Заседание педагогического совета по теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовки к внедрению новых стандартов в основной школе»
методическая разработка по теме

Заседание педагогического совета

по теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовки

к внедрению новых стандартов в основной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc130.5 КБ
Office presentation icon osobennosti_fgos_ooo.ppt734.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание педагогического совета

по теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовки

к внедрению новых стандартов в основной школе»

Цель проведения: повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование позитивного отношения учителей к внедрению ФГОС  в основной школе.

Уважаемые коллеги!

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. В 2011/2012 учебном году начался повсеместный переход начальной школы на новые стандарты образования. На ступени основного общего образования обязательным будет обучение по ФГОС с 2015-2016 учебного года.

Безусловно, в ОУ должны быть созданы определенные условия, способствующие безболезненному и эффективному переходу на новые образовательные стандарты.

Организации работы школы в условиях подготовки к внедрению новых стандартов в основной школе и посвящен наш сегодняшний педсовет.

Безусловно, прежде, чем начать организованный переход на новые стандарты, необходимо выяснить особенности ФГОС ООО.

         

«Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(Слайд 4)

C 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательные учреждения могли осуществить переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО). 7 сентября 2010 года распоряжением Правительства РФ утверждён план действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы. В соответствии с этим документом право перехода предоставлено всем российским школам.

(Слайд 5)

Особенности введения ФГОС ООО можно разделить на две составляющие – обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо во вне, либо в самой системе образования.

(Слайд 6)

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития, которые реализуются в трёх компонентах стандарта. (Слайд 7)


(Слайд 8)

ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, – это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Как пример, выпускник начальной школы – это выпускник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности,

выпускник основной школы – умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом,

в среднем звене – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

(Слайд 9)

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ – первом компоненте стандарта, который, пожалуй, самый ведущий и системообразующий. Формируя эту составляющую, разработчики  руководствовались тем, что новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, которые отражены в трёхкомпонентной структуре, а после их конкретизации и операционализации – в планируемые результаты. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ.

(Слайд 10)

Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.

(Слайд 11)

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов

Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причём результаты промежуточной аттестации (в том числе накопленная оценка – портфель достижений, или портфолио) свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая составляющая фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

(Слайд 12)

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования – преемственность и развитие

Все компоненты основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП) объединены в три раздела: целевой, содержательный, организационный. Первый включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.

(Слайд 13)

Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.

(Слайд 14)

Рефреном (главными темами) через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов обучающихся, что полностью поддерживается новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (вступающий в силу с 01.09.2013г).

(Слайд 15)

Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлено только психолого-педагогическое обеспечение, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования.

(Слайд 16)

Однако в каждом компоненте есть новые позиции. Кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.

(Слайд 17)

Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с Федеральным законом № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В стандарте дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения). Зафиксировано, что норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность и должен обеспечивать соответствие условий требованиям стандарта. Всё, что нужно для реализации ООП с точки зрения финансово-экономического обеспечения, в ФГОС ООО зафиксировано.

(Слайд 18)

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям

Прежде всего, нужно отметить усиление требований к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационно-образовательной среде. Если их разделить на два блока, то в первом конкретно указано, что должно иметь образовательное учреждение: информационно-библиотечные центры с медиатекой, учебные кабинеты с АРМ (автоматизированным рабочим местом) учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности, техническое оснащение и полные комплекты оборудования для всех предметных областей и внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы.

(Слайд 19)

Во втором блоке прописано, что должны обеспечивать созданные в образовательном учреждении условия: возможность реализации ООП, достижения требований к результатам, осуществления управления, выполнения новых СанПиН. При этом учитываются ориентиры, характерные для основной ступени, – формирование ИКТ-компетенций, подготовка к профильному обучению, профориентация.

(Слайд 20)

Внешние условия и факторы, определяющие особенности введения стандарта основного общего образования таковы:

Завершилась подготовка нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», применительно к каждому образовательному учреждению будет введён в действие Федеральный закон № 83ФЗ, приём образовательных учреждений к новому учебному году будет осуществляться в соответствии с новыми СанПиН. Продолжается реализация постановления Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

(Слайд 21)

Новый  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – изменения, поддерживающие ФГОС

Хочу обратить ваше внимание  на те позиции в новом Федеральном законе, которые, на мой взгляд, содержательно поддерживают ФГОС ООО:
- возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта);
- аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов;
- нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и т. д.);
- учёт особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ;
- оценка качества образования – переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования;
- общественное участие – расширение полномочий, наличие компетенций.

(Слайд 22)

Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое внимание и которых нужно постараться избежать

На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях (далее – ОУ) наблюдается так называемое образовательное неравенство – значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных. К великому сожалению, следует признать, что становится тенденцией двойной негативный отбор педагогических кадров: не лучшие выпускники школ приходят в педагогические вузы и самые успешные из них не возвращаются в школу. По итогам международных исследований только 5% студентов-математиков планируют работать в школе. Не развивается система внешкольного образования, в настоящее время только немногим больше 20% детей занимаются дополнительно по бесплатным программам.

(Слайд 23)

Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО, чтобы избежать рисков имитации деятельности.

Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.
Качественное образование невозможно без создания 
новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, 

обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений учащихся. 

(Слайд 24)

Должна завершиться трансформация механизмов финансирования – эти механизмы ещё не запущены в полной мере.

(Слайд 25)

Нормативное обеспечение

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
- ФЦПРО на 2011–2015 годы.
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
- Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС ООО

- Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
- Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:

  • О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03-255).
  • Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296)11.
  • Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/4612 и от 15.08.2011 № 03515/5913).
  • О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010 № 0333914).
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
  • Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений15.
  • Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.

Это те документы федерального значения, которыми необходимо руководствоваться при введении ФГОС ООО.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но её конечный результат, должен принести

радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Итак, введение  ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО свидетельствует о  необходимости  серьезного совершенствования образовательного процесса. Для обеспечения введения Стандарта необходимо осуществить ряд мероприятий в школе, а именно: создать соответствующие нормативно-правовые, финансово-экономические, организационные, кадровые, информационные и материально-технические условия.  

Методически грамотно, комплексно спланировать такую работу призван План-график введения ФГОС ООО в МБОУ СОШ №25 г.Липецка, который нам  необходимо разработать и принять.

(Слайд 26)

Проект

План - график мероприятий по подготовке к введению

федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования (ФГОС ООО)

на 2013-2015 гг.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

1.      Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО

1.1

Разработка основной образовательной программы основного общего образования

до июня

 2015

рабочая группа

основная образовательная программа ООО

1.2

Разработка учебного плана на II ступени обучения (5 класс) в соответствии с количеством учебных часов, отведенных на преподавание учебных предметов ФГОС НОО с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей обучающихся

апрель 2015

 

 

 

заместитель директора по УВР

учебный план ОУ на 2015-2016

учебный год

1.3

Разработка программ:

-духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

-программы культуры здорового и безопасного образа жизни;

-рабочих программ по предметам основного общего образования

(с учетом изменений предметных, метапредметных целей, личностных результатов)

 

 

 

 

 

Апрель-май 2015 

 

 

 

 

 

 

 

заместитель директора по УВР

Программы

1.4

Внесение необходимых изменений в Устав МБОУ СОШ № 25

до 01.09.2015

директор школы

изменения, дополнения в Уставе

1.5

Приведение локальных актов школы в соответствие с требованиями ФГОС

(штатное расписание, режим функционирования школы на II ступени, положение о мониторинге образовательного процесса, положение о параметрах и критериях оценки результативности работы педагогов,  положение о стимулирующих выплатах и другие локальные акты)

до 01.01.15

администрация школы,

рабочая группа по введению ФГОС ООО

Положения, инструкции, приказы

1.6

Приведение  должностных инструкций работников школы  в соответствие с  требованиями ФГОС

до 01.09. 2015

 директор школы, рабочая группа

должностные инструкции

1.7

Утверждение перечня УМК для учащихся 5-х классов на 2013-2014 учебный год в соответствии с федеральным перечнем

март 2015

заведующий библиотекой

Утвержденный перечень УМК для 5-9 классов

2. Организационно - методическое  обеспечение введения ФГОС ООО

2.1

Формирование рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ООО

апрель 2013

директор школы

создание и определение функционала рабочей группы

2.2

Рассмотрение вопросов  введения ФГОС ООО на

- совещании  рабочей группы  и предметных ассоциациях;

-  административном совещании;

-заседании Управляющего совета

 

 

В течение  2013-2015гг.

 

заместители директора;

члены рабочей группы;

руководители ПА

Протоколы,

план работы

2.3

Разработка плана методической работы, обеспечивающее сопровождение введения ФГОС ООО

Май 2013

зам. директора по УВР, рабочая группа

план методической работы

2.4

Повышение квалификации учителей основной школы и администрации:

- организация и проведение семинаров в школе

В течении 2013-2015 уч. Гг. 

Администрация школы 

План курсовой подготовки

План научно-методических

Семинаров

2.5

Изучение педагогическим коллективом образовательных стандартов второго поколения и методических рекомендаций  по введению ФГОС основного общего образования

В течении 2013-2015 уч. Гг. 

Руководители предметных ассоциаций,

рабочая группа

повышение профессиональной компетенции педагогов школы

2.6

Участие рабочей группы школы в семинарах,        совещаниях по введению ФГОС ООО

В течении 2013-2015 уч. гг. 

рабочая группа

повышение профессиональной компетенции педагогов школы

3. Информационно-аналитическое и контрольно-диагностическое обеспечение введения ФГОС ООО

3.1

Использование информационных материалов федеральных, региональных и муниципальных сайтов по внедрению ФГОС ООО

В течении 2013-2015 уч. года 

рабочая группа

информационные материалы

3.5

Ознакомление родительской общественности (законных представителей)  с ФГОС ООО;

Организация родительского лектория по темам:

-ФГОС ООО и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

-УУД (понятие, виды, значение)

-Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

-Основные характеристики личностного развития учащихся основной школы

-организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В течении 2014-2015 уч. года 

заместители директора по УВР;          классные руководители

4-х классов, будущие классные руководители 5 классов

изучение общественного мнения, результаты анкетирования, протоколы родительских собраний

3.6

Разработка медиа-плана информированности общественности о введении ФГОС основного общего образования через средства массовой информации, официальный сайт школы

январь 2014-декабрь 2014

руководитель учебной части

Размещение материалов на сайте школы

3.7.

Обновление информационно-образовательной среды школы:

приобретение электронных учебников, мультимедийных учебно-дидактических материалов

в течение 2014-2015гг.

учителя-предметники, библиотекарь

Информационно-образовательная среда

3.9

Экспертиза условий, созданных в ОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Май 2014, май 2015

Администрация

Оценка степени готовности ОУ к введению ФГОС

 

4. Подготовка  кадрового ресурса к введению ФГОС ООО

4.1

Утверждение  списка учителей, работающих в 5 классах, участвующих  в реализации ФГОС в 2015-2016 уч.г. 

Май 2015

директор школы

заместитель директора по УВР

Список учителей основной школы, рекомендованный к участию в реализации ФГОС

4.2

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ.

Анализ выявленных проблем и учет их при организации методического сопровождения.

май 2013-май 2015

 

заместитель директора по УВР

Наличие плана курсовой подготовки по переходу на ФГОС.

Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС ООО.

4.3

Разработка рабочих программ изучения предметов  БОП учителями с учетом формирования прочных  универсальных учебных действий

до 01.07.2015

заместители директора по УВР,

Руководители ПА,

учителя-предметники

 

Проектирование педагогического процесса педагогами по предметам образовательного плана школы с учетом требований ФГОС

4.4

Тематические консультации, семинары – практикумы по актуальным проблемам перехода на ФГОС

в течение 2013-2015гг.

заместители директора по

УВР

ликвидация профессиональных затруднений

5. Финансовое  обеспечение  введения ФГОС ООО

5.1

Комплектование УМК, используемых  в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО

с января, ежегодно

Заместители директора по

УВР;

Библиотекарь

заявка на УМК

5.2

Составление сметы расходов по реализации ООП ООО

директор школы

Смета расходов по реализации ООП ООО

 

5.3

Разработка (с внесением изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников школы, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

до сентября 2015

директор школы,

 рабочая группа

Пакет локальных актов школы

 

6. Создание материально-технических условий в соответствии с требованиями ФГОС

6.1

Организация мониторинга по вопросу оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений школы  в соответствии с требованиями ФГОС

в течение 2013-2015 гг.

рабочая

 группа

экспертная оценка

6.2

Заявки школы   на приобретение необходимого оборудования для обеспечения готовности к введению ФГОС за счет средств муниципального бюджета

в течение 2013-2015 гг.

Директор школы

материальные средства, выделенные из муниципального бюджета на оснащение  школы для готовности к внедрению ФГОС

6.3

Приведение  материально-технических условий школы  в соответствие с требованиями ФГОС

в течение 2013-2015 гг.

Директор школы

обновление материально-технической базы школы

6.4

Паспортизация кабинетов

май-август 2015

заведующие кабинетами

Паспорт учебного кабинета

      В соответствии с Планом-графиком введения ФГОС ООО в МБОУ СОШ№25, необходимо, прежде всего, разработать основную образовательную программу основного общего образования, а также и другие  локальные акты школы нормативно-правового обеспечения ФГОС ООО.

А главная задача – «погружение» каждого из нас в новые стандарты. Сегодня никого не нужно убеждать в том, что развивать ребёнка может только развивающийся педагог. Инертный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность.

Как развивать ученика –  знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в своих убеждениях и поступках, в условиях непрерывного реформирования образования – это достаточно сложный вопрос. Именно, поэтому, в условиях перехода отечественной системы образования на ФГОС общего образования главная задача методической службы –  гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях. Ориентиром в этой непростой работе должна стать является Программа развития школы (которую также необходимо разработать и можно назвать, например, «Школа – среда эффективного и качественного образования в условиях ФГОС ОО».

Безусловно, справиться с этими задачами один человек (администратор) не сможет, поэтому нам необходимо сформировать рабочую группу по  введению ФГОС основного общего образования. (выбор состава группы).

(Слайд 27)

В заключении, мне хотелось бы сказать, что каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные (на мой взгляд) слова Льва Николаевича Толстого: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Уважаемые коллеги!

В преддверии освоения ФГОС на ступени основной школы давайте оглянемся назад и возьмем в новую школу всё самое лучшее, что нами наработано; давайте посмотрим на себя позитивно и поверим, что мы преодолеем всё и достигнем новых высот в обучении и воспитании наших юных граждан; давайте смело заглянем в будущее, ибо «Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое».

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « НАВСТРЕЧУ ФГОС ООО : ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ СТАНДАРТОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Слайд 2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2. ОБСУЖДЕНИЕ ПЛАНА-ГРАФИКА ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО В МБОУ СОШ №.25 Г.ЛИПЕЦКА. 3. ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 4. РАССМОТРЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5. РАЗНОЕ.

Слайд 3

Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Слайд 4

Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.)

Слайд 5

Особенности введения ФГОС ООО Особенности введения, обусловленные особенностями ФГОС ООО Особенности введения, обусловленные системными изменениями

Слайд 6

ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования преемственность развитие

Слайд 7

ФГОС – три системы требований результатам структуре условиям общественный договор ориентация на результат системно-деятельностный подход Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ожидаемые результаты деятельности системы образования Ресурсы: кадры, информация, материальная база, финансы

Слайд 8

Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни . Портреты выпускников

Слайд 9

1. Требования к результатам Личностные Внутренняя позиция Самооценка Мотивация учебной деятельности Предметные Умения по отдельным предметам Метапредметные Познавательные Регулятивные Коммуникативные цели образования Структура требований к планируемые результаты освоения основных образовательных программ – операционализированные требования к результатам От минимального содержания образования – к индивидуальному максимуму результата Требования к результатам освоения основных образовательных программ – конкретизированные и операционализированные цели образования результатам

Слайд 10

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Слайд 11

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. Предмет оценки Итоговая оценка Накопленная текущая оценка урочной и внеурочной деятельности динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов Оценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проект уровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования .

Слайд 12

2. Требования к структуре основных ООП начального и основного общего образования - преемственность и развитие Компоненты ООП НОО Компоненты разделов ООП ООО целевого содержательного организационного Пояснительная записка; Планируемые результаты; Учебный план; П рограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся; П рограммы отдельных учебных предметов, курсов; П рограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; П рограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; П рограмма коррекционной работы; С истема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы . Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; С истема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы П рограмма развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности ; Пр ограмма отдельных учебных предметов, курсов; Программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы. Учебный план; Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

Слайд 13

Требования к структуре – преемственность и развитие ФГОС НОО: 80% и 20% ФГОС ООО: 70% и 30% Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся , в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность

Слайд 14

Учебный план основного общего образования В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: филология ( русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык) общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география) математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика) основы духовно-нравственной культуры народов России естественно-научные предметы (физика, биология, химия) искусство (изобразительное искусство, музыка) технология (технология) физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

Слайд 15

3.Требования к условиям реализации основных образовательных программ Информационно- методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Финансовое обеспечение Психолого- педагогическое обеспечение Кадровое обеспечение

Слайд 16

Приведены в соответствие с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет Особенности требований к кадровым условиям

Слайд 17

Особенности требований к финансово-экономическим условиям Требования приведены в соответствие с ФЗ-83 Финансовое обеспечение реализации ООП осуществляется на основе государственного задания учредителя по оказанию государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта. 2. Дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения) 3. Зафиксировано : норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность 4. Установлено: норматив должен обеспечить реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта

Слайд 18

Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям реализации ООП, достижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде условия должны обеспечивать возможность выполнения новых СанПиН ОУ должны иметь цифровые образовательные ресурсы, ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, технологии информационно- библиотечные центры с медиатекой полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности Учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности Ориентиры , развитие : формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентация осуществления управления: взаимодействие, мониторинги, анализ, планирование

Слайд 19

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: Осуществлять образовательную деятельность создание и использование информации получение информации Организовать отдых и питание, обеспечить физическое развитие исполнение, сочинение и аранжировка музыкальных произведений проведение экспериментов, наблюдений проектирование и конструирование обработка материалов и информации создание материальных объектов художественное творчество размещение продуктов деятельности в информационно- образовательной среде ОУ

Слайд 20

Новые внешние условия, вызовы, проблемы ввввввввв Новые внешние условия Подготовка нового ФЗ «Об образовании» Введение в действие в 2012 году ФЗ-83 Введение новых СанПиН Реализация Постановления от 31 мая 2011 г. №436 О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования

Слайд 21

Возможность выбирать учебные курсы как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта) Аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов Нормативное подушевое финансирование , гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и пр.) Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ Оценка качества образования : переход от распределения статусов к содержательной оценки результатов образования Общественное участие: расширение полномочий, реальная дееспособность и наличие компетенций Новый ФЗ «Об образовании» – изменения, поддерживающие ФГОС:

Слайд 22

Вызовы, проблемы Образовательное неравенство: значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, дифференциация территорий, образовательных учреждений Ухудшение качества педагогического корпуса, двойной негативный отбор кадров Стагнация системы дополнительного образования детей (24% детей по бесплатным программам) Сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам населения Не завершены институциональные реформы , риски имитации деятельности

Слайд 23

ФГОС – инструмент модернизации Введение ФГОС ООО: новые системные задачи Создание условий введения ФГОС ООО Система ПК: подготовка учителя , способного овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования , достижение планируемых результатов, мотивация его на непрерывное профессиональное совершенствование Создание новой образовательной среды (в том числе, сетевой, межбюджетной, межведомственной) Завершение трансформации механизмов финансирования Организация и осуществление образовательного процесса , обеспечивающего формирование у выпускников компетентностей , соответствующих требованиям ФГОС Внедрение новых, адекватных требованиям ФГОСООО технологий управления Создание эффективных систем оценки качества образования , в том числе индивидуальных достижений обучающихся Новое качество образования

Слайд 24

Завершение трансформации и нормативное закрепление механизмов : финансирования образовательной деятельности Управления ОУ Формирования содержания образования Сетевых взаимодействий (внеурочная деятельность, кадры, ресурсы) Повышения квалификации кадров Оценки качества образования Общественного управления и социального партнерства Нормативное обеспечение Задачи:

Слайд 25

Нормативное обеспечение Федеральный уровень Национальная инициатива «Наша новая школа» План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 г.г. ФЦПРО на 2011-2015 г.г. Инструктивно-методические письма: -О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования Федеральный перечень учебников Федеральные требования к оснащению образовательного процесса

Слайд 26

План - график мероприятий по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на 2013-2015 гг. 1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО 2. Организационно - методическое обеспечение введения ФГОС ООО 3. Информационно-аналитическое и контрольно-диагностическое обеспечение введения ФГОС ООО 4. Подготовка кадрового ресурса к введению ФГОС ООО 5. Финансовое обеспечение введения ФГОС ООО 6. Создание материально-технических условий в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 27

Лев Николаевич Толстой: «ВАЖНО НЕ ТО МЕСТО, КОТОРОЕ МЫ ЗАНИМАЕМ, А ТО НАПРАВЛЕНИЕ, В КОТОРОМ МЫ ДВИЖЕМСЯ».

Слайд 28

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: УТВЕРДИТЬ ПЛАН-ГРАФИК ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО В МБОУ СОШ №.25 Г.ЛИПЕЦКА. УТВЕРДИТЬ СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. УТВЕРДИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАЗРАБОТАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО. МАЙ 2013 ОТВ.ПОТАПОВА Л.В.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Материал к заседанию педагогического совета на тему "Критерии успешности учителя".

Цель данного педсовета: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности....

Материал к заседанию педагогического совета на тему "Виды активности профессиональных сообществ обучения"

Поиски путей решения проблем увеличения эффективности школы и повышения качества образования ведутся во всем мире. Один из таких путей - видение школы как профессионального сообщества обучения. В рабо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Стратегия и тактика гимназии в условиях реализации и внедрения ФГОС общего образования"

Современная школа призвана обеспечить развитие у своих выпускников деятельностных способностей, которые позволяют им полноценно войти в следующий период своей жизни и быть ее субъектами. Чтобы найти с...

Материал к заседанию педагогического совета на тему "Как конструировать современный урок по ФГОС".

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?...