Использование информационных технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования
статья на тему

Леонтьева Нина Алексеевна

Компьютерные технологии все больше входят  в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и использовать ее в своих интересах. А самый главный наш интерес – дать ученикам необходимые знания, повысить качество и уровень образования, научить школьников искать новые знания, пользоваться ими. В достижении этой цели компьютер – друг наших детей и наш тайный сообщник – может оказать нам большую помощь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на педсовете21.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Мотызлейская ООШ»

Выступление на педсовете по теме:

«Использованиеинформационныхтехнологийвобразовательномпроцессекаксредствоповышениякачестваобразования»

 Работу выполнила

учитель  физики

МБОУ «Мотызлейская ООШ»

Леонтьева Н.А.

Январь 2014г.

В настоящее время современное общество подвержено сильному влиянию на него компьютерных технологий. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Время диктует нам условия, при которых система образования ориентируется на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать частью целостного образовательного процесса. Они должны значительно повысить общую мотивацию учеников, эффективность образования и качество знаний.

Компьютерные технологии все больше входят  в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и использовать ее в своих интересах. А самый главный наш интерес – дать ученикам необходимые знания, повысить качество и уровень образования, научить школьников искать новые знания, пользоваться ими. В достижении этой цели компьютер – друг наших детей и наш тайный сообщник – может оказать нам большую помощь.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.

        Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволило педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также  индивидуализация, дифференциация процесса обучения, осуществление контроля с обратной связью, самоконтроля и как итог -  повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получил возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволило учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

        И все же сейчас в школе компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению. В этих условиях качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения и повышению качества знаний. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

         Возможности использования компьютера на уроках довольно разнообразны:

 

  • Визуальный источник информации
  • Интерактивный демонстрационный материал
  • Тренажер
  • Контроль  знаний, умений, навыков учащихся
  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

 

Одна из возможных форм организации обучения на уроках – использование электронного учебного пособия. Но если стандартное пособие может выступать как вспомогательный материал к учебному занятию, то собственное создание электронной формы позволяет расширять и углублять знания,  проводить огромную исследовательскую работу, проявлять творческий подход к изучаемому предмету. На первый план выходят ученические презентации, в процессе демонстрации которых школьник приобретает опыт публичных выступлений и может выступать в роли учителя. Ребята имеют возможность использовать ресурсы предметных кабинетов, Интернета. Такая работа  позволяет проявлять творчество, индивидуальность, избежать формального подхода при подготовке домашнего задания. Подготовка презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. На уроках физики  широко применяются тренажеры, позволяющие организовать как коллективную работу, так и самостоятельную с применением мобильного компьютерного класса. Современные образовательные технологии  позволяют разрабатывать и реализовать  новые формы  проведения занятий, что позволяет учителю эффективнее использовать наглядный материал, а школьнику успешнее освоить учебную программу.

Использование ИКТ даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, Физики и математики по теме “Решение физических задач с помощью линейных уравнений”. При подготовке к уроку учащиеся получают опережающее задание, выполнение которого требует использование средств ИКТ. На уроке работают в группах, получив индивидуальные задания, с компьютером, принтером, сканером, извлекают информацию в Интернете, принимают самостоятельные решения на поставленные учителями задачи.

Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать  межпредметные связи физики.

Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования  (в первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся). Видеофильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по физике позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства.

Наряду с многочисленными положительными сторонами информатизации образования просматривается ряд проблем:

  • изучение возможностей средств новых информационных технологий, педагогическая целесообразность их использования
  • психолого-педагогические требования, предъявляемые к информационным технологиям, оптимальные условия их применения

        Тем не менее, все вышеизложенные интерактивные, информационные и мультимедийные формы и подходы к образовательному процессу позволяют не только повысить мотивацию учащихся к изучению учебных предметов, но и приближаютсамо обучение к современным условиям и современным требованиям к образованию, организации учебного занятия и повышают качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.

"Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе."...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.

ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации  контроля школьников, в работе со...

Инновационные технологии в образовательном процессе как средство повышения качества образования по информатике в условиях ФГОС.

Данное выступление на педагогичческом совете раскрывает основные инновационные технологии в образовательном процессе в условиях ФГОС....