педагогический совет "Адаптация обучающихся 5-х классов"
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Зинина Гульнара Ильясовна

В данной разработке представлен порядок проведения педагогического совета по данной проблеме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85

Ленинского района г. Ижевска                                                                        

ПРОТОКОЛ № 3

от 26.11.2012 года заседания педагогического совета школы                                                                                                                                

ПОВЕСТКА ДНЯ:        

  1. Выполнение решения малого педсовета комплектование 5-х классов различных направлений на основе имеющихся у школы ресурсов 23.04.2012 года                
  2. Преемственность между начальной школой и средним звеном

Присутствовали: учителя, выпустившие  4 – е классы, учителя 4-х классов  учителя-предметники, работающие в 5 классах, заместители директора по учебно-воспитательной работе.

По решению малого педсовета от 23.04.2012 года проведены  родительские собрания в 4-х классах, где родители ознакомлены с  результатами диагностики направленности способностей обучающихся 4-х классов и запросов родителей на образовательные услуги 25, 26 апреля 2012 года. Будущими классными руководителями и учителями - предметниками посещены уроки и внеурочные мероприятия в 4 – х классах с целью знакомства с классными коллективами. На 2012-13 учебный год сформированы четыре 5-х класса в соответствии с выбранными направлениями: математический, лингвистический, художественно - эстетический, кадетский. Организовано посещение уроков в 5-х классах, учителями начальной школы при подготовке к малому педсовету по преемственности.

Слушали заместителя директора по УВР Г.И. Зинину

Переход в пятый класс - это испытание, как для школьников, так и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей. Учителю начальной школы доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене. Цель педсовета: 

  • Выявление проблем преемственности, влияющих на качество знаний учащихся при переходе из начальной школы в среднюю;
  • Нахождение эффективных путей решения данных проблем;

В октябре 2012 года в соответствии с планом работы школы был проведен административный контроль, целью которого являлось оценка  состояния преемственности в обучении и воспитании учащихся 4-5 классах. Для сбора информации были проведены:

  • Проверка осознанности чтения;
  • Контрольные работы по математике и русскому языку;
  • Проведен сравнительный анализ результатов с итогами прошлого года.
  • Наблюдение за поведением учащихся на уроках и во вне учебное время;
  • Определение уровня тревожности
  • Контроль за ведением дневников учащимися 5 – х классов
  • Контроль за ведением рабочих тетрадей учащимися 5 – х классов

В 2011-12 учебном году были выпущены 4 четвертых класса. Краткую характеристику классов дала руководитель  ШМО учителей начальных классов Зайцева Е.А.

4А Кунгурова Наталья Николаевна (24чел.) Программа: «Перспективная начальная школа» Руководитель проекта Н.А. Чуракова.  Учащиеся показывают успехи в изучении многих предметов. Все учащиеся данного класса активные участники мероприятий и акций, проводимых под руководством ДЮЦ «Граница». На «4» и «5» в классе учатся – 18 человек из 25. В классе много высокомотивированных на успешную учебную деятельность, работоспособных, активных, которые помимо школы учатся в музыкальной, художественной школах, посещают спортивные секции. Родители активно посещают родительские собрания, откликаются на все просьбы. любят соревноваться, проявляют себя, организуя и участвуя в мероприятиях школы, класса.

4Б Бегунова Р.В.(22чел.) Программа «Начальная школа 21 века» под редакцией Виноградовой. По итогам года 15 ударников, с одной тройкой – 2 человека. Учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, в школьных мероприятиях. Особенно нравится участвовать в творческих мероприятиях. Учащиеся класса имеют высокий потенциал, который требует постоянного внимания со стороны учителя. Родители учащихся являются активными помощниками в делах класса.

4в Смирнова Ираида Николаевна (25чел.) Программа: «Школа России» Руководитель проекта А.А.Плешаков.  По успеваемости класс средний: 9 ударников. Человек 7 ощущают сложность по тем или иным предметам. Учащиеся 4в  разные по характеру, каждый со своим характером, в коллективе доброжелательная атмосфера. В классе есть лидеры. Дети учатся договариваться друг другом, решать проблемы без конфликтов. Охотно отзываются на просьбы.

4г Докучаева Лариса Юрьевна (24чел.) Программа: «Школа России». Руководитель проекта А.А.Плешаков. Ударников – 7 чел., С одной 3 – 4 человека, 1 неуспевающий (Кочуров В.), оставлен на второй год. Средний балл – 3, учебная мотивация низкая, низкая работоспособность и активность на уроке. Много ребят поведенческих, в связи, с чем сложно удержать дисциплину. Воспринимают лишь одного учителя. Ребята друг к другу относятся дружелюбно, но есть агрессивные дети, которые провоцируют в классе драки и ссоры. Родители в классе отзывчивые, выполняют любое требование классного руководителя, но необходимо каждому конкретно давать поручение.

Классные руководители 5 классов дали своим классам краткую характеристику:

        5а класс, классный руководитель Василевич В.С. В классе 26 человек, основу класса составляет 4 б класс (учитель Бегунова Р.В.). За I четверть отличников нет, но есть потенциал – это Овчинникова У. и Шастина К.; 18 хорошистов и 1 ученик Аббасов С. закончил I четверть с неудовлетворительными оценками по 5 предметам – это математика, история, природоведение, физкультура, иностранный язык. Уровень сформированности общеучебных навыков класса выше среднего, но у Абассова С. они находятся на крайне низком уровне. Класс дружный, дети активно участвуют как в жизни класса, так и школы. Самоуправление в классе находится в стадии формирования, но учащиеся уже могут самостоятельно организовать мероприятие. Ребята в классе очень активны, любопытны, жизнерадостные, помогают друг другу и классному руководителю.

5 б класс, классный руководитель Столповская Е.С. В классе обучается 25 человек. Класс сформирован на базе кадетского 4 а класса. Вновь пришли 2 ученика. Взаимопонимание, коллективизм, дружба, умение выражать своё мнение, отстаивать его – вот качества характеризующие класс.  Особенностью коллектива является сдержанность. Ребят сложно вывести на разговор, но когда удаётся добиться откровенности, удивляют необычность суждений и взрослость  детей. Т.к. в классе много девочек, ощущается преобладание девичьего темперамента. Следует обратить внимание на Маслову Д., Аверьянову В., Иванову К. – девочки обладают лидерскими задатками и могут вести за собой класс. Учащиеся  серьёзно настроены на учёбу, ощущается поддержка со стороны родителей.  Ребята хорошо усваивают учебный материал, дисциплинированы на уроках, выполняют домашние задания, в большинстве аккуратны.  Деловую атмосферу создаёт и наличие школьной формы у учащихся. В классе сложился актив – Смердова В., Мерзляков М., Нафикова Д., Вязникова А. Родители посещают школу, прислушиваются к советам и замечаниям учителей, организуют мероприятия, предлагают помощь. Эти традиции сохраняются с начальной школы.

5 в класс Гилязетдинова В.М. В классе 25 учащихся: 15 мальчиков и 10 девочек, ударников – 5, вновь прибывших 5 учащихся (шк. № 5, № 45, № 51, ш/с № 218), неполных – 11, опекаемых – 2. Дисциплина слабая. Систематически нарушают дисциплину: Запольских Л., Гилязов, Стельмах, Бажина. Есть учащиеся, поддерживающие этих детей. Домашние задания делают не качественно, тратя на их выполнение 30-60 минут. При выполнении домашнего задания почти всем помогают родители. В классных и школьных мероприятиях участвовать не хотят, участвуют в основном одни и те же. Отношения в классном коллективе ровные, дружеские.

5г класс классный руководитель Янчукевич И.А. В классе 9 девочек и 16 мальчиков. Учащиеся класса являются работоспособными, успеваемость за I четверть составила 100%, качество знаний 60%, 6 человек с одной «3». Ребята проявляют интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, в целом сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку, однако некоторые позволяют себе некорректное поведение по отношению к другим ученикам. Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. Учащиеся еще не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. В классе сформированы обычаи и традиции, которые мы будем продолжать. Есть учащиеся, требующие персонального внимания: Калинин,  Иньков, Белоцерковская, Бабушкина, Мосалев.

Заместитель директора по УВР Зинина Г.И. дала общую характеристику учащимся 5-х классов: в параллели 5-х классов обучается 88 человек, окончившие 4-ый класс нашей школы успешность обучения составляет 100%.

Класс

4- е кл

4 класс

5 класс

4 класс

5 класс

4 класс

5 класс

4 класс

5 класс

4 класс

5 класс

Качество знаний (%)

83

60

57

82

33

63

50

33

56

60

С 1-«3» (%)

21

4

19

29

18

Отличники

нет

С 2 «4»

-

1

-

1

-

1

-

1

-

4

С результатами контроля  по математике познакомила руководитель ШМО учителей математики Залялова Л.В. Работа была составлена и согласована с заместителем директора по начальным классам, I задание состояло из 4-х примеров на все математические действия, почти все учащиеся выполнили верно, лишь 4-5 человек допустили ошибки в основном на вычитание, умножение и деление, результаты этого года от результатов 4-го класса резко не отличается, основная причина снижения правильности выполнения – это невнимательность, отвлеченность. С решением уравнения ребята справились все. IV задание: надо было найти периметр и площадь прямоугольника. Почти все учащиеся справились с заданием, 15% из них ошиблись в расчете площади и единицах измерения. V задание: задача на встречное движение. Задачи всегда вызывают трудности, но многие учащиеся справились с заданием хорошо. Логическое задание всегда вызывает трудности у учащихся, не исключение и этот год. Только 30% учеников справились с выполнением 6 задания, что соответствует результатам прошлого года. В ходе проверки были получены следующие результаты:

   всего писало – 85 человек;

   на  «5» - 16 человек,            

          «4» - 40 человека,

          «3» - 23 человек,

          «2» - 6 человек.

 Успешность составила 93 % (на 6% ниже прошлого учебного года, было 99%), качество обучения 68(на 11% ниже прошлого учебного года, было 79%), значит результаты обучения

этого года ниже, чем в прошлом году. Результаты 4 и 5 классов соответствуют в 4а классе(86%), ниже, чем в 4 классе в 4б (на 30%), в 4в (на 13 %), 4г (на 6 %). Необходимо на уроках больше уделять времени на решение расчетных задач на нахождение площади, отрабатывать выполнение основных арифметических действий.

С результатами контроля  по русскому языку и осознанности чтения  познакомила руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Столповская Е.С. В ходе проверки получены следующие результаты:    

Всего выполняло работу 86 человек.

 «5»  29 % учащихся (больше чем в 4 классе на 13 %)

 «4» - 57 % (4 классе – 53 %)

     «3» - 14%  (4 классе – 29 %)

    Качество знаний - 86% (71%)

грамматическое задание  

 «5» - 14%  (больше чем в 4 классе на 20 %)

 «4» – 56 % (в 4 классе – 54%)

    «3» – 31 %(в 4 классе – 9 %.

    Качество знаний - 60% (90 %)

Успешность повысилась на 1%, составляет 100 % т.к. не было получено ни одной «2».

В работе учащиеся не полностью выполнили предлагаемые задания, не были указаны части речи, не дана характеристика предложения.  Самое высокое качество знаний показали ученики 4 б класса (учитель Бегунова Р.В.) – 100%. В  4 а класс качество составило  96 %.  (Но «5»  больше - 41%, грамматическое задание – 32 % «5»), в 4 в – 84%, в 4г – 64%. С грамматическим заданием лучше справились учащиеся 4 в класса (92%). 4 б – 81 %,  4а – 69%, 4 г – 32 %.    Допущенные ошибки были проанализированы в цифровом анализе подробно.  

Впервые проводилась проверка осмысленного чтения.  Большинство учащихся справились с заданием.

5 а – 14 человек,

5 б – 15 человек,

5 в – 10 человек,

5 г  - 15 человек имеют навыки осознанного чтения

Типичные ошибки: неправильно поставленные ударения, дважды прочитанные слова, «проглатывание окончания», искажение слов, пропуск строчек.

    В целом результаты проверки показали, что пятиклассники имеют удовлетворительные знания, обладают умениями и навыками необходимыми для усвоения дальнейшей программы

Педагог – психолог школы Алексеева Т.В. познакомила присутствующих с результатами теста школьной тревожности. Среди учащихся 5-х классов     была  проведена   методика МОДТ (многомерная оценка детской тревожности).   В исследовании приняли участие все  учащиеся 5-х классов: 5 «А» - 26 человек; 5 «Б» -25 человек; 5 «В» - 25 человек; 5 «Г» -  24 человека. Данная методика изучает степень выраженности тревожности по 10 проявлениям тревожности у детей и подростков в зависимости от возраста и пола испытуемых. Окончательный результат по каждой шкале приводится в соответствии со следующими категориями: Отсутствие тревоги или слабая ее выраженность; Нормативный уровень тревожности, способствующий оптимальной адаптации; Повышенный уровень тревожности, дестабилизирующий психоэмоциональное состояние в определенных ситуациях; Крайне высокий уровень тревожности, носящий генерал изолированный характер и дезорганизующий деятельность ребенка.

Основные направления психологического анализа

Н

СР

В

КВ

Личные  особенности ребенка (1, 3, 7 шкалы)

36 -12%

173 -57%

50 - 17%

41-14%

Социальные контакты (2, 4, 5 шкалы)

31 -10%

193-65%

40-13%

36-12%

Тревога, связанная со школьным обучением (6,8 шкалы)

22-11%

109-55%

50 - 25%

19-9%

Психофизиологические и психовегетативные

тревожные реакции (9 и 10 шкалы)

24-12%

119-59%

26-13%

31-16%

По результатам методики видно, что в каждом классе есть дети, которые требуют особого внимания со стороны взрослых. 5 А  и 5 г классы  повышенная тревожность, связанная с личными особенностями детей,  5 в и 5 г классы повышенная тревожность в отношениях со сверстниками и родителями, в 5 г классе  снижение психической активности, связанное с тревогой. У учащихся во всех  классах отмечается   повышенная тревожность, связанная со школьным обучение (тревога, связанная с успешностью в обучении; тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний).  Алексеева Т.В. дала советы учителям: оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке, чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам; называть чаще ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых; поручать выполнение престижных поручений; сравнивать результаты работы, только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад); Стараться меньше кричать, одергивать, делать замечания тревожным детям, так как это формирует ощущение беззащитности  ребенка. Предложила запастись терпением, результаты не бывают скорыми.

Зинина Г.И. ознакомила собравшихся с результатами проверки:

- дневников учащихся 5 – х классов.  В целом дневники соответствуют единым требованиям, заполняются учащимися в основном аккуратно (особенно учащимися 5 б класса), неаккуратно (учащимися 5 г класса). Домашние задания записываются не в полном объеме, иногда карандашом. Классные руководители 5-х классов работают с дневниками, но в недостаточном объеме (Янчукевич И.А., Гилязетдинова В.М.) не всегда обращая внимание учащихся на аккуратность ведения дневников (Янчукевич И.А.). Классные руководители помимо необходимых объявлений и замечаний записывают благодарность за участие в акциях родителям и учащимся. Многие учителя – предметники работают с дневниками учащихся на уроках, выставляя отметки, полученные на уроках, записывая замечания.

 - рабочих  тетрадей учащихся 5 – х классов. Учащиеся 5-х классов имеют тетради по предметам, на момент проверки не в полном объеме сданы тетради по истории 5 а класс, краеведению 5 в класс. Внешний вид тетрадей в основном аккуратный, ведение тетрадей соответствует требованиям единого орфографического режима. Домашние задания выполняется почти всеми учащимися систематически, но не всегда в полном объеме. Учащиеся на уроках выполняют различные задания: составляют схемы, заполняют таблицы, выполняют творческие задания, отвечают на вопросы тестов и др. Учителя оценивают работы учащихся лично, взаимопроверка и самопроверка не используется.

Решение:

  • Признать результаты работы учителей начальной школы удовлетворительными;
  • Контрольные срезы в дальнейшем проводить в строго установленные сроки, одновременно во всех классах                          отв. руководители ШМО русского языка и литературы, математики,  октябрь 2012 года;
  • Разработать единую таблицу по анализу контрольных срезов (по русскому языку и литературе, математике, осознанности чтения) для учителей начальной школы и среднего звена       отв. руководители ШМО учителей русского языка и литературы, математики, начальных классов, январь 2012 г.;
  • Учителям 5 - х классов продолжить работу над повышением грамотности учащихся,  развитием орфографической зоркости

                                                       Отв. учителя – предметники, в течение уч. года.

  •  Учителям 4 классов обратить внимание на орфограммы, в которых были допущены ошибки (особенно на орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»)

                                                                  Отв. учителя – предметники, в течение уч. года.

  • На уроках русского языка регулярно вести работу по разбору слова по составу. Руководителям МО проработать данный вопрос на заседаниях отв. учителя – предметники, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, декабрь 2012 г;
  • Прививать любовь к чтению, продумать мероприятия, способствующие привитию такого интереса                                                               Отв. учителя – предметники
  • На уроках математики уделять больше внимания вычислительным навыкам учащихся, расчету площади фигуры. Учителям 4 классов обратить внимание на эти ошибки.                          Отв. учителя - предметники, в течение уч. года.
  • Провести общешкольное родительское собрание для родителей пятиклассников, на котором познакомить родителей с результатами теста школьной тревожности.

                                                           Отв.  заместитель директора по УВР, 27 ноября 2012 г.

  • При переходе из одной ступени в другую, при смене места жительства оформлять новый акт материально - бытовых условий учащихся.

                                                                                                     Отв. классные руководители

                        Директор школы                                                                       Т.И. Утробина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адаптация обучающихся 5-х классов»

Слайд 2

Цель малого педсовета: Выявление проблем преемственности, влияющих на качество знаний учащихся при переходе из начальной школы в среднюю; Нахождение эффективных путей решения данных проблем.

Слайд 5

4 а 4 б 4 в 4 г Итого Типичные ошибки (%) : 4кл 5кл 4кл 5кл 4кл 5 кл 4кл. 5кл 4кл. 5 кл Сложение чисел - - - - 6 - 5 - 2 - Вычитание чисел - 9 - 4 - 9 1 11 6 12 Умножение чисел - 5 5 5 5 9 22 22 7 15 Деление чисел - 5 - 2 - 14 11 11 2 10 Порядок действий - 14 - 25 - 9 - 6 - 13 Нахождение Р прямоугольника 67 - 62 10 66 5 56 39 57 12 Нахождение S прямоугольника 12 5 14 10 8 5 12 44 12 15 Работа с единицами измерения - 14 10 5 5 9 6 11 5 10 Логическое задание 67 32 52 95 80 68 83 89 70 70

Слайд 7

4 а 4б 4в 4г Итого Типичные ошибки (%) : 4кл. 5 кл 4кл. 5кл 4кл. 5 кл 4кл. 5 кл 4кл 5кл Пропуски, замена, искажение букв 30 9 32 5 24 8 22 20 27 11 Правописание безударных гласных в корне слова 5 10 29 40 21 Парная согласная 9 - - 10 4 13 - 40 3 11 Удвоенная согласная - 32 9 - 12 - 11 5 8 9 Безударное окончание существительных - - 5 5 4 13 - 10 2 7 Безударное окончание прилагательных 17 - - 5 4 4 22 - 10 2 Безударное окончание глаголов 5 5 18 5 4 - - 5 7 4 Приставки - предлоги - 5 23 - 8 8 - 20 8 8 Словарные слова 13 5 5 5 16 - 11 10 11 5

Слайд 9

Признать результаты работы учителей начальной школы удовлетворительными. Контрольные срезы в дальнейшем проводить в строго установленные сроки, одновременно во всех классах. Разработать единую таблицу по анализу контрольных срезов (по русскому языку и литературе, математике) для учителей начальной школы и среднего звена. Учителям 5 классов: продолжить работу над повышением грамотности учащихся. Учителям 4 классов обратить внимание на орфограммы, в которых были допущены ошибки (особенно на орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»). На уроках русского языка регулярно вести работу по разбору слова по составу. Руководителям МО проработать данный вопрос на заседаниях.

Слайд 10

На уроках математики уделять больше внимания вычислительным навыкам учащихся, расчету площади фигуры. Провести общешкольное родительское собрание для родителей пятиклассников, на котором познакомить родителей с результатами теста школьной тревожности (27 ноября). При переходе из одной ступени в другую оформлять новый акт материально- бытовых условий учащихся. Организовать посещение уроков в 5-х классах учителями начальных классов Прививать любовь к чтению, продумать мероприятия, , способствующие привитию такого интереса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

В презентации рассматриваются субъекты образовательного процесса, характеристика и типы взаимодействия, техники и приемы активного слушания....

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»

Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения »

Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы  в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начал...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

План обследования уровня сформированности универсальных учебных действий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов

План содержит в себе мероприятия по оценке успешности обучающихся начальных классов с точки зрения сформированности у детей универсальных учебных действий...