Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся
презентация к уроку по теме

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся
 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся
п.Чернушка2013
Признаки возможных отставаний
Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
Признаки возможных отставаний
Ученик не реагирует на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия. Наличие пробелов в навыках учебно –познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков. Недостаточный уровень развития воспитанности и личных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Категории неуспевающих
I категория
II категория
III категория
При-чины
Глубокое и общее отставание
Частичная, но устойчивая неуспеваемость
Эпизодическая неуспеваемость
Низкий уровень предшествующей подготовки ученика Плохие бытовые условия Затяжная болезнь Отсутствие заботы родителей Лень, недисциплинированность ученика Слабое умственное развитие
Недоработка в предыдущих классах. Недостаточный интерес учеников к изучаемым предметам Слабая воля к преодолению трудностей
Недостатки преподавания Непрочность знаний Слабый текущий контроль Невнимательность на уроках Нерегулярное выполнение домашних заданий
Профилактика неуспеваемости на уроке
Этапы урока
Акценты в обучении
1.В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, выявлять причины отставания.
2. При изложении нового материала
Проверять степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
3. В ходе самостоятельной работы
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных ранее. Инструктировать о порядке выполнения работы.
4.При организации самостоятельной работы вне класса
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного.Четко инструктировать о порядке выполнения дом. зад .Согласовывать объем дом. зад.с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
Оказание помощи неуспевающему на уроке
Этапы урока
Виды помощи
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Создание атмосферы доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса. Предложение примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядным материалом. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
Поддержание интереса к усвоению темы, обращение к слабоуспевающим с вопросами.
В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Инструктирование о рациональных путях выполнения. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельность, указание на ошибки, проверка исправления.
При организации самостоятельной работы
Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях.
Памятка при посещении урока
Цель: отследить работу с неуспевающими учениками
При опросе
Создаётся ли атмосфера доброжелательности в классе? Разрешается ли уч-ся перед ответом у доски пользоваться пособиями? Дается ли план ответа, разрешается ли пользоваться планом, составленным дома? Концентрируется ли внимание на главных вопросах темы? Обращается ли внимание на типичные ошибки уч-ся? Подбадривается ли уч-ся при ответе создаётся ли ситуация успеха?
При объяснении нового материала
Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся? Акцентируется ли внимание на главных моментах новой темы? Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся вопросами? Используются ли средства возбуждающие интерес к теме, ТСО, наглядность, сравнения… Вовлекаются ли уч-ся в беседу?
В ходе упра-жнений
Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной работы? Оказывается ли оперативная помощь слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы? Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы?
При выдаче д/з
Насколько оптимален объём д/з? Скоординировано ли домашнее задание с другими учителями (уроками)? Включает ли д/з работу над ошибками? Осуществляет ли учитель инструктаж о заполнении д/з, предупреждает ли о возможных затруднениях? Подбираются ли индивидуальные задания для слабоуспевающих учеников?
Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости
Воспитывать у уч-ся личное осознание важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения. Разнообразить методы обучения уч-ся, направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию мыслительной деятельности уч-ся. Использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий. Текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность учащихся.
Список использованных источников
Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская, Справочник администрации школы по организации учебно- воспитательного процесса/М.: Центр «Педагогический поиск», Материалы исследования по вопросу «Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема» взяты с сайта www.bestreferat.ru
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»

Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?  В чем в...

Система работы школы по предупреждению неуспеваемости учащихся

Система работы школы по предупреждению неуспеваемости учащихся...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Эффективное обучение иностранным языкам, а значит и преодоление неуспеваемости в этой области, приобрело на сегодняшний день особую актуальность. Неуспевающий по предмету "иностранный язык" ученик не ...

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся

Система работы школы по преодолению неуспеваемости учащихся...

"Методические рекомендации для учителей физики по преодолению неуспеваемости учащихся",

В этой статье я рассказываю , как работаю со слабоуспевающими детьми....

обучение по преодолению неуспеваемости учащихся

Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости учащихся...