Главные вкладки

    Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.
    учебно-методический материал на тему

    Мараева Марина Викторовна
    "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_munitsipalnom_seminare_tsor.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Джон Дьюи сказал: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

    Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

    Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

    Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

    Динамично развивающиеся информационные технологии предоставляют новые, эффективно дополняющие традиционные средства для образовательного процесса. Использование ЦОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса и развития интеллектуальных способностей учащихся. ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

    Особенностью программированного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

    Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения:

    Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

    Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР:

    - интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий (повышение эффективности и качества процесса обучения; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации; повышение активности познавательно деятельности);

    - развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества (развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации).

    На уроке, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

    Перечисленные возможности ЦОР могут способствовать выявлению, развитию способностей, формированию умений и желания учиться.

    В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР:

    - Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т.д.)

    - Библиотека электронных наглядных пособий – пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области.

    - Электронная энциклопедия – пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями.

    - Репетиторы, тренажеры, практикумы – это учебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания.

    - Мультимедийные учебники – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоения учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера.

    - Виртуальные лаборатории – представляют собой обучающий комплекс, позволяющие осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим.

    Благодаря ЦОР с помощью  программы Microsoft Word можно составлять тесты, кроссворды, контрольные работы, викторины. Учитель может дать ученикам в качестве самостоятельного задания создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, учитель развивает творческое мышление, интеллектуальную сообразительность и логику, формирует навыки самостоятельной работы, имеет возможность индивидуальной работы.

    Программа Microsoft Excel удобна для учителя тем, что может считать результат и выдавать оценку по заданным учителем критериям. При решении теста нужно выбрать один вариант ответа из четырех. После выполнения теста нужно нажать на кнопку «результат». Компьютер покажет процент выполненных заданий и оценку, исходя из процента. Ни ученикам при выполнении теста, ни учителю при проверке не требуется много сил.

    Можно составить и использовать при закреплении изложенного учебного материала и выяснения пробелов в знаниях учащихся терминологический диктант. Диктант представляет собой короткое задание, реализованное в форме, позволяющей обучаемому дать короткий однозначный ответ. После того как ответ дан, учащийся должен нажать «Enter», и напротив ответа будет написано «верно» или «ошибка».

    Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы.

    Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. Благодаря этому на уроке даётся такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без ЦОР. Например, в объяснении и закреплении нового материала предложить исследовательские, практические задачи, задачи для самостоятельного решения, представить информацию исторического характера. Анимация позволила доступно и интересно изложить трудный для восприятия материал. Исследовательские задачи в анимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслить даже слабым учащимся, а практические задачи ориентируют ученика на приобретение опыта решения жизненных  проблем.

    Помимо тестов, ребусов, кроссвордов можно использовать видеоуроки. Видеоуроки дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий. Если применять ЦОР в этой инструментальной среде, то урок будет интереснее и ярче.

    Можно создавать образовательные игры.

    Цель игры - формирование и развитие навыков и умений учащихся. Например, образовательная игра «Своя игра». Ее можно использовать на внеклассных мероприятиях. Эта игра может применяться также для закрепления изученного материала, ведь увидев правильный ответ, участник его запомнит. Использование данных ЦОР во внеклассной работе повысит интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

    Таким образом, достоинства ЦОР в том , что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению.

    ЦОР помогают решить следующие образовательные задачи.

    Обеспечить:

    - организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;

    - качественное усвоение программного материала;

    - содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;

    - компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для закрепления и тренировки ;

    -  доступность и наглядность изучаемого материала;

    -учитывать индивидуальные особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

    -воспитать интерес к предмету;

    Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике.
    С помощью ЦОР на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают  интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
    Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.
    Информационный вызов предполагает развитие знаний и умений школьников через использовании  цифровых образовательных ресурсов, компьютерных технологий, культуры работы с информацией.    Современные ученики предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. Ориентация сегодня делается на мультимедийное образование. Грамотное использование этих средств  развивает образовательные ресурсы современного урока и  оптимизирует учебный процесс.  

    Следует обратить внимание на психологическое состояние учащихся, a именно на уровень тревожности, во время работы на компьютере. Диагностика уровня тревожности осуществлялась c помощью тестирования Спилберга, был выявлен положительный результат: при работе на компьютере уровень тревожности ниже по сравнению c уровнем тревожности при работе по карточкам.

    Работа с цифровыми образовательными ресурсами дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения.Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
        Надо отметить, что в МАОУ «СОШ №2 с УИОП» помимо компьютеров, проекторов, копировально-множительной техники в каждом кабинете, есть два мобильных класса, пять интерактивных досок, четыре приставки «Mimio» и документ-камера. Эти ЦОР способствует повышению качества знаний учащихся, развитию интеллектуальных способностей, повышению интереса школьников к обучению.

    Что дают ЦОР учителю?

    - конспекты не писать

    - сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;

    - экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;

    - решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

    - вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

    Заключение

    На сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании может стать комплексный подход к использованию ЦОР на уроках. Типология ЦОР позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.

    Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

    На уроке с использованием ЦОР учитель является организатором всего урока и консультантом. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

    *-совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

    *-ЦОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

    *-повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

    *-средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

    *-ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

    Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку, развитию возможностей и интеллектуальных способностей учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР самому учителю. Таблица с типологией ЦОР показывает, что активная роль ЦОР      в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительно повысить качество обучения учащихся.

    За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении всего того, что ты знаешь, чему учишься.

    «Не почитай знания за одно с мудростью» утверждал древнегреческий мыслитель – Пифагор.

    Использованная литература

    1.  Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе : [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176-182.

    2.  Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков – М. : Филинь, 2003. – 616 с.

    3.  Буханцева Н.В .Электронные ресурсы : технологии разработки и взаимодействия Н.В. Буханцева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос.образоват. учреждение высш. проф. образования "Волгогр. гос. ун-т". - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2008. - 402 с. - Библиогр.: с. 369-371 (64 назв.).

    4.  Куклев В.А. Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию // Компьютерные учеб. программы и инновации. - 2006. - № 3. - С. 70-74 ;

    7.  Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения [электронный ресурс]- :http edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845

    8.  Сайт «Сеть творческих учителей» [электронный ресурс]-: http: school collection.edu.ru/

    9.  Цифровые образовательные ресурсы в школе : вопросы педагогического проектирования : сб. учеб.-метод. материалов для педагогических вузов М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. фонд подгот. кадров, Проект Информатизация системы образования ; [отв. за подгот.: Д.Ш. Матрос и др.]. М. : Университетская книга, 2008. - 557 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"

    С этой статьей я выступала  на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...

    Цифровые образовательные ресурсы - фактор, обеспечивающий повышение качества образования

    Статья, описывающая опыт работы с применением цифровых образовательных ресурсов...

     Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности обучения на уроках информатики.

    Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство....

    Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

    Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

    Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"

    Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...

    Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.

    ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации  контроля школьников, в работе со...

    Статья "Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования."

    Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от тра...