Проект "Школа здорового образа жизни"
проект по физкультуре по теме

Андрюнкин Александр Николаевич

Проект  "Школа здорового образа жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ШКОЛА  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ»

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

                                        В.А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Охрана здоровья детей -  это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

 Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

Сохранение здоровья школьника зависит от образа жизни , который ведет подросток , поэтому в школе нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребенка
                                        Цель проекта:

Развитие деятельности МБОУ СОШ№13 , направленной на формирование здорового образа жизни  основных участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся и их родителей потребность к здоровому образу жизни;
  2.  Создать здоровую и безопасную среду (микроклимат, оптимальный режим учебной нагрузки, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация качественного питания с учетом состояния здоровья детей и т.д.);
  3.  Совершенствовать материально-техническую базу для физического развития и воспитания;
  4.  Совершенствовать психологическую поддержку школьников, медицинское обслуживание, осуществлять профилактику девиантных форм поведения
  5. Повысить двигательную активность обучающихся.
  6. Организовать деятельность образовательного учреждения с использованием здоровьесберегающих технологий

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Различают:

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); 
  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
     

Психическое здоровье:

  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение);
  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает:

  • благоприятное социальное окружение;
  •  духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  •  положительные эмоции.

 В нашей школе понимают, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающая деятельность школы:

·  Диспансеризация;

·  Профилактические прививки;

·  Дни и Недели Здоровья;

·  Спортивные школьные праздники;

·  Беседы о здоровье с учащимися;

·  Беседы о здоровье с родителями;

·  Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».

Основные направления нашей работы: 
• Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий
• Изучение здоровьесберегающей инфраструктуры школы 
• Рациональная организация учебного процесса 
• Физкультурно-оздоровительная работа 
• Просветительско-воспитательная работа 
• Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.

Модель  личности ученика нашей школы:

Формирование у обучающихся и их родителей потребности к здоровому образу жизни

В школе организована работа по следующим направлениям:
- просветительская работа с обучающимися и их родителями ;

- организация и проведение  прогулок в начальной школе;

- проведение «дней здоровья»;

- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия.

Основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными воспитателями в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Для организации просветительской работы с обучающимися разработана система классных часов. Классными воспитателями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.

Кроме того, в содержательную часть уроков включены вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т. д

Создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

 Организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.

Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.


Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.

 Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.
Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку

Создание здоровой и безопасной среды  и совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания

Школа обеспечена нужными материалами и санитарно - гигиеническими средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения.

Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
        В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем  находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности.

Соблюдается питьевой режим, для чего  в столовой имеются аппараты для питьевой воды. Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения здорового режима питания.100% обучающихся охвачены горячим питанием.

Режим работы общеобразовательного учреждения составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями    Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.

      Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений.

Некоторые учебные классы школы оснащены  современным оборудованием: компьютерами, мультимедийными проекторами, видеомагнитофонами, телевизорами, музыкальными центрами.Таким образом, в школе созданы необходимые условия для здоровой и безопасной жизнедеятельности.

Совершенствование психологической поддержки школьников

Учителя следят за психологическим климатом на уроке, наличием на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п

Вывод:

Надо отметить, что сохранение здоровья, тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки, отмечаемой во многих школах. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за правильным питанием детей, количеством времени, проведенным на свежем воздухе и другими аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае школа и педагогический коллектив МБОУ  СОШ№13  взял на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.

Ожидаемые  результаты проекта:

  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся.
  • Рост физического развития и физической подготовленности школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей

                  Методы  контроля:


• Отчёт на  заседаниях методического совета школы.

• Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ. 
• Изучение и анализ опыта работы педагогов, работающих по здоровьесберегающим технологиям.

• Создание методической копилки по проблеме здоровьесбережения. 
• Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

• Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению. 
• Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.

• Анкетирование родителей и обучающихся

                                                               

Resource id #3964

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Формирование здорового образа жизни молодежи"

Модель социальной работы по здоровому образу жизни молодежи включает: анализ благоприятных и неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на социальную работу с молодежью; деятельность по созданию ус...

Воспитательный проект "За здоровый образ жизни"

Данный проект был реализован в школе во время оздоровительной кампании в летнем лагере с дневным пребыванием при школе. Можно проект использовать в своей работе как учителям физической культуры, ...

Проект "За здоровый образ жизни"

Разработка материалов по работе с учащимися, родителями и педагогами по проекту "За здоровый образ жизни"...

Учебный проект «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Проект направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к здоровому образу жизни. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают допол...

Практико-ориентированный проект «Пропаганда здорового образа жизни среди подростков».

В проекте представлены методические и дидактические материалы    по    программе  курса   «Мой выбор – моё здоровье»,  определена актуальность, ...

проект « Подросток. Здоровый образ жизни. Наше здоровье в наших руках»

«Влияние здорового образа жизни подростков на физические и умственные способности старшеклассников на уроках английского языка по УМК О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой для школ с углубленным изучением ан...

Социальный волонтерский проект " За здоровый образ жизни".

Проект реализуется в рамках  школьной программы по здоровьесбережению  «За здоровый образ жизни!» (2009 -2014 г.),Тема для проекта « За здоровый образ жизни!» выбрана не случайно.О...