методической информации.

Деятельность Сетевого сообщества регламентируется

в соответствии с Законом РФ «Об Образовании», Уставом учреждения, а также Положением о Сетевом сообществе педагогов учреждения дополнительного образования детей и отделений дополнительного образования детей образовательных учреждений Московского района Санкт-Петербурга, согласованным с отделом образования администрации Московского района Санкт-Петербурга.

Участниками Сетевого сообщества являются специалисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т и ОДОД ОУ Московского района, имея равные

права на самореализацию, информационно-методическую поддержку и участие в мероприятиях сообщества.

Работа в рамках Сетевого сообщества осуществляется методистом–координатором с привлечением профильных методистов и специалистов системы дополнительного образования. Мероприятия Сетевого сообщества организуются на базе ГБУ ДО ДД(Ю)Т и ОУ Московского района.

Деятельность Сетевого сообщества отличается от организации районных методических объединений. Во-первых, деятельность сетевого сообщества намного шире деятельности РМО, так как РМО выступают одной из форм Сетевого сообщества. Во-вторых, деятельность различных районных методических объединений обычно не связана между собой и не имеет единых целей, участники РМО различных направленностей практически не взаимодействуют друг с другом, нет единой системы управления и информирования. В рамках Сетевого сообщества РМО выступают элементами системы и не имеют абсолютной автономии, что позволяет сделать их работу наиболее эффективной и целенаправленной. РМО, организованные в соответствии с направлениями деятельности, способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в конкретной области, в то время как основные организационные, методические и координационные вопросы решаются через руководителей ОДОД и регламентируются РМО «Методическая поддержка руководителей отделений дополнительного образования детей».

Ежегодно в соответствии с приказами ДД(Ю)Т «Об организации районных методических объединений» реализуется не менее девяти районных методических объединений, по наиболее актуальным направлениям:

1. «Методическая поддержка руководителей отделений дополнительного образования детей»;

2. РМО «ИЗО и ДПИ»;

3. РМО по естественнонаучной направленности;

4. РМО по хореографии;

5. РМО по направлению «Малые театральные формы»;

6. РМО по вокально-хоровому направлению;

7. РМО по шахматам;

8. РМО «Методическая поддержка деятельности детских общественных организаций»;

9. РМО по социально-педагогической направленности;

10. РМО по музыкально-инструментальному направлению.

Создание Сетевого сообщества было обусловлено определенными факторами:

1. Необходимость повышения профессиональной компетентности специалистов ОДОД, в области дополнительного образования.

Исходя из особенностей системы дополнительного образования, появилась необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования ОДОД. В основном в отделениях дополнительного образования работают учителя. Учителю, работающему в школе на протяжении многих лет, бывает нелегко перейти от урочной системы преподавания и организовывать занятия в ОДОД в соответствии с принципами дополнительного образования детей.

Организация повышения компетентности специалистов ОДОД осуществляется в соответствии с запросами руководителей ОДОД посредством проведения обучающих семинаров, индивидуальных и тематических консультаций, конкурсов профессионального мастерства. Индивидуальные консультации проводятся для всех специалистов ОДОД (руководителей ОДОД, методистов ОДОД, педагогов дополнительного образования) в соответствии с необходимостью решения конкретной задачи. По наиболее актуальным темам организуются тематические консультации. В рамках Сетевого

сообщества ежегодно проводится один конкурс педагогического мастерства направленный на:

· выявление и распространение лучших образцов педагогического творчества в системе дополнительного образования Московского района;

· обмен опытом между специалистами системы дополнительного образования УДОД и ОДОД;

· раскрытие творческого потенциала специалистов системы дополнительного образования;

· формирование навыков публичного представления опыта работы;

· обеспечение доступности материалов участников и победителей конкурса для педагогических работников дополнительного образования района.

2. Необходимость формирования единого информационного поля.

Данный фактор был одним из определяющих, так как собрать всех педагогов дополнительного образования в одном месте и в одно время не представляется возможным, как по причине общей численности педагогов дополнительного образования района (28 ОДОД), так и в соответствии с различной занятостью специалистов. Таким образом, в ОДОД возникали определенные трудности: отсутствие единых правил оформления дополнительных общеобразовательных программ, рабочих программ, журналов учета работы педагогов дополнительного образования, наличие системы оформления документации ОДОД, непонимание специфики учебного занятие в системе дополнительного образования.

Решением данного вопроса стало обучение руководителей ОДОД организации и проведению совещаний с педагогами дополнительного образования. Все материалы определенной темы, обсуждаемой на совещании Сетевого сообщества, на котором присутствуют руководители ОДОД (если данная информация актуальна для педагогов дополнительного образования), передаются руководителям ОДОД с четкой

подробной инструкцией ее описания, презентацией, раздаточным материалом, с целью организации методических совещаний на базе ОУ.

С целью систематизации деятельности Сетевого сообщества, а также доступного и быстрого информационного оповещения всех участников Сетевого сообщества на сайте ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района создана страница деятельности сетевого сообщества. В разделе Сетевого сообщества любой специалист системы дополнительного образования сможет узнать информацию о деятельности Сетевого сообщества, познакомиться с положениями районных конкурсов, посмотреть отчеты и анонсы мероприятий.

Для наиболее эффективной и оперативной работы с руководителями ОДОД взаимодействие осуществляется в онлайн-режиме. Руководители ОДОД могут задавать интересующие их вопросы посредством электронной почты, созданной специально для обсуждения деятельности сетевого сообщества, а также любых вопросов, связанных с дополнительным образованием детей. Вопросы рассматриваются в онлайн-режиме, что позволяет оптимизировать деятельность ОДОД, а также сократить количество индивидуальных консультаций. Если же проблема/вопрос специалиста ОДОД требует более детального рассмотрения, то в виде ответа на запрос приходит приглашение на индивидуальную консультацию либо рекомендация обратиться к профильному методисту.

Модель Сетевого сообщества включает несколько субъектов: от методиста-координатора ГБУ ДО ДД(Ю)Т до педагогов дополнительного образования ОДОД, не пропуская ни одно звено в цепи взаимодействия (см. схема №3).

3. Отсутствие системы взаимодействия и обмена опытом между специалистами дополнительного образования УДОД и ОДОД.

С целью организации взаимодействия, обмена опытом между специалистами УДОД и ОДОД, функционируют районные

методические объединения, организуются тематические семинары и совместные конкурсы профессионального мастерства.

Уже на протяжении нескольких лет в рамках плана Сетевого сообщества проводятся конкурсы профессионального мастерства «Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании», «Учебное занятие в системе дополнительного образования», в которых принимают участие как специалисты УДОД, так и специалисты ОДОД. Участники конкурса могут поделиться опытом, познакомиться с методическими разработками и технологиями других специалистов, которые можно применять на практике. Специалисты, показавшие лучшие практики, могут быть приглашены для совместного участия в районных семинарах, организуемых с целью обмена опытом.

Благодаря Сетевому сообществу как модели взаимодействия педагогов дополнительного образования осуществляется информационное обеспечение всех педагогических кадров отделений дополнительного образования.

Сетевое сообщество работает в соответствии с перспективным планом, составленным с учетом потребностей специалистов ОДОД Московского района (в соответствии с показателями анкетирования руководителей ОДОД, актуальными вопросами системы дополнительного образования). Данный план включает в себя различные направления деятельности и формы реализации, необходимые для решения цели и задач Сетевого сообщества:

· совещания,

· индивидуальные и тематические консультации,

· конкурсы,

· мастер-классы,

· РМО.

Таким образом, Сетевое сообщество стало новой формой многолетней системы взаимодействия, способной повысить качество образования в ОДОД. Сетевое сообщество соединяет в единую систему различные формы взаимодействия УДОД и ОДОД (РМО, районные конкурсы, тематические и индивидуальные консультации, семинары и т.д.), обеспечивая работу всех образовательных элементов как единый организм.

Инновационным элементом данной практики можно считать обобщение всех традиционных и апробированных форм работы с отделениями дополнительного образования в единую систему, направленную на решение конкретных целей и задач, создание общего информационного поля, позволяющего реализоваться каждому специалисту дополнительного образования.

О результативности реализации Сетевого сообщества свидетельствуют следующие показатели:

1) результативность и повышения качества конкурсных выступлений и работ специалистов ОДОД на районных конкурсах профессионального мастерства (районные конкурсы педагогического мастерства: «Методическая продукция», «Электронные образовательные ресурсы», «Учебное занятие в системе дополнительного образования»);

2) высокая степень активности участников сетевого сообщества:

· ежегодно проводится не менее 200 индивидуальных консультаций в соответствии с запросами специалистов ОДОД;

· ежедневно осуществляется не менее 5 on-line консультаций;

· ежегодно повышающиеся показатели посещения мероприятий сетевого сообщества

3) проведение районных мероприятий участниками сетевого сообщества (организация РМО на базе ОУ);

4) повышение методической грамотности специалистов ОДОД (оформление локальных актов ОДОД и т.д.);

5) отзывы и благодарности от участников сетевого сообщества.

Представленная модель взаимодействия может быть реализована в любом районе города, вовлекая всех специалистов системы дополнительного образования в открытое взаимодействие и сотрудничество.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся эстетического аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски ра

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Мироненкова Т.И. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски радуги

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...

Охрана труда в образовательном учреждении Петроградского района Санкт-Петербурга

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст. 211 ТК РФ). Работодатель (руководст...

Методическое сопровождение деятельности по антикоррупционному образованию в общеобразовательных организациях Московского района Санкт-Петербурга

Статья включает в себя основные направления методического сопровождения общеобразовательных организаций Московского района по организации антикоррупционного образования, внедрению в деятельность ...

Методическое сопровождение деятельности по антикоррупционному образованию в общеобразовательных организациях Московского района Санкт-Петербурга

Статья включает в себя основные направления методического сопровождения общеобразовательных организаций Московского района по организации антикоррупционного образования, внедрению в деятельность ...