Социальное партнерство как важный фактор организации профильного обучения
статья по теме

Декина Наталия Павловна

Правильная организация взаимодействия с социальными партнерами является важнейшей составляющей в организации профильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство

как важный фактор организации профильного обучения

        Правильная организация взаимодействия с партнерами является, на наш взгляд, важнейшей составляющей в системе профильного обучения.

        Создавая условия для самоопределения школьника, его профессиональной ориентации, необходимо обеспечить максимальную возможность выбора. Поэтому на стадии предпрофильной подготовки на первое место выдвигается задача максимальной диверсификации элективных курсов. В данном случае возникает объективное противоречие, поскольку образовательного пространства отдельно взятого образовательного  учреждения для этого явно недостаточно. Разрешить настоящее противоречие возможно во взаимодействии с партнерами.

        В качестве партнеров с учетом территориального принципа могли бы выступить ОУ учебного округа (территориально ГОУ СОШ № 138 относится к 20-му учебному округу), средние специальные учебные заведения, профессиональные училища, заинтересованные в выпускниках 9-х классов. Опыт показывает, что возможно  также сотрудничество с ДДЮТ и подростковыми клубами. Таким образом, первым важным шагом в организации предпрофильной подготовки в школе может быть социальный анализ соответствующей территории, направленный на поиск заинтересованных партнеров.

        На сегодняшний день организация взаимодействия между ОУ учебного округа представляется весьма проблематичной по причинам организационно-технических трудностей и проблем психологического плана. Объективно школы в связи с сокращением контингента  поставлены в условия конкуренции, к тому же обладают ограниченным педагогическим ресурсом. В условиях ограниченных финансовых и педагогических ресурсов, стремясь качественно осуществлять профильную подготовку школьников, мы будем вынуждены основные силы направлять на обеспечение конкретных школьных профилей. Напротив, заинтересованность в выпускниках 9-х и 11-х классов со стороны ССУЗов, ПУ позволяет привлечь их ресурс на стадии предпрофильной подготовки.

Многолетний опыт сотрудничества школы № 138 и педагогического колледжа № 2 (школа является базой для проведения педагогической практики студентов) позволяет смоделировать возможные формы партнерства. Это организация элективных курсов по основам педагогики и психологии младших школьников как в колледже, где имеется богатая учебно-методическая база, так и в школе, где возможна организация практических занятий. Практическая направленность ЭК реализуется через проведение совместных мастер классов, мероприятий для младших школьников /праздники, викторины, олимпиады и др./, посещение уроков, занятий, проводимых студентами, проведение психологических диагностик, их анализ, выбор форм  коррекционных занятий, создание методических копилок и т.п. Данный подход позволяет создать необходимые условия для самоопределения выпускников 9-х классов и может служить некой моделью организации взаимодействия с ССУЗами. Подобным образом могут быть построены отношения с физико-механическим инженерным колледжем им.С.А.Зверева, профессиональными училищами, находящимися на территории учебного округа.

Следует отметить, что в партнерских отношениях со школами не в меньшей степени заинтересованы ПУ. В не столь отдаленном прошлом существовала определенная система профориентационной работы школ и ПУ, объединявшая в себе заинтересованность школ в качественном трудоустройстве выпускников 9 классов и соответственно заинтересованность ПУ – в профориентированном контингенте. В настоящее время это обстоятельство может служить объективной основой для договорного сотрудничества.

Договор о профориентационной работе мог бы включать

  • совместную разработку элективных курсов на основе учебных программ ПУ;
  • проведение открытых занятий;
  • профориентационные мероприятия.

Опыт совместной работы с ДДЮТ в области краеведения и музейного дела также создает определенные возможности для организации предпрофильной подготовки. Благодаря сотрудничеству с Санкт-Петербургским отделением союза журналистов России в школе осуществляется издательская деятельность (выпуск литературно-художественного журнала «Талисман»), что несомненно может быть использовано в данном направлении.

Наличие договоров о сотрудничестве школы № 138 с СПбГУ (физическим, математико-механическим, биолого-почвенным факультетами), ЛИМАШем, ВМА, СПб институтом богословия и философии (философия, культурология, искусствоведение), СПб Университетом культуры позволяют заметно расширить тематику элективных курсов, построенных на хорошей научной основе. Для их чтения привлекаются преподаватели высшей школы. Регулярно проводятся профориентационные встречи учеников 9-х классов с профессорско-преподавательским составом вузов.

Сотрудничество школы с вузами становится особенно важным на стадии профильного обучения в 10-х – 11-х классах. Помимо элективных курсов специалисты вузов преподают профильные предметы, организуется практика учащихся при соответствующих кафедрах и лабораториях, участие в экспериментальной деятельности с соответствующими формами защиты. Осуществляется кураторство отдельных учеников, склонных к научной деятельности и школьного научного общества, подготовка к региональным олимпиадам. К внеклассной работе по профильным предметам привлекаются студенты из числа выпускников школы, оказывается информационная поддержка. В итоге мы можем говорить, во- первых, об успешной профориентационной работе (по итогам последнего года 98 % выпускников поступают в вузы соответственно профильной подготовке в школе). Во-вторых  - об успешной адаптации выпускников к условиям учебы в вузе (практически нет отчислений).

В практике сотрудничества с вузами школа использует предоставление вузовским преподавателям часов из учебного плана и дополнительного образования, часов по хозрасчету за родительскую плату, также осуществляется и безвозмездное сотрудничество (курирование отдельных учеников, школьного научного общества, профориентационная работа). В последнее время отмечается заметное развитие безвозмездного сотрудничества. Так, по инициативе студентов СПбГУ был создан сайт, объединивший выпускников школы №138 в целях содействия ее развитию. В результате этого поступило немало предложений от выпускников разных лет, которые могут быть использованы для развития профильного обучения.

В заключение хочется отметить, что в Санкт-Петербурге как крупнейшем экономическом, научном и культурном центре возможности  в организации профильного обучения поистине безграничны.

Декина Н.П.-  заместитель директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как важный фактор повышения эффективности обучения математике.

В работе рассматриваются  вопросы интеграции в образовании, в частности при обучении математике. Уделяется внимание конструированию интегрированного занятия, его подготовке, проведению и рефлекси...

Материалы из опыта работы по организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам

Данные материалы показывают, как можно организовать профильное обучение учащихся по индивидуальным учебным планам....

Организация профильного обучения

Пособие предназначено для самообразовательной работы педагогов...

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

СОЗДАНИЕ  МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...

Социальное партнерство с государственно-общественной организацией "РДШ"

Социальное партнерство с государственно-общественной организацией "РДШ"...