"Сельская школа здоровья - стереотип жизни"
статья по теме
Об организации здоровьесбережения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
МОУ «Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
«Сельская школа здоровья – стереотип жизни»
Куксова ОЛ.Л. – директор школы
Национальная образовательная политика «Наша новая школа» определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов, сегодня эта тема для разговора становится первостепенной. По данным всероссийской диспансеризации в подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет хроническое заболевание или является ребёнком-инвалидом.
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как 70% времени он проводит в её стенах.
Результаты школьных мониторингов, жалобы родителей, учителей, низкие показания физической активности учащихся заставили нас безотлагательно заняться проблемой здоровья учащихся нашей школы.
А если учесть, что возможность получить квалифицированную медицинскую помощь имеет далеко не каждый сельский житель и что болезнь легче предупредить, чем лечить, то налицо все аргументы за то, чтобы первоочередной задачей нашей сельской школы стало воспитание здорового человека, человека с потребностями в здоровом образе жизни. Нет у ребёнка здоровья – он не сможет полноценно учиться, а затем стать хорошим специалистом. А неспециалистам приходится всё труднее.
В процессе взросления проявляется ещё один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
Таким образом, нами были сделаны выводы, что для того, чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий не только учителей и врачей, но и социально-психологических служб. Нами была разработана Программа «Здоровье», которая была представлена на рассмотрение Совету школы, утверждена им, и были определены основные направления деятельности школы по сохранению и развитию здоровья, организации двигательной активности учащихся. В связи с этим перераспределены функциональные обязанности всех участников образовательного процесса по этому направлению, установлен определённый режим работы, согласно намеченным целям и задачам.
Учебный день начинается с обязательной для всех утренней десятиминутной зарядки по специально разработанным комплексам упражнений.
На уроках учителями-предметниками регулярно проводятся динамические паузы, физкультминутки со специальной гимнастикой для глаз, рук, спины и других частей тела. Учителями соблюдаются санитарно-гигиенические нормы на уроках, средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, использование методов, способствующих активизации инициативы и творчества, длительность применения технических средств, строгий контроль за временем нахождения за компьютером, чередование поз учащихся во время урока.
В связи с тем, что сократилось количество учащихся в школе, появилась возможность подобрать столы и стулья в соответствии с ростовыми группами, что является немаловажным фактором в здоровьесбережении.
В начальной школе четвёртый год используем конторки доктора В.Ф. Базарного для смены рабочих поз во время урока, каждый ребёнок может во время урока встать, подойти к очень удобной конторке и продолжить урок.
Самая главная ответственность, конечно же, лежит на учителе физической культуры, который работает по индивидуально разработанной программе «Здоровье через физическую культуру». С учётом медицинских групп здоровья учащиеся на уроках физической культуры занимаются по специальным комплексам упражнений, предусматривающих особенность заболевания. Учащиеся, находящиеся на подготовительной медицинской группе здоровья занимаются лечебной гимнастикой, разработанной совместно с фельдшером для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, для профилактики заболеваний органов дыхания. Учащиеся обучаются приёмам самоконтроля и элементам закаливания организма.
Во второй половине дня работают спортивные секции. Традицией в школе стало проведение в последнюю субботу месяца «Дня здоровья», к которому тщательно готовимся: заранее составляется план совместно со школьной Думой, детской организацией «Союз», обязательно читается лекция медиками, а затем спортивные эстафеты, марафоны, малые олимпийские игры. Традиционными стали также спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья!», где родители вместе с детьми завоёвывают хоть шоколадные или бумажные, но всё-таки медали.
Во второй половине дня учащиеся имеют возможность посетить факультатив «Психология здоровья», курсы по выбору «Репродуктивное здоровье», «Биология твоего здоровья», направленные на формирование у учащихся понимания развития человеческого организма, получение знаний об изменениях, происходящих в подростковом возрасте, о сохранении здоровья.
Традиционными стали мероприятия, предусматривающие двигательную активность учащихся, такие как военно-спортивная игра «Зарница», когда проверяется и умение ориентироваться на местности, и смекалка, и физическая выносливость, и, конечно же, обед на свежем воздухе, горячий чай и солдатская каша, самая вкусная на свете!
Наша модель здорового школьника – это ребёнок, который умеет заботиться о своём здоровье и реально заботится о нём; он знает, что и папа с мамой, и любой учитель школы – его верные и надёжные друзья. А вместе с друзьями легче переносить все невзгоды. Дети должны видеть вокруг себя здоровых, жизнерадостных людей. Ближайший социум школьников – это учителя. Хочется отметить, что принятый закон школьной Думы о запрете курения, в школе коснулся всех - у нас в школе нет курящих учителей; на территории школы не курят родители и дети.
Говоря о здоровье детей, нельзя не затронуть вопросы организации питания, ведь только сытый ребёнок способен с полной отдачей относиться к учению и реализовать свои способности во внеурочной деятельности.
Для этого в школе он должен получить горячий завтрак после первого урока, обед, и полдник для тех детей, что посещают ГПД. Всё это мы сумели организовать в своей школе, привлекая, конечно, родителей.
При организации питания всегда много вопросов, и самым важным является «Чем кормить?», ведь питание должно быть рациональным, щадящим с включением специальных продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Половинкой успеха в этом вопросе является знание СанПиНов, и если к их изучению подойти творчески и следовать указаниям, то проблем со здоровьем будет меньше.
Очень сложно придерживаться десятидневного меню из-за недостатка денежных средств, но если заранее, летом позаботиться о сборе лекарственных трав, шиповника, то витаминизированные чаи будут, а если на стенах в столовой будет много информации о пользе молока, овощей, каши, то и пустых тарелок будет больше. И ещё: когда за одним столом обедает классный руководитель – аппетит лучше! И как можно больше пропаганды здорового питания: это и классные часы, и различные мастер-классы по приготовлению самого здорового салата или разработки мини-проектов «Моя диета – самая здоровая!», а также защита рефератов «Хлеб – всему голова!», или «Лук от всех недуг». По предложению школьной Думы проводилась неделя национальной кухни, когда повара ежедневно готовили блюда по рецептам бабушек, а ребята – представители различных этнических групп готовили красочные рекламы об их пользе и вывешивали в столовой – поверьте – всех в эти дни можно было принимать в общество чистых тарелок: и взрослых, и детей.
Для коррекции функциональных нарушений органов пищеварения, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, в школе организовано диетическое питание для учащихся; для пятерых детей пища готовится в соответствии с требованиями. Из-за вечных проблем с питьевой водой в деревне, у нас в школе создан свой питьевой режим: на Совете школы было принято решение покупать питьевую воду, чтобы ребёнок на перемене мог попить из индивидуального стаканчика.
Под особым контролем – мытьё рук, у каждого своё мыло и полотенец и стопроцентное знание пословицы «Чистота – залог здоровья!»
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но мы с вами можем научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Существует более 300 определений понятия «здоровье», среди них духовное здоровье – это система ценностей, убеждений, положительных эмоций, которыми мы заряжаемся в конце утренней ежедневной зарядки, произнося вместе с детьми слова:
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «Здравствуй»
говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным,
мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-762253-1456639978.png)
Статья в сборнике НПК "ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"
В условиях модернизации образования остро ставится вопрос о качестве жизни как новой цивилизационной парадигме. Содержание проблем качества жизни, которое активно обсуждается на разных уровнях учён...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-790096-1463068580.jpg)
Викторина «Школа здорового образа жизни»
Внеклассное мероприятие по ЗОЖ в форме викторины, которое позволяет сформировать представление о здоровом образе жизни у учащихся и бережного отношения к здоровью....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/25/picture-793622-1464207358.jpg)
Формированию здорового образа жизни у обучающихся в условиях сельской школы
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «Лучший учитель физической культуры, реализующий программы проекта «Школьный спорт» общеобразовательного учреждения численностью до 200 обучающихс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015580-1519522914.jpg)
Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы
Детское здоровье является приоритетным направлением работы школы, и государства в целом. Исходя из данных Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся необходима специальная...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-151899-1353860045.jpg)
Статья "Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни на уроках английского языка"
Формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни является одной из важнейших задач современной школы. Важно так же не только давать детям информацию, но и формировать положит...