Основная образовательная программа ООО
статья на тему

Читаева Оксана Валентиновна

Основная образовательная программа ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obr._progr_ooshno19.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Темрюкский район

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического

совета МБОУ ООШ№19

протокол №___от_________2013г.

и.о. директора____Н.А. Агафонова

ОСНОВНАЯ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная образовательная школа №19

Муниципального образования Темрюкский район

353550, Краснодарский край, Темрюкский район,

ст. Фонталовская, ул. Собина,9

Принята

Советом учреждения  МБОУ ООШ №19

протокол №___от ________2013г.

_________________С.А. Григорьева

                                                  (председатель совета)  

1. Пояснительная записка.

                           Назначение образовательной программы школы.

1.1  Основываясь на законе «Об образовании» (ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1), под образовательной программой МБОУ ООШ № 19 следует понимать нормативный документ, определяющий стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательного процесса школы.

1.2  Образовательная программа МБОУ ООШ №19 представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом  образовательные цели;  основные и дополнительные  образовательные программы двух ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу  развития школы.

1.3  Образовательная программа МБОУ ООШ №19 – это локальный акт, который разработан методическим советом школы, принят на Педагогическом совете и реализуется в школе на основе государственных образовательных стандартах.  Образовательная программа – это внутришкольный образовательный стандарт, обусловленный как федеральной образовательной политикой и логикой развития региональной и муниципальной системы образования, так и образовательными запросами обучающихся и их родителей, учитывающий особенности и возможности школы.

1.4  Образовательная программа корректируется и уточняется ежегодно в соответствии с изменениями в образовании.

1.5  Образовательная программа является внутришкольным стандартом содержания образования, и именно этим  определяется ее назначение:

  • Во-первых, данная образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
  • Во-вторых, для педагогического коллектива данная образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции деятельности педагогов школы, раскрывает преемственность образования.
  • В-третьих, для муниципальных и государственных органов управления образованием данная образовательная программа является основанием для определения качества реализации государственных образовательных стандартов школой.

1.6   На педагогическом совете школы 30августа 2013 года было принято решение о принятии  образовательной программы школы на 2013-2014 учебный год.

  1. Общие сведения об образовательном учреждении.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №19 муниципального образования Темрюкский район (МБОУ ООШ №19), почтовый адрес: 353550, Россия, Краснодарский край, Темрюкский район,  ул. Собина, 9. Учредитель – администрация муниципального образования Темрюкский район.

  1.  Цели образовательной программы МБОУ ООШ №19.

Стратегия изменений в системе образования получила правовое отражение в Законе «Об образовании».

Общей рамкой стандарта общего образования на ближайшие пять лет является принятая и утвержденная президентом РФ инициатива «Наша новая школа».

Конкретизация новых идей в области образования была осуществлена в других нормативно-правовых актах:

  • Законе «О государственном образовательном стандарте»;
  • Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот»,
  • Типовом Положении «О государственных образовательных учреждениях»;
  • Приказе Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,
  • концепции профильного и предпрофильного образования,
  • национальных проектах в сфере образования,
  • концепции духовно-нравственного развития 

В связи с этим определяется задача школы:

Главная задача школы – это достижение нового качества образования - компетентностной модели выпускника, способной к различным видам ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально - трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Для решения главной задачи школы формируются задачи образовательной  программы.

Задачами образовательной программы МБОУ ООШ №19:

  • Модернизация содержания образовательной деятельности школы;
  • обеспечение образовательного процесса, предусмотренного базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, учебным планом образовательных классов школы;
  • обеспечение выполнения заказа родителей и обучающихся на профессиональную подготовку;
  • возможность перехода на профильное обучение;
  • образовательная программа  должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать перечень основных видов деятельности  обучающихся и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса;
  • образовательная программа  должна обеспечивать:
  • улучшение качества УУД обучающихся в соответствии с их учебными     возможностями и  потребностями;
  • заботу о здоровье обучающихся.

Цели образовательной программы двух ступеней образования.

В общеобразовательных учреждениях  Российской Федерации в основу их деятельности положены  основные образовательные программы первой и второй  ступеней образования, последовательное освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат об основном    общем образовании.

1.3.1 Цели 

образовательной программы начального общего  образования:

  • создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение их эмоционального благополучия;
  • для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;
  • для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  • расширение опыта самостоятельного выбора;
  • формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

1.3.2  Цели

основной образовательной программы основного общего  образования:

  • создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования;

  • организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

1.4 Инструментарий для достижения поставленных целей.

Достижение данных целей  педагогическим коллективом школы предполагает комплексные изменения в образовательной практике и образовательных результатах:

1.4.1     В содержании образования:

- формирование компетентностной модели школьного содержания образования: -    обновление содержания образования в соответствии с новыми ФГОСами;

- создание современного учебно-дидактического комплекса по всем образовательным областям;

 - содержательное наполнение школьного компонента образования с учетом специфики школы;

- подбор, содержание и реализация технологий обучения на основе компетентностного подхода.

1.4.2    В технологии обучения: 

 - внедрение технологий развивающего обучения в начальной школе;

 - освоение новых информационных технологий образования в основной школе;

 - освоение технологий предпрофильного обучения в основной школе.

 1.4.3   В организации образовательного процесса: 

- разработка локальных актов школы, обеспечивающих нормативно-правовую базу образовательного процесса;

- реализация индивидуальных учебных планов отдельных классов.

1.4.4    В научно-методическом обеспечении:

 - разработка и освоение системы методической работы школы;

 - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы;

 - реализация научно-методической и опытно-экспериментальной работы   коллектива;

 - формирование компетентностной модели учителя.

1.4.5   В системе управления:

- формирование разветвленной системы управления новой организационной структуры;

- повышение эффективности работы системы внутришкольного образовательного мониторинга результатов деятельности участников образовательного процесса;

 - создание системы оценивания учебных достижений обучающихся на основе компетентностного подхода.

1.4.6    В мотивационном обеспечении:

 - стимулирование всех педагогов к активному участию в инновационных процессах;

- осуществление психолого-педагогического мониторинга деятельности обучающихся.

 1.4.7   В воспитательной работе:

 - формирование компетентностной модели ученика;

 - создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития учащихся, помощь в адаптации к современным условиям и обстоятельствам.

1.4.8   В материально-техническом обеспечении:

 - осуществление финансирования школы как инновационного учреждения;

- обновление МТБ школы.

       Переход образовательного учреждения в режим развития является, таким образом, насущной потребностью времени и обуславливает определение школой приоритетной идеи развития, стратегической цели и системы задач по ее реализации на период 2011- 2012 года.

Направления  деятельности  МБОУ ООШ №19 в 2013-2014 учебном году в рамках реализации национальной образовательной инициативы

 «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

  •  продолжение формирования  нормативно-правовой базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты);
  •  обеспечение методической, информационной  поддержки учителей-предметников, руководителей МО;
  • развитие поисковой,  инновационной работы;  работы в классах предпрофильного  обучения;
  •  внедрение технологии проектной деятельности в практику работы учителей школы;
  •  совершенствование профессиональной культуры учителя, отслеживание результатов курсовой переподготовки, самообразования;
  •  организация методической поддержки и обучение педагогов школы по управлению качеством  преподавания предмета,  качественным проведением  всех видов занятий;
  •  внедрение в практику работы всех педагогов школы здоровьесберегающих технологий;
  •  использование новых информационных технологий в образовательном процессе;
  • выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
  •  использование практики сетевого взаимодействия, направленного на обновление содержания и взаимную методическую поддержку;
  • внедрение новой модели повышения квалификации.

Задачи воспитательной работы:

1. Создание здоровьесберегающей безопасной среды для всех участников образовательного процесса

2. Обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным проблемам личности и общества.

Направления работы:

  • повышение профессиональной подготовки классных руководителей на основе изучения их запросов, направленных на улучшение  работы     по достижению цели школы;
  • формирование у обучающихся самостоятельности через соуправление в классе, в школе;
  • сохранение и укрепление здоровья  обучающихся  ресурсами образования;
  • духовное и  гражданско- патриотическое воспитание;
  • построение  взаимодействия семьи и школы по сохранению и укреплению здоровья школьников;
  • участие в  детском и молодежном общественном движении;
  • совершенствование деятельности детского самоуправления;
  • развитие системы духовного и гражданско–патриотического образования;
  • обеспечение условий для дальнейшей  интеграции  общего и дополнительного образования детей;
  • освоение проектного метода педагогами школы.

Продолжительность обучения: 9 лет

Для реализации направлений деятельности  МБОУ ООШ №19

используются следующие программы

из ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ:

  1. Образовательные программы начального общего образования.

Учебный предмет

Программа

классы

Русский язык

«Школа России». Обучение грамоте 1 кл.  Авторы: В.Г.Городецкий, В.А.Кирюшин, А.Ф.Шанько,

«Русский язык» (1-3 кл.) В.П. Канакина, В.Г. Городецкий. Москва. Просвещение, 2011г.

«Русский язык» 4 кл. Авт.: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Москва. «просвещение», 2010Г.

1-4 классы

Литературное чтение

 «Школа России». Литературное чтение.  Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Москва, «Просвещение», 2011г.

1-4 классы

Математика

 «Школа России». Математика.  Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова.  Москва, «Просвещение», 2011г.

1-4 классы

Окружающий мир

 «Школа России». Окружающий мир.  Автор: А.А. Плешаков. Москва, «Просвещение»,2011г.

1-4 классы

Английский язык

Программа курса английского  языка. Английский с удовольствием. М.З. Биболетова. 2008г.

Новые государственные стандарты  школьного образования по иностранному языку.  АСТ, Астрель. Москва, 2006г.

2-3 классы

4 класс

Музыка

 «Школа России». Музыка. Авторы: Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева. Москва, «Просвещение»,2011г.

1-4 классы

ИЗО

 «Школа России». Изобразительное искусство  Б.М. Неменский, В.Г. Горяев. Москва, «Просвещение»,2011г.

1-4 классы

Технология

 «Школа России». Технолдогия.  Н.И. Роговцева., С.В. Анащенкова. Москва, «Перспектива»,2011г.

Физическая культура

Государственная комплексная программа физического воспитания 1-11 классов. Авторы:В.И.Лях,. Москва, «Просвещение»,2011 г.

1-4 классы

Кубановедение

Программы курса для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Кубановеление. Авторы: А.Г.Еременко,Н.М. Зыгина. Краснодар. «Перспективы образрвания» 2011 г.

1-4 классы

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики для 5 классов. Автор:А.П. Данилюк.

4 класс

  1. Образовательные программы основного  общего образования.

Учебный предмет

Программа

классы

Русский язык

Программа общеобразовательных учреждений  «Русский язык 5 – 9 классы». Автор: Т.М.Баранов, Т.А. Ладыженская М., «Просвещение»,  2009г.

5-9 классы

Литература

Программа по литературе. 5-11 классы. Базовый уровень.

Автор: В.Я.Коровина, В.П. Журавлев.  М.,«Просвещение» 2009г.

5-9 классы

Математика

Программа для общеобразовательных учреждений. Математика, 5-6 классы. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. «Мнемозина», 2010г.

5-6

классы

Английский язык

Программа  «Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку». АСТ «Астрель», Москва, 2006г.

4-9 классы

Алгебра

Программа для общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9 класс» Автор И.И. Зубарева, «Мнемозина», Москва, 2009г.

7-9

классы

Геометрия

Программа для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы»  Т. А. Бурмистрова, М., «Просвещение», 2010г.

7-9

классы

Информатика и ИКТ

Программа для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-9 классы. Москва. Просвещение. 2009г.

8-9 классы

История

Авторские программы  по истории УМК  «Русское слово».

5-9

классы

Обществозна-ние

Программа  для  общеобразовательных учреждений «Обществознание 6-11 классы». Авт. Л.Н.Боголюбов.  Москва, «Просвещение», 2010 г.

6-9 классы

Природоведе-ние

Программа для общеобразовательных  учреждений «Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 кл.» Автор: А.А. Плешаков,  Н.И. Сонин. Москва. Дрофа, 2009 г.

5 класс

География

Примерные  программы по географии.  М., «Дрофа», 2009г.

6-9 классы

Биология

Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы. Автор: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. М., «Дрофа»,  2009г.

6-9 классы

Химия

Программа  для общеобразовательных учреждений. Авт. И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская,  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.

8-9 классы

Физика

Программа для общеобразовательных учреждений. «Физика 7-11 классы». Автор А.В. Перышкин. М., «Дрофа», 2010г.

7-9 классы

Музыка

Программа  для общеобразовательных учреждений «Музыка» 5-9 классы.  Автор Е.Д. Критская, Р.П. Сергеева.М., «Просвещение»,  2009г.  

ИЗО

«Изобразительное  искусство и художественный труд» » 1-9 классы. Автор  Б.М. Неменский..  Москва, «Просвещение»,  2010г.

Технология

Программа  начального и основного общего образования. Технология.  Автор В.Д.Симоненко, М.: «Вентана-Граф», 2008г.

5-8 классы

Физическая культура

Комплексная прорамма физического воспитания. 1 – 11 классы»  Автор В.И.Лях. М., «Просвещение»,  2010г.

Основы безопасности  жизнедеятельности

Программа  «Основы безопасности жизнедеятельности». Авт. А.Т. Смирнов. М., Б.О. Хренников. «Просвещение», 2010г.

Кубановеде-ние

Программа курса для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. ККИДППО, 2009г. Автор:  Е.Н. Еременко

Основы православной культуры (ф)

Программы учебного  курса  для общеобразовательных  школ, лицеев, гимназий.  А.В. Бородина  «История религиозной культуры». Изд. 5-е, - М.: Основы православной культуры, 2006г.

1.5. Особенности первой ступени общего образования

Начальная школа – новый этап в жизни ребенка, когда начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

            С получением нового статуса «ученик», ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией – ролью школьника.

            Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребенка младшего школьного возраста являются: словеснологическое мышление; произвольная смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

           Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Виды деятельности младшего школьника школы:

  • совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);
  • игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами);
  • творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.);
  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)
  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • научиться самостоятельно, конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
  • полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;
  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образовании:

  • реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
  • обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности;
  • обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого необходимо: организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам;
  • создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. для этого необходимо: ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов; поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов; обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.);
  • создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

1.6 Цели образования на ступени начального образования

Цели образования характеризуются планируемыми результатами начального общего образования и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся 1 ступени.

Содержание целей образования развивает и конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, фиксирует те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для 1 ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Целью образования в начальной школе является:

Обеспечение базы , фундамента всего последующего обучения предусмотренного Законом РФ «Об образовании» , Типовым положением об ОУ в соответствии с Базисным учебным планом РФ. В процессе цели будут решаться следующие задачи:

  • формирование универсальных учебных действий;
  • формирование основы учебной деятельности ребенка как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать , сохранять, реализовать
  • учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • обеспечение познавательной мотивации и интересов учащихся;
  • формирование готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками;
  • формирование основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Программа начального общего образования способствует:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности  (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих  к дальнейшему определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

ОПНОО учитывает:

  • потребности учащихся и их родителей, их интересы и планы;
  • возможности учащихся (уровень готовности к усвоению программы, состояние здоровья).

  1. Реализация образовательной программы через УМК

МБОУ ООШ №19 реализует общеобразовательную программу начального общего образования, которая ориентирована на достижение уровня элементарной грамотности в начальных классах, и осуществляет обучение через внедрение образовательных линий.

Образовательная программа и ее образовательные линии, реализуемые в школе, явились своеобразной моделью пути достижения образовательного стандарта в школе личностно - ориентированного образования. Содержательная характеристика раскрывает образовательную программу как «индивидуальный маршрут»  ученика в образовании, отражающий его удовлетворения потребностей ученика, родителей, учителя, школы, общества.

  1. Организация образовательного процесса

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с требовании образовательной программы первой ступени начального общего образования.

Общеобразовательная программа начального общего образования – срок освоения 4 года.

 

1.9. Основные формы организации обучения.

Режим обучения и нормативные показатели.

В МБОУ ООШ № 19 могут быть приняты дети, достигшие 6,6  лет к 1 сентября текущего года. Прием детей до 6,5 лет классы осуществляют с учетом заключения психолого – медико - педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.

Нормативы образовательной нагрузки определены исходя из продолжительности учебной недели – 5 дней. Объем образовательной нагрузки  равномерно распределен в течение учебной недели.

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6 – дневной неделе

При 5 – дневной неделе

1

-

20

2-4

-

22

Обучение в начальных классах  организовано в первую смену.

 Учебные занятия начинаются в 8.30 часов.

В начале учебного года для первоклассников организовано постепенное увеличение нагрузки:

  • сентябрь – октябрь по три урока продолжительностью 35 минут каждый,
  • с ноября – четыре урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не превышает 21 час.

Продолжительность урока во 2- 4 классах составляет 40 минут.

Наполняемость классов – 10-15 человек. Основной формой организации  обучения является классно-урочная система. Кроме классно - урочной формы организации учебного процесса в начальной школе реализуется внеурочная деятельность в различных современных и эффективных формах: экскурсии, индивидуальные консультации, лекции в городских музее, путешествия, игры, практикумы, кружки, проектная деятельность, праздники, интеллектуальные игры, спортивные Дни Здоровья и т.д.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая – 1-4 класс. Продолжительность учебного года – не менее 34 недель, для 1 классов – 33 недели. Он делится на 4 четверти. Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней, летом – не менее 12 недель. В 1-х классах дополнительные каникулы в феврале – 1 неделя.

1.10. Содержание основной образовательной программы

начального общего образования

Содержание программы позволяет обеспечить:

  • знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания, формирование навыков их читательской деятельности, культуры устной и письменной речи; овладение общением на неродном языке: английский, немецкий язык (на элементарном языковом материале), формирование интереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусство родного народа.

Основные содержательные линии: коммуникативная компентенция, языковая компентенция, читательская компентенция.

  • основу  для формирования у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи; развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.

Основные содержательные линии: числа, вычисления, решение арифметических задач, геометрические фигуры, измерение геометрических величин;

  • интеграцию знаний о природе, общества и человека, их взаимодействия и взаимовлияния, формирование целостного взгляда на мир и место в нем человека;
  • формирование представлений о природном и социальном мире,  возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитее интереса к природе и обществу, истории и культуре и родной страны.

Основные содержательные линии: природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы; человек и его деятельность; общество; родная страна.

  • осознание  значения трудовой деятельности человека. Расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда. Формирование трудовых умений и навыков необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, труд в природе), воспитание интереса и желания трудиться.

Основные содержательные линии: трудовая деятельность человека; организация и планирование труда.

  • формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью.

Основные содержательные линии: искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство.

  • ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности действиями и играми, умениями укрепить здоровье и развивать свои двигательные способности.

Основные содержательные линии: двигательные действия, телесные функции организма.

2. Планируемые результаты

освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования – система обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки;
  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса  выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?». Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам программы учебного предмета.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

2.1. Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая  учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Образ ученика, идущего в 1 класс (желаемый)

Развитие речи (составляют рассказ, составляют предложения по картинкам, читают стихи).

Уровень развития навыка чтений:

   а)        читают целыми словами;

   б)        читают по слогам;

   в)        знают буквы, но не читают;

   г)        не знают букв.

Уровень развития математических представлений:

   а)        знают прямой, обратный счет в пределах 10;

   б)        складывают и вычитают в пределах 10;

   в)        умеют решать простые задачи.

Образ выпускника начальной школы

Ученик, у которого сформированы базовые ЗУН, предусмотренные программой начальной школы.

Ученик, у которого развиты ОУУН (техника чтения, письма, вычислительные навыки) в норме или выше нормы.

Ученик, у которого заложены основы мыслительных операций:

выделение главного;

-сравнение;

-обобщение;

-умение делать выводы;

-планирование, контроль и оценка своей деятельности.

Ученик, желающий укрепить и сохранить свое здоровье.

Ученик, знающий свою родословную, малую и большую родину.

Основное  образование (5-9 классы)

Цель: обеспечить личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом, подготовка к продолжению образования профессиональной или общеобразовательной школе.

Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

     Содержание обучения в 5-6 классах реализовывает принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

     В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

     Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология) и общественных (география, история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать их значимость.

      Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические  курсы литературы,  истории и обществознания, искусства, продолжается изучение иностранных языков.

        Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, информатика, иностранный язык и основы безопасности жизнедеятельности.

      В основной школе с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой -  создаются  условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене  или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.

   

В 9 классе проводится предпрофильная подготовка, заключающаяся в следующем:

1)        информационная и профориентационная работа, включающая:

-  знакомство школьников с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение их образовательных программ, условий приема, посещений этих учреждений;

 -  психолого-педагогическая      диагностика,       анкетирование      и консультирование 9-классников;

2)        курсы по выбору (курсы предпрофильной подготовки), которые
способствуют:

-  расширению знаний учащихся по той или иной образовательной области;

самоопределению   учащихся   относительно   профиля   обучения   в старшей школе;

-  формированию интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю.

                 Результат основного образования:

 - формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой;

 - подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории;

 - приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей. 

                     Образ выпускника основной школы

Выпускник, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий потребность в физическом совершенствовании.

Выпускник, обладающий базовыми ЗУН в объеме программ основной школы.

Выпускник, умеющий планировать свою деятельность, готовый продолжить образование, в соответствии со своими возможностями.

Выпускник, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтущий обычаи, традиции других нардов, их веру.

Выпускник, свободно осознающий свои права и признающий права других
людей.

Концепция школы

    Деятельности  педагогического коллектива на 2011 – 2015 годов  стала реализация  Программы развития школы  «Спорт, творчество, духовность».       

     Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления «факторов риска», «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

-  сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании обучающихся;

- кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;

- определённый контингент обучающихся, стремящийся к получению знаний и умений  на более современном уровне.

   Главная идея, положенная в основу концепции, - формирование компетентной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды, имеющая устойчивую потребность к здоровому образу жизни.

    Стратегическая цель - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом путём введения в учебно-воспитательный процесс активных методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребёнка.

Главная ценность - сам ребёнок, культура, система процесса взаимодействия в обществе, обеспечивающая вхождение индивидуума в это общество.

    Поэтому учителям необходимо:

  - изучить, раскрыть индивидуальные особенности каждого ученика, определить образовательную структуру, в рамках которой индивидуальность может развиваться наиболее оптимально;

    - создать наиболее благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребёнка;

   -оказать обучающимся помощь в изучении собственных индивидуальных возможностей, интересов, в выборе способа удовлетворения образовательных потребностей в школе, в том числе потребностью в использовании ИКТ;

  - обеспечить пропаганду педагогических знаний и индивидуальную педагогическую помощь родителям.

      Программа предусматривает развитие следующих качеств выпускника школы:

-самореализация в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора ;

- оптимальный объём усвоенных знаний и умений;

- любовь к своей семье, школе, селу, краю, России;

- предпочтение здорового образа жизни.

       

Таким образом, создаётся модель выпускника:

-  познавательный потенциал - наличие желания и готовности продолжать обучение после школы, потребность в изучении избранной области научных знаний, самостоятельное добывание новых знаний;

- коммуникативный потенциал - владение умениями и навыками  культуры общения, способностью поддерживать эмоционально - устойчивое поведение в кризисной, жизненной ситуации;

-  физический потенциал - стремление к физическому самосовершенствованию.

                           

Система отслеживания реализации концепции

    Реализация данной концепции школы зависит от умелого управления школы и от отдачи учителей, их заинтересованности в своей работе.

В школе постоянно совершенствуется деятельность управления. В реализации концепции участвуют администрация, методические объединения учителей-предметников, творческие и проблемные группы, библиотекарь, функциональные обязанности которых четко определены. Деятельность методических объединений, творческих групп, традиционные школьные семинары, предметные недели, конкурс «Учитель года», оформление методических сборников, выставки методических пособий составляют основу методического обеспечения выполнения программы. На данное время материально-техническое обеспечение школы удовлетворительно, укрепление и дальнейшее развитие предусмотрено при опоре на помощь администрации города и благотворительную помощь предприятий.

Целевые установки в развитии школы продуманы по годам, предусмотрено проведение аналитических методик срезов, анкет, тестов, что позволит в динамике отследить становление школы, всех ее коллективов, а также эффективность управленческой деятельности, компетентность всех членов администрации (функции всех членов администрации разработаны). Разработаны также критерии оценки, позволяющие вынести объективное решение о путях дальнейшего развития и о необходимой коррекции определенного направления в деятельности нашей школы.

Коллектив школы предусматривает создать «картину» личности выпускника школы и педагога школы и проанализировать соответствие желаемого и реального. Школа считает, что решение задач, предусмотренных данной концепцией, позволит успешно справиться с социальным заказом общества.

Система аттестации учащихся

      Система оценки, контроля и учета знаний, позволяет отследить рост познавательных интересов учащихся, их стремление к знаниям, так и уровень ЗУН и ОУУН (письмо, чтение, вычислительные навыки) по всем направлениям знаний. Она включает в себя тесты, психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности, диагностические ведомости ОУУНов, контрольные работы и срезы.

В 3-9 классах проводятся входные и итоговые контрольные работы, позволяющие отследить эффективность процесса обучения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

Сравнительный анализ, проводимый по четвертям, полугодиям, годам по различным предметам, позволяет отследить эффективность процесса обучения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Кроме государственной (итоговой) аттестации выпускников основного общего образования,  в школе существует система аттестации учащихся 3-9 классов. Она включает в себя:

-        четко продуманный план контроля за уровнем ЗУН по основным предметам раз в полугодие;

-       итоговые контрольные работы по всем предметам в 3-8-х классах;

-     административные контрольные работы  по русскому языку, математике и итоговые замеры ОУУН (чтение, письмо, вычислительные навыки).

Ресурсное обеспечение программы

  В качестве основных механизмов реализации концепции использованы: государственное (бюджетное) финансирование; спонсорские средства, средства родителей; средства от самостоятельной хозяйственной деятельности.

Социально-экономическая эффективность

Реализация концепции будет способствовать социально-экономическому и духовному возрождению России и русского народа, активизация процесса межнациональной интеграции народов России.

Основные формы обучения обучающихся

Традиционные

Новые

Классно-урочная система и лекционно-зачетная система

Обучение по индивидуальным учебным планам

Обучение на дому

Поисково-исследовательская деятельность (проектная)

Применение информационных технологий

Мониторинг качества образовательной программы

    Обучение, дающее гарантированный результат - тот идеал, к которому стремится педагогический коллектив школы.  Образовательный мониторинг - действенный механизм управления школой, качеством образования. Под образовательным мониторингом понимают  систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.

Цель мониторинговых исследований: обеспечение руководства школы комплексной информацией о состоянии общеобразовательной подготовки обучающихся, успешности процесса социально-психологической и профессиональной адаптации молодежи с целью принятия управленческих решений по улучшению педагогического руководства образовательным процессом и процессом социально-профессиональной адаптации.

Объекты мониторинга в открытой школе:

результативность учебного процесса;

развитие  учебной  деятельности обучающихся;

развитие личности обучаемых;

социально-психологическая адаптивность,

социально-демографический статус обучающихся;

профессиональное развитие педагога.

Мониторинг учебного процесса

Цель: отслеживание результативности воспитательно-образовательного процесса, управление им.

Основные задачи: непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, осмысление реальных учебных возможностей обучающихся (обученность, обучаемость), качество преподавания.

        В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы:

- достигнута ли цель образовательного процесса;

- существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

- существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателей;

- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Задача решается путем проведения входного, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов.

Входной срез проводится после 2-3 недель повторения.

Цель входного среза: определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения, готовность класса к данному этапу обучения.

В ходе проведения входного мониторинга преподаватель осуществляет:

  • Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе.
  • Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений.
  • Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому. Наличие  интегрированных связей (направления: математика – физика – электротехника; химия – биология; история – обществознание – литература).

     Входной срез проводится в письменной форме или при помощи компьютерных технологий по заданиям, составленным преподавателем, согласованным с зам. директора по УВР.

Результаты среза, анализ с выводами и предложениями обсуждаются с учащимися на классных собраниях, на педагогических советах.

Анализ результатов входного среза дает возможность преподавателю:

а) выбрать адекватную методику обучения;

б) сформировать мотивацию учащихся;

в) назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся;

г) провести коррекцию учебного графика.

Цели проведения промежуточного среза:

а) оценка успешности продвижения учащихся в предметной области;

б) подведение промежуточных итогов обучения.

Задачи, решаемые при проведении промежуточного среза:

а) оценка преподавателем успешности выбора методики обучения;

б) корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения;

в) формирование рейтинговой оценки учащихся.

        Промежуточный срез, как и входной, проводится в письменной форме или на компьютере. Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися.

        Цель проведения итогового среза – подведение итогов завершающего года обучения.

Задачи, решаемые при проведении итогового среза:

а) анализ результатов обучения;

б) оценка успешности освоения учащимися предмета;

в) анализ действий преподавателя на данном этапе обучения;

г) формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение об успешности выполнения учащимися учебной программы.

        Итоговые срезы проводятся за 2 недели до окончания учебного года.

Результаты  срезовых  работ анализируются следующим образом:

    1. Оценивается динамика процесса обучения от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому (сравниваются данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона).

    2. Оценивается прочность усвоения знаний  (результаты итогового среза сравниваются с результатами дополнительного среза по окончании обучения).

Результаты срезов оформляются в виде таблиц, диаграмм или визуализируются с помощью компьютерных технологий.

 Управление реализацией программы

В школе постоянно совершенствуется деятельность управления. В реализации программы участвуют администрация, учителя, библиотекарь, функциональные обязанности которых четко определены. Деятельность методического совета, методических объединений, традиционные внутришкольные семинары, недели мастер-классов   составляют основу методического обеспечения программы.

Направления  деятельности

 МБОУ ООШ №19

 в 2013-2014 учебном году

 в рамках реализации

национальной образовательной инициативы

 «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

        

Учебный план

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной

школы №19

муниципального образования Темрюкский район

 на 2013-2014 учебный год.

ПРОГРАММЫ,

реализуемые 

 муниципальным бюджетным  общеобразовательным учреждением основной общеобразовательной

школой №19

муниципального образования Темрюкский район

 на 2013-2014 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа...

Содержание основных разделов основной образовательной программы основного общего образования.

В данной статье даётся краткая характеристика разделов основной образовательной программы основного общего образования. Работа может быть полезна коллегам при изучении соответствующих разделов на курс...