Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
    статья по информатике и икт на тему

    Шорохова Екатерина Николаевна, учитель I квалификационной категории

    Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.4.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

    Формирования мотивации достижения успеха у учащихся

     в образовательном процессе

    как средство повышения качества образования

    на  уроках информатики

    доклад

    Составила: Шорохова

    Екатерина Николаевна,

    учитель информатики

    Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования».

    Промышленная

    2010

    Цель: подбор специальных приемов для формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики.

    Задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
    2. Раскрыть сущность, структуру понятия «Мотивация».
    3. Изучить подходы к формированию мотивации учения.

    Мотивация достижения – стремление выполнить что-то хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.

    Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий  для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития.

    Часто учащиеся ошибочно думают, что информатика — это о том, как работать на компьютере. На самом деле дисциплина эта настолько многогранна, что четко определить ее границы практически невозможно.

    Информатика — область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и передачи информации.

    Задача в процессе изучения информатики — не только научиться пользоваться компьютером, но и осознать его возможности, определить роль, которую он играет в нашей жизни, понять, какую помощь он может оказать вам при исследовании окружающего мира.

    При такой мотивации истинные цели и задачи изучения курса информации остаются скрытыми от школьников. Для школьников сегодня таким внутренним мотивом является изучение возможностей компьютерных технологий.

    Создание у учащихся мотивации к изучению каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, такую мотивацию я называю локальной.

    Далее буду описывать и приводить примеры ситуаций использования, взятые из своей преподавательской практики, порядок, в котором приводятся приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.

    Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся

    Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.

    Апелляция к собственному опыту учащихся всегда сопровождается, как говорят психологи, рефлексией, т.е. анализом собственных действий, собственного состояния, своих ощущений. Это накладывает определенные ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации, в частности, уже потому, что такая рефлексия должна вызывать положительные эмоции.

    Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает

    Созданием модели завершается первый этап решения задачи с помощью ЭВМ. Для того чтобы ЭВМ произвела необходимые вычисления и получила ответ, нужно составить для нее четкую инструкцию, строго указать необходимую последовательность действий. Такая инструкция называется алгоритмом решения задачи. Составление алгоритма — второй этап решения задач с помощью ЭВМ. Значит, теперь нужно научиться составлять алгоритмы для ЭВМ. О том, как составлять алгоритмы, и рассказывается в этой главе.

    Как мы видим, учащимся объявляется: чтобы научиться применять компьютер к решению задач, придется познакомиться с понятием алгоритма и овладеть умениями создавать алгоритмы.

    Прием третий: создание проблемной ситуации

    В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации. Вот соответствующий пример.

    Тема урока. Компьютерное моделирование физических процессов.

    Цель урока. Ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. Подготовить компьютерный эксперимент с моделью движения тела в среде с сопротивлением.

    Учитель. Каждый из вас не раз, наверно, попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий дождь. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся, скажем, с высоты 8 км. На уроках физики вы получали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая:

    v = v(2gh),

    где h — высота, с которой тело начинает движение к поверхности Земли. Поскольку мы только хотим прикинуть скорость, будем считать g ? 10 м/с2.

    (Ученики подсчитывают скорость и получают значение v ? 400 м/с.)

    Учитель. Но капля, летящая с такой скоростью, подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого, однако, не происходит. В чем же дело?

    Прием четвертый: использование занимательного сюжета

    В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

    Прием пятый: ролевой подход

    В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

    Впрочем, ролевой подход мотивационно используется и во многих других ситуациях. Вот примеры из разных учебников.

    “Представьте себе, что у вас есть небольшая фирма по выдаче напрокат видеофильмов. К вам постоянно обращаются клиенты в надежде получить интересующую их запись. Кому-то требуется последний хит сезона, у кого-то есть любимый актер, другие испытывают ностальгию по музыке давно прошедших лет. Вы, скажем, не бедствуете. Одно удручает вас: все-таки медленно обслуживаются клиенты, поскольку нелегко в длинных списках отыскать нужное название. Мало помогают и выложенные на прилавок списки записей” Это начало параграфа, посвященного рассказу о базах данных.

    “Представьте, что вы стали директором завода и, изучив спрос, решили организовать участок для производства двух видов товаров повышенного спроса — мясорубки и скороварки. Для краткости обозначим эти товары буквами “A” и “Б”. Допустим, что вам удалось заключить договоры с другими предприятиями на поставку ресурсов (металла, электроэнергии и т.п.) и выделить определенное число рабочих. Изучение рыночной конъюнктуры позволило определить минимальные объемы производства для каждого изделия. Всякий хороший директор стремится к тому, чтобы прибыль была наибольшей. Будем считать это и вашей задачей”

    По этому вступлению даже не скажешь, что речь пойдет об использовании табличной формы представления данных.

    Прием шестой: деловая игра

    Деловую игру можно рассматривать как развитие ролевого метода: в деловой игре у каждого участника своя вполне определенная роль. Однако организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки.

    Приведенный список приемов создания локальной мотивации вовсе не претендует на полноту и завершенность. Да и каждый из этих приемов мог бы быть подвергнут еще большей детализации.

    05.11.2010г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к проведению педагогического совета "Учебная мотивация как средство повышения качества образования"

    Презентация  "Учебная мотивация как средство повышения каечства образования" поможет провести пегогичексий совет на важную для любой организации тему....

    Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования.

    Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования....

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"

    Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"...

    Выступление на педагогическом совете школы на тему "Участие педагога в профессиональных конкурсах, как средство внешней оценки профессиональной компетентности " 23.03.17

    В данном выступлении говорится о том, как участие в профессиональных конкурсах помогает учителю оценить степень своего профессионализма....

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...