Подготовка к экзаменам (психологический аспект и не только...)
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Леонтьева Наталья Васильевна

В данном материале подобраны советы по подготовке кэкзаменам, которые, несомненно будут интересны и полезны как родителям выпускников, так и самим выпускникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ekzamenam.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

КОПИЛКА СОВЕТОВ

    На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

  1. Познавательный – уровень знаний.
  2. Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей.
  3. Эмоциональный – способность выдержать напряжённый экзаменационный марафон.

    Экзамен – наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.

Как подготовиться к экзаменам психологически?

  1. Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой задачи для достижения сверхцели.
  2. Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.
  3. Постараться сначала запомнить то, что даётся легко, а потом переходить к изучению трудного материала.
  4. В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте физические упражнения, занимайтесь физическим трудом, общайтесь с интересными людьми, помогите тем, кто особенно нуждается в вашей заботе.

Режим дня:

  1. Раздели день на три части: учебный труд – 8 часов, отдых – 8 часов, сон – не менее 8 часов.
  2. Организуй своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало тебя во время работы.

Питание:

  1. Трёх-четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами.
  2. Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.
  3. Улучшат память: морковь (стимулирует обмен веществ в мозгу), ананасовый сок.
  4. Сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день (помогает при умственном переутомлении, психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом).
  5. Успешно грызть гранит науки помогают капуста (она снижает нервозность), лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации).
  6. Хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы, содержащие необходимое мозгу вещество - серотонин.
  7. Чередовать умственный и физический труд.
  8. Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание.
  9. Минимум телевизионных передач и работы за компьютером.
  10. Стимулировать познавательные способности можно при помощи следующего упражнения: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливать фалангу каждого пальца другой руки, начиная от ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Затем руки меняем.
  11. Поднять настроение и наполнить себя свежей силой помогут вдохи и выдохи со звуками «Аааааааа», «Ииииии», «Уууууу». Важно, чтобы при вдохе звук пелся поступательно вверх (представьте, что вместе с воздухом вы вдыхаете светлые и радостные мысли), а при выдохе поступательно вниз (при этом из нас вытекает ощущение усталости, утомления, скуки).

Как заучивать и запоминать информацию с учётом личного ведущего уровня восприятия.

При хорошей зрительной памяти:

  1. Читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках (карточках).
  2. Письменно составляйте план ответа.
  3. Используйте сокращённую запись материала.
  4. Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы.
  5. Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они были постоянно у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену.

   Если ваш ведущий вид восприятия информации – звуковой:

  1. Читайте запоминаемый текст вслух.
  2. Если у вас есть такая возможность, начитайте содержание вопроса на аудиокассету, а затем периодически прослушивайте.
  3. При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова  чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые паузы в конце предложения, частей текста.
  4. Можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни.
  5. Изучив содержание вопроса, перескажите его.
  6. Помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

При выраженной памяти на движения и ощущения:

  1. Не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката.
  2. Попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (радость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного материала.
  3. Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её.
  4. Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.

Поведение до и в момент экзамена:

  1. Перед экзаменом следует хорошо выспаться, привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями.
  2. Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю.
  3. Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с уверенностью, что всё получится.
  4. Получив задание, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окружающих. Просмотрите все вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь.
  5. Когда приступаете к новому заданию, временно забудьте о предыдущем.
  6. Обязательно оставьте время для проверки своей работы.

Поведение во время экзамена:

  1. Не суетитесь, не бойтесь задать вопрос, если что-то непонятно по ходу экзамена.
  2. Если вы отвечаете устно – не бойтесь дополнительных вопросов, не показывайте своих сомнений.
  3. Если экзаменатор – человек энергичный, то ваш тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.
  4. Если экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, вы рискуете вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживлённой мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
  5. Докажите свою заинтересованность в предмете и  умение работать самостоятельно!
  6. Никогда не забывайте о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

Если экзамен сдан успешно:

  1. Похвалите себя, позвольте себе ласковые слова в свой адрес.
  2. Постарайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые стоит себя похвалить. Скажите: «Какой я молодец! Хвалю себя за то, что…» (продолжи фразу по своему усмотрению).
  3. Побалуйте себя сюрпризом.

Если вы «завалили» экзамен:

  1. Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло, и в чём твоя ошибка?
  2. Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим справиться – и я смогу!».
  3. Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой.

      Не забывайте о том, что экзамен – это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

В  этой статье  даются советы,как вести работу с педагогами  и родителями выпусных классов. Даются рекомендации для учителей и родителей....

Единый государственный экзамен: психологическая подготовка

http://www.c-psy.ru/index.php/if/ekzamen/ege/5704-2011-01-23-16-06-30Примерные сценарии родительских собраний.Материал опубликован в книге: Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическа...

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Психологическая подготовка к экзамену

Представлен комплекс упражнений на выработку умений по саморегуляции перед экзаменом в форме ГИА и ЕГЭ....

Психологические аспекты успешной подготовки подростка к сдаче экзаменов.

Психологические аспекты успешной подготовки к сдаче экзаменов....

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...