Статья "Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования."
статья на тему

Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания оптимальных условий для учебы и внеурочной деятельности наших учеников , применения  в деятельности каждого педагога современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

 Применение современных образовательных технологий  как средство повышения качества образования.

 учителя   русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт – Петербурга

Демченко О.С.

Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания оптимальных условий для учебы и внеурочной деятельности наших учеников , применения  в деятельности каждого педагога современных образовательных технологий

 Потятие новых  образовательных технологий.

       В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве .Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

        -необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

        -осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

         -возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Иногда педагог использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.  Остановимся подробней на некоторых из них .

Технология перспективно - опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

Методика перспективно-опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н.Лысенковой, которая открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные часы, а много раньше.

“Усвоение материала происходит в три этапа:

  • предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
  • уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
  • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий”.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

“Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.

Эта методика заслуживает самого пристального внимания, поскольку позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

В нынешних школьных программах за короткими теоретическими положениями сразу следует практический этап. Учителя-новаторы считают такой принцип неправильным. Только усвоив теорию, можно приступать к практике. Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л.В. Занковым и В.В. Давыдовым, стал фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех учеников. Упор на практику делается позже, после изучения теоретического раздела.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

-его внеклассной работе.

         Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

                                           Проблемное обучение

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку  правильности их решения );

.
Информационно- коммуникативные технологии

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Обучающие ( сообщают знания, формируют умения и навыки учебной или практической деятельности _;

 Тренажеры (предназначены для повторения или закрепления пройденного материала);

Информационно-поисковые и справочные ( сообщают сведения ,формируют умения и навыки по систематизации информации);

Демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления , процессы с целью их  исследования и изучения) и т.д.

Основными целями применения ИКТ на уроках русского языка и литературы являются:

  • повышение мотивации к изучению языка и литературы;
  • развитие речевой компетенции: умение понимать тексты разных типов и стилей, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  • увеличение объема лингвистических знаний;
  • расширение объема знаний о  языке;
  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению русского языка.

Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания русского  языка  и литературы с помощью ИКТ :

  •  формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, точной и  выразительной речи;
  •  расширение активного и пассивного словарей;
  •   приобретение культурологических знаний;
  •   формирование культуры общения;
  •  формирование элементов глобального мышления;
  • формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности,  формирование навыков работы в группе.

Назовем пять основных направлений использования ИКТ на уроках:

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе.

5. Использование ресурсов сети Интернет.

Здоровьесберегающие  технологии

Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход  должен прослеживается на всех этапах  урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.  

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в  учебной  практике  необходимо укреплять психическое здоровье учащихся, используя:

1.               Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

2.               Аутогенную  тренировку (самовнушение)

3.               Упражнение на снятие нервного напряжения у детей

4.                Упражнения на развитие эмоциональной сферы  и т. д.

Использование современных технологий повышает качество усвоение материала, познавательный интерес к предмету, мотивацию учащихся, позволяет сохранять и в старших классах 100% успеваемость по предмету.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые может использовать любой учитель , помогут  спланировать интересную  работу, которая направлена на достижение цели современного  образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться  стабильно высоких  результатов.

Список используемой литературы :

1.Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И.     3.Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8

4.Рачевский, Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58

5.Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

6. Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195 
7. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67 
8. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985, с.171.

9. Гузеев В.В. Современные образовательные технологии. М., 1989.

10. Калмыкова З.И. Предисловие. // Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

Материал готовился для педсовета.  В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....

Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"

Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Выступление.

"Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе."...

Муниципальный семинар "Информационные и цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в современной школе". Презентация.

ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации  контроля школьников, в работе со...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования. Консультация для педагогов дошкольного отделения КОУ "НШООВЗ №1".

Использование современных образовательных технологий будет способствовать повышению качества предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебн...