Статья. Внеурочная деятельность по математике в 5 классе. Математическая смекалка.
статья по математике (5 класс)

Декина Наталия Павловна

Примерная рабочая программа "Математическая смекалка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургский  государственный университет

педагогического мастерства

Кафедра теории развития образовательных систем

Семинар-спутник

«Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования»

(в рамках проекта «Двенадцатилетняя школа»).

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по теме: «Проблемы повышения уровня

готовности к школе».

Автор:

Дёкина Наталия Павловна

                               Ф.И.О. (полностью)

Зам. директора по УМР

                                (должность)

138 школа Калининского р-на

                               (место работы)

Руководитель:

Бакушина Алла Николаевна,

старший преподаватель

кафедры теории развития

образовательных систем.

Санкт-Петербург 2006 г.

Оглавление.

I.        Информация о школе.

II.        Исследование «Анализ уровня подготовленности детей к

обучению».

III.        Готовность к обучению – как мы это понимаем?

IV.        Приложения.

I.        Информация о школе.

        Общеобразовательная школа №138 находится в промышленной части Калининского района.

        Принимая всех детей по микрорайону, школа большей частью комплектуется вне микрорайона. В результате социальный состав у родителей разнообразный. Преобладающую часть составляет интеллигенция, в последнее время значительно возросло число представителей бизнеса, имеются служащие, рабочие, работники торговли.

Коллектив школы с 1996 года участвовал в разработке проекта «Школа равных возможностей», что во многом определила стратегию развития школы.

Школа имеет договорные отношения с физическим, математико-механическим, биолого-почвенным факультетами СПбГУ и с Военно-медицинской Академией, что требует углублённого изучения в школе физики, математики, биологии, химии, а также английского языка и информатики. Это определяет высокие требования к уровню обучения в начальной школе.

        В то же время в школу приходят дети с различным уровнем готовности к обучению и каждому  мы должны предоставить максимальные условия для самореализации личности.

        Для этого в школе реализуется базовая, расширенная и углублённая образовательные программы, факультативны, профили, большой спектр программ дополнительного образования, гибкие формы обучения (см. приложения 1,2)

        

II.        Исследование

«Анализ уровня подготовленности детей к обучению».

В октябре 2000 года среди учителей, родителей, воспитателей проводилось исследование «Анализ уровня подготовленности детей к обучению». Цель исследования: определение дополнительных возможностей для разрешения проблем преемственности между д/с и школой.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА        

(анкета – приложение.3)

В опросе участвовали 5 категорий участников образовательного процесса:

А – Родители первоклассников, обучающиеся по расширенной образовательной программе (59 чел).

Б – Родители первоклассников, обучающиеся по базовой образовательной программе (10 чел).

В – Родители детей подготовительной группы ДОУ № 27 (20).

----

Г – Учителя школы №138 (16) .

Д – Воспитатели ДОУ №27 (15).

В опросе приняло участие 120 человек.

Степень активности участия:

А – 72%

Б – 21%

В – 40%.

Г – 66%.

Д – 57%

*Степень активности означает процент респондентов принявших участие в опросе от числа тех, кому было предложено ответить на вопросы анкеты.

1 вопрос анкеты: «Что Вы считаете хорошим образованием?»

В таблице данные приведены по убыванию степени значимости. Степень значимости означает процент респондентов давших данный ответ от всего числа участников опроса.

Виды ответов

Степень значимости

Число категорий

Категории участников

1

Всестороннее развитие личности

20%

4

АВ ГД

2

Хорошо сформированные ОУНН

19%

3

АВ Г

3

Устойчивые знания

16%

3

АВ Г

4

Изучение 2-х иностранных языков

16%

3

АВ Г

5

Образование, которое дает возможности для самореализации личности

10%

3

АГ Д

6

Образование с заботой о сохранении здоровья.

7%

2

АВ

7

Отличное владение родным языком

7%

2

АВ

8

Владение компьютером

6%

2

АВ

9

Бесплатное образование

2%

1

Д

10

Знание истории и культуры города

менее 1%

11

Умение играть в шахматы

менее 1%

2 вопрос: «Что необходимо для подготовки ребенка к школе?»

Виды ответов

Степень значимости

Число категорий

Категории участников

1

Развитие памяти, внимания, логического мышления

42%

5

АБВ ГД

2

Формирование учебной мотивации

27%

5

АБВ ГД

3

Совместная деятельности педагогов и родителей

16%

4

БВ ГД

4

Наличие единой программы Детский сад–школа.

12%

4

АВ ГД

5

Занятия с психологом в ДОУ, ставка психолога в ДОУ.

10%

4

АВ ГД

6

Посещение «Малого лицея» в школе №138

9%

1

А

7

Финансовая поддержка школы

6%

2

АБ

* 4 респондента затруднились с ответом на данный вопрос.

3 вопрос: «Необходимы ли изменения в системе дошкольной подготовки? Если да, то какие именно?»

Виды ответов

Степень значимости

Число категорий

Категории участников

1

Подготовка в ДОУ устраивает

22%

4

АБВ Д

2

Наличие преподавателя ЛФК.

5%

2

В Д

3

Обучение первоклассников на базе ДОУ.

1%

1

Г

*10 человек затруднились ответить на данный вопрос.

4 вопрос: «Какие умения и навыки необходимы для успешного обучения?».

Виды ответов

Степень значимости

Число категорий

Категории участников

1

Навык чтения

25%

4

АБВ Г

2

Умение считать писать

24%

3

АБВ ГД

3

Навыки самостоятельности

22%

5

АБВ ГД

4

Коммуникативные умения

11%

3

АВ Г

5

Умения отвечать на вопросы, умения их формулировать

5%

3

А ГД

6

Умение обращаться за помощью

1%

1

Г

7

Знание букв

1%

1

Г

8

Навык штриховки

1%

1

Г

*3 человека затруднились с ответом на данный вопрос.

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:

1. Учитывая степень активности респондентов, количество и характер критериев, называемых при опросе, менее всех удовлетворены подготовкой к школе учителя и родители детей, в классах с расширенной образовательной программой. Практика работы «Малого лицея» при школе №138 говорит о возможности достижения лучших результатов при согласовании содержания и требований программ дошкольной и школьной подготовки, что и подтвердил опрос.

В то же время каждый 5-й опрошенный удовлетворен подготовкой детского сада.

2. Необходима единая программа развития ребенка «Детский сад – школа», которая подразумевает всестороннее развитие личности, развитие психических функций и личностных качеств, формирование ОУУН и конкретных учебных навыков и умений.

3. У 18 респондентов возникли затруднения в ответе на некоторые вопросы. Затруднения возникли у наименее активных респондентов.

4. В каждом детском саду необходим инструктор ЛФК и психолог.

Анализ результатов опроса  позволяет сделать вывод о необходимости создания единой структуры, объединяющей школу и Детский сад.

Таким образом, можно сформулировать основные проблемы.

1. Сопоставляя данные опроса родителей, наблюдения педагогов, исследования Службы сопровождения, можно сделать вывод о недостаточной готовности детей к обучению в школе, что выражается:

1.1. Недостаточный, в ряде случаев низкий уровень психического развития (см. приложение 5).

1.2 .Слабо развита мелкая моторика.

1.3. Низкий уровень коммуникативных возможностей.

1.4. Слабое физическое здоровье.

Данные выводы полностью совпадают с результатом опроса родителей.

2. Анализ причин недостаточного уровня готовности позволяет выделить в качестве главной – отсутствие преемственности в подготовке детей к школе (подавляющее число детей приходит из детского сада).

3. Родители в рамках семейного воспитания не могут обеспечить подготовку ребёнка в школу, т.е. необходимо промежуточное звено и родительский всеобуч. В нашей школе эти функции выполняет Малый лицей и бесплатный курс «Скоро в школу».

Для разрешения проблемы преемственности в начальной школе создана дошкольная структура «Малый лицей» для детей 4,5-6лет.

Основная цель деятельности Малого лицея: интеллектуальное, эстетическое, нравственное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей на основе личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности.

        Различная степень готовности к обучению обусловлена различным уровнем  развития у детей психических познавательных процессов - памяти, внимания, мышления, воображения, формирования ролевой позиции школьника.

 Основные принципы работы с детьми в Малом лицее:

 1.Работа строится в соответствии с «зоной ближайшего развития» ребенка.

 2.Занятия проходят в игровой форме.

 3.Ребенок знает, что он имеет право на ошибку (не ошибается тот, кто ничего не делает).

 4.Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы – это очень важно.

 5.Родители – участники процесса, что позволяет ребенку быстрее освоиться в новой ситуации и в новом коллективе, а родителям – следить за успехами своего ребенка.

Занятия проходят два раза в неделю (среда и суббота).

Дети и родители имеют возможность получить квалифицированную помощь психолога, логопеда, пройти курс оздоровительных процедур в оздоровительном центре школы.

Школьной службой сопровождения в течении ряда лет проводился сравнительный анализ результатов выполнения тестового комплекса учениками первых классов. Анализ показал, что посещавшие Малый лицей дети имеют более высокий уровень развития основных психических познавательных процессов, лучше адаптированы к школе, успешно обучаются по базовой и расширенной образовательной программе.

                                                

III.        Готовность к обучению – как мы это понимаем?

Условно мы разделили готовность к обучению на три уровня - высокий, средний, низкий.

Уровни готовности к обучению.

Уровень готовности к обучению.

Психологические и физиологические особенности

Особенности выбора образовательного маршрута

Критерии эффективности выбора

Высокий

1 и 2 группы здоровья

Психологическая готовность, которая подразумевает высокий уровень развития:

-внимания

-памяти

-моторики

-фонематического слуха

-пространственной ориентации

-количественных представлений

-первичного навыка чтения

-произвольной регуляции поведения

Расширенная ОП.

Дополнительное образование по выбору.

Группы интенсивного развития.

Сохранение здоровья.

Успешность в обучении.

Положительная мотивация.

Средний

1 - 3 группы здоровья.

Средний уровень развития:

- внимания

- памяти

- моторики

- количественных представлений.

Низкий уровень развития:

- зрительной памяти

- фонематического слуха.

Базовая ОП.

Дополнительное образование по выбору, рекомендуем ИЗО деятельность.

Кабинет самоподготовки. Группа интеллектуального развития.

Сохранение здоровья.

Успешность в обучении.

Положительная мотивация.

Низкий

1 – 3 группы здоровья.

Низкий уровень развития:

- внимание

- памяти

- моторики

- пространственной ориентации.

Отсутствие:

- навыка чтения:

- произвольной регуляции поведения.

Базовая ОП.

Из дополнительного образования рекомендуется посещение кружков, способствующих развитию мелкой моторики, пространственных представлений.

Группа интеллектуального развития.

Параллельная школа или кабинет самоподготовки.

Сохранение здоровья.

Успешность в обучении.

Положительное отношение к школе.

Процесс определения уровня готовности может быть растянутым во времени – занятия детей в «Малом лицее» и бесплатных курсах «Скоро в школу», сжатым – собеседование (см. приложение 4). В течение нескольких лет по просьбе родителей мы определяли уровень готовности детей с тем, чтобы выбор образовательной программы был оптимальным, т.е. соответствовал развитию и здоровью ребёнка и не возникало необходимости перевода с базовой ОП на расширенную и наоборот. Служба сопровождения школы разработала диагностический пакет «Готовность к школе» (см. приложение 4).

На основании результата собеседования (см. приложения 5,6) и пожеланий родителей определяется образовательная программа.

Диагностическая пакет

"Готовность к школе"

ИЗУЧЕНИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУКИ:

Субтест – «Срисовывание письменного текста» (№1)

ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИЯ:

 – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем в школу. В школе ученики выполняют разные задания, и вы тоже попробуете выполнить те задания, которые я вам дам. Посмотрите, ребята, на ваш лист. Видите, в верхней части листа что-то написано (проверить – все ли правильно нашли). Первое задание: «Хорошенько посмотрите, как это написано, и напишите то же самое, только пониже».

ОЦЕНКА:

 5 баллов – имитация, которую можно прочитать, буквы не более в 2 раза больше тех, что на образце. Буквы образуют три слова. Наклон от горизонтальной линии не более чем 30 гр.

4 балла – предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла – явная разбивка надписи минимум на 2 части. Можно распознать хотя бы 4 буквы образца.

2 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

1 балл – каракули. 0 баллов – не выполнено вообще.

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.

Субтест: Нахождение закономерностей (№2).

    ( методика найди правило по Агафоновой И.Н.)

ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИЯ:

— Сейчас мы будем  выполнять задание с рисунками. Даны 4 квадрата (показываем на доске первый ряд рисунков). В первых трех квадратах нарисованы рисунки. Все они нарисованы по одному правилу, нужно догадаться, по какому правилу они нарисованы, и дорисовать 4-й так, чтобы это правило сохранилось. Что надо дорисовать в четвертом рисунке? (Ответ: круг с одной черточкой) Правильно. В первом рисунке круг  с четырьмя черточками. Во втором круг с тремя черточками —  на одну меньше. В третьем с двумя. Теперь нарисуйте круг с одной черточкой в ваших листах. Какие рисунки должны быть в остальных квадратах, догадайтесь и доделайте самостоятельно.

На выполнение  не более 3-х минут.

Оценка: Один балл за один полностью выполненный рисунок, пол балла за правильное  продолжение по одному из признаков. Максимальный балл 5. Тренировочный рисунок не учитывается.

ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ПРАВИЛУ, УМЕНИЯ

ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВНИМАНИЯ.

Субтест «Графический диктант Эльконина» (№3).

 – Сейчас мы с вами будем рисовать узоры. Надо постараться, чтобы они у вас получились красивыми и аккуратными. Найдите на листе поле в клеточку. Рисовать будем по линиям. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Линии будут идти вверх, вниз, направо и налево. Все помнят, где правая рука? Поднимите. Верно.  Найдите на поле в клетку две жирные точки. Поставьте кончик ручки на верхнюю точку. Отрывать ручку от бумаги нельзя.

 – Начали: две клеточки вниз, одна - вправо, две клеточки вверх, одна - вправо, две клеточки вниз, одна вправо, две клеточки вверх. Продолжите получившийся узор. (30 сек.) Хорошо.

 – Поставьте кончик ручки на вторую точку. Начали: ДВЕ вправо,   две клеточки вниз,   одна влево,   одна клеточка вниз, ДВЕ клеточки вправо,   ТРИ вверх, ДВЕ клеточки вправо, две вниз, одна клеточка влево, одна вниз, ДВЕ клеточки вправо, ТРИ вверх, ДВЕ клеточки вправо. Хорошо. Молодцы. Теперь дрессируйте муху сами, так чтобы этот узор продолжился. (2 мин.) Хорошо.

Оценка: 5 баллов - за безошибочный диктант и самостоятельное продолжение узора (хотя бы одна фигура). 4 балла – одна ошибка. 3 балла – 2 ошибки. 2 балла – если больше. 1 балл - если ошибок больше, чем правильно выполненных элементов. Максимальная оценка 5 баллов.

Субтест «Внимание – Ориентация – Количество (ВОК)» (№4):

ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИЯ:

Найдите на листе прямоугольник, разбитый на 6 квадратов        (проверить правильность).

А) В верхнем среднем квадрате нарисуйте столько кружочков, сколько видите у меня карандашей (показ 4-х).

Б) В правом нижнем квадрате нарисуйте столько палочек, чтобы их было больше, чем кружочков, на 1.

В) В левом верхнем квадрате нарисуйте треугольников столько, чтобы их было на два меньше, чем палочек.

Г) В нижнем среднем нарисуйте маленьких квадратиков столько, чтобы их было на два меньше, чем треугольников.

Д) В правом верхнем квадрате нарисуйте столько жирных точек, сколько будет кружочков и квадратиков вместе.

Е) В нижнем левом квадрате нарисуйте столько галочек, на сколько меньше треугольников, чем палочек (повторить 2 раза, т.к. это задание сложное). Хорошо.

Оценка: 1 балл за правильно выполненный квадрат. Максимальный балл 6.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Субтест «Составление схем слов» (№5)

ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИЯ:

 – Найдите на листе несколько линеечек (показать на листе). Сейчас над каждой линеечкой мы будем записывать слова, но не буквами, а кружочками, сколько звуков услышишь, столько надо нарисовать кружочков. Покажу на доске, как надо это делать. Слово СОК я напишу -  0-0-0. (не говорить, что 3 кружочка).

1. РУКА. 2. СТОЛ. 3. АВТОБУС. 4. ЗЕРКАЛО.

Оценка: 1 балл за каждое верное слово, максимальный балл - 4.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ.

Субтест «Исследование зрительной памяти» (№6).

ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИЯ:

Найдите на листе квадрат, поделённый на 9 клеток (проверить правильность). Сейчас я вам покажу такой же квадрат, в клеточках которого живут разные знаки. Внимательно посмотрите на него, запомните эти знаки и их расположение (показываем таблицу в течении 20 секунд). Теперь запишите их в свой квадрат, кто в какой клеточке живет.

Оценка: 2 балла за каждый верный знак и верную фигуру, 1 балл за верную фигуру в другой клеточке. Максимальный балл - 18.

ПРОЦЕДУРА ПОДСЧЕТА ИТОГОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СУБТЕСТОВ И ОБЩИЙ ИТОГ ТЕСТИРОВАНИЯ:

Набранные баллы делятся на максимальный балл и умножаются на 100. Результат записывается в виде процента выполнения субтеста.

Общий итог тестирования — среднеарифметическое от результатов всех субтестов. Результат записывается аналогично результатам отдельных тестов.

Диагностическая карта

Ф.И.___________________________________________ Возраст___лет___мес.  Дата___________

1. Срисовывание текста. Итог_______

2. Нахождение закономерностей. Итог_______

3. Графический диктант. Итог_______

4.ВОК. Итог_______

                                                                                                                 6. Память. Итог_______

5. Составление схем - слов. Итог_______

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

Г) ________________________  

Общий итог: ________________

ТЕСТ ТУЛУЗ-ПЬЕРОНА

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных бланков нарисованы два квадратика. Это – квадратики образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцами и не имеющая номера – пробная строчка (или черновик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик пробной строчки с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной чертой. Если точно такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструкции необходимо сопровождать демонстрацией соответствующих действий). Сейчас Вы должны будете таким образом последовательно обработать все квадратики пробной строчки.

Нужно работать строго по инструкции. Нельзя подчеркивать чертой сразу несколько квадратиков. Каждый квадратик обрабатывается по очереди. Исправлять ничего не надо, так как любое исправление все равно засчитывается как ошибка.»

На доске нужно нарисовать не менее десяти квадратиков из тренировочной строчки. Просим детей отвечать хором - «похож? - непохож?» и «что делаем: зачеркиваем? - подчеркиваем?». После совместного проговаривания и выполнения примеров на доске, те дети, которые все поняли могут начать выполнение тренировочной строчки. Тем кто не понял, необходимо индивидуально на их бланке показать, как надо работать.

Проходя по классу, нужно проверит все ли поняли правильно инструкцию и поправить тех, кто выполняет что либо неверно. При переходе к основной части задания необходимо проверить, чтобы у всех детей пронумерованные строчки на бланках были «чистыми».

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ: «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет даваться 1 минута. Как только время пройдет, я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка.» И в каком бы месте строки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать нужно как можно быстрее и как можно внимательнее.»

Начало основной части задание по команде: «Все поставили ручки на первую строчку! Начали!»

По истечении времени, отведенного на последнюю строчку, надо сказать: «Стоп! Все работу закончили.»



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  гимназия №148  имени Сервантеса

Калининского района  Санкт-Петербурга

Рабочая программа программы внеурочной деятельности

Математическая смекалка

для 6 класса

(1 часа в неделю , 34 часа в год)

Учитель-составитель: Декина Н. П.

2018 - 2019 учебный год

Пояснительная записка

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Известно, что человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые в нестандартных условиях. Необходимо учиться находить пути к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать «крупицы открытий» позволяет внеурочная деятельность . Она создает условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.

Рабочая программа составлена в соответствии с: федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 3 июня 2011 года № 1994, от  01 февраля 2012 года № 74;с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов); примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5. на основе учебно-методического пособия по  математике «Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления» для обучающихся 5-6 классов / [автор-составитель Н.А. Козловская], М:  Издательство ЭНАС, 2007 год –176 с., а  так же учебного плана ГБОУ гимназии №148 им. Сервантеса на 2018-2019 учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю в 6 классах.                              

Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

В программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

 

 

Общая характеристика курса

Существует довольно обширная и разработанная область математики, которой практически не касается школьный курс математики. Это всевозможные задачи, особенностью которых является то, что фабула часто может быть выражена в форме головоломки, фокуса, игры, парадокса и т.п. Однако, содержащиеся в них идеи весьма серьезны. Известны занимательные задачи, явившиеся отправной точкой для зарождения новых математических теорий. Использование таких задач в практике обучения служит развитию интереса к математике у обучающихся. Обучающиеся с такой математикой слабо знакомы, к встрече с подобными задачами не готовы психологически, поэтому их решение вызывает часто значительные затруднения. Ликвидировать указанный пробел позволит данный курс.

            Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений  и правил их конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения и навыки формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.

     В учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать. Данный курс способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии, развивает воображение, пространственные представления, память, внимание, речь, нетрадиционное мышления, смекалку, наблюдательность.

Целями изучения курса внеурочной деятельности является:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

-  интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления;

-  формирование представлений о математических идеях и методах;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Технологии используемые во внеурочной деятельности: совместной деятельности; здоровьесберегающие; дифференцированные (разноуровневые); игровые; обучение в сотрудничестве; информационные; проблемного обучения, системно-деятельностный подход.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности    их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения:

  • укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
  • решение классических и нетрадиционных задач
  • дидактические игры.

Реализуется безоценочная форма организации обучения.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать  наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”, “Успешно освоил курс”, “Прослушал курс”, “Посещал занятия курса”.  Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.

Домашние задания выполняются по желанию обучающихся.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения курса

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

      • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к                   преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,  способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование  качеств мышления, необходимых  для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)  в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике  как  части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3)  в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для  математического  развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Задачи на логическое мышление.

Логическая мозаика.

Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания.

Задачи на маневрирование.

Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений.

Задачи на переливание.

 Задачи на взвешивание.

Решение логических задач с помощью таблиц.

Диаграммы.

Задачи на комбинаторику

Метод перебора, метод построения дерева решения комбинаторных задач.

Способ умножения для комбинаторных задач.

Случайные события.

Частота и вероятность случайных событий.

Вероятность равновозможных событий.

Шкала вероятности.

Вероятность вокруг нас.

Логика перебора.

Кодирование.

Перестановки.

Шкала вероятностей.

Задачи, требующие нетрадиционного мышления.

Геометрия бумаги в клеточку.

Геометрическая головоломка «Танграмм».

Геометрическая головоломка «Пентамино».

Геометрическая головоломка «Волшебный круг».

Геометрическая головоломка «Колумбово яйцо».

Задачи со спичками.

Геометрия в пространстве.

Конструкции из кубиков.

Конструкции из шашек.

Топологические опыты.

Прогулки по лабиринтам.

Осевая симметрия.

Центральная симметрия.

Зеркальное отображение.

Симметрия. Орнаменты. Бордюры

Занимательная криптография.

Ребусы. Магические квадраты.

Олимпиадные задачи.

  Учебно-тематический  план

№п/п

Темы, разделы.

Всего часов

Виды  деятельности учащихся

1

Задачи на логическое

мышление

9

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент. Строить диаграммы проводить социологические исследования, обрабатывать данные. Обсуждать особенности математического языка. Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

2

Задачи на комбинаторику

6

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения дерева возможных вариантов. Строить теоретико-множественные модели некоторых видов комбинаторных задач.

3

 

Задачи, требующие нетрадиционного мышления.

9

Распознавать, вырезать  плоские фигуры, симметричные относительно прямой.Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе компьютерных технологий. Формулировать свойства двух фигур, симметричных относительно плоскости используя эксперимент, наблюдение, моделирование.  Находить в окружающем нас мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помошью компьютерных технологий.

4

Занимательная криптография

5

Проводитьлогические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент.

 

5

Решение олимпиадных задач

5

Проводитьлогические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Выдвигать гипотезы. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент

6

Итого

34

 

  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

     Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), видеоматериалы. Занятия проводятся в кабинете математики.            

Литература

1. Агафонова, И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений [Текст] / И.И.Агафонова-СПб: МиМ-Экспресс, 2011.-189 с

2. Винокурова, Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / Н.Н.Винокурова – М.: АСТ-ПРЕСС,2010.-175 с.

3. Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. [Текст] / О.В.Зайцева, Е.В.Карпова – Ярославль: Академия развития, 2010

4. Козловская, Н.А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] /  Н.А.Козловская  – М.: ЭНАС, 2007.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. [Текст] / З.А.Михайлова – М.: Просвещение, 2007.

6. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст] / А.Э.Симановский – Я.: Академия развития, 2007.

7. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль.: Академия развития, 1997.

8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль, Академия развития, 2009.

9. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.

10. Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку [Текст] /  И.В.Феоктистов // Первое сентября. Математика.- 1994. -  №19,20

11. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. [Текст] /  Л.В. Черемошкина – Ярославль:  Академия развития, 2010.

12. Чилингирова, Л.Н. Играя учимся математике [Текст] / Л.Н.Чилингирова и др. – М.: Просвещение, 1999

13. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. [Текст] /  – М.: Издательство «первое сентября»,2009.

14. Я иду на урок математики. 5класс: Книга для учителя. [Текст] /  – М.: Издательство «первое сентября», 2011 

15. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] /  М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.

 16. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011

17. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] /  Ю.В.Нестеренко  – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.

18. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] /  И. Ф. Шарыгин  – М.: Просвещение, 2009.

19. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.

20. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009

Интернет-ресурсы

  1. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/09222600-20e7-11dd-bd0b-0800200c9a66/?interface=themcol&showRubrics=1

Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве.Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b33a1431-1b0f-4794-b2a7-83cd3b9d7bca/104711/?

Программа "Графические диктанты и Танграм" Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.

 Программа «Геометрия и моделирование"Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.

Программа «Орнаменты» Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.

  1. http://www.chat.ru/~msharko/pentamino.htm.

Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино  в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко, 1998.

 Планируемые результаты изучения курса

Результаты первого уровня – приобретение учащимися научного знания, понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве,осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.

Результаты второго уровня – получение учащимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.

Результаты третьего уровня – получение учащимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, информации и материальных ресурсов, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-исследовательских проектов;соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План.

Дата  факт.

Характеристика основных видов деятельности ученика

 

Задачи на логическое мышление.

9

 

 

1

Логическая мозаика.

1

 3.09

 

Проводитьлогические рассуждения по сюжетам текстовых задач.

Выдвигать гипотезы.

Использовать компьютерное моделирование и эксперимент.

Строить диаграммы проводить социологические исследования, обрабатывать данные.

Обсуждать особенности математического языка.

Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными.

Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

2

Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания.

1

 10.09

3

Викторина «Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания»

1

 17.09

4

Задачи на маневрирование

1

 24.09

5

Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений.

1

 1.10

6

Задачи на переливание, взвешивание.

1

 8.10

7

Решение логических задач с помощью таблиц.

1

 15.10

8

Диаграммы. Столбчатые. Круговые

1

 22.10

9

Мини проект « Соц опрос «Любимый вид спорта»

1

 12.11

 

Задачи на комбинаторику

6

 

 

10

Метод перебора, метод построения дерева решения комбинаторных задач.

1

 19.11

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач.

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения дерева возможных вариантов.

 Строить теоретико-множественные модели некоторых видов комбинаторных задач.

11

Способ умножения для комбинаторных задач.

1

 26.11

12

Случайные события. Частота и вероятность случайных событий.

1

 312

13

Математическая игра «Случайные события»

1

 10.12

14

Вероятность равновозможных событий. Шкала вероятности

1

 17.12

15

Мини-проект «Вероятность вокруг нас»

1

 24.12

 

Задачи,требующие нетрадиционного мышления.

9

 

 

16

Геометрия в пространстве.

1

 14.01

Распознавать, вырезать  плоские фигуры, симметричные относительно прямой.

Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе компьютерных технологий.

Формулировать свойства двух фигур, симметричных относительно плоскости используя эксперимент, наблюдение, моделирование.

Находить в окружающем нас мире плоские и пространственные симметричные фигуры.

Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры.

17

Геометрия бумаги в клеточку.

1

 21.01

18

Геометрическая головоломка «Танграмм», «Пентамино»..

1

 28.01

19

Геометрическая головоломка «Волшебный круг».

1

 4.02

20

Задачи со спичками.

1

 11.02

21

Геометрия в пространстве.

1

 18.02

22

Конструкции из кубиков

1

 25.02

23

Конструкции из шашек.

1

 4.03

24

Прогулки по лабиринтам. Проект «Построй свой лабиринт на местности»

1

 11.03

 

Занимательная криптография.

5

 

 

25

Ребусы. Правила разгадывания ребусов.

1

 18.03

Проводитьлогические рассуждения по сюжетам текстовых задач.

 Выдвигать гипотезы.

 Использовать эксперимент.

 

26

Ребусы. Правила составления ребусов.

1

 1.04

27

Магические квадраты. Ребусы.

1

 8.04

28

Ребусы.

1

 15.04

29

Творческая работа «Математический ребус»

1

 22.04

 

Олимпиадные задачи.

5

 

 

30

Решение олимпиадных задач.

1

 29.04

Проводитьлогические рассуждения по сюжетам текстовых задач. 

Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными.

Выдвигать гипотезы.

 Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

  Использовать компьютерное моделирование и эксперимент.

31

Решение задач математической игры «Кенгуру»

1

 6.05

32

Математическая викторина.

1

 13.05

33

Поиск занимательных задач.

1

 20.05

34

Итоговое занятие

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс

Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс...

Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс ФГОС

Программа на основе курса "Наглядная геометрия" авторов И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой....

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика".5 класс.

В  программе даны пояснительная записка, учебно-тематический план,содержание программы, литература к учителю и к ученику ит.д....

программа внеурочной деятельности по математике 5 класс

Программа внеурочной деятельности поможет школьникам познакомиться с интересными задачами математики за страницами учебника....

Программа внеурочной деятельности по математике 7 класс ФГОС "Магия математики"

Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности «Магия математики» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результата...

Внеурочное занятие по математике 6 класс "Математические фокусы"

middot;         Вызвать у учеников интерес к математике, привить к ней любовь, развивать логическое мышление, внимание, вычислительные навыки  ·...