Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
статья по информатике и икт на тему

Шорохова Екатерина Николаевна, учитель I квалификационной категории

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

1.4.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Формирования мотивации достижения успеха у учащихся

 в образовательном процессе

как средство повышения качества образования

на  уроках информатики

доклад

Составила: Шорохова

Екатерина Николаевна,

учитель информатики

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования».

Промышленная

2010

Цель: подбор специальных приемов для формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть сущность, структуру понятия «Мотивация».
  3. Изучить подходы к формированию мотивации учения.

Мотивация достижения – стремление выполнить что-то хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.

Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий  для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития.

Часто учащиеся ошибочно думают, что информатика — это о том, как работать на компьютере. На самом деле дисциплина эта настолько многогранна, что четко определить ее границы практически невозможно.

Информатика — область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и передачи информации.

Задача в процессе изучения информатики — не только научиться пользоваться компьютером, но и осознать его возможности, определить роль, которую он играет в нашей жизни, понять, какую помощь он может оказать вам при исследовании окружающего мира.

При такой мотивации истинные цели и задачи изучения курса информации остаются скрытыми от школьников. Для школьников сегодня таким внутренним мотивом является изучение возможностей компьютерных технологий.

Создание у учащихся мотивации к изучению каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, такую мотивацию я называю локальной.

Далее буду описывать и приводить примеры ситуаций использования, взятые из своей преподавательской практики, порядок, в котором приводятся приемы создания локальной мотивации, никак не свидетельствует об их предпочтительности.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся

Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала.

Апелляция к собственному опыту учащихся всегда сопровождается, как говорят психологи, рефлексией, т.е. анализом собственных действий, собственного состояния, своих ощущений. Это накладывает определенные ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации, в частности, уже потому, что такая рефлексия должна вызывать положительные эмоции.

Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает

Созданием модели завершается первый этап решения задачи с помощью ЭВМ. Для того чтобы ЭВМ произвела необходимые вычисления и получила ответ, нужно составить для нее четкую инструкцию, строго указать необходимую последовательность действий. Такая инструкция называется алгоритмом решения задачи. Составление алгоритма — второй этап решения задач с помощью ЭВМ. Значит, теперь нужно научиться составлять алгоритмы для ЭВМ. О том, как составлять алгоритмы, и рассказывается в этой главе.

Как мы видим, учащимся объявляется: чтобы научиться применять компьютер к решению задач, придется познакомиться с понятием алгоритма и овладеть умениями создавать алгоритмы.

Прием третий: создание проблемной ситуации

В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует. Интерес же может возникать, например, в силу парадоксальности описываемой в этой проблеме ситуации. Вот соответствующий пример.

Тема урока. Компьютерное моделирование физических процессов.

Цель урока. Ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. Подготовить компьютерный эксперимент с моделью движения тела в среде с сопротивлением.

Учитель. Каждый из вас не раз, наверно, попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий дождь. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся, скажем, с высоты 8 км. На уроках физики вы получали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая:

v = v(2gh),

где h — высота, с которой тело начинает движение к поверхности Земли. Поскольку мы только хотим прикинуть скорость, будем считать g ? 10 м/с2.

(Ученики подсчитывают скорость и получают значение v ? 400 м/с.)

Учитель. Но капля, летящая с такой скоростью, подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого, однако, не происходит. В чем же дело?

Прием четвертый: использование занимательного сюжета

В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

Прием пятый: ролевой подход

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “цикл”, то это точное исполнение команд, посредством которых данная конструкция реализована. Да и при изучении просто понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

Впрочем, ролевой подход мотивационно используется и во многих других ситуациях. Вот примеры из разных учебников.

“Представьте себе, что у вас есть небольшая фирма по выдаче напрокат видеофильмов. К вам постоянно обращаются клиенты в надежде получить интересующую их запись. Кому-то требуется последний хит сезона, у кого-то есть любимый актер, другие испытывают ностальгию по музыке давно прошедших лет. Вы, скажем, не бедствуете. Одно удручает вас: все-таки медленно обслуживаются клиенты, поскольку нелегко в длинных списках отыскать нужное название. Мало помогают и выложенные на прилавок списки записей” Это начало параграфа, посвященного рассказу о базах данных.

“Представьте, что вы стали директором завода и, изучив спрос, решили организовать участок для производства двух видов товаров повышенного спроса — мясорубки и скороварки. Для краткости обозначим эти товары буквами “A” и “Б”. Допустим, что вам удалось заключить договоры с другими предприятиями на поставку ресурсов (металла, электроэнергии и т.п.) и выделить определенное число рабочих. Изучение рыночной конъюнктуры позволило определить минимальные объемы производства для каждого изделия. Всякий хороший директор стремится к тому, чтобы прибыль была наибольшей. Будем считать это и вашей задачей”

По этому вступлению даже не скажешь, что речь пойдет об использовании табличной формы представления данных.

Прием шестой: деловая игра

Деловую игру можно рассматривать как развитие ролевого метода: в деловой игре у каждого участника своя вполне определенная роль. Однако организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки.

Приведенный список приемов создания локальной мотивации вовсе не претендует на полноту и завершенность. Да и каждый из этих приемов мог бы быть подвергнут еще большей детализации.

05.11.2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования.

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Мотивация учащихся к изучению курса физики"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Доклад на педагогическом совете "Использование оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО и др.) в повышении качества образования"

В докладе говорится об использовании оценочных процедур для повышения качества образования, с целью выявления проблем ОО, а также с целью создания условий для доступноступного качественного образовани...

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний».

Выступление на педагогическом совете с темой: «Мотивация как средство повышения качества знаний»....

Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»

«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»...