Инновационные технологии в образовательном процессе как средство повышения качества образования по информатике в условиях ФГОС.
материал

Гончаров Дмитрий Владимирович

Данное выступление на педагогичческом совете раскрывает основные инновационные технологии в образовательном процессе в условиях ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        

Инновационные технологии в образовательном процессе

 как средство повышения качества образования

по информатике в условиях ФГОС.

Выполнил:

Учитель информатики

1 квалификационной категории

Гончаров Дмитрий Владимирович

Энгельс

2022г.

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Так что же такое "Хорошее качество образования"?

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в учебное заведение;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в учебные заведения, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.

Как же повысить качество образования?

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

  • качества образовательной программы;
  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
  • качества образовательных технологий;
  • качества управления образовательными системами и процессами.

Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.

Работа предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.

Возможности для учителей:

  •  экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала,
  • позволяет преподавателям объяснять новый материал:
  • позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,
  • возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
  • позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом,
  • возможности, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,
  • использование ИКТ позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования,
  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Возможности для учащихся:

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,
  • всё, что ученик напишет, сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок,
  • появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент материала), возрастает уверенность в себе,
  • можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.

Исследования показали, что работа с ИКТ действительно помогает в учёбе.

Например:

На уроках и информатики ИКТ я использую с различными целями:

  • для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,
  • для обеспечения наглядности при изучении различных объектов, например, геометрических фигур (рисунок, элементы, свойства и т.д.),
  • для сокращения временных затрат при решении различных задач (графический способ решения уравнений и систем, решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),
  • для интеграции со следующими дисциплинами: математики с информатикой (построение и исследование графиков функций, построение диаграмм)
  • возможности анимации помогают при раскрытии скобок, приведении подобных слагаемых,
  • при умножении десятичных дробей,
  • введении геометрических понятий.

Фрагменты уроков, на которых я использую анимационные слайды - яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках, начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи.

Пессимистам, которые скажут, что это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песенки: ":учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является:

  • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически.
  • отсутствие интерактивных досок в школе
  • на первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.

Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение ИКТ способствует повышению качества образования путём применения современных инновационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.

В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах  к обучению ребенка,  правильно оценить  степень его готовности воспринимать знани...