Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования обучащихся с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Программа работы школы по методической теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы ГБС(К)ОУ школы №46 «Центр РиМ»

 над единой методической темой в 2012-2015

Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса. Методическая работа - главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.

Методическая работа школы

а) отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;

б) повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;

в) стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;

г) обобщает и транслирует в образовательную среду города, страны передовой педагогический опыт коллектива школы.

Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.

Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.

Учитывая современные требования к школе, педагогический коллектив определил единую методическую тему на предстоящий двухлетний период работы: "Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ", а также разработал Программу педагогических действий в этом направлении.

Цель программы:

  • Обеспечение условий для повышения доступности качественного  образования детей с ОВЗ.
  • Эффективная реализация основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011- 2020 гг. «Петербургская Школа 2020»., Закона РФ «О специальном образовании лиц с ОВЗ.

Задачи:

Позиция 1 (для учащихся) 

Создание единой комфортной коррекционно-развивающей среды, способствующей нравственному, физическому и  духовному развитию учащихся:

  • формирование целостной системы «сопровождения» каждого учащегося школы, направленное на решение образовательных задач, повышение эффективности качества обучения и воспитания; развитие жизненной компетенции разных категорий детей с  ограниченными возможностями;
  • создание вариативной системы  обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;
  • реализация новых подходов и технологий в обучении;
  • создание условий для сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • внедрение новых подходов к обновлению воспитательной системы;
  • отработка новых форм совместной работы с семьей по поддержке развития и здоровья учащихся;
  • обновление материально-технической базы и ресурсов образовательной среды.

Позиция 2 (для педагогов)

Обеспечение профессионального развития педагогических   кадров:    

  • наращивание инновационного и научно-методического потенциала школы, укрепление  связей  

   с различными научными учреждениями;

  • развитие инновационных процессов путём внедрения новых образовательных технологий;
  • разработка программы «Методическая поддержка»;
  • стимулирование педагогов и специалистов к непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

      Позиция 3 (для администрации)

     Создание  новых механизмов оценки качества образования:

  • создание аналитической системы разноаспектного анализа показателей функционирования и развития школы
  • формирование открытой, широкой системы оценки качества образования с участием всех участников образовательного процесса,  общественных институтов, отработка и введение механизмов и регламентов общественных обсуждений  инноваций в образовании

Поставленные перед педагогическим коллективом задачи должны решаться через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с учащимися  и  коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

Ожидаемый результат:

Для учащихся.

  • Создание в школе образовательной среды, направленной на качественное  получение школьниками с ОВЗ ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации данной категории детей в постшкольном пространстве.
  • Качественная организация социальной реабилитации школьников с тяжёлыми нарушениями.
  • Формирование у школьников коммуникативных навыков и социального поведения.
  • Формирование у школьников новых ценностных ориентаций, личностный рост каждого школьника.
  • Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся, сохранения и укрепрления здоровья.

       Для педагогогического сообщества.

  •  Достижение нового качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса.
  • Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих  с детьми, имеющими ОВЗ
  •  Создание системы инновационной деятельности.
  • Усиление мотивации к инновационному труду со стороны педагогов школы.
  • Разработка системы педагогического мониторинга за состоянием преподавания и уровнем обученности  школьников.
  • Позитивная динамика по показателям развития образования, обозначенных  в  Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011- 2020 гг. «Петербургская Школа 2020».

ПЯТЬ ШАГОВ К ЦЕЛИ

ШАГ ПЕРВЫЙ:

"Повышение профессиональной компетентности учителя" (2012- 2014 учебный год)

Цели:

  • Создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей школы.
  • Усилить личностно ориентированную направленность образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.
  • Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся школы.

Задачи:

  • Проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса.
  • Организовать работу семинаров - практикумов.
  • Осуществлять взаимообучение учителей.
  • Стимулировать самообразование и творческий поиск учителей.

ШАГ ВТОРОЙ:

"Современный урок через внедрение новых педагогических и информационных технологий"(2012- 2014 учебный год)

Цели:

  • Обеспечение высокого методического уровня  проведения  всех  видов  занятий.
  • Обеспечение условий для внедрения новых технологий для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.

Задачи:

  • Выбор оптимальных технологий и методик повышения качества образования.
  • Формирование у школьников навыков мотивации и  самоконтроля в процессе обучения.

ШАГ ТРЕТИЙ:

"Эффективное развитие познавательных интересов учащихся на основе современных педагогических и ИКТ технологий" (2012 - 2013учебный год)

Цели:

  • Формирование у школьника ценности образования.
  • Активизация учащихся путем формирования у них познавательных интересов.

Задачи:

  • Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям.
  • Развивать у учащихся способность к  саморазвитию.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ:

"Сотрудничество школы и семьи в повышении качества образованности и воспитанности учащихся" (2013 - 2014 учебный год)

Цели:

  • Обновление содержания совместной работы семьи и школы по управлению развитием качества образованности и воспитанности учащегося
  • Родительская поддержка в основе саморазвития и самооценки личности.

Задачи:

  • Взаимодействие структур школы и родителей в формировании личности школьников.
  • Развитие самостоятельности детей в условиях семьи.

ШАГ ПЯТЫЙ:

"Роль внедрения новых педагогических и информационных технологий в повышении качества образовательного процесса" (Результативность работы школы по методической теме) (2014 - 2015 учебный год)

Цели:

  • Достижение оптимального уровня профессиональной квалификации педагогов.
  • Обеспечение высокого уровня образованности и воспитанности учащихся.

Задачи:

  • Использование новых педагогических и ИКТ технологий как средство удовлетворения образовательных потребностей и возможностей учащихся.
  • Формирование у школьников личной ответственности за результаты своей деятельности.
  • Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов
  • Мониторинг качества образования и оценка деятельности.

Принципы методической работы:

Методическая работа школы строится на
принципах открытости, партнерства, продуктивности.
Принцип открытости подразумевает взаимодействие всех частей системы (коей и является школа), обмен информацией друг с другом с целью улучшения качества работы. Рассматривается также открытость в отношении приходящих извне новшеств, связанных с изменением в образовательной политике государства, а также умением их принять и внедрить в образовательный процесс нашей школы.

Принцип продуктивности предполагает:

-  единое образовательное пространство, которое мотивирует педагога повышать  

   профессиональный уровень;

            -  востребованный образовательный результат;

            -  высокое качество обученности учащихся.

Принцип партнерства означает взаимодействие с местными органами управления, другими учреждениями

Формы   методической работы на    2012-2015   учебный год.

При планировании методической работы школы коллектив стремился отобрать те формы работы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы: тематические педагогические советы, методические объединения, работа учителей над методической темой школы, работа учителей над темой самообразования, открытые уроки, их анализ, организация курсовой переподготовки учителей, аттестация. Формы методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:


 
Блок


Формы


Поисковая методическая работа и исследования педагогов


Разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме  исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание методического пособия,


Разработка методической документации


Работа по составлению учебных планов, программ, методических

рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом;

разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений,

методик диагностики учащихся


Подготовка учебных фото и видеозаписей


Подготовка фото- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий


Повышение квалификации учителей


Круглые столы, индивидуальные консультации, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства


Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта


Работа по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, выступления на педсоветах

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:

"Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ"

I этап работы. Проблемно-поисковый (2012 год).

Этап теоретического изучения и анализа педагогических инноваций, связанных с проблемно-поисковой темой школы

Цель: Осмысление всеми участниками образовательного процесса  основных задач и направлений работы, ценностно-смысловое согласование взаимодействия

  • Изучение методической литературы по проблемно-поисковой теме.
  • Изучение теоретических аспектов качественной подготовки специалистов.
  • Составление библиографии по методической литературе.
  • Создание информационной базы (составление тем методических разработок по применению технологий)
  • Изучение основных направлений в развитии обучения.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Формирование творческих групп.
  • Прохождение курсов стажировки.
  • Проведение мониторинга качества знаний учащихся.
  • Создание методик и  проведение диагностики профессионального уровня педагогов с целью выявления готовности к инновационной и исследовательской деятельности.
  • Оформление нормативной, учебно-методической документации.
  • Систематизация и анализ проделанной работы (отчет).

II этап работы. Основной: экспериментально - практический (2013-2014 год)

Этап реализации инновационных программ.

Цель: реализации инновационных программ и проектов.

  • Совершенствование методического уровня преподавателей – прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение занятий школы профессионального мастерства
  •  Проведение педагогических семинаров
  • Внедрение различных современных технологий и методик обучения в учебный процесс.
  •  Создание методического обеспечения занятий с использованием элементов новых технологий обучения.
  •  Создание методик для проведения мониторинга
  •  Проведение промежуточного мониторинга с целью корректировки методов и приёмов работы.
  •  Создание методических разработок по вопросам методики обучения.
  • Трансляция педагогического опыта.

3 этап работы. Завершающий (обобщающий, аналитический) (2015 год)

Этап подведения итогов работы.

Цель: Анализ результативности работы по теме.

  • Проведение творческого отчета учителей.
  • Мониторинг качества знаний учащихся.
  • Оценка результативности работы каждого педагога по методической теме.
  • Публичный доклад ответственного за реализацию работы по методической теме.
  • Обобщение опыта работы и тиражирование.

Диагностика профессионального уровня педагогов

Внедрение новых технологий обучения в образовательный процесс предполагает диагностику профессионального уровня педагогов, задачи которой состоят в следующем:

  • понять особенности содержания деятельности каждого педагога в рамках программы методической работы;
  • определить цель деятельности МО.

Основные параметры диагностики:

  • система работы по повышению качества образования учащихся (ЗУНы, компетентности, метапредметные умения, социальный опыт);
  • эффективность внедрения современных технологий;
  • инновационная деятельность;
  • исследовательские умения;
  • теоретико-методологическая подготовка.

Итоги диагностики обсуждаются на научно-методическом совете, с педагогами проводится собеседование.

Индивидуальная работа учителя по теме исследования

Индивидуальные темы педагогического исследования определяются на заседаниях МО. Работа учителя по теме исследования (эксперимента) предполагает выполнение следующих этапов:

  • разработка примерной тематики исследования; выбор темы;
  • обоснование актуальности;
  • определение целей и задач исследования;
  • определение ожидаемого результата;
  • проведения мониторинга качества знаний с целью фиксации первоначального результата;
  • теоретические аспекты обоснования темы;
  • определение тематики открытых и экспериментальных уроков;
  • практические аспекты обоснования темы;
  • обобщение результатов работы и заключительный мониторинг;
  • трансляция опыта.

Руководитель МО встраивает индивидуальную работу (экспериментальную, исследовательскую) педагога в методическую тему школы, оказывает поддержку по внедрению достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в процесс обучения учащихся. Программа работы предметных МО составляется на основе комплексной программы методической работы школы.

Методические мероприятия для профессионального развития педагогов

В рамках создания единого образовательного пространства для профессионального развития педагогов проводятся следующие мероприятия:

  • научно-методическая конференция (педагоги представляют свой опыт) – с целью преобразования отдельных экспериментов в совокупный инновационный опыт;
  • научно-методический семинары с приглашением специалистов  СПб АППО  и зарубежных коллег
  • творческие отчеты педагогов на заседаниях МО по темам экспериментальной (исследовательской) работы;
  • педсовет по теме "Анализ внедрения результатов работы в образовательный процесс";
  • итоговая методическая конференция, на которой выделяется новая проблема, планируется методическая работа на следующий период.

Наставничество

Наставничество призвано обеспечивать методическую поддержку молодых специалистов, вовлекать их в работу методических объединений, поощрять участие в профессиональных конкурсах и др. Работа с молодыми специалистами в МО проводится по образцу плана, представленного в таблице.

Мероприятия

Сроки

Определение наставников

Сентябрь

Посещение уроков молодого специалиста наставником, заместителем директора по УВР с целью анализа и выдачи рекомендаций

Два раза в месяц в течение первого полугодия

Оформление методических рекомендаций для молодого специалиста (по итогам посещения занятий)

В течение года

Вовлечение молодого специалиста в методические мероприятия  школы

В течение года

Проведение консультаций для молодого специалиста по темам:

основные методы построения урока;

  • отбор содержания урока;
  • определение структуры урока.

В течение года по мере необходимости

Помощь молодому специалисту в работе с нормативными документами:

  • оформление тематического планирования по учебному предмету;
  • ведение классного журнала;
  • проверка тетрадей обучающихся.

В течение года по мере необходимости

Анализ и оформление результатов работы с молодым специалистом

Май


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ( VIII вида) N 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия» Методическая тема школы на 2012- 2015 учебные годы: «Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Цель работы: Обеспечение условий для повышения доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 3

Задачи работы :

Слайд 4

Ожидаемый результат:

Слайд 5

Методическая работа строится на: принципе открытости принципе продуктивности принципе партнерства

Слайд 6

«Пять шагов к цели» ШАГ ПЕРВЫЙ : "Повышение профессиональной компетентности учителя" (2012- 2014 учебный год) Цели: Создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей школы. Усилить личностно- ориентированную направленность образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий. Развивать творческий потенциал педагогов и учащихся школы. Задачи: Проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса. Организовать работу семинаров - практикумов. Осуществлять взаимообучение учителей. Стимулировать самообразование и творческий поиск учителей.

Слайд 7

«Пять шагов к цели» ШАГ ВТОРОЙ : «Современный урок через внедрение новых педагогических и информационных технологий» (2012- 2014 учебный год) Цели: Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий. Обеспечение условий для внедрения новых технологий для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения. Задачи: Выбор оптимальных технологий и методик повышения качества образования Формирование у школьников навыков мотивации и самоконтроля в процессе обучения.

Слайд 8

«Пять шагов к цели» ШАГ ТРЕТИЙ : "Эффективное развитие познавательных интересов учащихся на основе современных педагогических технологий" (2012 – 2013 учебный год) Цели: Формирование у школьника ценности образования. Активизация учащихся путем формирования у них познавательных интересов. Задачи : Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям. Создавать условия учебной среды, адекватной возможности каждого ребенка. Развивать у учащихся способность к саморазвитию.

Слайд 9

«Пять шагов к цели» ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ : "Сотрудничество школы и семьи в повышении качества образованности и воспитанности учащихся" (2013 - 2014 учебный год) Цели: Обновление содержания совместной работы семьи и школы по управлению развитием качества образованности и воспитанности учащегося. Родительская поддержка в основе саморазвития и самооценки личности. Задачи: Взаимодействие структур школы и родителей в формировании личности школьников. Развитие самостоятельности детей в условиях семьи.

Слайд 10

«Пять шагов к цели» ШАГ ПЯТЫЙ : "Роль внедрения новых педагогических технологий в повышении качества образовательного процесса" (Результативность работы школы по методической теме) (2014 - 2015 учебный год) Цели: Достижение оптимального уровня профессиональной квалификации педагогов. Обеспечение высокого уровня образованности и воспитанности учащихся. Задачи: Использование новых педагогических технологий как средство удовлетворения образовательных потребностей и возможностей учащихся. Формирование у школьников личной ответственности за результаты своей деятельности. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов Мониторинг качества образования и оценка деятельности.

Слайд 12

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: I этап работы. Проблемно-поисковый (2012 год) Этап теоретического изучения и анализа педагогических инноваций, связанных с проблемно-поисковой темой школы II этап работы. Основной : экспериментально- практический (2013 - 2014 год) Этап реализации инновационных программ. III этап работы. Завершающий (обобщающий, аналитический) (2015 год) Этап подведения итогов работы.

Слайд 13

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ( VIII вида) N 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия» Методическая тема школы на 2012- 2015 учебные годы: «Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Использование информационных технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования

Компьютерные технологии все больше входят  в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводя...

Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья на тему: "Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...

Физическое воспитание как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются вопросы физического воспитания как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными ограниченные возможности здоровья (интеллектуальное нарушение)....