Педагогический совет по теме «Индивидуализация - специально – организованная деятельность на раскрытие индивидуальности школьника».
материал по теме

Батранина Ольга Михайловна

Тема: «Индивидуализация  - специально – организованная деятельность на раскрытие индивидуальности школьника».

 

             Цель:  повышение качества обучения и воспитания учащихся посредством более эффективной работы педагога  при индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

 .

—      Задачи: Развивать навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива.

—    Определить возможности, условия и основные направления по индивидуализации и дифференциации обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu_.docx24.44 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_pedsoveta.ppt620.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Педагогический совет

1.Вступительное слово директора

                                                        Успех в учении – единственный источник

                                                         внутренних сил ребёнка, рождающих

                                                         энергию для преодоления трудностей,

                                                         желания учиться.

                                                                             В. Сухомлинский

                                                                                                                             

  2.Выступление заместителя директора по УВР.                                          

Тема: «Индивидуализация  - специально – организованная деятельность на раскрытие индивидуальности школьника».

             Цель:  повышение качества обучения и воспитания учащихся посредством более эффективной работы педагога  при индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

 .

  •     Задачи: Развивать навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива.
  •   Определить возможности, условия и основные направления по индивидуализации и дифференциации обучения.

                               Словарь педагогического совета

     Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путём их организации в однородные (гомогенные) группы.

   Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учётом их личностных особенностей, способностей.

Что такое индивидуализация обучения?

На самом деле этот термин представляет собой несколько отличных понятий. Так, при индивидуальном обучении учитель работает лишь с одним учеником, а ученик взаимодействует только со средствами обучения. Конечно, преимуществ у такой модели обучения масса: происходит адаптация к индивидуальным особенностям ученика, темпу его работы. Кроме того, педагог знает слабые места ребёнка, пробелы в знаниях, он опирается на представления об общем уровне знаний ребёнка и его готовности к учебному труду. Но, в обычной школе с массовым обучением эта модель используется редко.

Скорее учителя интересует технология индивидуального подхода. Она характеризуется тем, что учитель в учебно-воспитательном процессе с группой и с отдельными учащимися работает индивидуально, опираясь на их интеллектуальные и психологические особенности. Такой подход в своей практике применяет практически каждый педагог, ведь иногда он является единственным эффективным решением в динамике обучения отдельных ребят.

ключевое слово в нашем вопросе - индивидуальный. Учитель, взаимодействуя с ребёнком, опирается не только на его знания и особенности учебных навыков, но и на его психологические особенности. Учитывается не только темп работы, характерный для ребёнка, но и такие качества личности ученика, как уверенность в себе, открытость или замкнутость. То есть, задача учителя – найти «ключик» к каждому ребёнку, создать атмосферу доброжелательности на уроке. Хоть это и кажется очевидным, достичь этого не всегда бывает просто.

Какие цели преследует индивидуализация обучения?

Одна из приоритетных задач индивидуализации обучения – сохранение и последующее развитие индивидуальности ученика, его интеллектуального и личностного потенциала.   ученики не должны обезличиваться. Акцент ставится именно на сохранении неповторимого облика ребёнка, который проявляется и в его учебной деятельности, и в социализации личности, и в саморазвитии ученика.

Следующая цель направлена на обеспечение средствами индивидуального обучения - выполнения учеником учебной программы. Это значит, что осуществляется профилактика неуспеваемости ученика. Педагог определяет все моменты, которые необходимо доработать, он предупреждает потенциальное отставание ребёнка в учёбе.

Кроме этого, учитель должен определить зону ближайшего развития ребёнка, она и будет диктовать педагогу особенности формирования общих учебных знаний, умений и навыков.

Большинство дидактов и методистов за основу классификации уроков берут звенья процесса обучения и главную обучающую задачу. Таким образом, выделяют урок вводный, урок изучения нового, комбинированный, контрольный, урок проверки и учета знаний и повторительно-обобщающий.

Выбирая тип занятия, учитель руководствуется местом его в теме, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.

Как же выбрать целесообразный и эффективный метод? Такой метод, чтобы творческий замысел педагога мог быть реализован вместе с детьми и активизировал их творческий потенциал?

, этого можно достигнуть при индивидуализации обучения. Хотелось бы напомнить вам отрывок из рассказа А.Чехова «Детвора», где автор раскрывает индивидуальные мотивы участия каждого из детей в условиях общей деятельности - игры в лото.

«Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой... и играют в лото... Играют с азартом.

Самый большой азарт написан на лице Гриши... Играет он исключительно из-за денег...

Сестра его Аня... зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее - вопрос самолюбия.

Другая сестра Соня... играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.

Алеша пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого.

...Кухаркин сын Андрей... весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!»

Сходная картина наблюдается на уроках. По замыслу учителя все учащиеся, к примеру, на лекции должны заниматься однородной деятельностью, то есть внимательно слушать и делать соответствующие теме записи в тетрадях. Но многие далеки от замысла педагога: один смотрит в книгу; другой - в глаза учителю, при этом не слыша его; третий - мыслями в «заоконной» дали; четвертый списывает невыполненное домашнее задание по другому предмету и т.д.

С учебной точки зрения класс собран для одной деятельности - слушания лекции, персонально же многие из присутствующих заняты своим делом, не имеющим никакого отношения к лекции. Избежать этого можно при индивидуализации обучения. Индивидуализация - это организация персональной работы каждого учащегося в соответствии с его умственными возможностями и характерными особенностями на всех видах занятий. Индивидуальный подход можно рассматривать как принцип обучения, ориентирующий на индивидуальные особенности ребенка и требующий создания психолого-педагогических условий для развития его личности.

Каждый учащийся независимо от вида занятий должен быть занят делом, его умственное напряжение должно быть предельно высоким. К такому подходу в обучении учащихся учителей призывали опытные методисты во все времена.

Индивидуализация в обучении предполагает решение учителем двух проблем. Организация обстановки для индивидуальной работы каждого учащегося на занятиях. Обеспечение каждого учащегося соответствующими его возможностям методами и дидактическими средствами изучения истории.

Уровни индивидуализации могут проявляться в предоставлении учителем учащимся большей или меньшей самостоятельности в учебе, в сложности и объеме учебных заданий, в способах стимулирования познавательной активности и т.д. Индивидуализация в обучении может носить как эпизодичный, так и системный характер.

Эпизодическая индивидуальная работа проявляется, когда дети не ориентированы заранее на такой вид деятельности, то есть стихийно, в результате удачного методического приема, примера, вопроса, поставленного учителем или кем-то из учащихся и т.п. Системная индивидуальная работа ребят носит плановый характер. При ее организации учитывается общая характеристика учащихся класса (интеллектуальная в первую очередь и отношение к учебе), заранее определяются дидактические материалы, формы, приемы, способы работы с классом в целом и конкретными учащимися в отдельности при отработке темы, хрестоматийного источника, раздела и т.д.

Таким образом, индивидуализация предполагает внутреннее и внешнее воздействие на учащихся, управление деятельностью каждого из них, обеспечение их умственного напряжения и постоянного внимания в ходе приобретения и усвоения исторических знаний независимо от вида работы. В этом случае и будет выбран самый рациональный метод и достигнут педагогический замысел урока.

Очевидно, что для максимального учета индивидуальных особенностей ребенка в обучении идеальным может считаться индивидуальное обучение. А если это так, то вполне естественным было бы предположить, что этот способ организации обучения должен быть самым эффективным. Теория обучения и многовековая практика образовательной деятельности свидетельствуют о том, что в этом вопросе все далеко не так однозначно.

Даже при классно-урочной системе с ее явно выраженной тенденцией к унификации личности образовательный эффект часто оказывается большим, чем при некоторых способах индивидуального обучения. Подобные примеры нельзя рассматривать как неопровержимые доказательства неэффективности индивидуального обучения. Для оценки результативности необходим анализ всех факторов, влияющих на результат. Так, например, низкая эффективность работы   школы может быть обусловлена слабой подготовленностью большинства работающих в них педагогов, низкой информационно-развивающей насыщенностью окружающей среды, а также другими факторами, не имеющими никакого отношения к индивидуальному обучению как таковому.

Говоря об индивидуализации, необходимо выяснить, что такое обучаемость. Самое краткое определение обучаемости: восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от многих интеллектуальных свойств человека, в частности от самостоятельности мышления, смысловой памяти, умения осмысливать однородные явления, достигать желаемых результатов в минимально короткие сроки. Обучаемость связана с уровнем развития исторического мышления учащихся, их воображения, чувств и эмоций, памяти и речи, познавательного интереса.

Качество познавательной деятельности зависит от сложности материала и трудности его усвоения. Под сложностью дидакты понимают объективную характеристику материала - количество звеньев в логической схеме, количество аспектов исторического развития в рассказе. Трудность усвоения всегда субъективна и зависит от обучаемости - соответствия содержания материала запасу знаний и умений учащихся, их личных качеств. Трудность усвоения будет разной для учеников. Усвоение материала зависит от склонности ученика к мыслительной деятельности, его умения рассуждать, от склонности к формализации.

С учетом сложности материала и трудности познания проводится индивидуализация обучения. Индивидуализация - это самостоятельная работа каждого ученика, зависящая от его особенностей и учебных возможностей. В соответствии с этим и выбираются методы, темпы обучения, объем помощи учителя. В условиях массовой школы реальны лишь элементы индивидуализации, когда, например, учитель использует задания одинакового содержания для всех учащихся, но с разным уровнем сложности.

Задания могут различаться по степени предварительной помощи ученикам, объему учебного материала, сложности, цели. При фронтальной работе вид деятельности может быть одинаковым, но выполнение либо синхронное, либо в разном темпе. Только в процессе деятельности формируется познавательный интерес, творчество учащихся, сами знания становятся глубокими и прочными, возрастает самостоятельность выполнения заданий. Все это было учтено при составлении индивидуальных учебных планов. Работа по таким планам осуществляется по наиболее важным темам курсов истории.

Одна из целей индивидуального подхода к ребенку - построение адекватной «Я-концепции» относительно устойчивой системы представлений ученика о самом себе, на основе которой ребенок строит свои взаимоотношения с окружающими. Самовосприятие ребенка является определяющим фактором развития его личности и успешности учебной деятельности. Ребенок, который воспринимает себя как успешного, способного, контролирующего ситуацию, развивается в уверенную в себе, целеустремленную, уравновешенную личность. Для реализации индивидуального подхода необходимо исходить из следующих правил:

к ученику нужно относиться с уважением, постоянно подчеркивая его самоценность;

поощрять интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

формировать у ребенка положительную оценку доброты, честности, дружелюбия, сопереживания, терпения как к другим, так и к себе;

критический анализ действительности и самого ребенка давать только с позитивных позиций, с желанием помочь исправить ситуацию;

развивать привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

развивать навыки общения в самых различных условиях и с разными людьми.

Важным является формирование творческого конформизма, то есть принятия учеником различных точек зрения на один и тот же вопрос как имеющих право на существование. Задача индивидуализации обучения остается на сегодняшний день одной из важнейших в школьной практике.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: выступления учителей

Проект решения :

  • Учитывая, что дифференциация и индивидуализация обучения являются одним из направлений гуманизации современного процесса обучения и позволяют гармонично сочетать формы массового обучения и индивидуального усвоения знаний, систематизировав теоретические знания по данной проблеме, педагогический совет выносит следующее решение:
  1. Утвердить положения об оценке ЗУН, о работе со слабоуспевающими, о работе с одаренными.
  2. Взять за основу в своей работе каждому учителю по применению наиболее эффективных форм к обучению (дифференциации и индивидуализации)
  3. Спланировать в 2013/2014 учебном году ВШК по эффективной работе педагогов при     индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема педсовета: «Индивидуализация - специально – организованная деятельность на раскрытие индивидуальности школьника».

Слайд 2

« Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.» Д.Г.Левитас Цель: повышение качества обучения и воспитания учащихся посредством более эффективной работы педагога при индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Слайд 3

Проблемы: 1. как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; 2. как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником? Задачи: Развивать навыки коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива. Определить возможности, условия и основные направления по индивидуализации и дифференциации обучения.

Слайд 4

Словарь педагогического совета Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем их организации в однородные (гомогенные) группы. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей.

Слайд 5

Акцент целей индивидуализации: Сохранение и развитие индивидуальности ребенка, его способностей; Содействие выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости; Формирование ЗУН при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; Формирование личных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

Слайд 6

Показатели , которые учитывают при индивидуализации учебной работы Обучаемость, т.е. общие умственные способности; Учебные умения; Познавательные интересы ( на фоне общей мотивации; Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков

Слайд 7

Технологии индивидуализации обучения Проектная технология; Технология индивидуализированного обучения Инге Унт; Адаптированная система обучения С.А.Границкой; Обучение на основе индивидуально – ориентированного плана В.Д.Шадрикова

Слайд 8

Инге Унт: В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома; Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к самостоятельной работе

Слайд 9

А.С.Границкая: В рамках классно – урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учеником; Часть первая – обучение всех, вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками

Слайд 10

В.Д.Шадриков: Развитие способностей эффективно, давать ребенку картинку усложняющихся задач, мотивировать процесс учения, но оставлять возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня возможен; Выделяет 6 уровней сложности.

Слайд 11

При индивидуализации и дифференциации Учитель получает возможность: помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильному; не снижать общий уровень преподавания; эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; создать оптимальные условия для более сильных учащихся; изменить «Я» - концепцию ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.

Слайд 12

Обратная связь в обучении Внешняя: ученик – учитель учитель – ученик Внутренняя: ученик – ученик Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и качественного учения.

Слайд 13

Основные принципы обратной связи: принцип свободы выбора (в любом действии ученику предоставляется право выбора); принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, лежащими за пределами изучаемого курса); принцип деятельности (ученик должен уметь использовать свои знания); принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения).

Слайд 14

Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать прием обратной связи в учебном процессе, главным из которых является постоянный и системный контроль продвижения в обучении и развитии. Существуют разнообразные виды работ, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: Влияние успеха на учебную деятельность школьника.

Данное выступление направено на то, чтобы продемонстрировать неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника....

Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»

Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Конкурсное испытание "Педагогический совет" на тему "Практико-ориентированное содержание образования: как формировать у школьников навыки практической деятельности"

Педагогическая дискуссия на тему "Практико-ориентированное содержание образования:  как формировать у школьников навыки практической деятельности"...